© AP Photo, Markus SchreiberНа этой неделе Грета Тунберг достигла невиданной славы и стала звездой благодаря пламенной речи, с которой она обратилась к мировым лидерам на саммите ООН по климату, который открылся в Нью-Йорке. Автор статьи в австралийском издании пытается разобраться в том, кто именно стоит за ее плечами.
Чуть более года назад у здания шведского парламентом в одиночестве сидела 15-летняя школьница, рядом с которой лежал розовый рюкзак, а с другой стороны стоял простой плакат с надписью, сделанной от руки: «Skolstrejk for Klimatet» («Школьная забастовка в защиту климата»).
Это было 20 августа 2018 года, и на счастье Греты Тунберг (Greta Thunberg) мимо нее — «по пути на работу» — проходил маститый пиарщик Ингмар Ренцхог (Ingmar Rentzhog). Девочка, которая проводила одиночный пикет, «одна против всего мира», произвела на Ренцхога, основателя стартапа, интернет-платформы для экоактивистов We Don't Have Time («У Нас Нет Времени»), сильное впечатление.
Ренцхог опубликовал в «Инстаграме» и «Фейсбуке» фото Греты Тунберг, которое уже облетело весь мир и стало «культовым», написал о ее протесте и передал смысл того, что было написано в ее листовках: «Мы, дети, часто не слушаем взрослых, но поступаем как взрослые. Если вам, взрослым, наплевать на мое будущее, то мне тоже».
Почти одновременно молодая экоактивистка опубликовала такое же сообщение в своем аккаунте в «Твиттере» — где сегодня у нее, как у лидера теперь уже глобального движения, более 1,8 миллиона подписчиков.
За год Грета Тунберг расширила свою деятельность — начав с одиночных пикетов, она уже выступала в Давосе, в Евросоюзе, в Конгрессе США. А на этой неделе, сразу после маршей, прошедших в прошлую пятницу в городах по всему миру, она выступила в ООН.
В августе прошлого года в своем посте в «Фейсбуке» Ренцхог написал: «Ее школьная забастовка начинается сегодня и продолжится до дня выборов. Она сидит перед зданием парламента. За то время, что я там был, только один прохожий подошел и взял у нее листовку. Никто, кроме меня, с ней не разговаривал!».
Несмотря на название интернет-платформы We Don't Have Time, ее активисты успели снять небольшой фильм о Грете Тунберг, который та на следующий день выложила в «Фейсбуке». Эта история стала стремительно распространяться подобно лесному пожару, быстро став вирусной в шведских и международных СМИ.
«На платформе We Don't Have Time рассказали о забастовке Греты в первый же день, и за сутки наши посты в „Фейсбуке" и твиты собрали более 20 тысяч лайков, репостов и комментов», — написали экоактивисты в интернет издании Medium 23 августа.
«Вскоре к соцсетям присоединились и шведские СМИ. В первую же неделю „школьной забастовки" у Греты Тунберг взяли интервью шесть крупнейших шведских газет, а также национальные телеканалы Швеции и Дании. Кроме того, к ней подходили, чтобы побеседовать, два лидера шведских партий».
В тот день газета «Дагенс нюхетер» (Dagens Nyheter) опубликовала интервью с родителями Греты Тунберг, оперной певицей Маленой Эрнман (Malena Ernman) и актером Сванте Тунбергом (Svante Thunberg), в котором шла речь об их новой книге — семейных мемуарах под названием «Сцены от всего сердца» (Scenes from the Heart).
Именно в этой книге (в которой рассказывается о детских годах юной экоактивистки и большая часть которой была написана до того, как семья оказалась в центре внимания общественности) мать Греты Тунберг назвала синдром Аспергера, который был диагностирован у девочки-подростка, «сверхсилой».
Шведский журналист Андреас Хендрикссон (Andreas Henriksson) первым отметил, что Ингмар Ренцхог, вероятно, до этого уже был знаком Гретой Тунберг и ее родителями — они вместе принимали участие в климатической конференции, проходившей в мае того года.
