Le Monde (Франция): эра «рок-звезд политики» - «Политика»

  • 21:04, 29-апр-2019
  • Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Алексей Никольский | Перейти в фотобанкВ книге «Возвращение государя» политолог Венсан Мартини анализирует, что привело к власти Дональда Трампа, Эммануэля Макрона и Жаира Болсонару. Все они — политические метеориты, чей взлет застал многих врасплох. Они — «рок-звезды политики» вне зависимости от того, популисты они или нет. Эти лидеры отметились не идеями и программами, а сыграли на эмоциях граждан.

Что общего у Дональда Трампа и Эммануэля Макрона, Джастина Трюдо и Жаира Болсонару, Маттео Сальвини и Педро Санчеса? Все они — «политические метеориты, чей взлет застал врасплох их окружение», утверждает Венсан Мартини (Vincent Martigny) в «Возвращении государя». Кроме того, они дергают за одни и те же ниточки во власти. Они представляют собой «рок-звезд политики» вне зависимости от того, популисты они или нет. Эти лидеры государств и правительств отметились в первую очередь не идеями и программами, а своим головокружительным взлетом, смогли сделать упор на собственном жизненном пути и сыграть на эмоциях граждан.


Это новые государи, которые «правят тет-а-тет с общественным мнением», бросая тень на противовесы и подрывая легитимность посредников, отмечает автор, обращаясь не только к Макиавелли, но и к «Карточному домику» и Шекспиру. Да, они существуют, потому что по всему миру люди хотят новых лиц в политике, но к «гипертрофии лидеров» привел намного более сложный процесс.


В частности он связан с глубокими изменениями в современном обществе, в первом ряду которых автор отмечает «беспрецедентное усложнение и интернационализацию». В такой обстановке (и потому что граждане сейчас все активнее требуют ответов) СМИ становится проще «сосредоточиться на фактах и поступках лидеров, а не проводить анализ государственной политики, которую им самим сложно понять».


Давние символы


Что касается политиков, они и сами предпочитают отвлекать внимание в запутанном современном мире. Все это смещает «границы политической борьбы в сторону более понятных общественному мнению тем» вроде экономики, иммиграции, ислама или гендерных вопросов. Это в свою очередь способствует «триумфу представления действия над самим действием»: спектакль власти подменил собой практику власти повсюду, от Вашингтона до Парижа.




«Новые государи избавились от необходимости действовать и только изображают действие», — уверен автор. Для укрепления своей легитимности им необходимо «вписать себя в историю, даже если для этого нужно подретушировать действительность». В качестве примера политолог приводит вечер 7 мая 2017 года, когда Эммануэль Макрон вышел на площадь перед Лувром под «Оду к радости» после второго тура президентских выборов. Хотя эта церемония напоминает «коронацию» Франсуа Миттерана в Пантеоне 21 мая 1981 года, в подобном сравнении на самом деле имеет смысл разве что видимость.


Эммануэль Макрон — не единственный, кто использовал давние символы, чтобы скрыть отсутствие политической программы за постоянными отсылками к карикатурно представленному прошлому. Примеров тому множество. Так, предвыборный лозунг Дональда Трампа («Вернем Америке былое величие») на самом деле был придуман Рональдом Рейганом в 1980 году, а впоследствии использовался и Биллом Клинтоном. Стоит также упомянуть Виктора Орбана, который регулярно превозносит венгерское прошлое, или Жаира Болсонару с его отсылками к временам диктатуры.


Раз у принца нет проекта для возглавляемой им страны, он «должен в первую очередь прописать свои действия в эмоциональном и сочувственном регистре». Возвращаясь к самому близкому нам примеру, разве Эммануэль Макрон не говорил, что хочет «вновь найти путь к сердцу французов» после появления «желтых жилетов» на улицах прошлой зимой? И разве он не увидел «требование любви» в направленном на его неприятии?


Это явление сопровождается усилением роли социальных сетей, которые создают иллюзию прямых отношений между принцем и гражданами. Опять-таки в ущерб идеям. Барак Обама, кстати говоря, с юмором признал это, когда готовился к дебатам с Джоном Маккейном: «Я уже не помню мою программу, но это хорошая программа…»


«Нам очень быстро надоедают эти государи, которых мы привели к ответственным постам, не слишком задумываясь об их идеях, навыках и возлагаемой на них огромной ответственности», — пишет Венсан Мартини. Все это получило отражение в «желтых жилетах» во Франции, «возмущенных» в Испании и «Движении 5 звезд» в Италии. Как пишет Макиавелли в «Государе», «тем, кто становится государем милостью судьбы, а не благодаря доблести, легко приобрести власть, но удержать ее трудно». Можно лишь посоветовать Эммануэлю Макрону перечитать итальянского мыслителя и ознакомиться (если он еще этого не сделал) с книгой Венсана Мартини.


