The Daily Beast (США): как американские индейцы чудом избежали уничтожения и достигли процветания - «Общество»

  • 16:22, 09-июн-2019
  • Культура / Мир / Армения / Новости дня / Политика / Общество
  • Edgarpo
  • 0

© AP Photo, Mark HolmАмериканцы европейского происхождения всегда стремились сломить коренные народы. Целью политики насильственной ассимиляции индейцев было уничтожение традиционной индейской культуры и идентичности. Новая историческая книга антрополога Дэвида Трейера, который вырос в индейской резервации, прекрасно иллюстрирует, каково это — быть и индейцем, и американцем, и одновременно и тем, и другим. Это взгляд на «страну индейцев».

Американцы европейского происхождения всегда стремились сломить коренные народы, с момента основания первого поселения в 1620-х годах и до покорения апачей Джеронимо в 1886. Спустя четыре года после того, как апачи сложили оружие, армия США устроила бойню на ручье Вундед-Ни (Wounded Knee Creek) в Южной Дакоте, уничтожив 300 индейцев сиу, адептов Пляски Духов (Ghost Dance), религиозного мессианского культа индейцев Великих равнин, который вызывал беспокойство у властей, ведь он предсказывал исчезновение всех белых и воскрешение традиционного мира индейцев, включая стада бизонов и предков, погибших в борьбе с европейскими захватчиками.


Вундед-Ни служит своего рода мрачным эпилогом к одной из самых печальных глав в истории Америки.


Дэвид Трейер (David Treuer), талантливый и тонкий писатель и антрополог из племени оджибве, который вырос в индейской резервации Лич-Лейк в Миннесоте, считает, что впереди индейцев ждали еще более трагические события, чем войны, тянувшиеся 270 лет вплоть до 1890 года. Правительство США встало на крайне несправедливый путь крестового похода по насильственной ассимиляции индейцев с остальной Америкой. Целью Акта Дауэса (Dawes Act) 1886 года (да и всех последующих законов) было не что иное, как уничтожение традиционной индейской культуры и идентичности.

© РИА Новости, Лариса СаенкоПочему индейцев прозвали "краснокожими"Часть обаяния этой книги строится на умении Трейера незаметно переключаться между рассказом о Великой истории индейцев к голосам ныне живущих индейцев, пытающихся объяснить нам, да и самим себе тоже, каково это — быть и индейцем, американцем, и одновременно и тем, и другим. В список персонажей входит и сам Трейер, и его невероятно забавный, попыхивающий косячком Дядюшка Бобби, который до сих пор живет в резервации в Миннесоте и круглый год занимается только охотой и собирательством (на самом деле!). Эти части книги открывают нам окно в мир современных индейцев с его ошеломительным разнообразием и придают работе живость и энергию, редкие для книг об истории.

По словам Трейера, со времен «Нового курса» у «страны индейцев» были взлеты и падения, но в целом она движется по восходящей траектории. Численность коренных американцев выросла с 240 тысяч в 1900 году до 2,9 миллиона сегодня. Многие индейские общины по всей стране или уже процветают, или идут к процветанию благодаря новому духу предпринимательства, который выходит далеко за рамки игорных заведений, рыбалки и лесозаготовок, и нарождающемуся индейскому среднему классу. Раздробленность и коррупция лидеров общин все еще осложняют жизнь в резервации, но уже в гораздо меньшей степени.


Более того, среди основной массы американцев понемногу растет уважение к культуре и ценностям индейцев, в особенности к их представлениям о взаимоотношениях между людьми и землей, на которой они живут, к тому, как они ценят духовность и общинность. Теперь по-новому оценивают тот положительный вклад, который внесли индейцы в формирование американской истории и самосознания.


Сегодня голоса и ценности индейцев становятся мощным противовесом запущенному потребительству, эксплуатации и невежеству, определяющим американскую жизнь. А история отношений белых и индейцев, которая восходит к 1620 году, напоминает нам, что жестокость и расизм играли такую же роль в истории Америки, как и «свобода и справедливость для всех».


