Эхо белорусского кризиса: угрожает ли Украине дефицит нефтепродуктов (Економiчна правда, Украина) - «Экономика»

  • 04:01, 31-авг-2020
  • Экономика
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанкНа белорусских нефтепереработчиков приходится 40 процентов украинского рынка бензина и около 25 процентов рынка дизельного топлива. Что будет, если заводы в Белоруссии остановятся? Есть ли у Украины план «Б»? Автор сомневается в готовности украинских властей к негативному сценарию развития событий.

После выборов президента Белоруссии люди начали массово выходить на протесты против фальсификации результатов голосования. К забастовкам присоединились работники крупнейших предприятий — МАЗа, БелАЗа, Беларуськалия, Белорусского металлургического завода. Не остались в стороне и рабочие нефтеперерабатывающего завода Нафтан и Мозырского НПЗ, которые поставляли топливо на Украину.


Украинское правительство внимательно следит за ситуацией в Белоруссии, поскольку у нас имеется существенная зависимость от белорусских нефтепродуктов. Три дня назад по этому поводу в кабмине состоялось заседание. На нем белорусские контрагенты заверили, что никаких сбоев с поставками не произойдет. Сейчас угрозы остановки технологического процесса на заводах нет, однако какими будут настроения завтра — не знает никто.


На этом фоне вполне непоследовательным выглядит недавнее решение кабмина повторно ввести пошлины на трубопроводный дизель из России, которое суд признал незаконным. Отмена спецпошлин, по словам участников рынка, давала уверенность, что потенциальные потери белорусских объемов горючего можно будет заменить поставками по трубопроводам. Однако решение принято. «У наших политиков имеется одна характерная черта: они сначала делают, потом говорят и только потом, если повезет, начинают думать», — возмущается директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.


Какова зависимость Украины от белорусских нефтепродуктов? Что будет с ценами и ресурсным наполнением рынка в случае обострения ситуации? Как правительство реагирует на актуальные вызовы?


«Братская» зависимость


Украина давно «подсела» на импортное топливо. Завоевание отечественного рынка началось более десяти лет назад, когда менеджмент Кременчугского НПЗ «побил горшки» с русскими и не договорился о поставках сырья на свое предприятие. Белорусы за этот период захватили до 40 процентов рынка бензина и около 25 процентов рынка дизельного топлива. Цены были привлекательными, а логистика удобной: Мозырский НПЗ расположен ближе к Киеву, чем контролируемый группой «Приват» завод в Кременчуге.


«Столичный регион является лидером по потреблению, здесь продаются нефтепродукты как для промышленного потребителя, так и для АЗС. Потребители ценят продукцию за высокое качество, поэтому надбавка на белорусский ресурс постоянно росла», — отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко. По его словам, Украина зависит не только от белорусского бензина и дизеля, но и от сжиженного газа, на который приходится 15-20% отечественного рынка.


В случае прекращения поставок нефтепродуктов из Белоруссии на украинском рынке может возникнуть хаос. Но на начальном этапе все же контролируемый. «У трейдеров имеется запас ресурса примерно на две недели. На переориентирование маршрута поставок нужно три-четыре недели. Может возникнуть небольшая паника, но сразу на цены это, скорее всего, не повлияет», — объясняет Рябцев.


Среди первоочередных задач — обеспечение быстрой растаможки нефтепродуктов на морском направлении, оперативная разгрузка танкеров и отправка нефтепродуктов по железной дороге. «Заканчиваются полевые работы и вскоре зерно пойдет на экспорт. УЗ не сможет обеспечить поставки зерна в порты и одновременно осуществлять транспортировку нефтепродуктов. Кременчугский НПЗ может увеличить производство, но структура его корзины нефтепродуктов такова, что существенно нарастить производство он не сможет», — отметил Рябцев.


По его словам, в Минэнерго на днях состоялось совещание, на котором обсуждалась возможность проведения консультаций и разработки мероприятий на случай кризисного развития событий. Сейчас ситуация с поставками устойчивая: Украина не выбирает даже зарезервированные объемы, а цены стабильны. Все так и останется или это затишье перед бурей?


Украинская дипломатия и белорусский бензин


Факты свидетельствуют, что украинские трейдеры не планируют терять дешевый ресурс, а белорусы крепко будут держаться за важный рынок сбыта. Однако, когда в экономические отношения вмешивается политика, все планы быстро обесцениваются.


С дипломатической точки зрения, адекватная реакция представителей Украины на острые выпады Александра Лукашенко в сторону Киева вопросов не вызывает, однако обострение отношений между государствами точно не добавляет оптимизма трейдерам. Последние надеются, что политика не приведет к прекращению импорта из Белоруссии, на которую приходится свыше трети поставок от общего баланса рынка.


«Кто-то забывает, что из-за кризиса у трейдеров осталось запасов где-то на две недели, а полная переориентация на другие маршруты потребует не менее месяца», — отмечает Рябцев.


