Forbes (США): влияние антироссийских санкций с позиции работника автозавода - «Экономика»
- 20:00, 26-дек-2019
- Экономика
- Novosti-Dny
- 0
В этом году алюминиевая компания российского миллиардера Олега Дерипаски «Русал» была освобождена от санкционного давления. А Горьковский автозавод, входящий в принадлежащий Дерипаске автомобилестроительный холдинг «Группа ГАЗ», —нет. По мере приближения 2020 года около 40 тысяч работников автозавода ГАЗ — не Владимир Путин и не Дерипаска — рискуют потерять работу, и все это из-за санкций.
Если сенаторы Линдси Грэм (Lindsey Graham) и Боб Менендес (Bob Menendez) из Комитета по международным отношениям добьются своего, в 2020 году в России риск санкций увеличится для всех. В среду Комитет принял документ, который Грэм назвал «законопроектом об адских санкциях».
Вашингтон считает, что он оказывает давление на Путина и его правительство. Но санкции также наносят болезненный удар по рабочему классу России. У людей на автозаводе «ГАЗ» чаша терпения уже переполнена.
«ГАЗ» является одним из старейших автозаводов России. Он еще при советской власти сотрудничал с американской компанией «Форд Мотор Компани» (Ford Motor Company). Сегодня он известен своими легкими коммерческими автомобилями и современными автобусами с электроприводом. В автомобильной промышленности России это единственная по-настоящему «яркая звезда».
Четвертого декабря группа работников «ГАЗа» отправилась в посольство США в столице Австрии Вене, чтобы передать послу Тревору Трейне (Trevor Traina) письмо о том, как по ним ударили санкции. Можете считать это лоббированием. Они прибыли в Австрию на трех микроавтобусах «Газель», представляющих собой самую успешную продукцию завода, с табличками #SaveGAZ над лобовым стеклом. Передача письма в посольство была частью программы двухнедельного автопробега, который начался в Нижнем Новгороде, городе, где расположен автозавод, и предусматривал остановки в Польше, Чехии и Германии, во время которых рабочие старались рассказать людям о том, как автозавод пытается преодолеть трудности, связанные с санкциями.
«Это не первое наше письмо, адресованное правительству США, — говорит председатель рабочего совета „Группы ГАЗ" Евгений Морозов. — Наши заводы сейчас находятся в опасности, а рабочие страдают».
Город Нижний Новгород большинству людей за пределами России неизвестен. Это город с населением около 1,2 миллиона человек среднего достатка, расположенный на берегу Волги. На его знамени изображен символ города — идущий олень, являющийся и эмблемой автомобилей «ГАЗ». Но этого оленя, являющегося символом силы, подвергают преследованиям, и теперь его бока пронзают несколько острых стрел, выпущенных с другого конца света, из далекого Вашингтона. В апреле прошлого года были сняты санкции с «Русала». В ноябре в Министерстве финансов США заявили, что отложат введение санкций до 31 марта 2020 года. Отсрочка санкций — это хорошо, потому что она временно позволяет «ГАЗу» импортировать электронное оборудование, например, из стран Евросоюза. Но из-за угрозы санкций заводу значительно сложнее импортировать оборудование по причине бюрократических проволочек, которые теперь приходится преодолевать американским и европейским компаниям, чтобы заключать сделки с «ГАЗом».
Дерипаска отметил, что завод может обанкротиться. Это стало бы катастрофой для десятков тысяч рабочих, многие из которых всю жизнь проработали на заводе «ГАЗ», написал корреспондент издания «БНИ ИнтеллиНьюс» (BNE Intellinews) Бен Арис (Ben Aris) в статье, опубликованной пятого декабря. Арис был включен в состав группы и вместе с 10 работниками автозавода «ГАЗ» участвовал в автопробеге по Европе.
Арис привел цитату из письма, переданного послу Трейне.
«Правительство США заявляет, что санкции не направлены против обычных людей. Но это не так. Санкции в случае их введения, могут привести к серьезному спаду производства и сокращению рабочих мест. Около 40 тысяч сотрудников „Группы ГАЗ" могут потерять работу».
