Slovo (Словакия): русофобская истерия словацкой оппозиции - «Политика»
- 12:09, 17-июн-2019
- Политика
- Novosti-Dny
- 0
В начале июня в Чехии и Словакии поднялась новая волна русофобской истерии, которую распространяли, прежде всего, СМИ с черно-белым видением мира. Самой глупой дезинформацией с начала июня стала статья портала «Форум24» под названием «Российская Дума примет закон о справедливости оккупации Чехословакии в 1968 году». Этот сайт исказил информацию о законопроекте «О распространении статуса ветерана боевых действий на военнослужащих Вооруженных сил СССР, направлявшихся в Чехословакию в августе 1968 года в составе войск Варшавского договора». Этот законопроект представил один российский оппозиционный депутат, а официальные российские власти дистанцировались от него. Но даже в законопроекте речь шла не об изменении позиции России по вопросу оккупации в 1968 году, а только об изменении статуса отдельных участников оккупации…
Цель начавшейся в словацких СМИ дезинформационной кампании о законопроекте состояла, в первую очередь, в дискредитации визита Пеллигрини (премьер-министр Словакии Петер Пеллегрини — прим. ред.) в Россию. К сожалению, в значительной степени эта цель была достигнута. Но самая серьезная проблема в том, насколько быстро этой истерии, следуя чешскому примеру, поддались оппозиционные политики Словацкой Республики. Их действия можно смело приравнять к выходкам маккартизма самого темного периода холодной войны. Но если самые высокопоставленные оппозиционные политики так легко поверили абсурднейшей дезинформации о России, то после перехода власти в их руки они, вероятно, будут, ориентируясь на пропаганду дезинформационных сайтов, оценивать, а может, и осуждать людей, чья точка зрения на мир отличается от их собственной. В этом и заключается главная опасность этого скандала.
Отзыв посла?
Из-за обнародованной фальшивой информации многие оппозиционные политики начали запугивать общественность тем, что россияне легитимируют оккупацию. Очень жестко высказались представители коалиции PS-SPOLU, которая недавно победила на выборах в Европейский парламент. Дезинформацию о легитимации оккупации распространял Мирослав Беблавы (словацкий экономист, журналист и политик — прим. ред.), который написал первого июня: «Неприемлемо. Если Россия примет закон о справедливости оккупации Чехословакии в 1968 году, мы должны отозвать нашего посла из Москвы. Этот шаг должен поддержать и Андрей «Агент» Данко. Если они считают, что правильно захватили нас тогда, значит, уверены, что это было бы правильно и сейчас. Для нас это совершенно неприемлемо».
Весьма вероятно, что если PS-SPOLU победит в 2020 году на выборах, Беблавы войдет в правительство, а возможно, станет премьером или вице-премьером. Но я точно не хотел бы, чтобы словацкий премьер грозился в фейсбуке отзывом посла или дипломатическими санкциями против Российской Федерации, основываясь исключительно на дезинформации из СМИ. Плохо и то, что один из лидеров PS-SPOLU называет политиков с иной точкой зрения иностранными «агентами». Кроме того, в записи, посвященной поездкам словацких политиков на Восток (от пятого июня), Беблавы написал об «уважении и достоинстве каждого человека» и о «потакании Лукашенко и его диктатуре». Но во время пенсионной реформы в Словацкой Республике именно Беблавы брал за образец худших диктаторов ХХ века и, прежде всего, реформы, которые в Чили проводил еще Пиночет…
Очень неуместной была и реакция Зузаны Чапутовой, будущего президента Словацкой Республики. В передаче на канале TV Mark?za она заявила: «Эта идея каким-то образом легализовать вторжение российских войск мне кажется совершенно недопустимой». Я не могу себе представить, чтобы российский президент в СМИ реагировал таким образом на каждое антироссийское предложение какого-нибудь оппозиционного депутата в Словакии или другой стране Центральной и Восточной Европы, от которого, помимо прочего, это государство еще и официально дистанцировалось. Жаль, но уже перед инаугурацией подтверждается, что Чапутова будет президентом с черно-белым видением мира, которую в Москве и Пекине будут игнорировать так же, как Андрея Киску. Но Чапутова точно поедет на Украину, и мне интересно, будет ли она там говорить о статусе ветерана, который предоставили не только оккупантам ЧССР, но и бандеровцам.
Выходки других политиков
Больше всех выделился своими высказываниями в фейсбуке М. Клаус. В одной записи там (от пятого июня) он сравнил Пеллигрини из-за его визита в Россию с мопсиком и написал: «Не так важно когда, сколько о чем говорить с российским президентом и премьером… В Кремле должны услышать наши громкие возражения и слова недовольства их действиями в соседних странах и у нас самих. В такой же форме, в какой я высказал их в моем воскресном выступлении на Парламентской ассамблее НАТО в Братиславе. Другого пути стать серьезным партнером, а не мопсиком, нет». Клаус является экспертом партии SaS по внешней политике, но если на переговорах с Путиным он рассуждал бы так же, как на Парламентской ассамблее НАТО, то его самого прозвали бы мопсиком, а в РФ и Китае к нему перестали бы относиться всерьез…
К наиболее агрессивным русофобам словацкой политики относится Й. Надь, теневой министр обороны от партии OLaNO, который в ответ на новость о легитимации оккупации написал вот что (первого июня): «Вот так! Против ДНК не пойдешь! Раз Владимир Путин кагэбэшник, он им всегда останется… Наш господин Капитан, я думаю, не возражает… Ведь в этом месяце он опять едет в Россию». Разумеется, Надь уже давно утратил всякую дипломатичность, но говорить о ДНК в связи с преступлениями народов в прошлом опасно, ведь это типичная аргументация расистов и ксенофобов. Надь иногда пишет в фейсбуке, что симпатизирует простым россиянам, но не приемлет российскую политику. Однако это утверждение ничем не лучше заявлений КГБ в прошлом о том, что он поддерживает трудящихся в США, но против политики Соединенных Штатов…
Я стараюсь себе представить, что случилось бы, если бы словацкую политику формировали все вышеперечисленные деятели. Давайте представим себе, что вместе с президентом Чапутовой работает премьер (или вице-премьер) Беблавы, что Клаус — министр иностранных дел, а Надь — министр обороны. Если после выборов 2020 года партии PS-SPOLU, SaS и OLaNO образуют коалицию, то все это может стать реальностью. Как эти люди поступят, если в чешском интернете опять появится какая-нибудь антироссийская дезинформация? Сегодня страницы правительственных политиков в социальных сетях пользуются популярностью, и под влиянием Трампа их значение постоянно растет. Сумеют ли эти политики, заняв правительственные посты, коммуницировать так, чтобы не спровоцировать кризис в международных отношениях?