Позже Ренцхог признал в «Фейсбуке», что «не делает секрета» из того, что он помогал Грете с пиаром, но в организации школьной забастовки не участвовал. По его словам, ему «намекнули» на то, что у здания парламента будет проходить протестная акция, но он «не ожидал», что в ней будет «будет участвовать одна 15-летняя девочка».
В феврале этого года Грета Тунберг сама написала в «Фейсбуке», что идея «школьной забастовки» — не ходить в школу, чтобы выступать в защиту климата, принадлежит лично ей, и что родители «были от этого не в восторге». «20 августа я вышла на одиночный пикет к зданию парламента Швеции», — написала она.
«Я раздавала листовки, в которых было много информации о климатическом кризисе, и в которых я объясняла, почему я выступаю с протестом. Первое, что я сделала, это разместила в „Твиттере" и „Инстаграме" посты о том, что я делаю, и вскоре они стали вирусными. Потом стали приходить журналисты и люди из газет».
Далее она написала: «Одним из первых пришел шведский предприниматель и бизнесмен, активист движения в защиту климата Ингмар Ренцхог. Он разговаривал со мной и делал фотографии, которые потом разместил в „Фейсбуке". Это была наша первая встреча и первый разговор. До этого я никогда с ним не общалась и не встречалась».
По словам Греты Тунберг, «люди любят распространять слухи, говоря, что „за мной" кто-то стоит, или что мне „платят", или „меня используют", чтобы я делала то, чем я занимаюсь», но «за мной нет никого, кроме меня самой».
«Мои родители были очень далеки от климатических активистов до того, как я рассказала им об этой ситуации», — сказала она.
«Я не являюсь членом какой-либо организации. Я иногда поддерживаю некоторые НПО, которые занимаются климатом и окружающей средой, и сотрудничаю с ними. Но я абсолютно независима и представляю только себя. И я делаю это совершенно бесплатно, я вообще не получала никаких денег, и мне никто не обещал заплатить потом. И людям, связанным мной или с моей семьей, тоже денег не платили и не обещали».
В конце прошлого года Ренцхога обвинили в том, что он использовал имя Греты Тунберг для привлечения более 1,5 миллиона долларов (10 миллионов шведских крон) инвестиций в свою компанию, которая жертвует в благотворительный фонд лишь 10% прибыли.
В октябре он пригласил Грету войти в состав молодежного консультативного совета стартапа We Don't Have Time. Затем, как пишет газета «Свенска дагбладет» (Svenska Dagbladet), он использовал ее имя в рекламных материалах для выпуска акций, объявленного 27 ноября, более 11 раз.
Как говорится в статье, в проспекте эмиссии инвесторам обещали, что компания может быть «чрезвычайно прибыльной» за счет создания вирусного контента экологической направленности с целью привлечения через цифровую рекламу инвестиций от фирм, ориентированных на экологию.
В интервью «Свенска дагбладет» отец Греты Тунберг сказал, что Ренцхог никогда не им говорил, что будет использовать имя их дочери. «Нет, никакой информации об этом мы не получали. И Грета тоже, — сказал он. — Очень жаль, если ее использовали в коммерческих целях. Но она об этом ничего не знала. Никто из нас этого не знал».
В феврале компания, которая намерена создать социальную сеть, посвященную проблемам климата, с 100 миллионами пользователей, выступила с заявлением, отвергнув обвинения в том, что использовала имя Греты Тунберг в своих интересах, но извинилась за «недоразумение».
«Мы не сообщили семье Тунберг заранее, что имя Греты будет упомянуто в нашем финансовом проспекте, документе, подготовленном с целью привлечения средств для компании», — заявил Ренцхог.
«По закону в проспекте необходимо предоставлять точную и достоверную информацию об операциях, но мы очень сожалеем, что не сообщили им об этом. Я поговорил с семьей, и они приняли наши искренние извинения за эту ошибку».
