© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанкПризрак отравленного Скрипаля по-прежнему гнетет отношения между Россией и Великобританией, и перспективы разрядки все еще далеки, пишет Том Парфитт. Критики отмечают, что страницу с покушениями на шпионов удастся перевернуть лишь тогда, когда Россия перестанет их совершать. Но нельзя игнорировать диалог с Россией по вопросам борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия.
Борис Джонсон некогда назвал президента Путина «безжалостным тираном и манипулятором», несмотря на его внешность домового эльфа Добби из «Гарри Поттера». Перед своим визитом в Москву в качестве министра иностранных дел в декабре 2017 года будущий премьер-министр сравнил Россию с древней Спартой, назвав ее «злобной, закрытой, милитаристской и антидемократической».
По прибытии он раскритиковал Кремль за вмешательство в выборы в США и Европе, но при этом подпустил примирительных ноток, пошутив, что вывернул карманы перед зорким оком Сергея Лаврова. А суровый глава российского МИДа с недоумением слушал болтовню Бориса Джонсона о том, что продажи британских чипсов «Кеттл» и автомобили «Бентли» на улицах Москвы можно считать признаком прогресса в двусторонних отношениях.
Прошло два года, Борис Джонсон готовится к переезду на Даунинг-стрит, а перспективы реальной разрядки между Великобританией и США, кажется, отодвинулись еще дальше. Пусть пра-прабабушка премьера-консерватора и уроженка российского юга, но одними русскими корнями и амикошонством 66-летнего Путина не сломить.
Российский лидер явно пытается залатать дыру в отношениях. «Мы должны наконец-то перевернуть эту страницу о шпионах и покушениях», — сообщил он на Петербургском экономическом форуме в июне, добавив, что Москва и Лондон должны забыть об отравлении Скрипаля и работать над тем, чтобы двусторонние связи отражали здоровый уровень торговли.
Однако на состоявшемся вскоре саммите «Большой двадцатки» в Осаке Тереза Мэй лишь вяло пожала Путину руку. Да и то с гримасой.
Критики отмечают, что страницу с покушениями на шпионов удастся перевернуть лишь тогда, когда Россия перестанет их совершать.
Отравление бывшего сотрудника ГРУ и двойного агента британской разведки МИ-6 Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в марте прошлого года в Солсбери перечеркнуло все надежды на потепление, которые лелеял Джонсон тремя месяцами раньше. Великобритания поспешила обвинить двух россиян в сговоре на убийство, назвав их сотрудниками ГРУ, и опубликовала видеозапись с камеры видеонаблюдения у дома Скрипаля в день нападения.
О выдаче Великобритания даже не заикалась — слишком хорошо известно, что ответом послужит мгновенный отказ. После убийства Александра Литвиненко в Лондоне — в 2006 году оно возвестило новую мрачную эру англо-российских отношений — Москва отказала Королевской службе уголовного преследования в выдаче двух подозреваемых: бывшего офицера КГБ Андрея Лугового и бывшего военного офицера Дмитрия Ковтуна.
Независимо от того было ли покушение на Скрипалей одобренным Кремлем маневром для проверки решимости британцев или же местью спецслужб, совершенной без санкции российских властей неважно. Главное, что Путин вряд ли допустит признание роли Москвы, пусть это и поможет реальному сближению с Лондоном.
«В том, что касается международных отношений, русские гораздо больше дарвинисты, чем мы», — заявил в прошлом году бывший посол Великобритании в Москве сэр Энтони Брентон. «Они считают, что надо действовать жестко, а при необходимости, если того требуют ваши собственные интересы, даже бесчестно».
По словам заместителя министра иностранных дел Алана Дункана, подавшего в отставку, в сложившихся обстоятельствах единственным способом изменить «досадные отношения» с Москвой может стать уход Путина в 2024 году, если на смену ему придет его антипод, жаждущий порвать с прошлым.
У Бориса Джонсона, между тем, по-прежнему будут связаны руки в связи с тем, что Лондон вынужден открыто демонстрировать, что после отравлений на британской земле привычный порядок дел нарушился.
Здесь нужен четкий баланс: прагматизм требует, чтобы Запад и впредь сотрудничал с Россией в областях обоюдного интереса — например, в борьбе с исламизмом и ядерными амбициями Ирана или смягчении напряженности на Корейском полуострове.
Как заключил в своем декабрьском докладе особый комитет Палаты лордов по международным отношениям, «Россия — слабеющая держава, которой все чаще приходится полагаться на разрушительные возможности в киберпространстве».
«Великобритания должна продолжать тесное сотрудничество со своими союзниками, чтобы противостоять российским кампаниям по дезинформации и приемам гибридной войны», — отметили в комитете. Наряду с тем там признали: «Тем не менее, Великобритания также должна оставаться открытой для диалога с Россией по вопросам, представляющим общий интерес — таким как борьба с терроризмом и нераспространение ядерного оружия».
