© РИА Новости, Игорь Зарембо | Перейти в фотобанкРоссия поучаствовала в международной сельскохозяйственной выставке в Германии в стремлении показать, что снова стала сильной аграрной нацией. Но так ли это? Немецкий журналист анализирует разные отрасли российского сельского хозяйства и приходит к выводу, что да, хотя еще есть над чем поработать.
Российское сельское хозяйство представлено на выставке огромным стендом, это должно показать, что Россия вновь стала сильной аграрной нацией. Но так ли это на самом деле?
На аграриев эти пятнадцать мужчин на сцене никак не похожи. Белыми кителями и морскими фуражками они напоминали скорее группу моряков, а не сельских предпринимателей. Мужчины пели русские народные песни и должны были создавать радостное настроение у посетителей павильона 2.2. В чем-то вид этих моряков отражал самосознание сегодняшнего сельского хозяйства России.
Путин хочет удвоить сельскохозяйственный экспорт до 2024 года
Россия поучаствовала в «Зеленой неделе» (международная выставка пищевой промышленности и сельского хозяйства в Берлине — прим. ред.), чтобы обрести новые рынки сбыта за пределами собственной экономики. Россия вновь стала сильной аграрной нацией — эту мысль нужно было донести на выставке. Совсем недавно президент Путин заявил, что намерен удвоить экспорт аграрной продукции до 2024 года и довести его до 40 миллиардов евро.
Русские арендовали стенд размером в 5000 квадратных метров — второй по величине на «Зеленой неделе, в которой они участвовали во второй раз после 2015 года. Но в первый же день после открытия выставки презентация пошла не так, как планировалась.
Ветеринарная служба закрыла российский павильон на два часа
Российский павильон был закрыт на два часа. При рутинной проверке ветеринарная служба берлинского района Шарлоттенбург-Вильмерсдорф обнаружила 20 запаянных в пленку колбас. Ввоз свинины в Германию запрещен в целях профилактики эпидемий среди животных. Мало того: на 280 килограммов других товаров, по сведениям устроителей «Зеленой недели», не были оформлены таможенные документы. Более неудачное начало для русских трудно себе представить: в очередной раз они оказались в чем-то виноватыми.
А ведь российское Министерство сельского хозяйства стремилось как раз к противоположному эффекту. Компании, представлявшие деликатесы страны, и местные музыкальные коллективы, поющие народные песни, должны были сформировать у посетителей позитивное представление о стране и ее сельском хозяйстве. Но насколько этому можно верить?
Российские аграрии представляют свои продукты
Стенд производителя овощей «Рост» оформлен довольно скромно. На маленьком столе прямо у прохода выложены помидоры и огурцы, остальные приблизительно десять квадратных метров стенда пусты. За столом стоит Наталья Федосеева, отвечающая за маркетинг. «У нас четыре современных теплицы на востоке страны», — объясняет она. На карте России сзади помечено место расположения хозяйства. Оно основано в 2013 году и специализируется на выращивании помидоров и огурцов, там работают 1,2 тысячи сотрудников. То, что «Рост» демонстрирует в малом масштабе, можно перенести и на всю страну.
В российском сельском хозяйстве в последние годы произошел невероятный подъем. «Нам очень помогла финансовая поддержка государства, — говорит Федосеева, — важную роль сыграли и ограничения импорта». Их в августе 2014 год объявил Владимир Путин в ответ на западные экономические санкции, введенные после аннексии Крыма. Ограничения импорта продовольственных товаров особенно больно ударили по немецким крестьянам. Экспорт мяса и молока рухнул. В России полки в магазинах опустели на некоторое время. После распада Советского Союза страна зависела от импорта продовольствия.
Но российское сельское хозяйство при мощной финансовой поддержке правительства наверстало упущенное во многих областях. «Особенно сильно увеличилось производство свинины», — говорит Линде Гётц (Linde G?tz). Она работает в Институте им. Лейбница в Галле и вот уже много лет наблюдает за развитием российского сельского хозяйства. По ее словам, если в 2014 самообеспеченность свининой составляла 83%, то сегодня страна полностью снабжает себе собственной свининой. Импорт практически прекратился.
Как говорит Гётц, теперь и местное производство мяса птицы также покрывает потребности страны. Совершенно другая картина в производстве говядины, где вот уже несколько лет нет никакого роста. Степень самообеспеченности говядиной в последнее время даже несколько снизилась. «Производство говядины все еще сильно привязано к производству молока, — объясняет Гётц. — В 2018 году 84% мяса было от молочных коров и только 16% — от животных специальных мясных пород». По словам специалиста, экспорт всех видов мяса пока остается на очень низком уровне.
