Армения тихонько стучится в двери НАТО - «Политика»

  • 00:00, 15-июл-2018
  • Политика
  • Аделаида
  • 0


Завершившийся 12 июля в Брюсселе саммит НАТО продемонстрировал, в каком направлении будет развиваться альянс и чего ждать от него России. Основной вывод — НАТО готовит новый «Дранг нах остен» — натиск на Восток. Расширение альянса будет происходить за счет бывших советских республик. Они уже выстроились в очередь.



Ближе всего к заветной цели подошла Грузия. «Саммит НАТО признал стремление Грузии (войти) в НАТО. Эта страна в будущем станет членом альянса», — заявил генсек альянса Йенс Столтенберг после двусторонней встречи с президентом этой страны Георгием Маргвелашвили на полях мероприятия.



Правда, конкретные сроки названы не были. Хотя обещание принять Грузию в НАТО впервые было дано еще 10 лет назад. А пока Тбилиси похвалили за проведенные реформы и за активное участие грузинского контингента в операции НАТО в Афганистане. На ее пике в боевых действиях принимали участие до тысячи грузинских военнослужащих.



В Грузии готовы стать частью военного блока хоть сейчас, считает министр обороны страны Леван Изория. Свою решимость Тбилиси подкрепляет делом — весной 2019 года в Грузии пройдут совместные с НАТО учения. Кроме того, стороны поддерживают диалог «по отражению гибридных угроз». Очевидно, имеют в виду Россию — больше некого.



Реакция Москвы была довольно беззубой. «Когда происходят изменения с одной стороны, происходят последствия с другой стороны. Это как раз естественный процесс, об этом мы всегда говорили», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. При этом она уточнила, что данный вопрос касается не только Грузии.



Действительно, вторым вероятным членом альянса может стать Украина. Недаром генсек НАТО проводил встречу одновременно и с Маргвелашвили и Петром Порошенко. «Могу сказать точно, цель моя как президента — членство в НАТО… итоги этого саммита подтверждают, что двери НАТО для Украины открыты», — обнадежил президент Украины.



При этом о конкретных сроках он говорить отказался. Это объяснимо. Несмотря на поддержку НАТО Киева, вопрос присоединения Украины к альянсу не будет рассматриваться до полного урегулирования конфликта на Донбассе, считает Николай Азаров. То есть не раньше, чем через 10 лет, уверен бывший премьер-министр.



Вот только процесс «освоения» НАТО территории Украины идет уже сейчас. Украинскую армию обучают инструкторы стран альянса, аэродромы во Львовской области используются американцами для размещения самолетов-заправщиков, участвующих в учениях НАТО в Польше, а в Одессе давно побывала оценочно-консультативная группа блока, изучавшая условия для размещения там флота.



Третьим неожиданным союзником НАТО может стать… Армения. Во всяком случае, премьер-министр Никол Пашинян присутствовал на саммите альянса и даже смог «поручкаться» с Дональдом Трампом. По словам Пашиняна, Армения намерена развивать отношения с альянсом в рамках своих национальных интересов. Бархатная революция случилась не зря?



Наряду с процессом приращения мощи НАТО «снизу», за счет постсоветских территорий, происходит процесс пересборки альянса «сверху», который проводят США. Трамп потребовал от союзников стремиться к удвоенному финансированию блока на уровне 4% от ВВП. Задав такую планку, он без труда добьётся стабильных взносов на прежнем уровне — 2% от ВВП, а значит, сделает НАТО сильнее.



России, увы, остается только наблюдать, как бывшие сателлиты перебегают в стан неприятеля. Со временем этот процесс может закончиться большой войной, как уже не раз бывало в истории.



По мнению эксперта РИСИ Сергея Ермакова, основным итогом саммита следует считать запланированный рост военного потенциала НАТО.



— Мы наблюдали фирменный почерк американского президента, который как бывший бизнесмен сразу максимально повысил ставки. На фоне требований поднять отчисления в НАТО до 4%, странам альянса было морально проще договориться о том, что уж по 2% от ВВП на оборону все-таки тратить надо. В итоге они согласовали до 2024 года национальные программы по выходу на этот уровень.



Сумма там получается достаточно серьезная — около 260 млрд. долларов дополнительно. После этого военный потенциал НАТО, конечно, будет расти. Недаром, на саммите приняли решение о создании двух командований — по Атлантике и по тыловому обеспечению и логистике, о расширении центров по кибербезопасности, о создании команд по борьбе с «гибридными угрозами». Также решили усилить активность в сфере контрпропаганды.



Плюс соглашение между НАТО и ЕС о военной мобильности. Плюс была принята инициатива под названием «4 на 30» (развертывание 30 механизированных батальонов, 30 авиаподразделений и 30 боевых кораблей, готовых к использованию в течение 30 дней).



