© РИА Новости, Андрей Стенин | Перейти в фотобанкЗапасы ливийской нефти — крупнейшие в Африке, а низкая стоимость добычи делает этот регион очень привлекательным для инвестиций. Самые мощные нефтяные компании Саудовской Аравии и России выступили со множеством инициатив для стабилизации нефтяного рынка, который подвергся серьезным вызовам в период пандемии. Реальна ли угроза, исходящая из Ливии?
Мировые СМИ то и дело сообщают о неожиданном возобновлении добычи ливийской нефти на фоне установления статус-кво в зоне так называемой египетской красной линии. Мировые державы вынуждены изменить политический курс на этой арене и прилагают все усилия для сдерживания амбиций Ливии по максимальному увеличению объема добываемой нефти. В настоящее время он достиг 800 тысяч баррелей в сутки.
Что произошло?
Заключение политического соглашения между сторонами ливийского конфликта внесло изменения в планы Национальной нефтяной корпорации. Она ускорила деятельность на месторождениях и в портах, ранее прекративших работу по приказу Халифы Хафтара, командующего армией на востоке страны.
Хафтар сократил добычу нефти до 100 тысяч баррелей в сутки, настаивая на получении востоком большей доли доходов от нефти Правительства национального согласия. ПНС получило признание международного сообщества, в силу чего имеет право распоряжаться поступлениями от продажи нефти и газа.
По словам Мустафы Саналлы, главы Национальной нефтяной корпорации, в настоящее время страна намерена увеличить объем добычи нефти до 1,3 миллиона баррелей к началу 2021 года, и возобновление работы в этой отрасли указывает на желание руководства восстановить нефтяной сектор до довоенного уровня. Так, до свержения режима Каддафи в 2011 году добыча на месторождениях составляла около 1,6 миллиона баррелей в сутки.
Запасы ливийской нефти являются крупнейшими в Африке. Кроме того, страна входит в десятку стран с крупнейшими запасами нефти в мире. В целом Ливия является очень привлекательным для инвестиций регионом ввиду низкой стоимости добычи нефти — один доллар за баррель. Также местная нефть отличается низким содержанием серы и требует небольших расходов на транспортировку, поскольку страна находится недалеко от европейских рынков.
Именно по этой причине до 2010 года Ливия занимала третье место в списке крупнейших поставщиков нефти в Европейский Союз после Норвегии и России. Согласно международным исследованиям, большинство месторождений страны еще не открыты либо из-за текущих международных санкций, либо конфликтов с иностранными нефтяными компаниями.
Другие причины
Политическое соглашение стало не единственным фактором, способствующим увеличению добычи нефти. Речь идет как о дипломатических усилиях на данном направлении, так и прямых предупреждениях всем сторонам конфликта о необходимости положить конец непримиримой политике, наносящей ущерб международным интересам.
Организация Объединенных Наций, выступающая посредником в конфликте с 2014 года, пыталась убедить враждующие ливийские правительства в Тобруке и Триполи объединиться по нефтяной проблеме и забыть о политических разногласиях. Государственный департамент США поддерживает такой подход, настаивая на решении второстепенных вопросов до заключения долгосрочных политических сделок.
Тем не менее ООН не смогла ничего предложить ливийцам, когда Америка вмешалась в конфликт напрямую и оказала некоторое давление на Центральный банк Ливии в обход Правительства национального согласия. Последнее контролирует его лишь формально, не имея настоящих рычагов влияния на деятельность учреждения. Более того, банк решительно отказывался раскрывать информацию о своих валютных резервах, будь то правительству или мировым державам.
Соединенные Штаты начали принимать более жесткие меры для отслеживания маршрутов контрабанды нефти. Так, министерство финансов привлекло к ответственности за контрабанду нефти шестерых ливийцев, работающих на ополченцев, незаконно перевозивших бензин и продававших его Европе.
В то же время американцы продолжили работу за кулисами, поощряя переговоры и посредничество между сторонами конфликта для поиска нужной формулы официального соглашения по нефтяной проблеме. И действительно решение международных игроков остановиться на красной линии помогло всем обратить внимание на замороженный много лет назад нефтяной файл.