Сэр Энтони предупредил членов парламента, что Россия — «крупный мировой игрок», но Британия «плетется в хвосте» среди основных стран Запада по уровню диалога с Москвой по таким вопросам как киберпространство и исламский экстремизм. Это, отметил он, необходимо изменить.
Но даже такие пассы лучше делать сквозь зубы — особенно при природном стремлении Джонсона потрафить публике. На встрече с российским президентом в Осаке госпожа Мэй назвала отравление в Солсбери «актом, достойным презрения», добавив, что погибла невинная женщина, Дон Стёрджесс (Dawn Sturgess) — она скончалась от контакта с нервнопаралитическим веществом.
Глубоко въевшаяся подозрительность России по отношению к Великобритании и ее мотивам также опровергает уверения Путина, что все можно отбросить в сторону и забыть.
На этой неделе высокопоставленный российский сенатор предположил, что Великобритания воспользуется захватом британского танкера в Ормузском проливе, увидев в нем предлог для применения силы против Ирана — хотя раньше сама захватила иранское судно в Гибралтаре.
«Понятно, что Британия никогда не признает право других стран поступать с ней так, как она поступает с ними», — заявил он.
Комментарии читателей:
F Wood
Как только карьера Бориса в политике закончится, его ждет большое будущее юмориста. Его остроты неглупы и забавны. Он соображает быстрее многих, и кто знает, может, этот анфан террибль даже лучше, чем может показаться.
Kmee Hatt
Вот вам и мотив, почему Россия мутит Брексит, сеет хаос и добивается распада Европы: «Москва и Лондон должны "забыть" об отравлении Скрипаля и работать над тем, чтобы двусторонние связи отражали здоровый уровень торговли».
Upton Brackett
Да, и пусть мир забудет кровавые гнусности Сталина и Ленина, которых до сих пор чтут вместе с другими мясниками. Все это подробно описано в учебниках истории. Как можно такое взять и отменить? Переписывание истории — еще б?льшая ложь. Всякого, кто скажет, что это Россия, быстренько уберут.
James Murdoch
Э-э-э, ВВП всей России меньше, чем у Калифорнии.
Ann-Catherine Morner
Боже мой. Британская и Российская империя вместе воевали против Наполеона. Черчилль сотрудничал со Сталиным. Британская империя сотрудничала с Российской (а потом и с большевиками). Мне кажется, Путин умнее…
Pinabitta
Ну вот, в комментариях снова потянуло знакомым запашком — смесью борща, водки и «новичка».
Germann Arlington
А я бы сказал — жареной рыбой с картошкой и «Макдоналдсом» (судя по числу комментариев).
© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанкПризрак отравленного Скрипаля по-прежнему гнетет отношения между Россией и Великобританией, и перспективы разрядки все еще далеки, пишет Том Парфитт. Критики отмечают, что страницу с покушениями на шпионов удастся перевернуть лишь тогда, когда Россия перестанет их совершать. Но нельзя игнорировать диалог с Россией по вопросам борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия.Борис Джонсон некогда назвал президента Путина «безжалостным тираном и манипулятором», несмотря на его внешность домового эльфа Добби из «Гарри Поттера». Перед своим визитом в Москву в качестве министра иностранных дел в декабре 2017 года будущий премьер-министр сравнил Россию с древней Спартой, назвав ее «злобной, закрытой, милитаристской и антидемократической». По прибытии он раскритиковал Кремль за вмешательство в выборы в США и Европе, но при этом подпустил примирительных ноток, пошутив, что вывернул карманы перед зорким оком Сергея Лаврова. А суровый глава российского МИДа с недоумением слушал болтовню Бориса Джонсона о том, что продажи британских чипсов «Кеттл» и автомобили «Бентли» на улицах Москвы можно считать признаком прогресса в двусторонних отношениях. Прошло два года, Борис Джонсон готовится к переезду на Даунинг-стрит, а перспективы реальной разрядки между Великобританией и США, кажется, отодвинулись еще дальше. Пусть пра-прабабушка премьера-консерватора и уроженка российского юга, но одними русскими корнями и амикошонством 66-летнего Путина не сломить. Российский лидер явно пытается залатать дыру в отношениях. «Мы должны наконец-то перевернуть эту страницу о шпионах и покушениях», — сообщил он на Петербургском экономическом форуме в июне, добавив, что Москва и Лондон должны забыть об отравлении Скрипаля и работать над тем, чтобы двусторонние связи отражали здоровый уровень торговли. Однако на состоявшемся вскоре саммите «Большой двадцатки» в Осаке Тереза Мэй лишь вяло пожала Путину руку. Да и то с гримасой. Критики отмечают, что страницу с покушениями на шпионов удастся перевернуть лишь тогда, когда Россия перестанет их совершать. Отравление бывшего сотрудника ГРУ и двойного агента британской разведки МИ-6 Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в марте прошлого года в Солсбери перечеркнуло все надежды на потепление, которые лелеял Джонсон тремя месяцами раньше. Великобритания поспешила обвинить двух россиян в сговоре на убийство, назвав их