Le Monde (Франция): как спецслужбы выявили российского шпиона во Франции - «Политика»

  • 20:09, 07-июн-2019
  • Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© Top Film DistributionНесмотря на информационную тишину охота на российских шпионов в Европе идет полным ходом. В 2018 году в Швейцарии раскрыли очередного агента. По данным швейцарских спецслужб, некий Желтиков занимался логистической поддержкой и обеспечивал безопасность русских агентов в марте 2017 года в Лозанне, когда те проводили операцию по взлому сети ВАДА, пишет журналист «Монд» Жак Фоллору.

Охота на российских шпионов в Европе идет полным ходом. Эта тайная война настолько интенсивна, что западные правительства иногда разрывают завесу молчания. Первым случаем была попытка отравления перебежавшего к британцам бывшего российского агента Сергея Скрипаля в марте 2018 года двумя агентами российского ГУ (больше известно под аббревиатурой ГРУ). Затем, месяц спустя в Гааге были задержаны четыре других шпиона ГУ, которые пытались проникнуть в систему Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).


Как бы то ни было, воцарившееся с тех пор молчание о деятельности ГУ не означает, что она пошла на спад. В 2018 году власти установили личность еще одного шпиона. Речь идет о Сергее Желтикове, который занимал консульскую должность в Швейцарии. Правоохранительные органы заявили, что он входит в боевое подразделение ГУ, которая включала в себя двух задержанных в Гааге в апреле 2018 года агентов: Евгения Серебрякова и Алексея Моренеца. Оба они тоже действовали под дипломатическим прикрытием и входили в подразделение 26165 ГУ, которое занималось военной киберразведкой (одно из излюбленных видов оружия Кремля).


По данным швейцарских спецслужб, Желтиков занимался логистической поддержкой и обеспечивал безопасность дуэта Серебряков-Моренец в марте 2017 года в Лозанне, когда те проводили операцию по взлому сети Всемирного антидопингового агентства. Почти 700 экспертов по борьбе с допингом собрались тогда, чтобы заслушать доклад юриста Ричарда Макларена, автора доклада о сформированной российским государством мошеннической схеме во время зимней Олимпиады 2014 года. В 2018 году Желтиков также готовил прибытие коллег для операции в отношении федеральной лаборатории в городе Шпиц (расположена к югу от Берна), которой в том числе пользуются ОЗХО и ВАДА.


Долгая слежка


Хотя Желтикова объявили шпионом в Швейцарии только в 2018 году, разведке стало известно о его истинной деятельности в конце 2016 года. Информацию предоставила французская контрразведка, у которой на протяжение не одного месяцы были подозрения насчет его принадлежности к российским спецслужбам.


В середине сентября 2016 года, когда он занимал пост вице-консула в Марселе (это консульство считается гнездом ГРУ во Франции), агенты французской внутренней безопасности отследили его до аэропорта. Там он встретил двух россиян, которые прибыли из Москвы под своими настоящими именами: Евгения Серебрякова и Алексея Моренеца.


Это стало началом долгой слежки. Французские разведчики не спускали с них глаз. Троица отправилась на машине из Марселя в Швейцарию. Они добрались до Женевы, где вели себя предельно осторожно, чтобы избежать слежки. Затем они выехали из города по направлению к Эвиану (Верхняя Савойя). Там они разделились: Серебряков и Моренец вернулись в Женеву на корабле, а Желтиков отправился в обратный путь на автомобиле вокруг Женевского озера. Швейцарские спецслужбы были проинформированы и подключились к наблюдению. Как бы то ни было, для восстановления цепочки фактов потребовалось время и содействие других спецслужб, в частности британских и американских.


19 сентября 2016 года троица оказалась в Лозанне, в большом отеле, где проживали участники организованной в городе конференции ВАДА, на которой должен был быть рассмотрен вышедший в июле первый доклад канадца Ричарда Макларена о государственном допинге в России. В декабре ждали второй доклад, затрагивавший нарушения в российском футболе. Обвинения ряда международных институтов касались действий Кремля, который задействовал спецслужбы в ответ на нападки.


Кибершпионы ГРУ привыкли проводить хакерские атаки из Москвы, но средства безопасности были усилены и с трудом поддавались обходу, что требовало присутствия специалистов на местах. Российская разведка отправила свою группу ближе к цели, чтобы проникнуть в компьютеры благодаря уязвимостям сетей Wi-Fi гостиниц и конференц-залов.


«Дипломат» Серебряков уже успел побывать в командировках в Бразилии, США и Малайзии. На этот раз он прибыл в Швейцарию с двумя коллегами. Шпионаж подразумевает долгосрочную работу. Союзные спецслужбы на протяжении многих лет следят за поездками фальшивых дипломатов и обмениваются данными.