По оценкам Goldman Sachs Bank (международная финансовая и инвестиционная организация, которая является одним из самых известных банковских учреждений в Соединенных Штатах и во всем мире; имеет большой опыт работы на рынке акций, а также считается крупным игроком на фондовом рынке Казначейства США), к концу года объем добычи нефти мог достичь 500 тысяч баррелей в сутки.
Однако итоги работы ливийского сектора превзошли все ожидания, и к ноябрю этого года объем добычи достиг отметки 800 тысяч баррелей в сутки. Как упоминалось выше, в конце этого месяца Национальная нефтяная корпорация Ливии планирует добывать в среднем один миллион баррелей в сутки и 1,3 миллиона баррелей нефти к январю.
Планы ОПЕК: есть ли угроза?
В апреле мир стал свидетелем кризиса между Саудовской Аравией и Россией из-за ценовой войны внутри ОПЕК. Однако под внешним давлением и ввиду слабого спроса на рынке стороны приняли решение сократить добычу нефти примерно на 2 миллиона баррелей в сутки и тем самым предотвратить падение рынка.
Сторонам потребовалось несколько недель для достижения соответствующих договоренностей, однако внезапное возобновление добычи ливийской нефти может привести к появлению новых излишков товара и, как следствие, иметь серьезные последствия для государств. Более того, согласно международным оценкам, чтобы вернуть спрос к уровню, что наблюдался до начала пандемии, необходимо не менее двух лет после полного исчезновения вирусной угрозы, в связи с чем необходимо уменьшить глобальные запасы, чтобы избежать нового перенасыщения рынка и падения цен.
Этот прогноз на ближайшие месяцы подтверждает нынешнее снижение мировых цен на нефть после рекордных показателей заболеваемости covid-19 в Европе, когда за сутки количество зараженных увеличилось на полмиллиона человек. Последнее заставило правительства всего старого континента снова ввести ограничения на передвижение в рамках борьбы с пандемией.
Нынешние ограничения отражаются на глобальном потреблении и совпали с ускоренным возобновлением добычи нефти в Ливии, что увеличивает нагрузку на ОПЕК и вынуждает ее пересмотреть свой потолок добычи в размере двух миллионов баррелей в сутки.
Саудовская Аравия прилагает максимальные усилия для противостояния кризису, и крупнейшие нефтяные компании королевства и России выступили со множеством инициатив, и будучи заинтересованными в стабилизации рынка, согласились сократить добычу примерно на 7,7 миллиона баррелей в сутки до следующего года, независимо от роста добычи в Ливии. Это связано с тем, что в настоящее время крайне важно справиться с низким спросом на нефть в Европе и его почти полным отсутствием в Соединенных Штатах Америки.
Министр энергетики России Александр Новак подтвердил это. По его словам, пока рано говорить об изменении условий соглашения ОПЕК без оценки возможной рыночной ситуации в ближайшие месяцы. Его заявление звучит более смело, по сравнению с арабскими странами, особенно Саудовской Аравией. Как заявил министр, Ливия будет участвовать в сокращениях ОПЕК.
Помимо упомянутых обстоятельств, касающихся возобновления добычи нефти в Ливии, нужно отметить наличие у страны множества рычагов для продолжения увеличения производства в обход решений ОПЕК. Ливия имеет преимущества на нефтяном рынке, поскольку большую часть ее нефтепродуктов покупает Италия. Кроме того, увеличение производства нефти в стране положительно повлияет на внутреннее потребление.
По мнению многих экспертов, вероятно, Ливия не будет соблюдать квоту на добычу нефти, согласованную в ОПЕК, а также может отказаться от обязательств на фоне давления со стороны Саудовской Аравии и России. С учетом ситуации, в которой находится страна, когда добыча нефти была практически полностью приостановлена, она может использовать любую отговорку для дальнейшего увеличения добычи. Международное сообщество относится к этому с пониманием и сочувствует ливийцам.
Государственный долг страны неуклонно растет, и для Ливии было бы странным запрашивать помощь в свете возможных нефтяных поступлений. Нефтяные платформы нуждаются в инвестициях, что поможет реализовать проекты по развитию инфраструктуры, увеличению экспорта, поддержке госбюджета и снижению финансового бремени на плечах ливийских граждан.