«Пульс Вундед-Ни» — по сути своей вдохновляющая и обнадеживающая книга. И Трейер на самом деле дает читателю куда больше, чем просто хронику коренной Америки с 1890 года. Первые сто страниц занимает краткая, но впечатляющая история индейцев до этой даты. Здесь Трейер умело и компактно намечает схему тех способов, которые североамериканские индейцы придумали, чтобы сохранить свою независимость и образ жизни. В то же самое время эти сто страниц служат азбукой отношений белых с индейцами, описывая и объясняя инструментарий завоеваний, которым пользовались испанцы, датчане, и в особенности англичане и их потомки. Автор избегает того, что можно назвать двумя устоявшимися в сознаниями представлениями об этих событиях и вырабатывает более сбалансированный взгляд.


Первое представление сводится к тому, что европейцы приехали в Америку, спасаясь от тирании, «нашли» там индейцев и хотели цивилизовать их с наилучшими намерениями, но все пошло не так. Другая, более свежая версия заключается в том, что европейцы «намеревались устроить геноцид, и во многом им это удалось».


Трейеру здесь видится нечто более сложное и двойственное, когда благие намерения перемешивались с дурными. Что бы ни происходило, индейцы никогда не были просто объектом завоевания. Они играли и продолжают играть одну из ключевых ролей в истории Северной Америки после 1600 года. Они «сопротивлялись, поддерживали, оспаривали и меняли условия, навязанные колонизацией и лишением их собственности».


Трейер не считает прошлое индейцев причиной для того, чтобы тосковать или чувствовать себя слабыми. Коренные народы, говорит он, имеют полное право рассматривать свою традиционную культуру и историю сопротивления и приспособления как источник силы и повод для объединения в XXI веке. «Наши люди провели лучшую часть 60-х и 70-х годов, пытаясь понять, как можно одновременно быть индейцами и американцами; как идти вперед, не забывая о прошлом; как раз и навсегда распрощаться с представлением о том, что выбрать один образ жизни — значит отказаться от другого; и как найти продуктивный баланс между развитием и насилием, между разрушением и возрождением».


Трудно представить, чтобы в ближайшее время появился другой, более взвешенный, взгляд на «страну индейцев».


Джеймс Уоррен (James A. Warren) — писатель, в прошлом приглашенный профессор кафедры американистики в Университете Брауна. Автор книг «Зяп: генерал, победивший Америку во Вьетнаме» (Giap: The General Who Defeated America in Vietnam) и «Американские спартанцы. Военная история ВМС США от Иводзимы до Ирака» (American Spartans: The United States Marines: A Combat History from Iwo Jima to Iraq) и др.