Если никто не может точно спрогнозировать, что будет с белорусскими поставками через две-три недели, то что говорить о долгосрочной перспективе? Украина долгое время сквозь пальцы смотрела на массовый захват своих рынков, а теперь вынуждена внимательно следить за тем, что творится в соседних странах. В случае полного прекращения поставок из Белоруссии участники рынка предполагают рост цен на 5 процентов, а это — на 0,5-1 гривну за литр.


Можем повторить


На этом фоне трейдеров беспокоит инициатива повторного введения специальной пошлины на поставки дизельного топлива трубопроводами из России. Прошлогоднее решение, за которое из своего кармана заплатил каждый украинец, и которое суд признал незаконным, накануне было принято повторно.



Согласно постановлению правительства, на импорт ДТ из России п трубопроводам будет применяться спецпошлина — 4 процента от таможенной стоимости товара, на сжиженный газ — 3 процента. Речь идет о так называемом налоге на трубу. Выиграли от этого решения «понятные» люди.


По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, после введения пошлин Кременчугский НПЗ Игоря Коломойского увеличил производство дизеля почти на половину, а контролируемая группой «Приват» Одесская перевалка нарастила объемы в 3,5 раза. При этом импорт из России снизился незначительно — на 11 процентов, а рыночная доля — с 44 до 37 процентов.


В Нефтегазовой ассоциации Украины, которая выражает консолидированную позицию крупнейших поставщиков нефтепродуктов и сетей АЗС Украины (OKKO, WOG, Shell, Socar, KLO), уже проанализировали эффективность этого решения и дали следующую оценку.


1. С точки зрения конечного потребителя — повышение цен на топливо от всех поставщиков.


2. С точки зрения национального производителя (завод Игоря Коломойского) — повышение цены и больший заработок.


3. С точки зрения импортеров топлива — увеличение себестоимости закупки и повышение оптовых цен.


4. С точки зрения диверсификации поставок существенных изменений не произойдет.


5. С точки зрения влияния на рынок введение пошлин не является естественным рыночным инструментом, способным развивать сектор эволюционным путем.


Итак, получается классическая для Украины ситуация, когда «в плюсе» — отдельный олигарх и, возможно, определенные чиновники.


Конечно, можно предположить, что у ответственных за это решение лиц есть расчеты, в которых говорится о кратном повышении энергонезависимости Украины и снижении цен для потребителей. Однако до сих пор этих расчетов никто не видел.


