Россия: робототехника увлекает молодежь, но не приживается в экономике (Eurasianet, Украина) - «Наука»
- 12:24, 29-окт-2019
- Наука
- Edgarpo
- 0
Остается открытым вопрос, найдут ли воспитанники таких программ применение своим навыкам на родине. Экономика, по мнению экспертов, к этому не готова: предприятия неохотно вкладываются в роботизацию, а опыт, полученный в кружках, зачастую отличается от необходимого для работы.
Что такое образовательная робототехника
Значение термина не устоялось, но большинство экспертов видит в нем метод обучения детей дошкольного и школьного возраста на стыке естественных наук, технологии, инженерного дела и математики (STEM-образование).
«Образовательная робототехника развивает у детей алгоритмические навыки. Изучая математику [обычными школьными методами], трудно понять, зачем нужны синусы, и косинусы. Занимаясь робототехникой, учишься продумывать последовательность [решения конкретной инженерной] задачи. Она может быть примитивной: пройти вперед, проехать назад… Но в [стандартной] школьной математике таких задач мало», — объясняет Дмитрий Ковалев, специалист в области беспилотных технологий, ранее преподававший робототехнику школьникам.
По его словам, несмотря на базовый уровень знания математики у младших школьников, которые ходят в кружки робототехники, это не мешает им конструировать и управлять роботами, участвовать в соревнованиях. С седьмого класса у детей появляются прикладные представления о том, зачем нужна математика или геометрия. А к десятому они знают, что такое ПИД-контроллер, для чего служат интегралы, производные, говорит он.
«Это стимулирует интерес к программированию и инжинирингу, позволяя пойти в любую область от приборостроения до химии и генной инженерии», — объясняет Ковалев.
Сколько в России кружков
Точных данных о количестве кружков нет. По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) за 2017 год, во второй половине десятилетия число робототехнических кружков ежегодно вырастало на четверть.
Тенденция сохраняется и сегодня, но, как отмечает главный редактор портала «Занимательная робототехника» Динара Гагарина, в последнее время отслеживать появление новых кружков стало труднее.
«В 2014-2016 годах, кружки действительно цвели. Сейчас рост продолжается, но, поскольку тема стала очень популярной, происходит сегментация на кружки досуговые и ориентированные на серьезное обучение, высокие олимпиадные результаты», — отмечает она. Кружков, дающих качественное образование, сравнительно немного, и их не становится больше.
Как конструктор Lego произвел революцию в образовании
Первые кружки и соревнования по робототехнике для студентов появились в России в 1990-е годы, а для школьников — в начале 2000-х годов. Их расцвет пришелся на последние годы. Во многом, считают исследователи, это связано с распространением робототехнических конструкторов.
Первыми из них стали комплекты Lego Mindstorms, появившиеся в России в первой половине 2000-х. Позднее конкуренцию им составили конструкторы Arduino (Италия), VEX (Люксембург) и другие, в том числе отечественные аналоги.
«Lego Mindstorm — игровой конструктор, содержащий комплект готовых электродвигателей, сенсоров, контроллеров, совместимых с обычными лего-деталями. С его помощью мы [со школьниками] делали движущихся роботов-пауков, дирижабли, кофе-машины…» — говорит Ковалев.
Однако конструктор развивает не столько знания, сколько лишь представление о том, как все работает. «Это хорошая, но все-таки игрушка», — отмечает он.
Интерес к образовательной робототехнике — один из стимулов развития робототехнической отрасли, которая, согласно данным Сбербанка, еще не раскрыла свой потенциал. Такие российские компании, как «Брейн Девелопмент», «КиберТех» и «Роббо» производят отечественные конструкторы (Роботрек, ТРИК, Робоплатформа), поставляемые в школы и кружки.
Как государство проявляет интерес к робототехнике
В 2000-е образовательная робототехника развивалась благодаря усилиям педагогов-новаторов и частного бизнеса. Однако в 2010-х интерес к направлению проявило государство.
В 2008 году фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски при поддержке Минобрнауки и Агентства стратегических инициатив запустил образовательную программу «Робототехника», охватывающую сейчас 5 тыс. детей в 40 регионах. Ее целью было пробудить интерес абитуриентов к инженерным специальностям, а главным инструментом — всероссийский фестиваль «РобоФест», привлекающий конкурсантов в возрасте от 6 до 30 лет.
