Handelsblatt (Германия): нефтяные концерны перед лицом величайшего вызова - «Экономика»

  • 00:01, 27-июл-2020
  • Экономика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Максим Богодвид | Перейти в фотобанкПандемия обострила крупнейший в истории кризис нефтяной индустрии. Предложение превышало спрос еще до коронавируса, а сейчас более 20 американских нефтяных компаний объявили о банкротстве. По всему миру у нефтяников сокращения и огромные долги. Ситуация с газом еще хуже. Неужели мир отказывается от ископаемого топлива?

Спустя всего четыре года после последнего кризиса некогда «большая нефтяная индустрия» столкнулась с величайшим вызовом в своей истории. Механизм получения прибыли у сырьевых гигантов застопорился. Настолько, что даже глава нефтяного концерна с самым большим оборотом в мире больше не может этого скрывать.


«Потребление топлива в долгосрочной перспективе будет меньше, чем до кризиса, даже когда пандемия коронавируса останется позади. Спад будет продолжаться долгие годы», — сказал глава концерна Shell Бен ван Берден несколько дней назад в интервью нефтяному эксперту Дэниэлу Ергину.


Большие долги, низкие цены на сырье и попытки заставить потребителей сделать ставку на возобновляемые источники энергии уже давно давят на отрасль. Но из-за коронакризиса все эти внутренние проблемы обострились и стали настоящим испытанием для «большой нефтяной индустрии».


При этом крупные концерны оказались перед лицом фундаментального вызова: при цене на нефть около 40 долларов за баррель североморского сорта Brent почти половина мировых нефтяных месторождений становятся нерентабельными. Эксперты исходят из того, что цены в долгосрочной перспективе будут расти, но это спорно. Даже ведущие транснациональные корпорации больше не могут игнорировать угрозу.


Поэтому британский нефтяной гигант BP уже поменял долгосрочный расчет цены на нефть в меньшую сторону — до 55 доллара за баррель нефти Brent до 2050 года. Несколько месяцев назад лондонская компания еще рассчитывала на среднюю цену в 70 долларов в ближайшие 20 лет.


Для BP это означает 17,5 миллиардов долларов списаний во втором квартале. Shell также скорректировал цены и вынужден списать от 15 до 22 миллионов долларов. Американский конкурент Chevron уже в ноябре провел корректировку цен, которая повлекла за собой уценку почти на 11 миллиардов.


Спрос в долгосрочной перспективе останется низким


«За ними последуют и другие, — уверен нефтяной эксперт Вальтер Пфайфер из консалтинговой компании Roland Berger. — Нефтяные концерны оказались в непростой ситуации. Из-за опасности второй волны вируса падение спроса, кажется, продлится дольше, чем ожидалось». Этим он объясняет радикальный шаг концернов.


С начала пандемии коронавируса нефтяная индустрия сталкивается с небывалой ранее проблемой: поскольку промышленность замедлилась, а транспорт стал использоваться намного меньше, спрос на важнейшие энергоносители резко рухнул. Решение объединения нефтедобывающих стран и России ОПЕК+ на прошлой неделе дает надежду, что сокращение добычи на 9,7 миллионов в день с августа будет постепенно сходить на нет.


Вместе с тем Международное энергетическое агентство предостерегло, что пандемия продолжает омрачать будущее глобального нефтяного рынка. «Высокое число случаев covid-19, которое в некоторых странах продолжает расти, — пугающее напоминание о том, что пандемия еще не взята под контроль», — предостерегают эксперты агентства.


Для нефтяной промышленности последствия будут ощутимы, ведь она еще до коронавируса оказалась под давлением. Цены на нефть и газ были крайне низкие: и до кризиса нефти и газа в мире производилось больше, чем потреблялось. Слишком большое количество нефти на рынке тянет цену вниз: цена на баррель Brent еще в прошлом году снизилась на более 20%.


Еще хуже ситуация на рынке газа. Особенно сильно пострадал СПГ: в 2019 году цены упали почти на 40%.


