Деловая столица (Украина): взрыв или гнетущая тишина. Как загибаются флагманы украинской промышленности - «Экономика»

  • 16:00, 04-янв-2020
  • Экономика
  • Edgarpo
  • 0

© ukroboronprom.com.uaЭкономические гиганты, флагманы украинской промышленности, один за другим скатываются в кризис. Результатом может стать по-настоящему провальный для украинской экономики год, последствия которого придется разгребать еще долго.

Промышленная статистика показывает начало катастрофы. Новые данные Госстата за ноябрь свидетельствуют о падении промпроизводства на 6,9%. Логичные последствия в краткосрочной перспективе — увеличение безработицы и новая волна миграции. На фоне укрепления гривны и полного непонимания правительства, что с этим делать, мы предполагаем: через полгода нас может ждать серьезный кризис, который может накрыть целый ряд промышленных городов (прежде всего Запорожье, Днепр, Харьков) и, безусловно, повлияет на ситуацию в стране в целом.


Мы решили посмотреть, как обстоит дело в нескольких промышленных центрах Украины, на предприятиях, названия которых на слуху у каждого.


Запорожье


Здесь, по оценкам экспертов, под угрозой утраты доходов и потери работы оказалось порядка 35 тысяч человек — работников местных предприятий. А с семьями — это около 100 тысяч человек, недовольных жизнью.


Мотор Сич


В тяжелом положении находится и запорожское предприятие Мотор Сич — одно из ведущих в мире по производству авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. С одной стороны, Мотор Сич стал заложником экономической войны между Китаем и США, с другой — жертвой пренебрежения со стороны государства и собственного недальновидного менеджмента.


Этот год стал для завода совершенно провальным. Чистый убыток по итогам января-сентября составил 532,7 миллиона гривен, тогда как аналогичный период 2018-го компания завершила с чистой прибылью в 543,2 миллиона гривен.


С августа на заводе введен режим строжайшей экономии. Инженеры, по нескольку лет работающие над новыми проектами, признаются, что дальнейшая их реализация призрачна. Работники переведены на 4-дневную рабочую неделю, при этом на Мотор Сич сейчас довольно серьезно говорят и о «трехдневке». Под угрозой социальный пакет работников — здравоохранение, отдых, доставка на работу и т.д., в который Мотор Сич, действительно, серьезно вкладывался. Для многих членов тридцатитысячного коллектива это становится серьезным испытанием, хотя пока работники и говорят, что в 1990-е было хуже.


Запорожтрансформатор


В начале года принятые Верховной радой поправки к переходным положениям налогового кодекса привели к тому, что иностранные производители трансформаторов получили ценовые преференции на два года. Что, в свою очередь, ведет к потере единственного стратегического предприятия Украины в электроэнергетической отрасли — ЧАО Запорожтрансформатор.


Входящее в группу Энергетический стандарт Константина Григоришина предприятие — один из крупнейших в Европе производителей силовых масляных трансформаторов, его коллектив — 2 тысячи 500 человек. Но в октябре 2019-го из-за долгов в размере более 10 миллиардов гривен (при собственных активах 4 миллиарда гривен) началось банкротство предприятия.


Сами запорожцы, кстати, указывают на странное поведение властей: российский рынок для их продукции закрыт, а вот российские производители-конкуренты — свободно работают на Украине, принимают участие в тендерах и, пользуясь государственными преференциями, предлагают более выгодные условия.


Запорожсталь


Металлургический комбинат Запорожсталь, входящий в группу Метинвест Рината Ахметова, в ноябре сменил гендиректора — теперь предприятием управляет Александр Мироненко. Но ему досталось нелегкое время. Из-за кризиса в металлургии группа Метинвест останавливает часть инвестпроектов, кроме критически важных и экологических. Также пройдут сокращения персонала на всех предприятиях включая Запорожсталь, Запорожкокс и Запорожогнеупор.


Комментируя ситуацию, гендиректор группы Метинвест Юрий Рыженков отметил: «Мы заходим в самый жесткий кризис за последние 10 лет. В частности, Метинвест вынужден сократить выполнение инвестиционной программы 2019 г. Компания приостановит реализацию отдельных проектов, кроме критичных, предусмотренных Технологической стратегией, и проектов с существенным экологическим эффектом».