В июле работники «ГАЗа» написали рэп-композицию против санкций и исполнили ее у здания посольства США в Москве в день праздника четвертого июля. Композицию с рефреном «Save GAZ» исполняют рабочие в сине-белой униформе на заводе, где выпускают силовые агрегаты. Клип снабжен субтитрами на английском языке.
Если бы «ГАЗ» из-за санкций сократил рабочих, это повлияло бы на экономику города в то время, когда экономика России растет не более чем на 1%.
Санкции 2020: острая гильотина
Санкции негативно сказываются на России. Путин признал это в 2016 году, когда российская экономика находилась в рецессии.
Ситуация улучшилась благодаря повышению цен на нефть. Санкции в отношении отдельных компаний — «Сбербанка», банка «ВТБ», «Газпрома» и «Роснефти» — вступили в силу в 2015 году, когда цена на нефть опускалась до уровня ниже 50 долларов за баррель. Сейчас она составляет более 60 долларов.
Американские и европейские санкции сначала были введены из-за Украины. Вашингтон ужесточил их из-за вмешательства в выборы и поддержки Путиным правительства Сирии.
Санкции мешают России получить доступ к передовым технологиям. Для «ГАЗа» лишение возможности закупать определенное электронное оборудование значительно затрудняют создание линейки электромобилей. Например, около 30% комплектующих для автомобилей «ГАЗ» поступают из-за рубежа.
Сенат собирается ужесточить наказание для России, что усугубит и без того тяжелое положение. Работники «ГАЗа» могут оказаться жертвами, которые, по мнению Вашингтона, смогут заставить правящую партию «Единая Россия» выполнить их требования. Что это за требования, неизвестно, если они вообще выполнимы.
Москва считает это ударом по основным сферам своей деятельности.
Новый «законопроект об адских санкциях» угрожает владельцам российских суверенных облигаций и будущим проектам СПГ в России.
Есть также еще один законопроект, ожидающий рассмотрения в Сенате, на этот раз его внес сенатор Марко Рубио (Marco Rubio). Он носит такой же характер, но может быть реализован только в том случае, если директор Национальной разведки сделает заявление о том, что Россия вмешивалась в выборы.
Как сказал пожелавший остаться неназванным собеседник из московского инвестиционного банка, который наблюдает за санкционной политикой, «законопроект, внесенный Рубио, является четким сигналом Кремлю о том, что у нас на столе лежит бейсбольная бита, и если вы будете плохо себя вести, мы ударим вас ею по голове».
Ни одна из этих санкций не идет России на пользу.
Кроме того, они вряд ли заставят Путина уйти в отставку. Санкции, запрещающие американским инвесторам иметь в собственности долговые бумаги Венесуэлы, не смогли заставить правящих социалистов объединиться, чтобы свергнуть президента Николаса Мадуро и провести новые выборы.
На сегодняшний день «ГАЗ», как и любая российская компания, которая не имеет никакого отношения к вмешательству в выборы, к Сирии или Украине, является примером жертвы наказания за политику Кремля. По иронии судьбы именно автопром США и Германии убедил Минфин США снять санкции с «Русала», но не смог спасти автозавод Дерипаски, поскольку он не оказывает такого влияния на американский рынок, как алюминиевый бизнес.
«Российский автомобильный рынок находится в состоянии стагнации, но с этим мы можем справиться, — говорит Морозов. — Наши заводы пострадали в основном от санкций».
Самый критический момент для них наступит после 31 марта, крайнего срока введения санкций. После этого, если санкции не будут отменены, иностранные поставщики и партнеры будут вынуждены прекратить поставки оборудования «ГАЗу».
«Если поставки комплектующих прекратятся, наши заводы закроются, и наши работники потеряют работу, — говорит Морозов. — Санкции затрагивают не только 40 тысяч работников „ГАЗа", но и работников наших российских поставщиков, дилеров и производителей спецтехники. От „ГАЗа" зависят около 400 тысяч человек, работающих в отрасли».
В целом, лучший сценарий для России — если законопроекты Грэма или Рубио о санкциях не будут вынесены на голосование. Банковскому комитету Сената это не понравится. Этот орган активно лоббируется людьми с Уолл-Стрит. А люди на Уолл-Стрит не хотят, чтобы их вынудили уйти с рынка российских государственных облигаций.
Хорошо для Путина. Но плохо для работников автозавода «ГАЗ».
Комментарии (0)