«Проводник»


В Марселе Желтиков старался не привлекать к себе внимания. В архивах региональной прессы нет ни одного его упоминания или снимка на каком-либо местном событии, в отличие от других сотрудников российского консульства. Кроме того, вице-консула Желтикова не помнит никто из опрошенных представителей русской общины Марселя, Франко-российского альянса и близкого к консульству двуязычного журнала «Перспектива». Его фамилия также не значится ни в одном из списков Управления по международным и европейским отношениям города Марсель, которое поддерживает связи со многими иностранными консульствами.


Бывший сотрудник контрразведки называет Желтикова «проводником». Кроме того, его работа в Марселе, судя по всему, была направлена на различные центры интересов ГУ в регионе: заводы Eurocopter и Airbus, а также расположенную неподалеку крупнейшую французскую военно-морскую базу в Тулоне.


Хотя контрразведка установила его деятельность, во французском МИДе были не в курсе его существования: он не был зарегистрирован среди российского дипломатического персонала во Франции, как со стороны посольства, так и консульства. На каком основании он тогда проживал во Франции? Французские спецслужбы намеренно позволили ему остаться на территории страны, чтобы лучше ознакомиться с деятельностью российской военной разведки?


Желтиков уехал из Франции в октябре 2016 года, через некоторое время после завершения его операции в Швейцарии вместе с двумя соотечественниками. Российское консульство в Марселе заявило «Монд», что его срок работы подошел к концу, и опровергло существование каких-либо других мотивов. Как бы то ни было, французская контрразведка могла направить ГУ сообщение, что бы то отозвало агента в Москву, в обход дипломатических каналов. В любом случае, все это не помешало ему через несколько месяцев оказаться в Швейцарии, опять-таки на консульской должности.


Швейцарцы приняли меры против Желтикова только после задержания в апреле 2018 года в Гааге Серебрякова и Моренеца с двумя другими российскими агентами и автомобилем с разведоборудованием у самого здания ОЗХО. После соответствующего обращения швейцарской разведки МИД и Федеральный совет страны решили лишить его дипломатической неприкосновенности. В соответствии с процедурными требованиями посольство было уведомлено об открытом деле. Когда правоохранительные органы попытались его допросить, было уже слишком поздно: он вновь бежал в Москву. И, по всей видимости, находится там до сих пор.