АвтоЗАЗ


ЧАО Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) уже больше года проходит процедуру банкротства. Проблемы лежат в финансовой плоскости — завод нуждается в санации. Производство автомобилей на нем прекратилось еще в январе 2019-го, предприятие, входящее в корпорацию УкрАВТО бизнесмена Тариэла Васадзе, практически мертвое. (Вспомним: в рекордном для себя 2007-м АвтоЗАЗ выпустил 280 тысяч машин, из которых более половины произвели по полному циклу.) В мае 2019 г. имущество ЗАЗа выставлено на торги.


Запорожская АЭС


Здесь по разным причинам периодически останавливают энергоблоки. То ремонт, то проблемы с безопасностью, то еще что-то. Энергетические блоки изношены и требуют замены, но на это нет денег. Понятно, что на социальную инфраструктуру средств тоже не хватает.


Днепр


КБ Южное и предприятие Южмаш


КБ Южное, как основной источник новых разработок, не выполняет эту функцию. За годы независимости оно лишь создало несколько модификаций советских ракет. Именно за счет них и удалось поучаствовать в международных проектах.


1 ноября руководство конструкторского бюро Южное уволило директора завода Южмаш Сергея Войта. Позже, 4 ноября, кабинет министров на внеочередном заседании уволил Павла Дегтяренко с должности главы государственного космического агентства и объявил конкурс на эту должность.


За период с 2015 по 2017 гг. КБ Южное практически перестало давать заказы Южмашу. Так, доля КБ в объемах поступлений от заказчиков завода сократилась в 34 раза в денежном измерении и более чем в 25 раз в относительном. Сегодня часть поступлений от КБ Южное не превышает 1% в общем объеме.


Днепразот


АО ДнепрАзот входит в структуру группы Приват. Завод расположен в Каменском (Днепропетровская область), специализируется на производстве удобрений. Чистая выручка предприятия еще в 2017 г. составила 7,3 миллиарда гривен. Но с прошлого года предприятие регулярно уходит в режим вынужденного простоя, требует особых условий поставок газа, потеряло большую долю украинского рынка азотных удобрений и т.д. ДнепрАзот — это 4 тыс. работников, доходы которых уже значительно упали. И будущее предприятия — под большим вопросом.


Кривой Рог


Арселор Миттал


Компания летом нынешнего года подверглась череде скандально-громких проверок и обысков со стороны силовых структур, а также личной критике президента Владимира Зеленского. После чего встал вопрос о том, продолжит ли вообще крупнейший в стране металлургический комбинат работать на Украине. Если конфликт с властью не будет урегулирован и разгорится с новой силой, порядка 30 тысяч работников в Кривом Роге могут остаться без работы. А крупнейший иностранный инвестор (в комбинат вложено 9 миллиардов долларов) — может со скандалом уйти из Украины.


Харьков


Завод имени Малышева


Именно этому предприятию устроил в начале ноября разнос президент. Зеленский заявил, что был шокирован, узнав, что харьковский Завод имени В. А. Малышева с 2009 г. выпустил только один танк для вооруженных сил Украины. «Я в шоке, что касается статистики. А статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год», — сказал он на совещании по проблемным вопросам деятельности ГК Укроборонпром. Зеленский указал, что на заводах оборонно-промышленного комплекса есть задолженность по зарплате до четырех лет, уровень зарплат очень низкий, а зимой люди работают в помещении при нулевой температуре. А еще весной АК Харьковоблэнерго отключила Завод им. Малышева от электроэнергии за долги. Долг завода перед облэнерго составлял 4 миллиона 124 тысячи гривен.


Турбоатом


На предприятии работают почти 3,5 тысячи человек. Они занимаются производством турбин по замкнутому циклу: от проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ до изготовления, сборки, испытания турбин и отгрузки. 75% Турбоатома принадлежит государству, а 25% — приватизировано.


И вот теперь гендиректор АО Турбоатом Виктор Субботин считает, что требование кабмина выплатить не 50%, а 90% полученной заводом прибыли в качестве дивидендов на долю государства в пакете акций может привести к остановке предприятия.


