Деловая столица (Украина): рассекреченный тариф. Станет ли украинская ГТС убыточной уже через год - «Экономика»

  • 20:01, 07-фев-2020
  • Экономика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Павел Паламарчук | Перейти в фотобанкЦена за транзит российского газа через Украину не впечатляет, но станет ли транзит нерентабельным для Украины? Эксперты ответили на этот вопрос и посоветовали Украине уже сейчас готовиться к тому, что через пять лет придется жить без газовых транзитных доходов.

Российское информагентство РБК «рассекретило» новую стоимость транзита газа через Украину в Европу: с 1 января «Газпром» платит «Нафтогазу» за транзит своего газа приблизительно на 2% больше, чем в предыдущем. Из транзитного контракта, заключенного в конце 2019-го, следует, что это будет 31,72 доллара за 1 тысячу кубометров с учетом всех налогов и сборов.


Тариф рассчитан по ставке 2,66 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 кплометров и из расчета протяженности украинской ГТС 1192,48 километров. Для сравнения: в 2019 г. тариф на прокачку российского газа через Украину рассчитывался по ставке 2,61 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров. То есть рост этой ставки составляет всего 1,9% — не слишком болезненно для «Газпрома».


Напомним, что общий гарантированный объем транзита газа через нашу ГТС в ближайшие пять лет составит миллиардов кубометров: 65 миллиардов в 2020-м и по 40 миллиардов в 2021-2024 гг. Ранее стороны не раскрывали тариф на прокачку этих объемов — говорилось о том, что он будет рассчитан по европейской методологии. Этим займется Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) совместно с представителями Еврокомиссии. Также из уст исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко прозвучало обещание, что из-за уменьшения объемов прокачки газа тариф вырастет.


Ставшие теперь известными цифры означают, что при транзите 225 миллиардов кубометров за пять лет «Нафтогаз» сможет заработать не менее 7,13 миллиардов долларов. При этом если России нужно будет поставить в ЕС больше газа, ставки на «избыток» будут расти.


Но вот важный момент: ставка транзита минимального законтрактованного объема хотя и немного выросла, но теперь фиксированная на все пять лет. Предыдущий же контракт оговаривал плавающую ставку — она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки.



Хорошо это или плохо? Итоговый тариф вырос, но при этом снизились объемы прокачки газа через Украину: с 90 миллиардов кубометров в 2019-м до 65 миллиардов кубометров в 2020-м — почти на треть. А уже в 2021-м останется лишь 40 миллиардов гарантированного транзита. Теперь российские эксперты заявляют, что тогда украинская «труба» станет для страны убыточной. Заместитель гендиректора Института энергетики и финансов России Алексей Белогорьев говорит, что при фиксированной ставке начиная с 2021 г. тариф не будет покрывать себестоимость прокачки газа по украинской ГТС — особенно в случае роста цен на газ для технологических нужд.


С ним не согласен аналитик рынка энергоносителей, директор украинской компании ExPro Consulting Геннадий Кобаль. «Это не соответствует истине. Основные издержки при транспортировке газа — это потребление того же газа газокомпрессорными станциями. Соответственно, цена газа на рынке и будет определять рентабельность транспортировки, — сказал эксперт в комментарии „ДС". — Сейчас цена на газ упала, и оператор будет покупать его по минимальной цене. Если год назад он покупал газ по 10 тысяч гривен то теперь он его может купить по 4700 гривен. Это и есть главные издержки на прокачку. Так что я не вижу проблем для транспортировки».


Стоимость газа на европейском рынке вряд ли вырастет в обозримом будущем — скорее наоборот. По мнению аналитиков Bank of America, перенасыщение мирового рынка и снижение спроса на топливо может привести к «газовому армагеддону». Причина — в мире растет конкуренция со стороны разных игроков, в том числе австралийских компаний, а рынок Европы перенасыщен запасами газа из-за теплых зим. Аналитики также прогнозируют в ближайшее время снижение спроса на газ со стороны Китая — и следствием станет еще более резкое падение цен.