© РИА Новости, Андрей Стенин | Перейти в фотобанкЗапасы ливийской нефти — крупнейшие в Африке, а низкая стоимость добычи делает этот регион очень привлекательным для инвестиций. Самые мощные нефтяные компании Саудовской Аравии и России выступили со множеством инициатив для стабилизации нефтяного рынка, который подвергся серьезным вызовам в период пандемии. Реальна ли угроза, исходящая из Ливии?Мировые СМИ то и дело сообщают о неожиданном возобновлении добычи ливийской нефти на фоне установления статус-кво в зоне так называемой египетской красной линии. Мировые державы вынуждены изменить политический курс на этой арене и прилагают все усилия для сдерживания амбиций Ливии по максимальному увеличению объема добываемой нефти. В настоящее время он достиг 800 тысяч баррелей в сутки. Что произошло? Заключение политического соглашения между сторонами ливийского конфликта внесло изменения в планы Национальной нефтяной корпорации. Она ускорила деятельность на месторождениях и в портах, ранее прекративших работу по приказу Халифы Хафтара, командующего армией на востоке страны. Хафтар сократил добычу нефти до 100 тысяч баррелей в сутки, настаивая на получении востоком большей доли доходов от нефти Правительства национального согласия. ПНС получило признание международного сообщества, в силу чего имеет право распоряжаться поступлениями от продажи нефти и газа. По словам Мустафы Саналлы, главы Национальной нефтяной корпорации, в настоящее время страна намерена увеличить объем добычи нефти до 1,3 миллиона баррелей к началу 2021 года, и возобновление работы в этой отрасли указывает на желание руководства восстановить нефтяной сектор до довоенного уровня. Так, до свержения режима Каддафи в 2011 году добыча на месторождениях составляла около 1,6 миллиона баррелей в сутки. Запасы ливийской нефти являются крупнейшими в Африке. Кроме того, страна входит в десятку стран с крупнейшими запасами нефти в мире. В целом Ливия является очень привлекательным для инвестиций регионом ввиду низкой стоимости добычи нефти — один доллар за баррель. Также местная нефть отличается низким содержанием серы и требует небольших расходов на транспортировку, поскольку страна находится недалеко от европейских рынков. Именно по этой причине до 2010 года Ливия занимала третье место в списке крупнейших поставщиков нефти в Европейский Союз после Норвегии и России. Согласно международным исследованиям, большинство месторождений страны еще не открыты либо из-за текущих международных санкций, либо конфликтов с иностранными нефтяными компаниями. Другие причины Политическое соглашение стало не единственным фактором, способствующим увеличению добычи нефти. Речь идет как о дипломатических усилиях на данном направлении, так и прямых предупреждениях всем сторонам конфликта о необходимости положить конец непримиримой политике, наносящей ущерб международным интересам. Организация Объединенных Наций, выступающая посредником в конфликте с 2014 года, пыталась убедить враждующие ливийские правительства в Тобруке и Триполи объединиться по нефтяной проблеме и забыть о политических разногласиях. Государственный департамент США поддерживает такой подход, настаивая на решении второстепенных вопросов до заключения долгосрочных политических сделок. Тем не менее ООН не смогла ничего предложить ливийцам, когда Америка вмешалась в конфликт напрямую и оказала некоторое давление на Центральный банк Ливии в обход Правительства национального согласия. Последнее контролирует его лишь формально, не имея настоящих рычагов влияния на деятельность учреждения. Более того, банк решительно отказывался раскрывать информацию о своих валютных резервах, будь то правительству или мировым державам. Соединенные Штаты начали принимать более жесткие меры для отслеживания маршрутов контрабанды нефти. Так, министерство финансов привлекло к ответственности за контрабанду нефти шестерых ливийцев, работающих на ополченцев, незаконно перевозивших бензин и продававших его Европе. В то же время американцы продолжили работу за кулисами, поощряя переговоры и посредничество между сторонами конфликта для поиска нужной формулы официального соглашения по нефтяной проблеме. И действительно решение международных игроков остановиться на красной линии помогло всем обратить внимание на