Самый большой производитель молока в стране — немец
В молочном секторе страна вот уже несколько лет пытается закрыть брешь в снабжении. Производимое количество молока осталось прежним, в то время как его импорт, в том числе из Германии, прекратился. Однако, как поясняет Гётц, внутри молочной промышленность сейчас угадывается динамика, направленная на создание больших сельскохозяйственных предприятий — так называемых агрохолдингов. Самым успешным холдингом руководит немец. У Штефана Дюрра (Stefan D?rr) по всей России почти 100 тысяч коров, его компания производит 2250 тонн молока ежедневно. На «Зеленой неделе» его предприятие представлено брендом «Эконива».
Из-за запрета на импорт поднялись цены на продовольствие
Татьяна Губина работает у конкурента Штефана Дюрра: она обслуживает стенд молочного комбината «Галактика» из Санкт-Петербурга. У Губиной короткие светлые волосы, она одета в сиреневую блузку. Справа от женщины стоят тетрапаки с надписями на русском языке. В прошлые годы ей редко удавалось найти новых клиентов на выставках. Но командировочные расходы взял на себя Русский экспортный центр. Это государственное учреждение поддерживает российские компании в их стремлении выйти на мировые рынки.
Губина рассказывает о негативных последствиях протекционистской политики в аграрном секторе. «Вот уже несколько лет в России цены на колбасы, молоко и другие продукты питания растут», — говорит она. Кроме того, эксперты сетуют на снизившееся качество некоторых продуктов. Так, например, из-за нехватки молочного жира молочные компании используют в производстве сыра растительные жиры.
Вот в них недостатка нет. В последние годы российское сельское хозяйство усиленное развивало выращивание масленичных культур. Рапсовое, соевое и подсолнечное масла вывозятся и за границу. Но, как говорит Линда Гётц из Института им. Лейбница, главная экспортная культура России с большим отрывом — это пшеница. «В начале нулевых годов страна была еще нетто-импортером зерна. Но теперь ни одна другая нация не экспортирует больше пшеницы, чем Россия», — говорит Гётц.
Потенциал неиспользуемых земель колоссален. Главные импортеры российской пшеницы — на Аравийском полуострове, в Азии и Северной Африке. Российская Федерация — прямой конкурент Европейского союза и США.
Но предстоит сделать еще очень многое, чтобы поддерживать конкурентоспособность российского сельского хозяйства и без ограничений импорта. Кроме пшеницы, оно во многих сферах не может соответствовать ценам мирового рынка. Поэтому Сергей Левин, заместитель министра сельского хозяйства, говорил о необходимости улучшения инфраструктуру в стране и повышение эффективности производства. По его словам, также необходимо работать на увеличение экспорта. Для этих целей Левин намерен создать сеть сельскохозяйственных представителей в 57 российских посольствах. Об этом замминистра рассказал на одном из мероприятий Германского альянса агробизнеса в рамках «Зеленой недели».
Проблемы и шансы для немецкой экономики
Германский альянс агробизнеса (German Agribusiness Alliance) — объединение немецких компаний и союзов, работающих в аграрном секторе. Оно координирует сотрудничество с российскими партнерами на частом и политическом уровнях. Мероприятие на «Зеленой неделе» показало также, какие шансы и проблемы для немецких предприятий проистекают из роста российского сельского хозяйства. Эмбарго на ввоз продовольствия, вероятно, сохранится в среднесрочной перспективе. Поэтому немецкие формы хотят поставлять в Россию необходимые технологии, семена и животных высокопродуктивных пород.
Немецких производителей семян дискриминируют
Частично это уже происходит. Например, концерн «Клаас» (Claas), выпускающий сельскохозяйственную технику, имеет с 2005 года завод в Краснодаре. Немецкие производители семян также открыли производственные мощности в России. Но на местах они могут выращивать только часть своего ассортимента, поэтому компаниям по-прежнему приходится многое ввозить из-за границы. Они жалуются на слишком высокие бюрократические барьеры для импорта. Кроме того, их семена при сертификации российскими службами подвергаются несправедливой дискриминации. «Нам необходима уверенность в будущем для планирования бизнеса», — говорит Хофман из компании «КВС Заат» (KWS Saat).
Россия не входит в первую десятку агроэкспортеров
Есть определенная ирония в том, что презентация России на «Зеленой неделе» была подпорчена именно обнаружением нелегально ввезенных продовольственных товаров. Как бы то ни было, ясно, что многие продукты, которые посетители павильона 2.2. смогли попробовать, нескоро появятся в немецких супермаркетах. Величина стенда вводит в заблуждение относительно значения российского сельского хозяйства на мировых рынках — в первую десятку важнейших экспортеров аграрной продукции страна не входит.
И тем не менее самое большое государство на Земле наверстывает упущенное.
