© AP Photo, Riccardo PareggianiНовый президент продолжит проевропейскую линию, но при этом пересмотрит многие аспекты участия Киева в международных делах. Если Порошенко позволял себе читать Западу нотации, то Зеленский до такой степени еще не обнаглел, пока что он — «активный слушатель», считают эксперты. Главное, чтобы президент не пошел на прямые переговоры с ДНР / ЛНР и — слушался, кого следует…
В приоритете у Владимира Зеленского — политика внутренняя, а не внешняя, поэтому его подход к международным отношениям только формируется. Окончательно внешнеполитические цели Зеленского прояснятся лишь по окончании досрочных парламентских выборов в июле — и при этом неясно, будут ли они изложены единой программой, и как Зеленский вообще намерен разделять цели реально достижимые от предвыборных обещаний.
Кое-какие выводы, однако, уже сделать можно. По всей видимости, международным делам он намерен уделять внимания меньше, чем его предшественник Петр Порошенко. С самого начала возникает ощущение, что он намерен продолжить сбалансированные отношения с западными партнерами Украины. В отличие от Порошенко, Зеленский не столь настырно продвигает украинские интересы. Если Порошенко даже позволял себе читать Западу нотации, то Зеленский до такой степени еще не обнаглел. Он в мировых делах новичок и хочет, чтобы его хорошо приняли. Пока он — «активный слушатель», а в Киеве таких порой весьма не хватает.
ЕС и НАТО
Первые свои шаги Зеленский предпринял в сторону Европы. С первым же государственным визитом в начале июня он отправился в Брюссель, где встретился с представителями ЕС и НАТО. Целью второго государственного визита он избрал Париж и Берлин, ключевых партнеров по урегулированию конфликта в Донбассе. А назначение бывшего посла при НАТО Вадима Пристайко заместителем главы президентской администрации, фактическим советником по внешней политике — а в будущем, вероятно, и министром иностранных дел, — говорит о том, что сворачивать отношения с НАТО и ЕС Киев не намерен.
Тем не менее Зеленский вполне может свою риторику переиграть. Порошенко потенциальное членство Украины в ЕС и НАТО ставил выше реформ. Новый же президент скорее всего поступит противоположным образом, исходя из того, что реформы должны предшествовать попыткам дальнейшей интеграции. Если это сработает, Западу такой подход будет импонировать.
Внешнюю политику Зеленского ограничивают усталость от Украины, перерастающая по всему ЕС в безразличие, и насущные внутренние проблемы в Брюсселе. Установлению отношений на высоком уровне помешают, — по крайней мере, в ближайшее время — и результаты европейских парламентских выборов. Еще одна проблема — все больше стран-членов ЕС скептически относятся к санкциям против России. Возможно, Киев даже свыкнется с мыслью, что безоговорочная поддержка со стороны Евросоюза не нечто само собой разумеющееся, и ее необходимо заслужить.
Урегулирование конфликта в Донбассе
Еще один ключевой приоритет (и предвыборное обещание) — урегулировать конфликт на востоке Украины. По этому вопросу Зеленский, похоже, сперва намерен выслушать общественное мнение. Загвоздка, однако, заключается в том, его широкая электоральная база имеет противоречивые, если не опасные, идеи: например, пойти на прямые переговоры с самопровозглашенным руководством непризнанных «народных республик» в Донецке и Луганске. Кроме того, глава администрации президента Андрей Богдан заикнулся о консультативном референдуме, чтобы разработать лучшую переговорную стратегию с Россией по Донбассу, — а это предложение крайне спорное.
Хотя по России Зеленский занял позицию более умеренную, чем его предшественник, Владимир Путин не дал ему возможности для маневра: начал выдавать жителям оккупированных территорий российские паспорта, ввел нефтяную блокаду, отпраздновал «государственность» оккупированных территорий и продолжает нарушать режим прекращения огня. Этим он почти не оставил Зеленскому шансов реализовать свою политику по урегулированию конфликта в одностороннем порядке.
Приоритет Зеленского в Донбассе — человеческое измерение конфликта, но чтобы восстановить симпатии соотечественников на оккупированных территориях, потребуются особые инструменты, а их у Украины как раз нет: это доступ к СМИ на оккупированных территориях и свобода передвижения. Возможное решение — сосредоточить внимание на социальных аспектах, таких как улучшение инфраструктуры на линии соприкосновения или снижение административных барьеров для украинцев в зоне конфликта.