Торжества в честь высадки в Нормандии
Самым важным аргументом против поездки Пеллигрини в Москву стало утверждение, что шестого июня премьер должен был отправиться в Нормандию на торжества в честь высадки союзников во время Второй мировой войны. Однако в этой связи критиковать стоило не премьера, а президента. Проблему с высоким представительством в Нормандии могут решить Киска, если бы он сам поехал от Словацкой Республики на торжества в Нормандию шестого июня. Несмотря на то, что приглашение получило правительство, адресовано оно было государству, а не конкретному функционеру. И объяснение Киски, что после поездки в Чехию он не хочет больше никуда ехать с официальным визитом, прозвучало просто абсурдно.
Кроме того, нужно констатировать, что на торжествах в Нормандии Словакию представлял вице-премьер. Для сравнения можно отметить, что самые высокопоставленные словацкие политики часто отказываются ехать и на другие важные мероприятия, связанные со Второй мировой войной. Достаточно вспомнить торжества девятого мая в Москве, на которых премьер или президент Словакии в последний раз присутствовали в 2015 году, и даже председатель парламента не приезжает туда ежегодно. А ведь именно Красная армия взяла на себя основное бремя боев в Европе, и именно ее солдаты гибли, в том числе, на территории Словакии. Но когда СМИ критиковали А. Данко за присутствие девятого мая в Москве, они не думали о том, что оскорбляют погибших освободителей.
Последствия возможного отказа
Вообще нужно сказать, что политика Словакии в отношении России в последние годы не слишком дружественная, и в прозападной ориентации правительства сомневаться тут не приходится. Достаточно ознакомиться с новой Стратегией безопасности Словацкой Республики, которую утвердило правительство. В отношении России она сформулирована очень недипломатично. Да и на отправку словацких солдат на российскую границу в Прибалтике и на вооружение согласно американским распоряжениям в России смотрят отрицательно. Что касается словацкой поддержки США на Ближнем Востоке, где они нарушают международное право, то и это противоречит российским интересам. Но для Словакии было бы лучше, если бы наши политики поддерживали рациональную связь с Россией, несмотря на разные взгляды на политические вопросы. В этой связи визит премьера Словакии в Россию сыграл важную роль.
Кстати, до сих пор П. Пелигрини проявлял себя как сторонник прозападной политики в Словакии, и тем не менее он поступил верно, отправившись в Россию и выступив на главной панели международного Экономического форума в Санкт-Петербурге вместе с российским и китайским президентом, а также Генеральным секретарем ООН. Участие в этой панели стало большой честью для всей Словакии, и если бы премьер отказался, то подал бы негативный сигнал России. Не каждый день поступают приглашения в главные мировые центры власти, и поэтому заявления некоторых журналистов, что из-за празднования высадки премьер должен был отказаться и договориться с Кремлем на другой срок, кажутся просто смешными. За весь свой президентский срок А. Киска так и не сумел договориться хоть об одной встрече с российским или китайским президентом, не пригласили его также и в Белый дом…
Что в дезинформации самое интересное
Во всей этой истерии самое интересное то, что многие СМИ и политики еще недавно распространяли информацию, что «россияне единодушно и упорно поддерживают преступное подавление Пражской весны и последующей оккупации Чехословакии». Но эта пропаганда игнорирует позицию России, осуждающую оккупацию и ясно сформулированную еще в базовом соглашении между Российской Федерацией и Словацкой Республикой (этому соглашению уже более четверти века). Публично эту позицию повторил Владимир Путин в Праге в 2006 году. Хорошо, что Москва сумела преодолеть свои преступления хотя бы так, ведь не всем странам мира удалось проанализировать собственные преступления. Речь, в первую очередь, о союзниках американских вооруженных интервенций.
Обсуждая эту тему, всегда важно подчеркивать тот факт, что даже Словацкая Республика до сих пор не осудила собственное участие в «коалиции добровольцев», которая в 2003 году совершила противозаконную агрессию в Ираке и которая привела к большим страданиям, чем агрессия против ЧССР в 1968 году. Такое сравнение для словацких маккартистов — как красная тряпка для быка, и все подобные аналогии они называют однобокой пророссийской пропагандой. Но любой здравомыслящий человек вынужден признать: Словакии тоже нужно пересмотреть свое отношение к агрессии 2003 года. Но при этом не стоит отказывать в статусе ветеранов словацким военнослужащим, которые поддерживали американский удар по Ираку.
Комментарии (0)