© Top Film DistributionНесмотря на информационную тишину охота на российских шпионов в Европе идет полным ходом. В 2018 году в Швейцарии раскрыли очередного агента. По данным швейцарских спецслужб, некий Желтиков занимался логистической поддержкой и обеспечивал безопасность русских агентов в марте 2017 года в Лозанне, когда те проводили операцию по взлому сети ВАДА, пишет журналист «Монд» Жак Фоллору. Охота на российских шпионов в Европе идет полным ходом. Эта тайная война настолько интенсивна, что западные правительства иногда разрывают завесу молчания. Первым случаем была попытка отравления перебежавшего к британцам бывшего российского агента Сергея Скрипаля в марте 2018 года двумя агентами российского ГУ (больше известно под аббревиатурой ГРУ). Затем, месяц спустя в Гааге были задержаны четыре других шпиона ГУ, которые пытались проникнуть в систему Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Как бы то ни было, воцарившееся с тех пор молчание о деятельности ГУ не означает, что она пошла на спад. В 2018 году власти установили личность еще одного шпиона. Речь идет о Сергее Желтикове, который занимал консульскую должность в Швейцарии. Правоохранительные органы заявили, что он входит в боевое подразделение ГУ, которая включала в себя двух задержанных в Гааге в апреле 2018 года агентов: Евгения Серебрякова и Алексея Моренеца. Оба они тоже действовали под дипломатическим прикрытием и входили в подразделение 26165 ГУ, которое занималось военной киберразведкой (одно из излюбленных видов оружия Кремля). По данным швейцарских спецслужб, Желтиков занимался логистической поддержкой и обеспечивал безопасность дуэта Серебряков-Моренец в марте 2017 года в Лозанне, когда те проводили операцию по взлому сети Всемирного антидопингового агентства. Почти 700 экспертов по борьбе с допингом собрались тогда, чтобы заслушать доклад юриста Ричарда Макларена, автора доклада о сформированной российским государством мошеннической схеме во время зимней Олимпиады 2014 года. В 2018 году Желтиков также готовил прибытие коллег для операции в отношении федеральной лаборатории в городе Шпиц (расположена к югу от Берна), которой в том числе пользуются ОЗХО и ВАДА. Долгая слежка Хотя Желтикова объявили шпионом в Швейцарии только в 2018 году, разведке стало известно о его истинной деятельности в конце 2016 года. Информацию предоставила французская контрразведка, у которой на протяжение не одного месяцы были подозрения насчет его принадлежности к российским спецслужбам. В середине сентября 2016 года, когда он занимал пост вице-консула в Марселе (это консульство считается гнездом ГРУ во Франции), агенты французской внутренней безопасности отследили его до аэропорта. Там он встретил двух россиян, которые прибыли из Москвы под своими настоящими именами: Евгения Серебрякова и Алексея Моренеца. Это стало началом долгой слежки. Французские разведчики не спускали с них глаз. Троица отправилась на машине из Марселя в Швейцарию. Они добрались до Женевы, где вели себя предельно осторожно, чтобы избежать слежки. Затем они выехали из города по направлению к Эвиану (Верхняя Савойя). Там они разделились: Серебряков и Моренец вернулись в Женеву на корабле, а Желтиков отправился в обратный путь на автомобиле вокруг Женевского озера. Швейцарские спецслужбы были проинформированы и подключились к наблюдению. Как бы то ни было, для восстановления цепочки фактов потребовалось время и содействие других спецслужб, в частности британских и американских. 19 сентября 2016 года троица оказалась в Лозанне, в большом отеле, где проживали участники организованной в городе конференции ВАДА, на которой должен был быть рассмотрен вышедший в июле первый доклад канадца Ричарда Макларена о государственном допинге в России. В декабре ждали второй доклад, затрагивавший нарушения в российском футболе. Обвинения ряда международных институтов касались действий Кремля, который задействовал спецслужбы в ответ на нападки. Кибершпионы ГРУ привыкли проводить хакерские атаки из Москвы, но средства безопасности были усилены и с трудом поддавались обходу, что требовало присутствия специалистов на местах. Российская разведка отправила свою группу ближе к цели, чтобы проникнуть в компьютеры благодаря уязвимостям сетей Wi-Fi гостиниц и конференц-залов. «Дипломат» Серебряков уже успел побывать в командировках в Бразилии, США и Малайзии. На этот раз он прибыл в Швейцарию с двумя коллегами. Шпионаж подразумевает долгосрочную работу. Союзные спецслужбы на протяжении многих лет следят за поездками фальшивых дипломатов и обмениваются данными. «Проводник» В Марселе Желтиков старался не привлекать к себе внимания. В архивах региональной прессы нет ни одного его упоминания или снимка на каком-либо местном событии, в отличие от других сотрудников российского консульства. Кроме того, вице-консула Желтикова не помнит никто из опрошенных представителей русской общины Марселя, Франко-российского альянса и близкого к консульству двуязычного журнала «Перспектива». Его фамилия также не значится ни в одном из списков Управления по международным и европейским отношениям города Марсель, которое поддерживает связи со многими иностранными консульствами. Бывший сотрудник контрразведки называет Желтикова «проводником». Кроме того, его работа в Марселе, судя по всему, была направлена на различные центры интересов ГУ в регионе: заводы Eurocopter и Airbus, а также расположенную неподалеку крупнейшую французскую военно-морскую базу в Тулоне. Хотя контрразведка установила его деятельность, во французском МИДе были не в курсе его существования: он не был зарегистрирован среди российского дипломатического персонала во Франции, как со стороны посольства, так и консульства. На каком основании он тогда проживал во Франции? Французские спецслужбы намеренно позволили ему остаться на территории страны, чтобы лучше ознакомиться с деятельностью российской военной разведки? Желтиков уехал из Франции в октябре 2016 года, через некоторое время после завершения его операции в Швейцарии вместе с двумя соотечественниками. Российское консульство в Марселе заявило «Монд», что его срок работы подошел к концу, и опровергло существование каких-либо других мотивов. Как бы то ни было, французская контрразведка могла направить ГУ сообщение, что бы то отозвало агента в Москву, в обход дипломатических каналов. В любом случае, все это не помешало ему через несколько месяцев оказаться в Швейцарии, опять-таки на консульской должности. Швейцарцы приняли меры против Желтикова только после задержания в апреле 2018 года в Гааге Серебрякова и Моренеца с двумя другими российскими агентами и автомобилем с разведоборудованием у самого здания ОЗХО. После соответствующего обращения швейцарской разведки МИД и Федеральный совет страны решили лишить его дипломатической неприкосновенности. В соответствии с процедурными требованиями посольство было уведомлено об открытом деле. Когда правоохранительные органы попытались его допросить, было уже слишком поздно: он вновь бежал в Москву. И, по всей видимости, находится там до сих пор.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!