«СП»: — Однако без противоречий тоже не обошлось…



— Действительно, вопрос о трансатлантической солидарности наиболее остро встал именно на этом саммите. Он и раньше существовал, но оставался на уровне кулуарных дискуссий. А сейчас благодаря фактору Трампа этот вопрос получил широкую огласку. Например, мы видели обвинения Германии в предательстве коллективных интересов, отказ США платить за европейцев. Все это обнажило разрыв геополитических интересов некоторых стран альянса и США.



«СП»: — Насколько реальны надежды Грузии и Украины на членство в НАТО?



— Ничего принципиально нового они на саммите не получили. Встречи лидеров Грузии и Украины с представителями альянса позволят им говорить дома, что они расширяют свое партнерство с НАТО и это действительно так. Грузия тут идет впереди. Ей предложат расширенный пакет помощи, она входит в расширенный список партнеров наряду со Швецией и Финляндией. Успехи Украины скромнее.



Думаю, НАТО и дальше будет в обоих случаях следовать своей отработанной тактике — говорить о том, что двери альянса открыты, обещать, что эти страны, безусловно, будут приняты в НАТО, но не называть при этом ни сроки, ни конкретные механизмы такого процесса. Это выгодно альянсу, поскольку НАТО получает «поставщиков безопасности», получает доступ к инфраструктуре этих стран, но при этом не несет никакой формальной ответственности за них.



«СП»: — Есть еще Македония…



— Это пример того, как подобные страны, стремясь в НАТО, начинают делиться суверенитетом с Брюсселем, а фактически с Вашингтоном. Македония уже на подходе членства в НАТО, чуть ли не 30-й член блока, но для этого ей надо изменить Конституцию, изменить название страны, хотя внутри Македонии продолжаются споры. Думаю, премьер-министр этой страны все-таки продавит этот вопрос и НАТО расширится еще на одного члена на Балканах.



«СП»: — Как расценить присутствие на саммите в Брюсселе премьера Армении Никола Пашиняна?



— НАТО видит себя широким инструментом глобальной безопасности. И в этом плане постсоветское пространство представляет для НАТО большой интерес. После смены власти в Армении в НАТО, безусловно, заинтересованы в развитии контактов, которые были и при прежнем руководстве. Несмотря на то, что Армения — член ОДКБ, сотрудничество с НАТО развивалось достаточно последовательно.



«СП»: — Не хотят ли в Брюсселе вбить клин между Россией и Арменией?



— Конечно, Брюссель рассматривает свои усилия на постсоветском пространстве как элемент сдерживания и устрашения России. Но в случае с Арменией НАТО действует с оглядкой на Москву. Не думаю, что они там очень активизируются. Скорее, будут втягивать новое руководство в какие-то дополнительные программы. Например, в программы помощи. Причем, не только в рамках НАТО, но и двусторонние — со странами-членами альянса. Но такого, как с Грузией пока не будет.



— НАТО нужно было продемонстрировать движение вперед, динамику на фоне жутких внутренних противоречий, — говорит заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин. — Что можно было «выкатить» объединяющего? Например, мечты Грузии и Украины о членстве в альянсе, поскольку здесь не было противоречий, как в вопросе о финансировании альянса.



Но непонятно, как они собираются это реализовывать. Если они принимают Грузию целиком, как себя считает Грузия — вместе с Абхазией и Южной Осетией, то они обязаны восстанавливать территориальную целостность Грузии. То же самое касается Украины. Придется высаживать в Крыму десант НАТО. Они собираются это делать? Я не уверен.



Максимум, чем это дело может закончиться — заключением двустороннего военного-политического договора Грузии и США. В рамках такого договора возможно создание там американских баз, но при этом никаких обязательств. Как нет у Штатов обязательств отвоевать Северную Корею перед Южной Кореей. Так что заявления на саммите — это пропагандистский шаг, чтобы напрячь Россию, особенно перед встречей с Трампом.



В свою очередь политолог Айк Халатян не видит проблем в сближении Армении с НАТО.



— Армения не является «союзником» НАТО. Этого слова власти Армении никогда не употребляли. Армения сотрудничает с НАТО. В частности, участвует в миссиях в Косово и в Афганистане. Причем, речь идет о действиях под эгидой ООН. Это не несет никакой угрозы России.



А «союзничает» Армения со странами ОДКБ и в первую очередь с Россией. Речь идет о самом широком спектре отношений, о военно-политическом союзе. Этой позиции придерживались как прежние власти, так и нынешние во главе с Николом Пашиняном.



Необходимо отметить, что участие военнослужащих Армении в совместных с НАТО миссиях не приводят к жертвам среди военнослужащих или граждан России. А вот сотрудничество, в том числе в сфере вооружений, России с противником Армении — Азербайджаном, приводит к конкретным жертвам среди армян.