«Кабмин принял решение увеличить эту долю до 90%, а это еще +230 миллионов гривен, которые завод должен уплатить в течение недели. Таких денег нет. Если предположить, что эта сумма будет списываться в принудительном порядке, это неизбежно приведет к остановке производства, а значит — срыв контрактов и совместных проектов Турбоатома и Электротяжмаша», — подчеркнул генеральный директор.


Социальный взрыв или тишина?


Как видим, ситуация в крупнейших промышленных центрах Украины, на ее ведущих предприятиях, все хуже и хуже. Не то чтобы прямо завтра десятки тысяч людей будут выброшены на улицу, но вполне реально, что их зарплаты сократятся до такого уровня, когда ходить на работу станет просто бессмысленно.


На кризис в промышленности в 2020 г. вполне могут наложиться проблемы в сельском хозяйстве. Сухая осень, бесснежная зима — озимые, можно сказать, сеяли впустую. Очень вероятно, что доходы экспортеров аграрной продукции в следующем году упадут. А промышленность не сможет поддержать экономику…



Многие наблюдатели полагают, что результатом нынешней — провальной — промышленной политики действующего правительства может стать социальный взрыв в промышленных регионах (Запорожье, Днепр, Харьков). По такому сценарию десятки тысяч людей потеряют возможность кормить свои семьи… Вот только социальный взрыв был бы еще далеко не худшим вариантом — он бы что-то поменял, кое-кому в Киеве мозги на место поставил. Но по другому сценарию — будет гнетущая тишина. Потому что спрос на рабочие руки в Польше не падает — скорее, наоборот, растет после того, как открылся рынок труда Германии. Так что мы получим лишь новую волну трудовой эмиграции — волну, которая может стать фатальной для украинской промышленности.


Какой есть выход из ситуации? Прежде всего — возвращение во власть профессионалов. Второе: высшее руководство государства должно одернуть силовиков, действия которых сейчас больше похожи на желание все уничтожить (прежде всего речь идет об СБУ, ГБР и НАБУ). Третье: нормализовать денежную политику государства. Крепкая гривна просто «убивает» экспортеров, а с помощью ОВГЗ затягивается петля на «шее экономики».


Наконец, самое важное: стоит отбросить предубеждения о том, что протекционизм — это абсолютный вред. Одно дело — теория, прописанная в неолиберальных (не всех!) учебниках по экономике, другой — реальное управление государством в кризис. Тогда, когда для определенных отраслей здоровый протекционизм может стать настоящим спасением.