Обмен ударами между нефтяными гигантами Саудовской Аравии и Северной Америки значительно обострил ситуацию. Падение цен на нефть продолжилось. Когда затем из-за коронавируса спрос упал сначала в Китае, а потом и в остальном мире, это сильно сказалось на ценах. В апреле цена на американскую нефть на срочном рынке впервые в истории ушла в минус. С этого момента один шок следовал за другим.


Отраслевой гигант Shell впервые после Второй мировой войны решил сократить выплату дивидендов. Инвесторы теперь получат квартальные выплаты в размере 0,16 долларов — на две трети меньше, чем раньше.


BP объявил о сокращении 10 тысяч из 70 тысяч рабочих мест по всему миру и продал всё нефтехимическое подразделение за 10 миллиардов долларов для обеспечения финансов.


Рекордные долги во втором квартале


В общей сложности семь крупнейших концернов — Shell, Exxon Mobil, Chevron, BP, Total, Equinor и Eni — во втором квартале накопили долгов на сумму 60 миллиардов долларов. Такую оценку опубликовало американское агентство Refinitiv. Другими словами, новые долги концернов составляют почти половину всех долгов в глобальной нефтяной и газовой отрасли.


Больше всего в долг взял BP — 16 миллиардов. «Ситуация в BP сейчас особенно плохая», — говорит отраслевой эксперт Парул Чопра из консалтингового агентства Rystad Energy. После аварии на скважине Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году BP до сих пор выплачивает многомиллиардный долг.


«Поэтому они тогда отложили многие проекты на несколько лет, но с 2014 года снова их продолжили, — рассказывает Чопра об особенном положении британского концерна. — Для этого BP взял новые кредиты, поскольку в долгосрочной перспективе рассчитывал на более высокую цену на нефть. Некоторые проекты были запущены только в 2019 году. А потом начался коронавирус».


Но и у других нефтяных концернов ситуация напряженная. «Супергиганты» использовали кризис, чтобы радикально сократить расходы на производство и отказаться от неприбыльных отраслей. По данным американского банка Goldman Sachs, расходы «большой пятерки» таким образом сократились вдвое с 2013 года.


«Для нас речь идет не об объеме, а о качестве», — твердят глава BP Бернард Луни и глава Shell ван Берден. «Пусть 40 долларов за баррель и немного, но есть некоторые нефтяные и газовые портфели, которые и в такой ситуации работают с прибылью», — уверен эксперт Пфайфер.


Иная обстановка в североамериканских фрекинговых компаниях. Хотя ситуация с американской нефтью марки WTI по цене около 42 долларов немного улучшилась, многие сланцевые компании с большими долгами находятся в очень сложном финансовом положении.


Со времен фрекингового бума в 2012 году в надежде на рост цен на нефть они брали все больше кредитов, чтобы финансировать дорогостоящий метод добычи. Но после краха цен в 2014 году у многих больше нет финансовой подушки, чтобы пережить второй кризис.


Более 20 североамериканских нефтепроизводителей, по данным американской юридической компании Haynes&Boone, уже объявили о банкротстве в этом году. За ними последуют и другие, если цены на нефть останутся на нынешнем уровне.


Несмотря на курс на экономию, некоторые нефтяные концерны используют шанс и совершают сделки поглощения. В понедельник Chevron заявил о приобретении конкурента Noble Energy за 5 миллиардов долларов. Включая высокую задолженность техасской компании, стоимость транзакции составила 13 миллиардов.


Это крупнейшее приобретение в отрасли с начала пандемии коронавируса. Крупных игроков такая ситуация не сломает, уверен Пфайфер. «Но смена в отрасли становится все более напряженной, потому что компании оказались в сложной ситуации».


В то время как у нефтяных гигантов один кризис сменяется другим, энергетический мир находится в процессе перехода к возобновляемой энергии. Хотя потребность в энергии в мире продолжает расти, спрос на ископаемые энергоносители в контексте борьбы с изменением климата будет снижаться. Об этом знают и нефтяные концерны. Если раньше говорили о так называемом «конце естественных нефтяных месторождений», сегодня промышленность говорит только об «обвале спроса».