Завершившийся 12 июля в Брюсселе саммит НАТО продемонстрировал, в каком направлении будет развиваться альянс и чего ждать от него России. Основной вывод — НАТО готовит новый «Дранг нах остен» — натиск на Восток. Расширение альянса будет происходить за счет бывших советских республик. Они уже выстроились в очередь. Ближе всего к заветной цели подошла Грузия. «Саммит НАТО признал стремление Грузии (войти) в НАТО. Эта страна в будущем станет членом альянса», — заявил генсек альянса Йенс Столтенберг после двусторонней встречи с президентом этой страны Георгием Маргвелашвили на полях мероприятия. Правда, конкретные сроки названы не были. Хотя обещание принять Грузию в НАТО впервые было дано еще 10 лет назад. А пока Тбилиси похвалили за проведенные реформы и за активное участие грузинского контингента в операции НАТО в Афганистане. На ее пике в боевых действиях принимали участие до тысячи грузинских военнослужащих. В Грузии готовы стать частью военного блока хоть сейчас, считает министр обороны страны Леван Изория. Свою решимость Тбилиси подкрепляет делом — весной 2019 года в Грузии пройдут совместные с НАТО учения. Кроме того, стороны поддерживают диалог «по отражению гибридных угроз». Очевидно, имеют в виду Россию — больше некого. Реакция Москвы была довольно беззубой. «Когда происходят изменения с одной стороны, происходят последствия с другой стороны. Это как раз естественный процесс, об этом мы всегда говорили», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. При этом она уточнила, что данный вопрос касается не только Грузии. Действительно, вторым вероятным членом альянса может стать Украина. Недаром генсек НАТО проводил встречу одновременно и с Маргвелашвили и Петром Порошенко. «Могу сказать точно, цель моя как президента — членство в НАТО… итоги этого саммита подтверждают, что двери НАТО для Украины открыты», — обнадежил президент Украины. При этом о конкретных сроках он говорить отказался. Это объяснимо. Несмотря на поддержку НАТО Киева, вопрос присоединения Украины к альянсу не будет рассматриваться до полного урегулирования конфликта на Донбассе, считает Николай Азаров. То есть не раньше, чем через 10 лет, уверен бывший премьер-министр. Вот только процесс «освоения» НАТО территории Украины идет уже сейчас. Украинскую армию обучают инструкторы стран альянса, аэродромы во Львовской области используются американцами для размещения самолетов-заправщиков, участвующих в учениях НАТО в Польше, а в Одессе давно побывала оценочно-консультативная группа блока, изучавшая условия для размещения там флота. Третьим неожиданным союзником НАТО может стать… Армения. Во всяком случае, премьер-министр Никол Пашинян присутствовал на саммите альянса и даже смог «поручкаться» с Дональдом Трампом. По словам Пашиняна, Армения намерена развивать отношения с альянсом в рамках своих национальных интересов. Бархатная революция случилась не зря? Наряду с процессом приращения мощи НАТО «снизу», за счет постсоветских территорий, происходит процесс пересборки альянса «сверху», который проводят США. Трамп потребовал от союзников стремиться к удвоенному финансированию блока на уровне 4% от ВВП. Задав такую планку, он без труда добьётся стабильных взносов на прежнем уровне — 2% от ВВП, а значит, сделает НАТО сильнее. России, увы, остается только наблюдать, как бывшие сателлиты перебегают в стан неприятеля. Со временем этот процесс может закончиться большой войной, как уже не раз бывало в истории. По мнению эксперта РИСИ Сергея Ермакова, основным итогом саммита следует считать запланированный рост военного потенциала НАТО. — Мы наблюдали фирменный почерк американского президента, который как бывший бизнесмен сразу максимально повысил ставки. На фоне требований поднять отчисления в НАТО до 4%, странам альянса было морально проще договориться о том, что уж по 2% от ВВП на оборону все-таки тратить надо. В итоге они согласовали до 2024 года национальные программы по выходу на этот уровень. Сумма там получается достаточно серьезная — около 260 млрд. долларов дополнительно. После этого военный потенциал НАТО, конечно, будет расти. Недаром, на саммите приняли решение о создании двух командований — по Атлантике и по тыловому обеспечению и логистике, о расширении центров по кибербезопасности, о создании команд по борьбе с «гибридными угрозами». Также решили усилить активность в сфере контрпропаганды. Плюс соглашение между НАТО и ЕС о военной мобильности. Плюс была принята инициатива под названием «4 на 30» (развертывание 30 механизированных батальонов, 30 авиаподразделений и 30 боевых кораблей, готовых к использованию в течение 30 дней). «СП»: — Однако без противоречий тоже не обошлось… — Действительно, вопрос о трансатлантической солидарности наиболее