© РИА Новости, Алексей Никольский | Перейти в фотобанкВ книге «Возвращение государя» политолог Венсан Мартини анализирует, что привело к власти Дональда Трампа, Эммануэля Макрона и Жаира Болсонару. Все они — политические метеориты, чей взлет застал многих врасплох. Они — «рок-звезды политики» вне зависимости от того, популисты они или нет. Эти лидеры отметились не идеями и программами, а сыграли на эмоциях граждан.Что общего у Дональда Трампа и Эммануэля Макрона, Джастина Трюдо и Жаира Болсонару, Маттео Сальвини и Педро Санчеса? Все они — «политические метеориты, чей взлет застал врасплох их окружение», утверждает Венсан Мартини (Vincent Martigny) в «Возвращении государя». Кроме того, они дергают за одни и те же ниточки во власти. Они представляют собой «рок-звезд политики» вне зависимости от того, популисты они или нет. Эти лидеры государств и правительств отметились в первую очередь не идеями и программами, а своим головокружительным взлетом, смогли сделать упор на собственном жизненном пути и сыграть на эмоциях граждан. Это новые государи, которые «правят тет-а-тет с общественным мнением», бросая тень на противовесы и подрывая легитимность посредников, отмечает автор, обращаясь не только к Макиавелли, но и к «Карточному домику» и Шекспиру. Да, они существуют, потому что по всему миру люди хотят новых лиц в политике, но к «гипертрофии лидеров» привел намного более сложный процесс. В частности он связан с глубокими изменениями в современном обществе, в первом ряду которых автор отмечает «беспрецедентное усложнение и интернационализацию». В такой обстановке (и потому что граждане сейчас все активнее требуют ответов) СМИ становится проще «сосредоточиться на фактах и поступках лидеров, а не проводить анализ государственной политики, которую им самим сложно понять». Давние символы Что касается политиков, они и сами предпочитают отвлекать внимание в запутанном современном мире. Все это смещает «границы политической борьбы в сторону более понятных общественному мнению тем» вроде экономики, иммиграции, ислама или гендерных вопросов. Это в свою очередь способствует «триумфу представления действия над самим действием»: спектакль власти подменил собой практику власти повсюду, от Вашингтона до Парижа. «Новые государи избавились от необходимости действовать и только изображают действие», — уверен автор. Для укрепления своей легитимности им необходимо «вписать себя в историю, даже если для этого нужно подретушировать действительность». В качестве примера политолог приводит вечер 7 мая 2017 года, когда Эммануэль Макрон вышел на площадь перед Лувром под «Оду к радости» после второго тура президентских выборов. Хотя эта церемония напоминает «коронацию» Франсуа Миттерана в Пантеоне 21 мая 1981 года, в подобном сравнении на самом деле имеет смысл разве что видимость. Эммануэль Макрон — не единственный, кто использовал давние символы, чтобы скрыть отсутствие политической программы за постоянными отсылками к карикатурно представленному прошлому. Примеров тому множество. Так, предвыборный лозунг Дональда Трампа («Вернем Америке былое величие») на самом деле был придуман Рональдом Рейганом в 1980 году, а впоследствии использовался и Биллом Клинтоном. Стоит также упомянуть Виктора Орбана, который регулярно превозносит венгерское прошлое, или Жаира Болсонару с его отсылками к временам диктатуры. Раз у принца нет проекта для возглавляемой им страны, он «должен в первую очередь прописать свои действия в эмоциональном и сочувственном регистре». Возвращаясь к самому близкому нам примеру, разве Эммануэль Макрон не говорил, что хочет «вновь найти путь к сердцу французов» после появления «желтых жилетов» на улицах прошлой зимой? И разве он не увидел «требование любви» в направленном на его неприятии? Это явление сопровождается усилением роли социальных сетей, которые создают иллюзию прямых отношений между принцем и гражданами. Опять-таки в ущерб идеям. Барак Обама, кстати говоря, с юмором признал это, когда готовился к дебатам с Джоном Маккейном: «Я уже не помню мою программу, но это хорошая программа…» «Нам очень быстро надоедают эти государи, которых мы привели к ответственным постам, не слишком задумываясь об их идеях, навыках и возлагаемой на них огромной ответственности», — пишет Венсан Мартини. Все это получило отражение в «желтых жилетах» во Франции, «возмущенных» в Испании и «Движении 5 звезд» в Италии. Как пишет Макиавелли в «Государе», «тем, кто становится государем милостью судьбы, а не благодаря доблести, легко приобрести власть, но удержать ее трудно». Можно лишь посоветовать Эммануэлю Макрону перечитать итальянского мыслителя и ознакомиться (если он еще этого не сделал) с книгой Венсана Мартини.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!