Но это лишь одна из сторон проблемы. Безопасность и политические аспекты конфликта остаются практически без внимания. И гуманитарная повестка дня необязательно повлечет за собой мирное урегулирование, — решить эти проблемы в одиночку Украина не в силах. Кроме того, даже ради урегулирования конфликта Киев вряд ли пойдет на компромисс с Москвой.
Отношения с США
Отношения с Вашингтоном окажутся в центре внимания Зеленского. Однако в последние месяцы срока Порошенко двусторонние отношения омрачили заявления генерального прокурора Юрия Луценко, который упомянул о возможном влиянии Украины на исход президентских выборов в США 2016 года, а также о ее роли в расследовании дела сына Джо Байдена (Joe Biden).
Эти сведения могут самым непредсказуемым образом сказаться на внутренней повестке дня в Вашингтоне в преддверии президентских выборов 2020 года. Отстранение Луценко от должности, — оно ожидается не позднее, чем по окончании парламентских выборов, — решит лишь часть проблемы. Чтобы обозначить перемену власти, Киев, вероятно, сменит своего посла в США.
Украине важно не запутаться в американской политике и сохранить в Конгрессе поддержку обеих партий, — Зеленский, скорее всего, будет следовать избранному курсу. Вместо банального противодействия российской агрессии он может попытаться разнообразить отношения с Вашингтоном.
Региональная альтернатива?
Судя по всему, Зеленский полон решимости улучшить отношения с соседями Украины, которые Порошенко, напротив, игнорировал. Отношения с Польшей, Венгрией, Румынией и Белоруссией за последние годы ухудшились. Среди наиболее острых двусторонних вопросов — расхождения в трактовке истории с Польшей и в вопросах образования с Венгрией. Проблемы эти придется решать: Польша — важный партнер Украины в ЕС, а Венгрия блокирует некоторые формы сотрудничества между Украиной и НАТО.
В речи после выборов Зеленский назвал свою победу примером того, как жители других стран могут сменить власть, если только пожелают. Свой посыл он адресовал в первую очередь России, а также всему постсоветскому региону.
Зеленский широко известен и популярен как актер и юморист. Став президентом Украины, он сможет извлечь из своей популярности пользу, стать источником украинской мягкой силы и, возможно, даже придать гражданам постсоветских стран уверенности в себе.
Матье Булег — научный сотрудник Программы по России и Евразии «Чатэм хауса»
Леонид Литра — старший научный сотрудник Центра «Новая Европа» (Киев)
© AP Photo, Riccardo PareggianiНовый президент продолжит проевропейскую линию, но при этом пересмотрит многие аспекты участия Киева в международных делах. Если Порошенко позволял себе читать Западу нотации, то Зеленский до такой степени еще не обнаглел, пока что он — «активный слушатель», считают эксперты. Главное, чтобы президент не пошел на прямые переговоры с ДНР / ЛНР и — слушался, кого следует…В приоритете у Владимира Зеленского — политика внутренняя, а не внешняя, поэтому его подход к международным отношениям только формируется. Окончательно внешнеполитические цели Зеленского прояснятся лишь по окончании досрочных парламентских выборов в июле — и при этом неясно, будут ли они изложены единой программой, и как Зеленский вообще намерен разделять цели реально достижимые от предвыборных обещаний. Кое-какие выводы, однако, уже сделать можно. По всей видимости, международным делам он намерен уделять внимания меньше, чем его предшественник Петр Порошенко. С самого начала возникает ощущение, что он намерен продолжить сбалансированные отношения с западными партнерами Украины. В отличие от Порошенко, Зеленский не столь настырно продвигает украинские интересы. Если Порошенко даже позволял себе читать Западу нотации, то Зеленский до такой степени еще не обнаглел. Он в мировых делах новичок и хочет, чтобы его хорошо приняли. Пока он — «активный слушатель», а в Киеве таких порой весьма не хватает. ЕС и НАТО Первые свои шаги Зеленский предпринял в сторону Европы. С первым же государственным визитом в начале июня он отправился в Брюссель, где встретился с представителями ЕС и НАТО. Целью второго государственного визита он избрал Париж и Берлин, ключевых партнеров по урегулированию конфликта в Донбассе. А назначение бывшего посла при НАТО Вадима Пристайко заместителем главы президентской администрации, фактическим советником по внешней политике — а в будущем, вероятно, и министром иностранных дел, — говорит о том, что сворачивать отношения с НАТО и ЕС Киев не намерен. Тем не менее Зеленский вполне может свою риторику переиграть. Порошенко потенциальное членство Украины в ЕС и НАТО ставил выше реформ. Новый же президент скорее всего поступит противоположным образом, исходя из того, что реформы должны предшествовать