The New York Times (США): Трамп сначала одобрил удар по Ирану, а затем внезапно отменил его - «Политика»
- 16:03, 21-июн-2019
- Политика
- Edgarpo
- 0
Вашингтон — Президент США Дональд Трамп санкционировал нанесение удара по Ирану в ответ на то, что иранцы сбили американский беспилотник, однако отменил операцию в последний момент вечером в четверг, 20 июня.
В 7 часов вечера представители вооруженных сил и дипломатического ведомства ожидали нанесения удара после напряженных дискуссий и споров в Белом доме между руководящими чиновниками агентств национальной безопасности и лидерами конгресса. Об этом сообщили несколько высокопоставленных чиновников администрации, принимавших участие или осведомленных о ходе дискуссий.
Официальные лица сообщили, что изначально президент одобрил нанесение удара по таким иранским целям, как радары и ракетные батареи. По словам одного чиновника администрации, операция уже была в начальной стадии, но внезапно ее остановили. Самолеты поднялись в воздух, корабли встали на позиции, однако ни одна ракета еще не была выпущена, когда поступил приказ об отзыве, о чем сообщил этот официальный представитель.
Такая резкая отмена решения остановила то, что могло стать уже третьей военной операцией администрации Трампа против целей на Ближнем Востоке. Трамп дважды наносил удары по целям в Сирии — в 2017 и 2018 годах. Пока неясно, просто ли Трамп изменил свое решение о нанесении удара или же администрация изменила курс по соображениям логистики или стратегии. Кроме того, неясно, могут ли атаки все же быть осуществлены.
Белый дом и Пентагон отказались прокомментировать планы нанесения удара и решение отказаться от такого шага. Однако никто из чиновников не просил издание «Нью-Йорк таймс» отказаться от публикации материала.
Планировавшийся удар должен был стать ответом на то, что в четверг утром Иран сбил американский разведывательный беспилотник стоимостью в 130 миллионов долларов. Об этом сообщил один высокопоставленный чиновник администрации, осведомленный о военных планах администрации, который попросил сохранить его имя в тайне. Предполагалось, что удар будет нанесен перед рассветом в пятницу, 21 июня, чтобы минимизировать риски для военных и мирных граждан Ирана. Однако затем чиновники военного ведомства получили сообщение о том, что решение о нанесении удара отменено — по крайней мере временно.
Вероятность нанесения ответного удара нависала на протяжении большей части дня. Чиновники США и Ирана обменялись обвинениями касательно того, где именно находился дрон в тот момент, когда он был сбит ракетой класса «земля-воздух», выпущенной с иранского побережья Оманского залива. Мнения советников Трампа по вопросам национальной безопасности касательно того, стоит ли отвечать на этот шаг иранцев военным способом, разделились. По словам высокопоставленных чиновников администрации, госсекретарь США Майк Помпео (Mike Pompeo), советник по вопросам национальной безопасности Джон Болтон (John R. Bolton) и директор ЦРУ Джина Хаспел (Gina Haspel) выступали в поддержку военного ответа. Но высокопоставленные чиновники Пентагона предупредили, что такой шаг может обернуться серьезной эскалацией, которая поставит под угрозу безопасность американских военных, находящихся в регионе. Чиновники администрации ввели лидеров конгресса в курс дела в Зале оперативных совещаний.
Уничтожение разведывательного беспилотника еще раз подчеркнуло напряженность в отношениях между США и Ираном. Недавно Трамп обвинил Иран во взрывах, которые произошли на прошлой неделе и в результате которых были серьезно повреждены нефтяные танкеры, находившиеся в Оманском проливе — именно через этот пролив проходит значительная часть нефтяного экспорта. Иран продолжает отрицать свою причастность к тем взрывам.
На этой неделе Иран выступил с заявлением о том, что в скором времени он собирается нарушить одно из ключевых условий соглашения 2015 года, призванного ограничить его ядерную программу, и это заявление способствовало росту напряженности. Трамп, который вывел США из этого соглашения 2015 года, пообещал, что он не позволит Тегерану создать ядерное оружие.