В 2014-м Владимир Путин объявил о создании Национальной технологической инициативы (НТИ) — программы поддержки стартапов для «глобального технологического лидерства России к 2035 году». Под эгидой НТИ существует кружковое движение, целью которого является воспитать полмиллиона «талантов, технологических энтузиастов, предпринимателей нового типа».
После 2015 года в 62 регионах появились технопарки для детей — «кванториумы». Сегодня действует 89 таких площадок. В «кванториумах», центрах инновационного молодежного творчества и кружках НТИ развивается образовательная робототехника.
Недавно Министерство просвещения включило мехатронику (дисциплина на стыке точной механики и электроники, связанная с конструированием роботов) и мобильную робототехнику в список программ средних специальных учебных заведений.
Планируется, что в рамках модернизации российского профобразования по стандартам международного движения WorldSkills, к 2024 году переоборудуют не менее пяти тысяч мастерских производственного обучения на 25 тысяч мест и создадут сто центров подготовки кадров.
Помогут ли кружки преодолеть отставание России в сфере роботизации
Несмотря на интерес молодежи к современной технике, Россия критически отстает по темпам роботизации от развитых стран. Аналитики Сбербанка констатируют, что в 2018 году российский рынок промышленной робототехники «почти достиг дна» на фоне мирового подъема. Российское производство сервисных роботов находится в зачаточном состоянии.
Эксперт Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) Алиса Конюховская настроена более оптимистично. По ее словам, продажи промышленных роботов в России выросли за прошлый год на 40% (с 658 до примерно 921), что свидетельствует о постепенном преодолении «фобии» в отношении роботов. Однако, несмотря на приличный рост в процентном отношении, это капля в море: например, в Китае в том же году было установлено свыше 133 тысячи роботов, в Японии — более 52 тысячи.
Как полагают эксперты, внедрению передовых технологий препятствует обилие дешевой рабочей силы и неуверенность бизнеса в завтрашнем дне.
По мнению Динары Гагариной, готовность некоторых производственных компаний вкладывать деньги в образовательную робототехнику объясняется скорее заботой об имидже, чем прагматической заинтересованностью в воспитании кадров со школьной скамьи.
По данным Сбербанка, количество выпускников университетов по специальностям «мехатроника» и «робототехника» не превышает 800 человек в год, в то время как участники конкурсов и олимпиад по робототехнике исчисляются тысячами.
«Нет единой концепции образования в области робототехники между школой, дополнительными формами образования, высшей школой и реальной жизнью. Обучение происходит на разных платформах. Недостает готовых методик. Есть проблема подготовки специалистов, обучающих детей робототехнике. Иногда это недельные курсы [не дающие достаточных компетенций]», — отмечает Конюховская.
«Количество кружков растет, но их качество размывается», — говорит Гагарина.
Ситуацию может улучшить внедрение робототехники в средне-специальных учебных заведениях, которые выбирает больше половины подростков после девятого класса.
«Робототехника в ссузах очень важна, поскольку [они готовят] тот класс специалистов, которые идут работать на предприятия. Вопрос в том, какое оборудование будет использоваться [для обучения]. Если это будет [конструктор] Lego, вряд ли он кому-то поможет, а если настоящее промышленное оборудование, необходимое предприятиям — это будет прекрасно», — считает Конюховская.
Без ответа остается вопрос, найдут ли молодые энтузиасты роботизации достойную работу в России или пополнят ряды профессионалов, массово эмигрирующих за рубеж.
«Молодые специалисты [зачастую] не могут найти работу на отечественных предприятиях — с низкой зарплатой, с отсутствием современного оборудования и без готовности к трансформациям», — считает Конюховская.
За рубежом лучше, чем в РФ, условия и оплата труда, лучше развито умение вести бизнес, говорит она.
«Но иногда передовые кадры [в России] все-таки получают возможность модернизировать, внедрять, менять подход к работе, — отмечает Конюховская. — Если появится больше возможностей для взаимодействия больших корпораций и [появляющихся в РФ отечественных робототехнических] компаний, возникнет плодотворная среда для внедрения инноваций».
Комментарии (0)