попыткам дальнейшей интеграции. Если это сработает, Западу такой подход будет импонировать. Внешнюю политику Зеленского ограничивают усталость от Украины, перерастающая по всему ЕС в безразличие, и насущные внутренние проблемы в Брюсселе. Установлению отношений на высоком уровне помешают, — по крайней мере, в ближайшее время — и результаты европейских парламентских выборов. Еще одна проблема — все больше стран-членов ЕС скептически относятся к санкциям против России. Возможно, Киев даже свыкнется с мыслью, что безоговорочная поддержка со стороны Евросоюза не нечто само собой разумеющееся, и ее необходимо заслужить. Урегулирование конфликта в Донбассе Еще один ключевой приоритет (и предвыборное обещание) — урегулировать конфликт на востоке Украины. По этому вопросу Зеленский, похоже, сперва намерен выслушать общественное мнение. Загвоздка, однако, заключается в том, его широкая электоральная база имеет противоречивые, если не опасные, идеи: например, пойти на прямые переговоры с самопровозглашенным руководством непризнанных «народных республик» в Донецке и Луганске. Кроме того, глава администрации президента Андрей Богдан заикнулся о консультативном референдуме, чтобы разработать лучшую переговорную стратегию с Россией по Донбассу, — а это предложение крайне спорное. Хотя по России Зеленский занял позицию более умеренную, чем его предшественник, Владимир Путин не дал ему возможности для маневра: начал выдавать жителям оккупированных территорий российские паспорта, ввел нефтяную блокаду, отпраздновал «государственность» оккупированных территорий и продолжает нарушать режим прекращения огня. Этим он почти не оставил Зеленскому шансов реализовать свою политику по урегулированию конфликта в одностороннем порядке. Приоритет Зеленского в Донбассе — человеческое измерение конфликта, но чтобы восстановить симпатии соотечественников на оккупированных территориях, потребуются особые инструменты, а их у Украины как раз нет: это доступ к СМИ на оккупированных территориях и свобода передвижения. Возможное решение — сосредоточить внимание на социальных аспектах, таких как улучшение инфраструктуры на линии соприкосновения или снижение административных барьеров для украинцев в зоне конфликта. Но это лишь одна из сторон проблемы. Безопасность и политические аспекты конфликта остаются практически без внимания. И гуманитарная повестка дня необязательно повлечет за собой мирное урегулирование, — решить эти проблемы в одиночку Украина не в силах. Кроме того, даже ради урегулирования конфликта Киев вряд ли пойдет на компромисс с Москвой. Отношения с США Отношения с Вашингтоном окажутся в центре внимания Зеленского. Однако в последние месяцы срока Порошенко двусторонние отношения омрачили заявления генерального прокурора Юрия Луценко, который упомянул о возможном влиянии Украины на исход президентских выборов в США 2016 года, а также о ее роли в расследовании дела сына Джо Байдена (Joe Biden). Эти сведения могут самым непредсказуемым образом сказаться на внутренней повестке дня в Вашингтоне в преддверии президентских выборов 2020 года. Отстранение Луценко от должности, — оно ожидается не позднее, чем по окончании парламентских выборов, — решит лишь часть проблемы. Чтобы обозначить перемену власти, Киев, вероятно, сменит своего посла в США. Украине важно не запутаться в американской политике и сохранить в Конгрессе поддержку обеих партий, — Зеленский, скорее всего, будет следовать избранному курсу. Вместо банального противодействия российской агрессии он может попытаться разнообразить отношения с Вашингтоном. Региональная альтернатива? Судя по всему, Зеленский полон решимости улучшить отношения с соседями Украины, которые Порошенко, напротив, игнорировал. Отношения с Польшей, Венгрией, Румынией и Белоруссией за последние годы ухудшились. Среди наиболее острых двусторонних вопросов — расхождения в трактовке истории с Польшей и в вопросах образования с Венгрией. Проблемы эти придется решать: Польша — важный партнер Украины в ЕС, а Венгрия блокирует некоторые формы сотрудничества между Украиной и НАТО. В речи после выборов Зеленский назвал свою победу примером того, как жители других стран могут сменить власть, если только пожелают. Свой посыл он адресовал в первую очередь России, а также всему постсоветскому региону. Зеленский широко известен и популярен как актер и юморист. Став президентом Украины, он сможет извлечь из своей популярности пользу, стать источником украинской мягкой силы и, возможно, даже придать гражданам постсоветских стран уверенности в себе. Матье Булег — научный сотрудник Программы по России и Евразии «Чатэм хауса» Леонид Литра — старший научный сотрудник Центра «Новая Европа» (Киев)
Комментарии (0)