© РИА Новости, Валерий Мельников | Перейти в фотобанкНа белорусских нефтепереработчиков приходится 40 процентов украинского рынка бензина и около 25 процентов рынка дизельного топлива. Что будет, если заводы в Белоруссии остановятся? Есть ли у Украины план «Б»? Автор сомневается в готовности украинских властей к негативному сценарию развития событий.После выборов президента Белоруссии люди начали массово выходить на протесты против фальсификации результатов голосования. К забастовкам присоединились работники крупнейших предприятий — МАЗа, БелАЗа, Беларуськалия, Белорусского металлургического завода. Не остались в стороне и рабочие нефтеперерабатывающего завода Нафтан и Мозырского НПЗ, которые поставляли топливо на Украину. Украинское правительство внимательно следит за ситуацией в Белоруссии, поскольку у нас имеется существенная зависимость от белорусских нефтепродуктов. Три дня назад по этому поводу в кабмине состоялось заседание. На нем белорусские контрагенты заверили, что никаких сбоев с поставками не произойдет. Сейчас угрозы остановки технологического процесса на заводах нет, однако какими будут настроения завтра — не знает никто. На этом фоне вполне непоследовательным выглядит недавнее решение кабмина повторно ввести пошлины на трубопроводный дизель из России, которое суд признал незаконным. Отмена спецпошлин, по словам участников рынка, давала уверенность, что потенциальные потери белорусских объемов горючего можно будет заменить поставками по трубопроводам. Однако решение принято. «У наших политиков имеется одна характерная черта: они сначала делают, потом говорят и только потом, если повезет, начинают думать», — возмущается директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. Какова зависимость Украины от белорусских нефтепродуктов? Что будет с ценами и ресурсным наполнением рынка в случае обострения ситуации? Как правительство реагирует на актуальные вызовы? «Братская» зависимость Украина давно «подсела» на импортное топливо. Завоевание отечественного рынка началось более десяти лет назад, когда менеджмент Кременчугского НПЗ «побил горшки» с русскими и не договорился о поставках сырья на свое предприятие. Белорусы за этот период захватили до 40 процентов рынка бензина и около 25 процентов рынка дизельного топлива. Цены были привлекательными, а логистика удобной: Мозырский НПЗ расположен ближе к Киеву, чем контролируемый группой «Приват» завод в Кременчуге. «Столичный регион является лидером по потреблению, здесь продаются нефтепродукты как для промышленного потребителя, так и для АЗС. Потребители ценят продукцию за высокое качество, поэтому надбавка на белорусский ресурс постоянно росла», — отмечает аналитик UPECO Александр Сиренко. По его словам, Украина зависит не только от белорусского бензина и дизеля, но и от сжиженного газа, на который приходится 15-20% отечественного рынка. В случае прекращения поставок нефтепродуктов из Белоруссии на украинском рынке может возникнуть хаос. Но на начальном этапе все же контролируемый. «У трейдеров имеется запас ресурса примерно на две недели. На переориентирование маршрута поставок нужно три-четыре недели. Может возникнуть небольшая паника, но сразу на цены это, скорее всего, не повлияет», — объясняет Рябцев. Среди первоочередных задач — обеспечение быстрой растаможки нефтепродуктов на морском направлении, оперативная разгрузка танкеров и отправка нефтепродуктов по железной дороге. «Заканчиваются полевые работы и вскоре зерно пойдет на экспорт. УЗ не сможет обеспечить поставки зерна в порты и одновременно осуществлять транспортировку нефтепродуктов. Кременчугский НПЗ может увеличить производство, но структура его корзины нефтепродуктов такова, что существенно нарастить производство он не сможет», — отметил Рябцев. По его словам, в Минэнерго на днях состоялось совещание, на котором обсуждалась возможность проведения консультаций и разработки мероприятий на случай кризисного развития событий. Сейчас ситуация с поставками устойчивая: Украина не выбирает даже зарезервированные объемы, а цены стабильны. Все так и останется или это затишье перед бурей? Украинская дипломатия и белорусский бензин Факты свидетельствуют, что украинские трейдеры не планируют терять дешевый ресурс, а белорусы крепко будут держаться за важный рынок сбыта. Однако, когда в экономические отношения вмешивается политика, все планы быстро обесцениваются. С дипломатической точки зрения, адекватная реакция представителей Украины на острые выпады Александра Лукашенко в сторону Киева вопросов не вызывает, однако обострение отношений между государствами точно не добавляет оптимизма трейдерам. Последние надеются, что политика не приведет к прекращению импорта из Белоруссии, на которую приходится свыше трети поставок от общего баланса рынка. «Кто-то забывает, что из-за кризиса у трейдеров осталось запасов где-то на две недели, а полная переориентация на другие маршруты потребует не менее месяца», — отмечает Рябцев. Если никто не может точно спрогнозировать, что будет с белорусскими поставками через две-три недели, то что говорить о долгосрочной перспективе? Украина долгое время сквозь пальцы смотрела на массовый захват своих рынков, а теперь вынуждена внимательно следить за тем, что творится в соседних странах. В случае полного прекращения поставок из Белоруссии участники рынка предполагают рост цен на 5 процентов, а это — на 0,5-1 гривну за литр. Можем повторить На этом фоне трейдеров беспокоит инициатива повторного введения специальной пошлины на поставки дизельного топлива трубопроводами из России. Прошлогоднее решение, за которое из своего кармана заплатил каждый украинец, и которое суд признал незаконным, накануне было принято повторно. Согласно постановлению правительства, на импорт ДТ из России п трубопроводам будет применяться спецпошлина — 4 процента от таможенной стоимости товара, на сжиженный газ — 3 процента. Речь идет о так называемом налоге на трубу. Выиграли от этого решения «понятные» люди. По словам директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, после введения пошлин Кременчугский НПЗ Игоря Коломойского увеличил производство дизеля почти на половину, а контролируемая группой «Приват» Одесская перевалка нарастила объемы в 3,5 раза. При этом импорт из России снизился незначительно — на 11 процентов, а рыночная доля — с 44 до 37 процентов. В Нефтегазовой ассоциации Украины, которая выражает консолидированную позицию крупнейших поставщиков нефтепродуктов и сетей АЗС Украины (OKKO, WOG, Shell, Socar, KLO), уже проанализировали эффективность этого решения и дали следующую оценку. 1. С точки зрения конечного потребителя — повышение цен на топливо от всех поставщиков. 2. С точки зрения национального производителя (завод Игоря Коломойского) — повышение цены и больший заработок. 3. С точки зрения импортеров топлива — увеличение себестоимости закупки и повышение оптовых цен. 4. С точки зрения диверсификации поставок существенных изменений не произойдет. 5. С точки зрения влияния на рынок введение пошлин не является естественным рыночным инструментом, способным развивать сектор эволюционным путем. Итак, получается классическая для Украины ситуация, когда «в плюсе» — отдельный олигарх и, возможно, определенные чиновники. Конечно, можно предположить, что у ответственных за это решение лиц есть расчеты, в которых говорится о кратном повышении энергонезависимости Украины и снижении цен для потребителей. Однако до сих пор этих расчетов никто не видел.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!