В последующем интервью онлайн-изданию «Локал» (The Local) Ренцхог защищал свою компанию, которую обвиняют в «спекуляции на экологических проблемах». «Если бы я хотел зарабатывать деньги, я бы остался в своей старой компании, потому что это гораздо более высокий риск, — сказал он. — Мною движет не денежный интерес».
После разоблачений Грета Тунберг ушла из молодежного консультативного совета компании, но Ренцхог в интервью онлайн-изданию заявил, что причиной этого является не какой-то конфликт, а то, что «ей необходимо полностью сосредоточиться на своем собственном деле, поскольку она, наверное, самая деятельная и загруженная работой 16-летняя девушка в мире».
Хотя неизвестно, заключали ли Ренцхог и Грета Тунберг формальное соглашение о сотрудничестве, PR-менеджер по-прежнему занимается продвижением ее деятельности. Всего несколько дней назад он опубликовал а «Фейсбуке» пост, в котором Грета Тунберг в видеоролике, посвященном тому, как помочь «решить проблему климатического кризиса», говорит о необходимости восстановления природных поглотителей углерода.
На этой неделе Грета Тунберг достигла невиданной славы и стала звездой благодаря пламенной речи, с которой она обратилась к мировым лидерам на саммите ООН по климату, который открылся в Нью-Йорке.
В понедельник во время своего выступления девушка обвинила лидеров в том, что они закрывают глаза на проблему изменения климата. «Вы украли мои мечты и мое детство…. Как вы смеете! Люди страдают. Люди умирают. Рушатся целые экосистемы».
Прибывший на заседание в ООН президент США Дональд Трамп, который демонстративно не заметил Грету Тунберг, позже опубликовал видео ее полной драматизма речи, сопроводив его насмешливым твитом: «Она похожа на очень счастливую девочку, которая предвкушает светлое и прекрасное будущее. Как приятно это видеть!».
© AP Photo, Markus SchreiberНа этой неделе Грета Тунберг достигла невиданной славы и стала звездой благодаря пламенной речи, с которой она обратилась к мировым лидерам на саммите ООН по климату, который открылся в Нью-Йорке. Автор статьи в австралийском издании пытается разобраться в том, кто именно стоит за ее плечами.Чуть более года назад у здания шведского парламентом в одиночестве сидела 15-летняя школьница, рядом с которой лежал розовый рюкзак, а с другой стороны стоял простой плакат с надписью, сделанной от руки: «Skolstrejk for Klimatet» («Школьная забастовка в защиту климата»). Это было 20 августа 2018 года, и на счастье Греты Тунберг (Greta Thunberg) мимо нее — «по пути на работу» — проходил маститый пиарщик Ингмар Ренцхог (Ingmar Rentzhog). Девочка, которая проводила одиночный пикет, «одна против всего мира», произвела на Ренцхога, основателя стартапа, интернет-платформы для экоактивистов We Don't Have Time («У Нас Нет Времени»), сильное впечатление. Ренцхог опубликовал в «Инстаграме» и «Фейсбуке» фото Греты Тунберг, которое уже облетело весь мир и стало «культовым», написал о ее протесте и передал смысл того, что было написано в ее листовках: «Мы, дети, часто не слушаем взрослых, но поступаем как взрослые. Если вам, взрослым, наплевать на мое будущее, то мне тоже». Почти одновременно молодая экоактивистка опубликовала такое же сообщение в своем аккаунте в «Твиттере» — где сегодня у нее, как у лидера теперь уже глобального движения, более 1,8 миллиона подписчиков. За год Грета Тунберг расширила свою деятельность — начав с одиночных пикетов, она уже выступала в Давосе, в Евросоюзе, в Конгрессе США. А на этой неделе, сразу после маршей, прошедших в прошлую пятницу в городах по всему миру, она выступила в ООН. В августе прошлого года в своем посте в «Фейсбуке» Ренцхог написал: «Ее школьная забастовка начинается сегодня и продолжится до дня выборов. Она сидит