сотрудниками ГРУ, и опубликовала видеозапись с камеры видеонаблюдения у дома Скрипаля в день нападения. О выдаче Великобритания даже не заикалась — слишком хорошо известно, что ответом послужит мгновенный отказ. После убийства Александра Литвиненко в Лондоне — в 2006 году оно возвестило новую мрачную эру англо-российских отношений — Москва отказала Королевской службе уголовного преследования в выдаче двух подозреваемых: бывшего офицера КГБ Андрея Лугового и бывшего военного офицера Дмитрия Ковтуна. Независимо от того было ли покушение на Скрипалей одобренным Кремлем маневром для проверки решимости британцев или же местью спецслужб, совершенной без санкции российских властей неважно. Главное, что Путин вряд ли допустит признание роли Москвы, пусть это и поможет реальному сближению с Лондоном. «В том, что касается международных отношений, русские гораздо больше дарвинисты, чем мы», — заявил в прошлом году бывший посол Великобритании в Москве сэр Энтони Брентон. «Они считают, что надо действовать жестко, а при необходимости, если того требуют ваши собственные интересы, даже бесчестно». По словам заместителя министра иностранных дел Алана Дункана, подавшего в отставку, в сложившихся обстоятельствах единственным способом изменить «досадные отношения» с Москвой может стать уход Путина в 2024 году, если на смену ему придет его антипод, жаждущий порвать с прошлым. У Бориса Джонсона, между тем, по-прежнему будут связаны руки в связи с тем, что Лондон вынужден открыто демонстрировать, что после отравлений на британской земле привычный порядок дел нарушился. Здесь нужен четкий баланс: прагматизм требует, чтобы Запад и впредь сотрудничал с Россией в областях обоюдного интереса — например, в борьбе с исламизмом и ядерными амбициями Ирана или смягчении напряженности на Корейском полуострове. Как заключил в своем декабрьском докладе особый комитет Палаты лордов по международным отношениям, «Россия — слабеющая держава, которой все чаще приходится полагаться на разрушительные возможности в киберпространстве». «Великобритания должна продолжать тесное сотрудничество со своими союзниками, чтобы противостоять российским кампаниям по дезинформации и приемам гибридной войны», — отметили в комитете. Наряду с тем там признали: «Тем не менее, Великобритания также должна оставаться открытой для диалога с Россией по вопросам, представляющим общий интерес — таким как борьба с терроризмом и нераспространение ядерного оружия». Сэр Энтони предупредил членов парламента, что Россия — «крупный мировой игрок», но Британия «плетется в хвосте» среди основных стран Запада по уровню диалога с Москвой по таким вопросам как киберпространство и исламский экстремизм. Это, отметил он, необходимо изменить. Но даже такие пассы лучше делать сквозь зубы — особенно при природном стремлении Джонсона потрафить публике. На встрече с российским президентом в Осаке госпожа Мэй назвала отравление в Солсбери «актом, достойным презрения», добавив, что погибла невинная женщина, Дон Стёрджесс (Dawn Sturgess) — она скончалась от контакта с нервнопаралитическим веществом. Глубоко въевшаяся подозрительность России по отношению к Великобритании и ее мотивам также опровергает уверения Путина, что все можно отбросить в сторону и забыть. На этой неделе высокопоставленный российский сенатор предположил, что Великобритания воспользуется захватом британского танкера в Ормузском проливе, увидев в нем предлог для применения силы против Ирана — хотя раньше сама захватила иранское судно в Гибралтаре. «Понятно, что Британия никогда не признает право других стран поступать с ней так, как она поступает с ними», — заявил он. Комментарии читателей: F Wood Как только карьера Бориса в политике закончится, его ждет большое будущее юмориста. Его остроты неглупы и забавны. Он соображает быстрее многих, и кто знает, может, этот анфан террибль даже лучше, чем может показаться. Kmee Hatt Вот вам и мотив, почему Россия мутит Брексит, сеет хаос и добивается распада Европы: «Москва и Лондон должны "забыть" об отравлении Скрипаля и работать над тем, чтобы двусторонние связи отражали здоровый уровень торговли». Upton Brackett Да, и пусть мир забудет кровавые гнусности Сталина и Ленина, которых до сих пор чтут вместе с другими мясниками. Все это подробно описано в учебниках истории. Как можно такое взять и отменить? Переписывание истории — еще б?льшая ложь. Всякого, кто скажет, что это Россия, быстренько уберут. James Murdoch Э-э-э, ВВП всей России меньше, чем у Калифорнии. Ann-Catherine Morner Боже мой. Британская и Российская империя вместе воевали против Наполеона. Черчилль сотрудничал со Сталиным. Британская империя сотрудничала с Российской (а потом и с большевиками). Мне кажется, Путин умнее… Pinabitta Ну вот, в комментариях снова потянуло знакомым запашком — смесью борща, водки и «новичка». Germann Arlington А я бы сказал — жареной рыбой с картошкой и «Макдоналдсом» (судя по числу комментариев).
Комментарии (0)