© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанкНедавно Россия сделала несколько «тревожных заявлений», которые ставят под вопрос свободу судоходства в Арктике, заявляет командующий ВМС США в Европе. Такого рода ограничения несовместимы с нормами международного права, считает он. И далее Джеймс Фогго III переходит к угрозам: если интересы США не будут учтены, то Вашингтон готов ответить на вызов Москвы и Пекина.
Когда Соединенные Штаты на прошлой неделе праздновали День независимости, американская подводная лодка с баллистическими ракетами «Аляска» прибыла с визитом в шотландский залив Фаслейн, где находится база подводных лодок королевских ВМС. Это стратегически важное место, поскольку оно находится недалеко от прохода в Северный Ледовитый океан.
Этот редкий визит подводного ракетного крейсера подчеркивает особый характер отношений между нашей страной и Соединенным Королевством, а также нерушимую преданность США НАТО и нашим партнерам в северной части Атлантики. Он наглядно демонстрирует присутствие американских ВМС в Арктике, где потепление порождает новые геостратегические вызовы.
Мы должны уделить особое внимание возросшим возможностям России по осуществлению своего военного присутствия в этом регионе, особенно в свете агрессивных и дестабилизирующих действий Москвы в Черном море и восточном Средиземноморье. Российские войска снова заняли семь бывших советских баз за Полярным кругом и построили две новые базы: «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа и «Северный клевер» на острове Котельный в архипелаге Новосибирские острова. В октябре прошлого гола Россия заглушила сигналы GPS натовских боевых кораблей, участвовавших в учениях «Единый трезубец» к северу от Норвегии, которые стали самыми крупными со времен холодной войны.
Недавно Россия сделала несколько тревожных заявлений, которые ставят под вопрос свободу судоходства в Арктике. В марте российское государство приняло закон о том, что зарубежные страны должны за 45 дней уведомлять его о проходе своих судов по маршруту Северного морского пути, который связывает Кольский полуостров и Берингов пролив. Новый закон также требует, чтобы иностранные военные корабли брали на борт российского лоцмана, а также сообщали подробные данные о себе, что является явным нарушением суверенного иммунитета. Российские руководители также заявляют, что могут запретить проход судов через территориальные воды России, каковы бы ни были его причины, и угрожают топить любые суда, нарушающие российские правила во время перехода по Северному морскому пути.
Такого рода ограничения несовместимы с нормами международного права. В статье 45 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года предельно ясно говорится о том, что нельзя запрещать мирный проход судов через пути, которые используются для международного судоходства. Более того, военные корабли обладают иммунитетом от юрисдикции любого государства, кроме своего собственного, хотя они должны соблюдать все законы и правила, находясь в территориальных водах государств в пределах 12 морских миль от их побережья.
Если Россия попытается навязать свои правила, противоречащие морскому праву, это создаст опасный прецедент для всего мирового сообщества. Сильные прибрежные государства могут внести поправки в законы, потому что им так хочется, и потому что имеющееся у них оружие позволяет им так поступать. А это станет катастрофой для мировой торговли и национального суверенитета.
Китай тоже стремится к усилению своего влияния в Арктике. Хотя эта страна находится на полторы тысячи километров южнее Полярного круга, ее давно уже интересуют ресурсы этого региона. В 1925 году КНР ратифицировала Шпицбергенский трактат. Но Пекин открыл новую главу в своем продвижении на север, провозгласив в прошлом году свою «арктическую политику». Назвавшись «почти арктическим государством», Китай изыскивает инвестиционные возможности, начиная с добычи полезных ископаемых и кончая морским «полярным Шелковым путем». Китай также предпринимает шаги по укреплению связей с Россией в Арктике. На апрельском международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге представители двух стран договорились о создании российско-китайского Арктического научно-исследовательского центра независимо от того, что Китай стремится к заключению многочисленных исследовательских соглашений с университетами и научными центрами других арктических государств.
Но будучи партнерами, Россия и Китай с опаской смотрят друг на друга, поскольку придерживаются разных взглядов на хозяйствование и развитие в Арктике. Так, в отличие от России, китайские руководители призывают считать Арктику всеобщим достоянием и настаивают на беспрепятственном проходе морских судов. Но такая точка зрения находится в полном противоречии с их действиями в Южно-Китайском море и в других местах.