замороженный много лет назад нефтяной файл. По оценкам Goldman Sachs Bank (международная финансовая и инвестиционная организация, которая является одним из самых известных банковских учреждений в Соединенных Штатах и во всем мире; имеет большой опыт работы на рынке акций, а также считается крупным игроком на фондовом рынке Казначейства США), к концу года объем добычи нефти мог достичь 500 тысяч баррелей в сутки. Однако итоги работы ливийского сектора превзошли все ожидания, и к ноябрю этого года объем добычи достиг отметки 800 тысяч баррелей в сутки. Как упоминалось выше, в конце этого месяца Национальная нефтяная корпорация Ливии планирует добывать в среднем один миллион баррелей в сутки и 1,3 миллиона баррелей нефти к январю. Планы ОПЕК: есть ли угроза? В апреле мир стал свидетелем кризиса между Саудовской Аравией и Россией из-за ценовой войны внутри ОПЕК. Однако под внешним давлением и ввиду слабого спроса на рынке стороны приняли решение сократить добычу нефти примерно на 2 миллиона баррелей в сутки и тем самым предотвратить падение рынка. Сторонам потребовалось несколько недель для достижения соответствующих договоренностей, однако внезапное возобновление добычи ливийской нефти может привести к появлению новых излишков товара и, как следствие, иметь серьезные последствия для государств. Более того, согласно международным оценкам, чтобы вернуть спрос к уровню, что наблюдался до начала пандемии, необходимо не менее двух лет после полного исчезновения вирусной угрозы, в связи с чем необходимо уменьшить глобальные запасы, чтобы избежать нового перенасыщения рынка и падения цен. Этот прогноз на ближайшие месяцы подтверждает нынешнее снижение мировых цен на нефть после рекордных показателей заболеваемости covid-19 в Европе, когда за сутки количество зараженных увеличилось на полмиллиона человек. Последнее заставило правительства всего старого континента снова ввести ограничения на передвижение в рамках борьбы с пандемией. Нынешние ограничения отражаются на глобальном потреблении и совпали с ускоренным возобновлением добычи нефти в Ливии, что увеличивает нагрузку на ОПЕК и вынуждает ее пересмотреть свой потолок добычи в размере двух миллионов баррелей в сутки. Саудовская Аравия прилагает максимальные усилия для противостояния кризису, и крупнейшие нефтяные компании королевства и России выступили со множеством инициатив, и будучи заинтересованными в стабилизации рынка, согласились сократить добычу примерно на 7,7 миллиона баррелей в сутки до следующего года, независимо от роста добычи в Ливии. Это связано с тем, что в настоящее время крайне важно справиться с низким спросом на нефть в Европе и его почти полным отсутствием в Соединенных Штатах Америки. Министр энергетики России Александр Новак подтвердил это. По его словам, пока рано говорить об изменении условий соглашения ОПЕК без оценки возможной рыночной ситуации в ближайшие месяцы. Его заявление звучит более смело, по сравнению с арабскими странами, особенно Саудовской Аравией. Как заявил министр, Ливия будет участвовать в сокращениях ОПЕК. Помимо упомянутых обстоятельств, касающихся возобновления добычи нефти в Ливии, нужно отметить наличие у страны множества рычагов для продолжения увеличения производства в обход решений ОПЕК. Ливия имеет преимущества на нефтяном рынке, поскольку большую часть ее нефтепродуктов покупает Италия. Кроме того, увеличение производства нефти в стране положительно повлияет на внутреннее потребление. По мнению многих экспертов, вероятно, Ливия не будет соблюдать квоту на добычу нефти, согласованную в ОПЕК, а также может отказаться от обязательств на фоне давления со стороны Саудовской Аравии и России. С учетом ситуации, в которой находится страна, когда добыча нефти была практически полностью приостановлена, она может использовать любую отговорку для дальнейшего увеличения добычи. Международное сообщество относится к этому с пониманием и сочувствует ливийцам. Государственный долг страны неуклонно растет, и для Ливии было бы странным запрашивать помощь в свете возможных нефтяных поступлений. Нефтяные платформы нуждаются в инвестициях, что поможет реализовать проекты по развитию инфраструктуры, увеличению экспорта, поддержке госбюджета и снижению финансового бремени на плечах ливийских граждан.
Комментарии (0)