перед зданием парламента. За то время, что я там был, только один прохожий подошел и взял у нее листовку. Никто, кроме меня, с ней не разговаривал!». Несмотря на название интернет-платформы We Don't Have Time, ее активисты успели снять небольшой фильм о Грете Тунберг, который та на следующий день выложила в «Фейсбуке». Эта история стала стремительно распространяться подобно лесному пожару, быстро став вирусной в шведских и международных СМИ. «На платформе We Don't Have Time рассказали о забастовке Греты в первый же день, и за сутки наши посты в „Фейсбуке" и твиты собрали более 20 тысяч лайков, репостов и комментов», — написали экоактивисты в интернет издании Medium 23 августа. «Вскоре к соцсетям присоединились и шведские СМИ. В первую же неделю „школьной забастовки" у Греты Тунберг взяли интервью шесть крупнейших шведских газет, а также национальные телеканалы Швеции и Дании. Кроме того, к ней подходили, чтобы побеседовать, два лидера шведских партий». В тот день газета «Дагенс нюхетер» (Dagens Nyheter) опубликовала интервью с родителями Греты Тунберг, оперной певицей Маленой Эрнман (Malena Ernman) и актером Сванте Тунбергом (Svante Thunberg), в котором шла речь об их новой книге — семейных мемуарах под названием «Сцены от всего сердца» (Scenes from the Heart). Именно в этой книге (в которой рассказывается о детских годах юной экоактивистки и большая часть которой была написана до того, как семья оказалась в центре внимания общественности) мать Греты Тунберг назвала синдром Аспергера, который был диагностирован у девочки-подростка, «сверхсилой». Шведский журналист Андреас Хендрикссон (Andreas Henriksson) первым отметил, что Ингмар Ренцхог, вероятно, до этого уже был знаком Гретой Тунберг и ее родителями — они вместе принимали участие в климатической конференции, проходившей в мае того года. Позже Ренцхог признал в «Фейсбуке», что «не делает секрета» из того, что он помогал Грете с пиаром, но в организации школьной забастовки не участвовал. По его словам, ему «намекнули» на то, что у здания парламента будет проходить протестная акция, но он «не ожидал», что в ней будет «будет участвовать одна 15-летняя девочка». В феврале этого года Грета Тунберг сама написала в «Фейсбуке», что идея «школьной забастовки» — не ходить в школу, чтобы выступать в защиту климата, принадлежит лично ей, и что родители «были от этого не в восторге». «20 августа я вышла на одиночный пикет к зданию парламента Швеции», — написала она. «Я раздавала листовки, в которых было много информации о климатическом кризисе, и в которых я объясняла, почему я выступаю с протестом. Первое, что я сделала, это разместила в „Твиттере" и „Инстаграме" посты о том, что я делаю, и вскоре они стали вирусными. Потом стали приходить журналисты и люди из газет». Далее она написала: «Одним из первых пришел шведский предприниматель и бизнесмен, активист движения в защиту климата Ингмар Ренцхог. Он разговаривал со мной и делал фотографии, которые потом разместил в „Фейсбуке". Это была наша первая встреча и первый разговор. До этого я никогда с ним не общалась и не встречалась». По словам Греты Тунберг, «люди любят распространять слухи, говоря, что „за мной" кто-то стоит, или что мне „платят", или „меня используют", чтобы я делала то, чем я занимаюсь», но «за мной нет никого, кроме меня самой». «Мои родители были очень далеки от климатических активистов до того, как я рассказала им об этой ситуации», — сказала она. «Я не являюсь членом какой-либо организации. Я иногда поддерживаю некоторые НПО, которые занимаются климатом и окружающей средой, и сотрудничаю с ними. Но я абсолютно независима и представляю только себя. И я делаю это совершенно бесплатно, я вообще не получала никаких денег, и мне никто не обещал