Будучи арктическим государством, Соединенные Штаты приветствуют возможности для совместной работы и сотрудничества по обеспечению безопасности и стабильности в этом регионе, а также для процветания всех стран. Мы сотрудничаем со своими арктическими партнерами и союзниками на многочисленных форумах, решая общие региональные проблемы, в том числе, по рыбохозяйственной деятельности, по проведению поисково-спасательных операций, по безопасности судоходства и по научным исследованиям. Особо следует отметить созданный в 1996 году Арктический совет. В начале мая он провел свое министерское заседание в Рованиеми, где Исландия стала его временным председателем, получив мандат от Финляндии. Но мы видим, как в арктической дипломатии появляются трещины, как и во льдах Крайнего Севера. Проблемы своим усиливающимся вмешательством создают не арктические государства, такие как Китай, Франция, Германия, Япония, Южная Корея, Соединенное Королевство и некоторые другие. Такое вмешательство пока осуществляется в соответствии с нормами международного права, но здесь очень важно, чтобы эта практика сохранилась.
Совет в состоянии решить большинство проблем, но в его полномочия не входит военная безопасность. И здесь свою роль могут сыграть ВМС США как средство дипломатии и гарант мира и безопасности. В 1957 году ВМС направили к Северному полюсу первую подводную лодку «Наутилус», и с тех пор осуществляют свое присутствие в этом регионе, действуя в воздухе, на море и под водой в ходе маневров и учений, таких как «Ледовые учения» ((ICEX) и «Холодный ответ». Шестой флот США регулярно действует в полярных широтах вместе с союзниками и партнерами, добиваясь того, чтобы в регионе сохранялась стабильность, и не было конфликтов. Периодически занимаясь боевой подготовкой, и проводя учения с нашими скандинавскими партнерами, мы многое узнаем, так как они обладают богатейшим опытом действий в северных широтах, а их войска хорошо обучены, оснащены передовой техникой и могут взаимодействовать с силами НАТО.
Для ВМС чрезвычайно важно активно действовать в регионе Арктики, поскольку он становится все более доступным. Это необходимо для защиты американского народа, нашей суверенной территории и прав, а также природных ресурсов, интересов США и наших союзников и партнеров. ВМС будут и дальше соблюдать и защищать обычное международное право. Арктика представляет собой новый вызов для свободы мореплавания. Но мы готовы ответить на этот вызов. Визит подводной лодки «Аляска» на базу королевских ВМС Клайд это лишь последний из многочисленных примеров нашей решимости.
© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанкНедавно Россия сделала несколько «тревожных заявлений», которые ставят под вопрос свободу судоходства в Арктике, заявляет командующий ВМС США в Европе. Такого рода ограничения несовместимы с нормами международного права, считает он. И далее Джеймс Фогго III переходит к угрозам: если интересы США не будут учтены, то Вашингтон готов ответить на вызов Москвы и Пекина.Когда Соединенные Штаты на прошлой неделе праздновали День независимости, американская подводная лодка с баллистическими ракетами «Аляска» прибыла с визитом в шотландский залив Фаслейн, где находится база подводных лодок королевских ВМС. Это стратегически важное место, поскольку оно находится недалеко от прохода в Северный Ледовитый океан. Этот редкий визит подводного ракетного крейсера подчеркивает особый характер отношений между нашей страной и Соединенным Королевством, а также нерушимую преданность США НАТО и нашим партнерам в северной части Атлантики. Он наглядно демонстрирует присутствие американских ВМС в Арктике, где потепление порождает новые геостратегические вызовы. Мы должны уделить особое внимание возросшим возможностям России по осуществлению своего военного присутствия в этом регионе, особенно в свете агрессивных и дестабилизирующих действий Москвы в Черном море и восточном Средиземноморье. Российские войска снова заняли семь бывших советских баз за Полярным кругом и построили две новые базы: «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа и «Северный клевер» на острове Котельный в архипелаге Новосибирские острова. В октябре прошлого гола Россия заглушила сигналы GPS натовских боевых кораблей, участвовавших в учениях «Единый трезубец» к северу от Норвегии, которые стали самыми крупными со времен холодной войны. Недавно Россия сделала несколько тревожных заявлений, которые ставят под вопрос свободу судоходства в Арктике. В марте российское государство приняло закон о том, что зарубежные страны должны за 45 дней уведомлять его о проходе своих судов по маршруту Северного морского пути, который связывает Кольский полуостров и Берингов пролив. Новый закон также требует, чтобы иностранные военные корабли брали на борт российского лоцмана, а также сообщали подробные данные о себе, что является явным нарушением суверенного иммунитета. Российские руководители также заявляют, что могут запретить проход судов через территориальные воды