Ситуация получается двойственная. По всей вероятности, в ближайшие пять лет наша ГТС останется источником прибыли, но она вряд ли будет увеличиваться, как надеялись в «Нафтогазе». Напомним, что при подписании транзитного контракта Витренко озвучил свои надежды на дополнительные объемы транзита российского газа через территорию Украины, сверх прописанных в новом контракте на транзит, — они будут оплачиваться по более высокому тарифу. Если «Газпрому» придется бронировать дополнительные мощности в украинской ГТС, сработают повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц — в 1,2 раза, на сутки — в 1,45 раза. То есть максимальный рост ставки составит до 45%. Но если прогноз Bank of America исполнится, то такого не произойдет. К тому же 31 января посол Германии в России Геза Андреас фон Гайр заявил, что трубопровод «Северный поток — 2» должен быть запущен не позднее первого квартала 2021 г. По его словам, это самый поздний срок, закончить его могут и раньше. Похоже, в «Газпроме» настолько уверены в том, что дополнительные мощности им уже не понадобятся, что готовятся не продлевать транзитный договор с Польшей по использованию газопровода «Ямал-Европа» (его мощность — 32,9 миллиардов кубометров в год), который истекает в мае 2020 г. Так в Кремле рассчитывают убить двух зайцев: и наказать Варшаву, отношения с которой у Москвы крайне обострились, и оставить без козырей президента Баларуси Александра Лукашенко, который в январе опять начал шантажировать россиян то перекрытием транзита, то вообще национализацией ранее проданного «Газпрому» «Белтрансгаза».


Сейчас у «Газпрома» избыток закачанного в прошлом году в европейские подземные газохранилища газа, так что, по оценкам экспертов, вряд ли до начала 2021 г. ему понадобятся дополнительные мощности в украинской ГТС. Да и потом — только на время, пока будут проводиться пусконаладочные работы «Северного потока — 2». Суточные поставки сверхлимитного газа могут пригодиться «Газпрому» только в случае аномальных погодных условий в Европе или аварий на других экспортных магистралях, что тоже не слишком вероятно.


Ранее — еще до заключения транзитного договора с РФ — министр энергетики Украины Алексей Оржель оценивал ежегодные платежи за транзит в 3 миллиарда долларов в течение пяти лет. Получалось 15 миллиардов долларов. Но теперь мы видим, что в реальности получается $7,13 миллиардов долларов — в два с лишним раза меньше. И похоже, нашей стране стоит уже сейчас готовиться к тому, что через пять лет придется привыкать жить уже без газовых транзитных доходов.