© РИА Новости, Игорь Зарембо | Перейти в фотобанкРоссия поучаствовала в международной сельскохозяйственной выставке в Германии в стремлении показать, что снова стала сильной аграрной нацией. Но так ли это? Немецкий журналист анализирует разные отрасли российского сельского хозяйства и приходит к выводу, что да, хотя еще есть над чем поработать.Российское сельское хозяйство представлено на выставке огромным стендом, это должно показать, что Россия вновь стала сильной аграрной нацией. Но так ли это на самом деле? На аграриев эти пятнадцать мужчин на сцене никак не похожи. Белыми кителями и морскими фуражками они напоминали скорее группу моряков, а не сельских предпринимателей. Мужчины пели русские народные песни и должны были создавать радостное настроение у посетителей павильона 2.2. В чем-то вид этих моряков отражал самосознание сегодняшнего сельского хозяйства России. Путин хочет удвоить сельскохозяйственный экспорт до 2024 года Россия поучаствовала в «Зеленой неделе» (международная выставка пищевой промышленности и сельского хозяйства в Берлине — прим. ред.), чтобы обрести новые рынки сбыта за пределами собственной экономики. Россия вновь стала сильной аграрной нацией — эту мысль нужно было донести на выставке. Совсем недавно президент Путин заявил, что намерен удвоить экспорт аграрной продукции до 2024 года и довести его до 40 миллиардов евро. Русские арендовали стенд размером в 5000 квадратных метров — второй по величине на «Зеленой неделе, в которой они участвовали во второй раз после 2015 года. Но в первый же день после открытия выставки презентация пошла не так, как планировалась. Ветеринарная служба закрыла российский павильон на два часа Российский павильон был закрыт на два часа. При рутинной проверке ветеринарная служба берлинского района Шарлоттенбург-Вильмерсдорф обнаружила 20 запаянных в пленку колбас. Ввоз свинины в Германию запрещен в целях профилактики эпидемий среди животных. Мало того: на 280 килограммов других товаров, по сведениям устроителей «Зеленой недели», не были оформлены таможенные документы. Более неудачное начало для русских трудно себе представить: в очередной раз они оказались в чем-то виноватыми. А ведь российское Министерство сельского хозяйства стремилось как раз к противоположному эффекту. Компании, представлявшие деликатесы страны, и местные музыкальные коллективы, поющие народные песни, должны были сформировать у посетителей позитивное представление о стране и ее сельском хозяйстве. Но насколько этому можно верить? Российские аграрии представляют свои продукты Стенд производителя овощей «Рост» оформлен довольно скромно. На маленьком столе прямо у прохода выложены помидоры и огурцы, остальные приблизительно десять квадратных метров стенда пусты. За столом стоит Наталья Федосеева, отвечающая за маркетинг. «У нас четыре современных теплицы на востоке страны», — объясняет она. На карте России сзади помечено место расположения хозяйства. Оно основано в 2013 году и специализируется на выращивании помидоров и огурцов, там работают 1,2 тысячи сотрудников. То, что «Рост» демонстрирует в малом масштабе, можно перенести и на всю страну. В российском сельском хозяйстве в последние годы произошел невероятный подъем. «Нам очень помогла финансовая поддержка государства, — говорит Федосеева, — важную роль сыграли и ограничения импорта». Их в августе 2014 год объявил Владимир Путин в ответ на западные экономические санкции, введенные после аннексии Крыма. Ограничения импорта продовольственных товаров особенно больно ударили по немецким крестьянам. Экспорт мяса и молока рухнул. В России полки в магазинах опустели на некоторое время. После распада Советского Союза страна зависела от импорта продовольствия. Но российское сельское хозяйство при мощной финансовой поддержке правительства наверстало упущенное во многих областях. «Особенно сильно увеличилось производство свинины», — говорит Линде Гётц (Linde G?tz). Она работает в Институте им. Лейбница в Галле и вот уже много лет наблюдает за развитием российского сельского хозяйства. По ее словам, если в 2014 самообеспеченность свининой составляла 83%, то сегодня страна полностью снабжает себе собственной свининой. Импорт практически прекратился. Как говорит Гётц, теперь и местное производство мяса птицы также покрывает потребности страны. Совершенно другая картина в производстве говядины, где вот уже несколько лет нет никакого роста. Степень самообеспеченности говядиной в последнее время даже несколько снизилась. «Производство говядины все еще сильно привязано к производству молока, — объясняет Гётц. — В 2018 году 84% мяса было от молочных коров и только 16% — от животных специальных мясных пород». По словам специалиста, экспорт всех видов мяса пока остается на очень низком уровне. Самый большой производитель молока в стране — немец В молочном секторе