Давление на европейские концерны


Пока американские нефтяные концерны, такие как Exxon Mobil и Chevron, концентрируются на добыче ископаемого сырья, на Европу сильнее давит требование перехода на более экологичные виды энергии. Shell, BP, Total, итальянский Eni и норвежский Equinor обещают к 2050 году свести на нет воздействие на климат.


Хотя добыча нефти и газа продолжается, миллиарды предполагается направить на развитие возобновляемых источников энергии. Нефтяные концерны особенно заинтересованы в таких областях, как «зеленый» водород, синтетическое топливо и биоэнергетика.


На прошлой неделе объединение европейской нефтяной экономики Fuels Europa представило в Брюсселе соответствующую концепцию. «Самое позднее к 2050 году каждый литр жидкого топлива для транспорта должен иметь нулевой углеродный след, и таким образом станет возможной дефоссилизация воздушного, морского и дорожного транспорта», — заявил глава Fuels Europe Джон Купер.


Для перехода к нулевому воздействию на климат запланированы инвестиции в размере до 650 миллиардов евро.


«В то время как нефтяные компании из США еще не скорректировали долгосрочные стратегии, европейские нефтяные концерны действуют проактивно и открыто говорят о переходе к возобновляемым источникам энергии», — говорит аналитик Чопра. Однако большой разницы между многомиллиардными концернами в ближайшие годы не будет.


«У всех крупных игроков много трубопроводных проектов, и они не планируют быстрые изменения», — говорит эксперт. В конце концов, это очень большие компании, а на переход потребуется много времени.