© AP Photo, Mark HolmАмериканцы европейского происхождения всегда стремились сломить коренные народы. Целью политики насильственной ассимиляции индейцев было уничтожение традиционной индейской культуры и идентичности. Новая историческая книга антрополога Дэвида Трейера, который вырос в индейской резервации, прекрасно иллюстрирует, каково это — быть и индейцем, и американцем, и одновременно и тем, и другим. Это взгляд на «страну индейцев». Американцы европейского происхождения всегда стремились сломить коренные народы, с момента основания первого поселения в 1620-х годах и до покорения апачей Джеронимо в 1886. Спустя четыре года после того, как апачи сложили оружие, армия США устроила бойню на ручье Вундед-Ни (Wounded Knee Creek) в Южной Дакоте, уничтожив 300 индейцев сиу, адептов Пляски Духов (Ghost Dance), религиозного мессианского культа индейцев Великих равнин, который вызывал беспокойство у властей, ведь он предсказывал исчезновение всех белых и воскрешение традиционного мира индейцев, включая стада бизонов и предков, погибших в борьбе с европейскими захватчиками. Вундед-Ни служит своего рода мрачным эпилогом к одной из самых печальных глав в истории Америки. Дэвид Трейер (David Treuer), талантливый и тонкий писатель и антрополог из племени оджибве, который вырос в индейской резервации Лич-Лейк в Миннесоте, считает, что впереди индейцев ждали еще более трагические события, чем войны, тянувшиеся 270 лет вплоть до 1890 года. Правительство США встало на крайне несправедливый путь крестового похода по насильственной ассимиляции индейцев с остальной Америкой. Целью Акта Дауэса (Dawes Act) 1886 года (да и всех последующих законов) было не что иное, как уничтожение традиционной индейской культуры и идентичности.© РИА Новости, Лариса СаенкоПочему индейцев прозвали "краснокожими"Часть обаяния этой книги строится на умении Трейера незаметно переключаться между рассказом о Великой истории индейцев к голосам ныне живущих индейцев, пытающихся объяснить нам, да и самим себе тоже, каково это — быть и индейцем, американцем, и одновременно и тем, и другим. В список персонажей входит и сам Трейер, и его невероятно забавный, попыхивающий косячком Дядюшка Бобби, который до сих пор живет в резервации в Миннесоте и круглый год занимается только охотой и собирательством (на самом деле!). Эти части книги открывают нам окно в мир современных индейцев с его ошеломительным разнообразием и придают работе живость и энергию, редкие для книг об истории. По словам Трейера, со времен «Нового курса» у «страны индейцев» были взлеты и падения, но в целом она движется по восходящей траектории. Численность коренных американцев выросла с 240 тысяч в 1900 году до 2,9 миллиона сегодня. Многие индейские общины по всей стране или уже процветают, или идут к процветанию благодаря новому духу предпринимательства, который выходит далеко за рамки игорных заведений, рыбалки и лесозаготовок, и нарождающемуся индейскому среднему классу. Раздробленность и коррупция лидеров общин все еще осложняют жизнь в резервации, но уже в гораздо меньшей степени. Более того, среди основной массы американцев понемногу растет уважение к культуре и ценностям индейцев, в особенности к их представлениям о взаимоотношениях между людьми и землей, на которой они живут, к тому, как они ценят духовность и общинность. Теперь по-новому оценивают тот положительный вклад, который внесли индейцы в формирование американской истории и самосознания. Сегодня голоса и ценности индейцев становятся мощным противовесом запущенному потребительству, эксплуатации и невежеству, определяющим американскую жизнь. А история отношений белых и индейцев, которая восходит к 1620 году, напоминает нам, что жестокость и расизм играли такую же роль в истории Америки, как и «свобода и справедливость для всех». «Пульс Вундед-Ни» — по сути своей вдохновляющая и обнадеживающая книга. И Трейер на самом деле дает читателю куда больше, чем просто хронику коренной Америки с 1890 года. Первые сто страниц занимает краткая, но впечатляющая история индейцев до этой даты. Здесь Трейер умело и компактно намечает схему тех способов, которые североамериканские индейцы придумали, чтобы сохранить свою независимость и образ жизни. В то же самое время эти сто страниц служат азбукой отношений белых с индейцами, описывая и объясняя инструментарий завоеваний, которым пользовались испанцы, датчане, и в особенности англичане и их потомки. Автор избегает того, что можно назвать двумя устоявшимися в сознаниями представлениями об этих событиях и вырабатывает более сбалансированный взгляд. Первое представление сводится к тому, что европейцы приехали в Америку, спасаясь от тирании, «нашли» там индейцев и хотели цивилизовать их с наилучшими намерениями, но все пошло не так. Другая, более свежая версия заключается в том, что европейцы «намеревались устроить геноцид, и во многом им это удалось». Трейеру здесь видится нечто более сложное и двойственное, когда благие намерения перемешивались с дурными. Что бы ни происходило, индейцы никогда не были просто объектом завоевания. Они играли и продолжают играть одну из ключевых ролей в истории Северной Америки после 1600 года. Они «сопротивлялись, поддерживали, оспаривали и меняли условия, навязанные колонизацией и лишением их собственности». Трейер не считает прошлое индейцев причиной для того, чтобы тосковать или чувствовать себя слабыми. Коренные народы, говорит он, имеют полное право рассматривать свою традиционную культуру и историю сопротивления и приспособления как источник силы и повод для объединения в XXI веке. «Наши люди провели лучшую часть 60-х и 70-х годов, пытаясь понять, как можно одновременно быть индейцами и американцами; как идти вперед, не забывая о прошлом; как раз и навсегда распрощаться с представлением о том, что выбрать один образ жизни — значит отказаться от другого; и как найти продуктивный баланс между развитием и насилием, между разрушением и возрождением». Трудно представить, чтобы в ближайшее время появился другой, более взвешенный, взгляд на «страну индейцев». Джеймс Уоррен (James A. Warren) — писатель, в прошлом приглашенный профессор кафедры американистики в Университете Брауна. Автор книг «Зяп: генерал, победивший Америку во Вьетнаме» (Giap: The General Who Defeated America in Vietnam) и «Американские спартанцы. Военная история ВМС США от Иводзимы до Ирака» (American Spartans: The United States Marines: A Combat History from Iwo Jima to Iraq) и др.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!