В четверг, 20 июня, Трамп заявил, что разведывательный беспилотник США находился над международными водами в тот момент, когда его сбила выпущенная иранцами ракета. «Этот дрон находился над международными водами, несомненно, — заявил президент днем в четверг, 20 июня, перед началом встречи с премьер-министром Канады Джастином Трюдо (Justin Trudeau). — У нас все задокументировано. Это не просто слова». Когда Трампа спросили, чего стоит ожидать в дальнейшем, он ответил: «Посмотрим, что случится дальше».
Правительство Ирана опровергло версию администрации Трампа, заявив, что американский беспилотник вторгся в воздушное пространство Ирана. Иран опубликовал координаты GPS, согласно которым беспилотник находится в восьми милях от побережья страны, то есть в пределах территориальных вод Ирана. Посол Ирана в ООН Маджид Тахт-Раванчи (Majid Takht-Ravanchi) написал в своем обращении к Совбезу ООН, что беспилотник проигнорировал несколько предупреждающих радиосигналов, прежде чем был сбит. По его словам, Тегеран «не стремится к войне», но при этом «готов решительно защищать свою землю, морское и воздушное пространство».
После брифинга в Зале оперативных совещаний демократы конгресса призвали Трампа разрядить обстановку. Они призвали президента получить согласие конгресса, прежде чем предпринимать какие-либо военные шаги. «Это опасная ситуация, — сказала спикер Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi). — Мы имеем дело со страной, которая является проблемным субъектом в регионе. У нас нет иллюзий относительно Ирана — касательно транспортировки баллистических ракет, того, кого они поддерживают в регионе, и так далее».
Удар Ирана по американскому беспилотнику, по всей видимости, укрепил позиции тех чиновников администрации Трампа, которые долгое время выступали в поддержку более конфронтационного подхода к Ирану, включая возможность военных операций, которые позволили бы наказать иранский режим за его помощь террористам и другое дестабилизирующее поведение в регионе.
Однако во время своего выступления Трамп, казалось, искал способ избежать потенциально серьезного военного кризиса. Вместо того чтобы открыто обвинить лидеров Ирана, Трамп сказал, что ответственность за крушение дрона несет кто-то «слабый и глупый» в Иране. По словам президента, он подозревает, что какой-то иранец «совершил огромную ошибку», хотя Иран уже взял на себя ответственность за удар по беспилотнику и заявил, что американский дрон вторгся в воздушное пространство страны, в то время как американские чиновники это отрицают. По словам Трампа, этот эпизод мог бы обернуться гораздо более серьезными последствиями, если бы речь шла о пилотируемом самолете, а не о дроне. Трамп заявил, что все было бы совершенно иначе, если бы американскому пилоту угрожала опасность.
В прошлом году Трамп вывел США из соглашения по ядерной программе Ирана, подписанного в 2015 году, несмотря на все возражения Китая, России и европейских союзников Америки. Трамп также ввел жесткие экономические санкции против Ирана, пытаясь лишить его доступа к международной торговле и возможности продавать нефть.
Иран предупредил о серьезных последствиях, грозящих в том случае, если Европа не найдет способ обойти американские санкции, и отверг обвинения в причастности к атакам на танкеры в Ормузском проливе. В понедельник, 17 июня, Иран заявил, что он перестанет выполнять одно из ключевых условий ядерного соглашения — условие об ограничении количества обогащенного урана, которое Иран может иметь в своем распоряжении.
Вашингтон и Тегеран заявили, что крушение беспилотника произошло в 4:05 утра в четверг, 20 июня по иранскому времени — в 7:35 вечера в среду, 19 июня, в Вашингтоне. Этот беспилотник «был сбит иранской ракетой класса земля-воздух в тот момент, когда он находился в международном воздушном пространстве в Ормузском проливе», как сообщило Центральное командование США в своем заявлении. «Это была ничем не спровоцированная атака против американского разведывательного самолета, находившегося в международном воздушном пространстве».