© ukroboronprom.com.uaЭкономические гиганты, флагманы украинской промышленности, один за другим скатываются в кризис. Результатом может стать по-настоящему провальный для украинской экономики год, последствия которого придется разгребать еще долго.Промышленная статистика показывает начало катастрофы. Новые данные Госстата за ноябрь свидетельствуют о падении промпроизводства на 6,9%. Логичные последствия в краткосрочной перспективе — увеличение безработицы и новая волна миграции. На фоне укрепления гривны и полного непонимания правительства, что с этим делать, мы предполагаем: через полгода нас может ждать серьезный кризис, который может накрыть целый ряд промышленных городов (прежде всего Запорожье, Днепр, Харьков) и, безусловно, повлияет на ситуацию в стране в целом. Мы решили посмотреть, как обстоит дело в нескольких промышленных центрах Украины, на предприятиях, названия которых на слуху у каждого. Запорожье Здесь, по оценкам экспертов, под угрозой утраты доходов и потери работы оказалось порядка 35 тысяч человек — работников местных предприятий. А с семьями — это около 100 тысяч человек, недовольных жизнью. Мотор Сич В тяжелом положении находится и запорожское предприятие Мотор Сич — одно из ведущих в мире по производству авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. С одной стороны, Мотор Сич стал заложником экономической войны между Китаем и США, с другой — жертвой пренебрежения со стороны государства и собственного недальновидного менеджмента. Этот год стал для завода совершенно провальным. Чистый убыток по итогам января-сентября составил 532,7 миллиона гривен, тогда как аналогичный период 2018-го компания завершила с чистой прибылью в 543,2 миллиона гривен. С августа на заводе введен режим строжайшей экономии. Инженеры, по нескольку лет работающие над новыми проектами, признаются, что дальнейшая их реализация призрачна. Работники переведены на 4-дневную рабочую неделю, при этом на Мотор Сич сейчас довольно серьезно говорят и о «трехдневке». Под угрозой социальный пакет работников — здравоохранение, отдых, доставка на работу и т.д., в который Мотор Сич, действительно, серьезно вкладывался. Для многих членов тридцатитысячного коллектива это становится серьезным испытанием, хотя пока работники и говорят, что в 1990-е было хуже. Запорожтрансформатор В начале года принятые Верховной радой поправки к переходным положениям налогового кодекса привели к тому, что иностранные производители трансформаторов получили ценовые преференции на два года. Что, в свою очередь, ведет к потере единственного стратегического предприятия Украины в электроэнергетической отрасли — ЧАО Запорожтрансформатор. Входящее в группу Энергетический стандарт Константина Григоришина предприятие — один из крупнейших в Европе производителей силовых масляных трансформаторов, его коллектив — 2 тысячи 500 человек. Но в октябре 2019-го из-за долгов в размере более 10 миллиардов гривен (при собственных активах 4 миллиарда гривен) началось банкротство предприятия. Сами запорожцы, кстати, указывают на странное поведение властей: российский рынок для их продукции закрыт, а вот российские производители-конкуренты — свободно работают на Украине, принимают участие в тендерах и, пользуясь государственными преференциями, предлагают более выгодные условия. Запорожсталь Металлургический комбинат Запорожсталь, входящий в группу Метинвест Рината Ахметова, в ноябре сменил гендиректора — теперь предприятием управляет Александр Мироненко. Но ему досталось нелегкое время. Из-за кризиса в металлургии группа Метинвест останавливает часть инвестпроектов, кроме критически важных и экологических. Также пройдут сокращения персонала на всех предприятиях включая Запорожсталь, Запорожкокс и Запорожогнеупор. Комментируя ситуацию, гендиректор группы Метинвест Юрий Рыженков отметил: «Мы заходим в самый жесткий кризис за последние 10 лет. В частности, Метинвест вынужден сократить выполнение инвестиционной программы 2019 г. Компания приостановит реализацию отдельных проектов, кроме критичных, предусмотренных Технологической стратегией, и проектов с существенным экологическим эффектом». АвтоЗАЗ ЧАО Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) уже больше года проходит процедуру банкротства. Проблемы лежат в финансовой плоскости — завод нуждается в санации. Производство автомобилей на нем прекратилось еще в январе 2019-го, предприятие, входящее в корпорацию УкрАВТО бизнесмена Тариэла Васадзе, практически мертвое. (Вспомним: в рекордном для себя 2007-м АвтоЗАЗ выпустил 280 тысяч машин, из которых более половины произвели по полному циклу.) В мае 2019 г. имущество ЗАЗа выставлено на торги. Запорожская АЭС Здесь по разным причинам периодически останавливают энергоблоки. То ремонт, то проблемы с безопасностью, то еще что-то. Энергетические блоки изношены и требуют замены, но на это нет денег. Понятно, что на социальную инфраструктуру средств тоже не хватает. Днепр КБ Южное и предприятие Южмаш КБ Южное, как основной источник новых разработок, не выполняет эту функцию. За годы независимости оно лишь создало несколько модификаций советских ракет. Именно за счет них и удалось поучаствовать в международных проектах. 