© РИА Новости, Павел Паламарчук | Перейти в фотобанкЦена за транзит российского газа через Украину не впечатляет, но станет ли транзит нерентабельным для Украины? Эксперты ответили на этот вопрос и посоветовали Украине уже сейчас готовиться к тому, что через пять лет придется жить без газовых транзитных доходов. Российское информагентство РБК «рассекретило» новую стоимость транзита газа через Украину в Европу: с 1 января «Газпром» платит «Нафтогазу» за транзит своего газа приблизительно на 2% больше, чем в предыдущем. Из транзитного контракта, заключенного в конце 2019-го, следует, что это будет 31,72 доллара за 1 тысячу кубометров с учетом всех налогов и сборов. Тариф рассчитан по ставке 2,66 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 кплометров и из расчета протяженности украинской ГТС 1192,48 километров. Для сравнения: в 2019 г. тариф на прокачку российского газа через Украину рассчитывался по ставке 2,61 доллара за 1 тысячу кубометров на 100 километров. То есть рост этой ставки составляет всего 1,9% — не слишком болезненно для «Газпрома». Напомним, что общий гарантированный объем транзита газа через нашу ГТС в ближайшие пять лет составит миллиардов кубометров: 65 миллиардов в 2020-м и по 40 миллиардов в 2021-2024 гг. Ранее стороны не раскрывали тариф на прокачку этих объемов — говорилось о том, что он будет рассчитан по европейской методологии. Этим займется Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) совместно с представителями Еврокомиссии. Также из уст исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко прозвучало обещание, что из-за уменьшения объемов прокачки газа тариф вырастет. Ставшие теперь известными цифры означают, что при транзите 225 миллиардов кубометров за пять лет «Нафтогаз» сможет заработать не менее 7,13 миллиардов долларов. При этом если России нужно будет поставить в ЕС больше газа, ставки на «избыток» будут расти. Но вот важный момент: ставка транзита минимального законтрактованного объема хотя и немного выросла, но теперь фиксированная на все пять лет. Предыдущий же контракт оговаривал плавающую ставку — она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки. Хорошо это или плохо? Итоговый тариф вырос, но при этом снизились объемы прокачки газа через Украину: с 90 миллиардов кубометров в 2019-м до 65 миллиардов кубометров в 2020-м — почти на треть. А уже в 2021-м останется лишь 40 миллиардов гарантированного транзита. Теперь российские эксперты заявляют, что тогда украинская «труба» станет для страны убыточной. Заместитель гендиректора Института энергетики и финансов России Алексей Белогорьев говорит, что при фиксированной ставке начиная с 2021 г. тариф не будет покрывать себестоимость прокачки газа по украинской ГТС — особенно в случае роста цен на газ для технологических нужд. С ним не согласен аналитик рынка энергоносителей, директор украинской компании ExPro Consulting Геннадий Кобаль. «Это не соответствует истине. Основные издержки при транспортировке газа — это потребление того же газа газокомпрессорными станциями. Соответственно, цена газа на рынке и будет определять рентабельность транспортировки, — сказал эксперт в комментарии „ДС". — Сейчас цена на газ упала, и оператор будет покупать его по минимальной цене. Если год назад он покупал газ по 10 тысяч гривен то теперь он его может купить по 4700 гривен. Это и есть главные издержки на прокачку. Так что я не вижу проблем для транспортировки». Стоимость газа на европейском рынке вряд ли вырастет в обозримом будущем — скорее наоборот. По мнению аналитиков Bank of America, перенасыщение мирового рынка и снижение спроса на топливо может привести к «газовому армагеддону». Причина — в мире растет конкуренция со стороны разных игроков, в том числе австралийских компаний, а рынок Европы перенасыщен запасами газа из-за теплых зим. Аналитики также прогнозируют в ближайшее время снижение спроса на газ со стороны Китая — и следствием станет еще более резкое падение цен. Ситуация получается двойственная. По всей вероятности, в ближайшие пять лет наша ГТС останется источником прибыли, но она вряд ли будет увеличиваться, как надеялись в «Нафтогазе». Напомним, что при подписании транзитного контракта Витренко озвучил свои надежды на дополнительные объемы транзита российского газа через территорию Украины, сверх прописанных в новом контракте на транзит, — они будут оплачиваться по более высокому тарифу. Если «Газпрому» придется бронировать дополнительные мощности в украинской ГТС, сработают повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц — в 1,2 раза, на сутки — в 1,45 раза. То есть максимальный рост ставки составит до 45%. Но если прогноз Bank of America исполнится, то такого не произойдет. К тому же 31 января посол Германии в России Геза Андреас фон Гайр заявил, что трубопровод «Северный поток — 2» должен быть запущен не позднее первого квартала 2021 г. По его словам, это самый поздний срок, закончить его могут и раньше. Похоже, в «Газпроме» настолько уверены в том, что дополнительные мощности им уже не понадобятся, что готовятся не продлевать транзитный договор с Польшей по использованию газопровода «Ямал-Европа» (его мощность — 32,9 миллиардов кубометров в год), который истекает в мае 2020 г. Так в Кремле рассчитывают убить двух зайцев: и наказать Варшаву, отношения с которой у Москвы крайне обострились, и оставить без козырей президента Баларуси Александра Лукашенко, который в январе опять начал шантажировать россиян то перекрытием транзита, то вообще национализацией ранее проданного «Газпрому» «Белтрансгаза». Сейчас у «Газпрома» избыток закачанного в прошлом году в европейские подземные газохранилища газа, так что, по оценкам экспертов, вряд ли до начала 2021 г. ему понадобятся дополнительные мощности в украинской ГТС. Да и потом — только на время, пока будут проводиться пусконаладочные работы «Северного потока — 2». Суточные поставки сверхлимитного газа могут пригодиться «Газпрому» только в случае аномальных погодных условий в Европе или аварий на других экспортных магистралях, что тоже не слишком вероятно. Ранее — еще до заключения транзитного договора с РФ — министр энергетики Украины Алексей Оржель оценивал ежегодные платежи за транзит в 3 миллиарда долларов в течение пяти лет. Получалось 15 миллиардов долларов. Но теперь мы видим, что в реальности получается $7,13 миллиардов долларов — в два с лишним раза меньше. И похоже, нашей стране стоит уже сейчас готовиться к тому, что через пять лет придется привыкать жить уже без газовых транзитных доходов.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!