Способность Ирана уничтожать американские дроны, предназначенные для полетов на большой высоте, которые были разработаны таким образом, чтобы ракеты класса «земля-воздух» не могли их сбивать, удивила многих чиновников Министерства обороны США. Эти чиновники интерпретировали атаку как демонстрацию того, насколько сильно Тегеран может усложнить задачу США, которые увеличивают свой военный контингент и наращивают интенсивность разведывательных операций в регионе.
Командующий ВВС США на Ближнем Востоке и в Юго-Западной Азии генерал-лейтенант Джозеф Гуастелла (Joseph Guastella) заявил, что эта атака могла поставить под угрозу «невинных граждан», хотя представители Центрального командования продолжали утверждать, что дрон находился над международными водами. По его словам, дрон находился на расстоянии не менее 21 мили от иранского побережья.
Вечером в четверг, 20 июня, в своем электронном письме Министерство обороны США обнародовало снимки, подтверждающие, что беспилотник не вторгался в воздушное пространство Ирана. Однако представители министерства ошибочно назвали траекторию полета беспилотника местом удара и почти никак не прокомментировали снимок, на котором дрон взрывается в воздухе.
Это стало очередной попыткой Пентагона доказать, что именно Иран является агрессором в целой серии инцидентов.
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф (Mohammad Javad Zarif) написал в твиттере, что он передал точные координаты того места, где был сбит американский беспилотник.
«В 00:14 (четверга по местному времени) американский беспилотник тайно вылетел из ОАЭ и нарушил воздушное пространство Ирана, — написал он в твите, указав координаты места недалеко от Кухе Мубарак. — Мы извлекли часть обломков беспилотника в НАШИХ территориальных водах, где он и был сбит».
Комментарии, с которыми Трамп выступил днем в четверг, 20 июня, в Овальном кабинете, стали отражением давнего противоречия между стремлением президента казаться жестким на международной арене и его предвыборным обещанием оградить США от участия в войнах на территории иностранных государств.
За президентом закрепилась репутация человека, который всегда отвечает, если его задеть. Спустя несколько месяцев после вступления в должность Трамп приказал выпустить 59 ракет «Томагавк» по авиабазе в Сирии в ответ на атаку с применением химического оружия.
Однако Трамп много раз говорил о необходимости положить конец участию Америки в затяжных конфликтах на территории других государств, указывая на то, что его программа «Америка в первую очередь» предполагает, что США больше не будут выполнять функции мирового жандарма. В своем твите в январе он выразил надежду на то, что «бесконечные войны, особенно те, которые начались из-за ошибок в суждениях, подойдут к славному концу».
Как сообщают иранские СМИ, представитель Министерства иностранных дел Ирана заявил, что факт вторжения дрона в иранское воздушное пространство представляет собой «агрессивный и провокационный» шаг со стороны США.
Командующий Корпусом стражей Исламской революции Хоссейн Салами (Hossein Salami) заявил, что пересечение воздушной границы страны было «нашей красной линией», как сообщило информационное агентство Mehr.
«Мы не собираемся начинать войну с какой бы то ни было страной, но мы полностью готовы к войне, — сказал Салами во время военной церемонии в Санандадже, Иран. — Сегодняшний инцидент стал наглядным подтверждением нашей позиции, и мы продолжаем наше сопротивление».
Как сообщила иранская пресса, американский беспилотник несанкционированно вторгся в иранское воздушное пространство и был сбит в провинции Хормозган, которая расположена вдоль южного побережья страны в Персидском и Оманском заливах.
США и Иран сообщили, что сбитый беспилотник был RQ-4 Global Hawk, разведывательным дроном, выпущенным компанией Northrop Grumman.
«Это была демонстрация силы», — сказал Дерек Шолле (Derek Chollet), бывший помощник министра обороны по вопросам международной безопасности, работавший при администрации Обамы, комментируя решение Ирана сбить американский беспилотник.
Джеймс Ставридис (James G. Stavridis), бывший главнокомандующий силами НАТО в Европе, предупредил, что США и Иран ведут опасную игру, которая в любой момент может выйти из-под контроля. Он назвал решение Ирана сбить американский беспилотник, стоивший 130 миллионов долларов, «логичным, хотя и очень опасным шагом со стороны Ирана».
Комментарии (0)