© РИА Новости, Максим Богодвид | Перейти в фотобанкПандемия обострила крупнейший в истории кризис нефтяной индустрии. Предложение превышало спрос еще до коронавируса, а сейчас более 20 американских нефтяных компаний объявили о банкротстве. По всему миру у нефтяников сокращения и огромные долги. Ситуация с газом еще хуже. Неужели мир отказывается от ископаемого топлива?Спустя всего четыре года после последнего кризиса некогда «большая нефтяная индустрия» столкнулась с величайшим вызовом в своей истории. Механизм получения прибыли у сырьевых гигантов застопорился. Настолько, что даже глава нефтяного концерна с самым большим оборотом в мире больше не может этого скрывать. «Потребление топлива в долгосрочной перспективе будет меньше, чем до кризиса, даже когда пандемия коронавируса останется позади. Спад будет продолжаться долгие годы», — сказал глава концерна Shell Бен ван Берден несколько дней назад в интервью нефтяному эксперту Дэниэлу Ергину. Большие долги, низкие цены на сырье и попытки заставить потребителей сделать ставку на возобновляемые источники энергии уже давно давят на отрасль. Но из-за коронакризиса все эти внутренние проблемы обострились и стали настоящим испытанием для «большой нефтяной индустрии». При этом крупные концерны оказались перед лицом фундаментального вызова: при цене на нефть около 40 долларов за баррель североморского сорта Brent почти половина мировых нефтяных месторождений становятся нерентабельными. Эксперты исходят из того, что цены в долгосрочной перспективе будут расти, но это спорно. Даже ведущие транснациональные корпорации больше не могут игнорировать угрозу. Поэтому британский нефтяной гигант BP уже поменял долгосрочный расчет цены на нефть в меньшую сторону — до 55 доллара за баррель нефти Brent до 2050 года. Несколько месяцев назад лондонская компания еще рассчитывала на среднюю цену в 70 долларов в ближайшие 20 лет. Для BP это означает 17,5 миллиардов долларов списаний во втором квартале. Shell также скорректировал цены и вынужден списать от 15 до 22 миллионов долларов. Американский конкурент Chevron уже в ноябре провел корректировку цен, которая повлекла за собой уценку почти на 11 миллиардов. Спрос в долгосрочной перспективе останется низким «За ними последуют и другие, — уверен нефтяной эксперт Вальтер Пфайфер из консалтинговой компании Roland Berger. — Нефтяные концерны оказались в непростой ситуации. Из-за опасности второй волны вируса падение спроса, кажется, продлится дольше, чем ожидалось». Этим он объясняет радикальный шаг концернов. С начала пандемии коронавируса нефтяная индустрия сталкивается с небывалой ранее проблемой: поскольку промышленность замедлилась, а транспорт стал использоваться намного меньше, спрос на важнейшие энергоносители резко рухнул. Решение объединения нефтедобывающих стран и России ОПЕК на прошлой неделе дает надежду, что сокращение добычи на 9,7 миллионов в день с августа будет постепенно сходить на нет. Вместе с тем Международное энергетическое агентство предостерегло, что пандемия продолжает омрачать будущее глобального нефтяного рынка. «Высокое число случаев covid-19, которое в некоторых странах продолжает расти, — пугающее напоминание о том, что пандемия еще не взята под контроль», — предостерегают эксперты агентства. Для нефтяной промышленности последствия будут ощутимы, ведь она еще до коронавируса оказалась под давлением. Цены на нефть и газ были крайне низкие: и до кризиса нефти и газа в мире производилось больше, чем потреблялось. Слишком большое количество нефти на рынке тянет цену вниз: цена на баррель Brent еще в прошлом году снизилась на более 20%. Еще хуже ситуация на рынке газа. Особенно сильно пострадал СПГ: в 2019 году цены упали почти на 40%. Обмен ударами между нефтяными гигантами Саудовской Аравии и Северной Америки значительно обострил ситуацию. Падение цен на нефть продолжилось. Когда затем из-за коронавируса спрос упал сначала в Китае, а потом и в остальном мире, это сильно сказалось на ценах. В апреле цена на американскую нефть на срочном рынке впервые в истории ушла в минус. С этого момента один шок следовал за другим. Отраслевой гигант Shell впервые после Второй мировой войны решил сократить выплату дивидендов. Инвесторы теперь получат квартальные выплаты в размере 0,16 долларов — на две трети меньше, чем раньше. BP объявил о сокращении 10 тысяч из 70 тысяч рабочих мест по всему миру и продал всё нефтехимическое подразделение за 10 миллиардов долларов для обеспечения финансов. Рекордные долги во втором квартале В общей сложности семь крупнейших концернов — Shell, Exxon Mobil, Chevron, BP, Total, Equinor и Eni — во втором квартале накопили долгов на сумму 60 миллиардов долларов. Такую оценку опубликовало американское агентство Refinitiv. Другими словами, новые долги концернов составляют почти половину всех долгов в глобальной нефтяной и газовой отрасли. Больше всего в долг взял BP — 16 миллиардов. «Ситуация в BP сейчас особенно плохая», — говорит отраслевой эксперт Парул Чопра из консалтингового агентства Rystad Energy. После аварии на скважине Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году BP до сих пор выплачивает многомиллиардный долг. «Поэтому они тогда отложили многие проекты на несколько лет, но с 2014 года снова их продолжили, — рассказывает Чопра об особенном положении британского концерна. — Для этого BP взял новые кредиты, поскольку в долгосрочной перспективе рассчитывал на более высокую цену на нефть. Некоторые проекты были запущены только в 2019 году. А потом начался коронавирус». Но и у других нефтяных концернов ситуация напряженная. «Супергиганты» использовали кризис, чтобы радикально сократить расходы на производство и отказаться от неприбыльных отраслей. По данным американского банка Goldman Sachs, расходы «большой пятерки» таким образом сократились вдвое с 2013 года. «Для нас речь идет не об объеме, а о качестве», — твердят глава BP Бернард Луни и глава Shell ван Берден. «Пусть 40 долларов за баррель и немного, но есть некоторые нефтяные и газовые портфели, которые и в такой ситуации работают с прибылью», — уверен эксперт Пфайфер. Иная обстановка в североамериканских фрекинговых компаниях. Хотя ситуация с американской нефтью марки WTI по цене около 42 долларов немного улучшилась, многие сланцевые компании с большими долгами находятся в очень сложном финансовом положении. Со времен фрекингового бума в 2012 году в надежде на рост цен на нефть они брали все больше кредитов, чтобы финансировать дорогостоящий метод добычи. Но после краха цен в 2014 году у многих больше нет финансовой подушки, чтобы пережить второй кризис. Более 20 североамериканских нефтепроизводителей, по данным американской юридической компании Haynes


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!