России, каковы бы ни были его причины, и угрожают топить любые суда, нарушающие российские правила во время перехода по Северному морскому пути. Такого рода ограничения несовместимы с нормами международного права. В статье 45 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года предельно ясно говорится о том, что нельзя запрещать мирный проход судов через пути, которые используются для международного судоходства. Более того, военные корабли обладают иммунитетом от юрисдикции любого государства, кроме своего собственного, хотя они должны соблюдать все законы и правила, находясь в территориальных водах государств в пределах 12 морских миль от их побережья. Если Россия попытается навязать свои правила, противоречащие морскому праву, это создаст опасный прецедент для всего мирового сообщества. Сильные прибрежные государства могут внести поправки в законы, потому что им так хочется, и потому что имеющееся у них оружие позволяет им так поступать. А это станет катастрофой для мировой торговли и национального суверенитета. Китай тоже стремится к усилению своего влияния в Арктике. Хотя эта страна находится на полторы тысячи километров южнее Полярного круга, ее давно уже интересуют ресурсы этого региона. В 1925 году КНР ратифицировала Шпицбергенский трактат. Но Пекин открыл новую главу в своем продвижении на север, провозгласив в прошлом году свою «арктическую политику». Назвавшись «почти арктическим государством», Китай изыскивает инвестиционные возможности, начиная с добычи полезных ископаемых и кончая морским «полярным Шелковым путем». Китай также предпринимает шаги по укреплению связей с Россией в Арктике. На апрельском международном арктическом форуме в Санкт-Петербурге представители двух стран договорились о создании российско-китайского Арктического научно-исследовательского центра независимо от того, что Китай стремится к заключению многочисленных исследовательских соглашений с университетами и научными центрами других арктических государств. Но будучи партнерами, Россия и Китай с опаской смотрят друг на друга, поскольку придерживаются разных взглядов на хозяйствование и развитие в Арктике. Так, в отличие от России, китайские руководители призывают считать Арктику всеобщим достоянием и настаивают на беспрепятственном проходе морских судов. Но такая точка зрения находится в полном противоречии с их действиями в Южно-Китайском море и в других местах. Будучи арктическим государством, Соединенные Штаты приветствуют возможности для совместной работы и сотрудничества по обеспечению безопасности и стабильности в этом регионе, а также для процветания всех стран. Мы сотрудничаем со своими арктическими партнерами и союзниками на многочисленных форумах, решая общие региональные проблемы, в том числе, по рыбохозяйственной деятельности, по проведению поисково-спасательных операций, по безопасности судоходства и по научным исследованиям. Особо следует отметить созданный в 1996 году Арктический совет. В начале мая он провел свое министерское заседание в Рованиеми, где Исландия стала его временным председателем, получив мандат от Финляндии. Но мы видим, как в арктической дипломатии появляются трещины, как и во льдах Крайнего Севера. Проблемы своим усиливающимся вмешательством создают не арктические государства, такие как Китай, Франция, Германия, Япония, Южная Корея, Соединенное Королевство и некоторые другие. Такое вмешательство пока осуществляется в соответствии с нормами международного права, но здесь очень важно, чтобы эта практика сохранилась. Совет в состоянии решить большинство проблем, но в его полномочия не входит военная безопасность. И здесь свою роль могут сыграть ВМС США как средство дипломатии и гарант мира и безопасности. В 1957 году ВМС направили к Северному полюсу первую подводную лодку «Наутилус», и с тех пор осуществляют свое присутствие в этом регионе, действуя в воздухе, на море и под водой в ходе маневров и учений, таких как «Ледовые учения» ((ICEX) и «Холодный ответ». Шестой флот США регулярно действует в полярных широтах вместе с союзниками и партнерами, добиваясь того, чтобы в регионе сохранялась стабильность, и не было конфликтов. Периодически занимаясь боевой подготовкой, и проводя учения с нашими скандинавскими партнерами, мы многое узнаем, так как они обладают богатейшим опытом действий в северных широтах, а их войска хорошо обучены, оснащены передовой техникой и могут взаимодействовать с силами НАТО. Для ВМС чрезвычайно важно активно действовать в регионе Арктики, поскольку он становится все более доступным. Это необходимо для защиты американского народа, нашей суверенной территории и прав, а также природных ресурсов, интересов США и наших союзников и партнеров. ВМС будут и дальше соблюдать и защищать обычное международное право. Арктика представляет собой новый вызов для свободы мореплавания. Но мы готовы ответить на этот вызов. Визит подводной лодки «Аляска» на базу королевских ВМС Клайд это лишь последний из многочисленных примеров нашей решимости.
Комментарии (0)