заплатить потом. И людям, связанным мной или с моей семьей, тоже денег не платили и не обещали». В конце прошлого года Ренцхога обвинили в том, что он использовал имя Греты Тунберг для привлечения более 1,5 миллиона долларов (10 миллионов шведских крон) инвестиций в свою компанию, которая жертвует в благотворительный фонд лишь 10% прибыли. В октябре он пригласил Грету войти в состав молодежного консультативного совета стартапа We Don't Have Time. Затем, как пишет газета «Свенска дагбладет» (Svenska Dagbladet), он использовал ее имя в рекламных материалах для выпуска акций, объявленного 27 ноября, более 11 раз. Как говорится в статье, в проспекте эмиссии инвесторам обещали, что компания может быть «чрезвычайно прибыльной» за счет создания вирусного контента экологической направленности с целью привлечения через цифровую рекламу инвестиций от фирм, ориентированных на экологию. В интервью «Свенска дагбладет» отец Греты Тунберг сказал, что Ренцхог никогда не им говорил, что будет использовать имя их дочери. «Нет, никакой информации об этом мы не получали. И Грета тоже, — сказал он. — Очень жаль, если ее использовали в коммерческих целях. Но она об этом ничего не знала. Никто из нас этого не знал». В феврале компания, которая намерена создать социальную сеть, посвященную проблемам климата, с 100 миллионами пользователей, выступила с заявлением, отвергнув обвинения в том, что использовала имя Греты Тунберг в своих интересах, но извинилась за «недоразумение». «Мы не сообщили семье Тунберг заранее, что имя Греты будет упомянуто в нашем финансовом проспекте, документе, подготовленном с целью привлечения средств для компании», — заявил Ренцхог. «По закону в проспекте необходимо предоставлять точную и достоверную информацию об операциях, но мы очень сожалеем, что не сообщили им об этом. Я поговорил с семьей, и они приняли наши искренние извинения за эту ошибку». В последующем интервью онлайн-изданию «Локал» (The Local) Ренцхог защищал свою компанию, которую обвиняют в «спекуляции на экологических проблемах». «Если бы я хотел зарабатывать деньги, я бы остался в своей старой компании, потому что это гораздо более высокий риск, — сказал он. — Мною движет не денежный интерес». После разоблачений Грета Тунберг ушла из молодежного консультативного совета компании, но Ренцхог в интервью онлайн-изданию заявил, что причиной этого является не какой-то конфликт, а то, что «ей необходимо полностью сосредоточиться на своем собственном деле, поскольку она, наверное, самая деятельная и загруженная работой 16-летняя девушка в мире». Хотя неизвестно, заключали ли Ренцхог и Грета Тунберг формальное соглашение о сотрудничестве, PR-менеджер по-прежнему занимается продвижением ее деятельности. Всего несколько дней назад он опубликовал а «Фейсбуке» пост, в котором Грета Тунберг в видеоролике, посвященном тому, как помочь «решить проблему климатического кризиса», говорит о необходимости восстановления природных поглотителей углерода. На этой неделе Грета Тунберг достигла невиданной славы и стала звездой благодаря пламенной речи, с которой она обратилась к мировым лидерам на саммите ООН по климату, который открылся в Нью-Йорке. В понедельник во время своего выступления девушка обвинила лидеров в том, что они закрывают глаза на проблему изменения климата. «Вы украли мои мечты и мое детство…. Как вы смеете! Люди страдают. Люди умирают. Рушатся целые экосистемы». Прибывший на заседание в ООН президент США Дональд Трамп, который демонстративно не заметил Грету Тунберг, позже опубликовал видео ее полной драматизма речи, сопроводив его насмешливым твитом: «Она похожа на очень счастливую девочку, которая предвкушает светлое и прекрасное будущее. Как приятно это видеть!».
Комментарии (0)