страна вот уже несколько лет пытается закрыть брешь в снабжении. Производимое количество молока осталось прежним, в то время как его импорт, в том числе из Германии, прекратился. Однако, как поясняет Гётц, внутри молочной промышленность сейчас угадывается динамика, направленная на создание больших сельскохозяйственных предприятий — так называемых агрохолдингов. Самым успешным холдингом руководит немец. У Штефана Дюрра (Stefan D?rr) по всей России почти 100 тысяч коров, его компания производит 2250 тонн молока ежедневно. На «Зеленой неделе» его предприятие представлено брендом «Эконива». Из-за запрета на импорт поднялись цены на продовольствие Татьяна Губина работает у конкурента Штефана Дюрра: она обслуживает стенд молочного комбината «Галактика» из Санкт-Петербурга. У Губиной короткие светлые волосы, она одета в сиреневую блузку. Справа от женщины стоят тетрапаки с надписями на русском языке. В прошлые годы ей редко удавалось найти новых клиентов на выставках. Но командировочные расходы взял на себя Русский экспортный центр. Это государственное учреждение поддерживает российские компании в их стремлении выйти на мировые рынки. Губина рассказывает о негативных последствиях протекционистской политики в аграрном секторе. «Вот уже несколько лет в России цены на колбасы, молоко и другие продукты питания растут», — говорит она. Кроме того, эксперты сетуют на снизившееся качество некоторых продуктов. Так, например, из-за нехватки молочного жира молочные компании используют в производстве сыра растительные жиры. Вот в них недостатка нет. В последние годы российское сельское хозяйство усиленное развивало выращивание масленичных культур. Рапсовое, соевое и подсолнечное масла вывозятся и за границу. Но, как говорит Линда Гётц из Института им. Лейбница, главная экспортная культура России с большим отрывом — это пшеница. «В начале нулевых годов страна была еще нетто-импортером зерна. Но теперь ни одна другая нация не экспортирует больше пшеницы, чем Россия», — говорит Гётц. Потенциал неиспользуемых земель колоссален. Главные импортеры российской пшеницы — на Аравийском полуострове, в Азии и Северной Африке. Российская Федерация — прямой конкурент Европейского союза и США. Но предстоит сделать еще очень многое, чтобы поддерживать конкурентоспособность российского сельского хозяйства и без ограничений импорта. Кроме пшеницы, оно во многих сферах не может соответствовать ценам мирового рынка. Поэтому Сергей Левин, заместитель министра сельского хозяйства, говорил о необходимости улучшения инфраструктуру в стране и повышение эффективности производства. По его словам, также необходимо работать на увеличение экспорта. Для этих целей Левин намерен создать сеть сельскохозяйственных представителей в 57 российских посольствах. Об этом замминистра рассказал на одном из мероприятий Германского альянса агробизнеса в рамках «Зеленой недели». Проблемы и шансы для немецкой экономики Германский альянс агробизнеса (German Agribusiness Alliance) — объединение немецких компаний и союзов, работающих в аграрном секторе. Оно координирует сотрудничество с российскими партнерами на частом и политическом уровнях. Мероприятие на «Зеленой неделе» показало также, какие шансы и проблемы для немецких предприятий проистекают из роста российского сельского хозяйства. Эмбарго на ввоз продовольствия, вероятно, сохранится в среднесрочной перспективе. Поэтому немецкие формы хотят поставлять в Россию необходимые технологии, семена и животных высокопродуктивных пород. Немецких производителей семян дискриминируют Частично это уже происходит. Например, концерн «Клаас» (Claas), выпускающий сельскохозяйственную технику, имеет с 2005 года завод в Краснодаре. Немецкие производители семян также открыли производственные мощности в России. Но на местах они могут выращивать только часть своего ассортимента, поэтому компаниям по-прежнему приходится многое ввозить из-за границы. Они жалуются на слишком высокие бюрократические барьеры для импорта. Кроме того, их семена при сертификации российскими службами подвергаются несправедливой дискриминации. «Нам необходима уверенность в будущем для планирования бизнеса», — говорит Хофман из компании «КВС Заат» (KWS Saat). Россия не входит в первую десятку агроэкспортеров Есть определенная ирония в том, что презентация России на «Зеленой неделе» была подпорчена именно обнаружением нелегально ввезенных продовольственных товаров. Как бы то ни было, ясно, что многие продукты, которые посетители павильона 2.2. смогли попробовать, нескоро появятся в немецких супермаркетах. Величина стенда вводит в заблуждение относительно значения российского сельского хозяйства на мировых рынках — в первую десятку важнейших экспортеров аграрной продукции страна не входит. И тем не менее самое большое государство на Земле наверстывает упущенное.
Комментарии (0)