1 ноября руководство конструкторского бюро Южное уволило директора завода Южмаш Сергея Войта. Позже, 4 ноября, кабинет министров на внеочередном заседании уволил Павла Дегтяренко с должности главы государственного космического агентства и объявил конкурс на эту должность. За период с 2015 по 2017 гг. КБ Южное практически перестало давать заказы Южмашу. Так, доля КБ в объемах поступлений от заказчиков завода сократилась в 34 раза в денежном измерении и более чем в 25 раз в относительном. Сегодня часть поступлений от КБ Южное не превышает 1% в общем объеме. Днепразот АО ДнепрАзот входит в структуру группы Приват. Завод расположен в Каменском (Днепропетровская область), специализируется на производстве удобрений. Чистая выручка предприятия еще в 2017 г. составила 7,3 миллиарда гривен. Но с прошлого года предприятие регулярно уходит в режим вынужденного простоя, требует особых условий поставок газа, потеряло большую долю украинского рынка азотных удобрений и т.д. ДнепрАзот — это 4 тыс. работников, доходы которых уже значительно упали. И будущее предприятия — под большим вопросом. Кривой Рог Арселор Миттал Компания летом нынешнего года подверглась череде скандально-громких проверок и обысков со стороны силовых структур, а также личной критике президента Владимира Зеленского. После чего встал вопрос о том, продолжит ли вообще крупнейший в стране металлургический комбинат работать на Украине. Если конфликт с властью не будет урегулирован и разгорится с новой силой, порядка 30 тысяч работников в Кривом Роге могут остаться без работы. А крупнейший иностранный инвестор (в комбинат вложено 9 миллиардов долларов) — может со скандалом уйти из Украины. Харьков Завод имени Малышева Именно этому предприятию устроил в начале ноября разнос президент. Зеленский заявил, что был шокирован, узнав, что харьковский Завод имени В. А. Малышева с 2009 г. выпустил только один танк для вооруженных сил Украины. «Я в шоке, что касается статистики. А статистика такая, что в советские времена было 900 танков в год», — сказал он на совещании по проблемным вопросам деятельности ГК Укроборонпром. Зеленский указал, что на заводах оборонно-промышленного комплекса есть задолженность по зарплате до четырех лет, уровень зарплат очень низкий, а зимой люди работают в помещении при нулевой температуре. А еще весной АК Харьковоблэнерго отключила Завод им. Малышева от электроэнергии за долги. Долг завода перед облэнерго составлял 4 миллиона 124 тысячи гривен. Турбоатом На предприятии работают почти 3,5 тысячи человек. Они занимаются производством турбин по замкнутому циклу: от проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ до изготовления, сборки, испытания турбин и отгрузки. 75% Турбоатома принадлежит государству, а 25% — приватизировано. И вот теперь гендиректор АО Турбоатом Виктор Субботин считает, что требование кабмина выплатить не 50%, а 90% полученной заводом прибыли в качестве дивидендов на долю государства в пакете акций может привести к остановке предприятия. «Кабмин принял решение увеличить эту долю до 90%, а это еще 230 миллионов гривен, которые завод должен уплатить в течение недели. Таких денег нет. Если предположить, что эта сумма будет списываться в принудительном порядке, это неизбежно приведет к остановке производства, а значит — срыв контрактов и совместных проектов Турбоатома и Электротяжмаша», — подчеркнул генеральный директор. Социальный взрыв или тишина? Как видим, ситуация в крупнейших промышленных центрах Украины, на ее ведущих предприятиях, все хуже и хуже. Не то чтобы прямо завтра десятки тысяч людей будут выброшены на улицу, но вполне реально, что их зарплаты сократятся до такого уровня, когда ходить на работу станет просто бессмысленно. На кризис в промышленности в 2020 г. вполне могут наложиться проблемы в сельском хозяйстве. Сухая осень, бесснежная зима — озимые, можно сказать, сеяли впустую. Очень вероятно, что доходы экспортеров аграрной продукции в следующем году упадут. А промышленность не сможет поддержать экономику… Многие наблюдатели полагают, что результатом нынешней — провальной — промышленной политики действующего правительства может стать социальный взрыв в промышленных регионах (Запорожье, Днепр, Харьков). По такому сценарию десятки тысяч людей потеряют возможность кормить свои семьи… Вот только социальный взрыв был бы еще далеко не худшим вариантом — он бы что-то поменял, кое-кому в Киеве мозги на место поставил. Но по другому сценарию — будет гнетущая тишина. Потому что спрос на рабочие руки в Польше не падает — скорее, наоборот, растет после того, как открылся рынок труда Германии. Так что мы получим лишь новую волну трудовой эмиграции — волну, которая может стать фатальной для украинской промышленности. Какой есть выход из ситуации? Прежде всего — возвращение во власть профессионалов. Второе:


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!