остро встал именно на этом саммите. Он и раньше существовал, но оставался на уровне кулуарных дискуссий. А сейчас благодаря фактору Трампа этот вопрос получил широкую огласку. Например, мы видели обвинения Германии в предательстве коллективных интересов, отказ США платить за европейцев. Все это обнажило разрыв геополитических интересов некоторых стран альянса и США. «СП»: — Насколько реальны надежды Грузии и Украины на членство в НАТО? — Ничего принципиально нового они на саммите не получили. Встречи лидеров Грузии и Украины с представителями альянса позволят им говорить дома, что они расширяют свое партнерство с НАТО и это действительно так. Грузия тут идет впереди. Ей предложат расширенный пакет помощи, она входит в расширенный список партнеров наряду со Швецией и Финляндией. Успехи Украины скромнее. Думаю, НАТО и дальше будет в обоих случаях следовать своей отработанной тактике — говорить о том, что двери альянса открыты, обещать, что эти страны, безусловно, будут приняты в НАТО, но не называть при этом ни сроки, ни конкретные механизмы такого процесса. Это выгодно альянсу, поскольку НАТО получает «поставщиков безопасности», получает доступ к инфраструктуре этих стран, но при этом не несет никакой формальной ответственности за них. «СП»: — Есть еще Македония… — Это пример того, как подобные страны, стремясь в НАТО, начинают делиться суверенитетом с Брюсселем, а фактически с Вашингтоном. Македония уже на подходе членства в НАТО, чуть ли не 30-й член блока, но для этого ей надо изменить Конституцию, изменить название страны, хотя внутри Македонии продолжаются споры. Думаю, премьер-министр этой страны все-таки продавит этот вопрос и НАТО расширится еще на одного члена на Балканах. «СП»: — Как расценить присутствие на саммите в Брюсселе премьера Армении Никола Пашиняна? — НАТО видит себя широким инструментом глобальной безопасности. И в этом плане постсоветское пространство представляет для НАТО большой интерес. После смены власти в Армении в НАТО, безусловно, заинтересованы в развитии контактов, которые были и при прежнем руководстве. Несмотря на то, что Армения — член ОДКБ, сотрудничество с НАТО развивалось достаточно последовательно. «СП»: — Не хотят ли в Брюсселе вбить клин между Россией и Арменией? — Конечно, Брюссель рассматривает свои усилия на постсоветском пространстве как элемент сдерживания и устрашения России. Но в случае с Арменией НАТО действует с оглядкой на Москву. Не думаю, что они там очень активизируются. Скорее, будут втягивать новое руководство в какие-то дополнительные программы. Например, в программы помощи. Причем, не только в рамках НАТО, но и двусторонние — со странами-членами альянса. Но такого, как с Грузией пока не будет. — НАТО нужно было продемонстрировать движение вперед, динамику на фоне жутких внутренних противоречий, — говорит заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин. — Что можно было «выкатить» объединяющего? Например, мечты Грузии и Украины о членстве в альянсе, поскольку здесь не было противоречий, как в вопросе о финансировании альянса. Но непонятно, как они собираются это реализовывать. Если они принимают Грузию целиком, как себя считает Грузия — вместе с Абхазией и Южной Осетией, то они обязаны восстанавливать территориальную целостность Грузии. То же самое касается Украины. Придется высаживать в Крыму десант НАТО. Они собираются это делать? Я не уверен. Максимум, чем это дело может закончиться — заключением двустороннего военного-политического договора Грузии и США. В рамках такого договора возможно создание там американских баз, но при этом никаких обязательств. Как нет у Штатов обязательств отвоевать Северную Корею перед Южной Кореей. Так что заявления на саммите — это пропагандистский шаг, чтобы напрячь Россию, особенно перед встречей с Трампом. В свою очередь политолог Айк Халатян не видит проблем в сближении Армении с НАТО. — Армения не является «союзником» НАТО. Этого слова власти Армении никогда не употребляли. Армения сотрудничает с НАТО. В частности, участвует в миссиях в Косово и в Афганистане. Причем, речь идет о действиях под эгидой ООН. Это не несет никакой угрозы России. А «союзничает» Армения со странами ОДКБ и в первую очередь с Россией. Речь идет о самом широком спектре отношений, о военно-политическом союзе. Этой позиции придерживались как прежние власти, так и нынешние во главе с Николом Пашиняном. Необходимо отметить, что участие военнослужащих Армении в совместных с НАТО миссиях не приводят к жертвам среди военнослужащих или граждан России. А вот сотрудничество, в том числе в сфере вооружений, России с противником Армении — Азербайджаном, приводит к конкретным жертвам среди армян.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!