© AP Photo, Andy WongРаньше Китаю не предоставлялся шанс наладить автомобильное сотрудничество, а россияне шутили, что теперь им везут «б/у хлам». Теперь же все изменилось. Российский рынок обратил должное внимание на китайские подержанные автомобили, поступившие поздно и в ограниченном количестве, пишет автор. Хотя пока что речь идет о партии всего в 300 автомобилей.
24 июля на сайте «Авторевью» появилось сообщение со словами: «Китайские СМИ сообщили радостную новость: первая партия из 300 подержанных машин местного производства готова к отправке на экспорт!»
Несмотря на то, что машины отправятся из городского округа Дунгуан провинции Гуандун только через пять дней и через месяц прибудет в Россию на китайско-европейском экспрессе, новость уже появилась в газете «Известия» и распространяется в других авторитетных российских изданиях. Эта партия подержанных автомобилей станет первой, отправленной за границу по программе, которую Министерство коммерции КНР утвердило в мае этого года.
Помимо России эти автомобили отправятся в Камбоджу, Нигерию и Мьянму.
Многим покажется странным, каким образом России удалось попасть в этот список. В Камбодже и Мьянме собственная автомобильная промышленность практически отсутствует, а в Нигерии есть лишь несколько маломасштабных сборочных производств. Китайские компании поздно начали взаимодействовать с Россией, региональным гигантом и главным потребителем автомобилей в Восточной Европе. Раньше Китаю не предоставлялся шанс наладить сотрудничество, а россияне шутили, что теперь им везут «б/у хлам».
Теперь же все изменилось. Российский рынок обратил должное внимание на китайские подержанные автомобили, поступившие поздно и в ограниченном количестве. На сайте «Авторевью» говорилось, что «300 машин — это капля в море».
Прошу обратить внимание на одну деталь, которую китайские читатели упустили из виду, и которая привлекла внимание российских интернет-пользователей: автомобили отправятся в Россию из провинции Гуандун.
Продавать автомобили становится все сложнее
В мае 2018 года я встретил одного российского солдата, который был весьма обеспокоен проблемой покупки машины.
«Пять лет назад я согласился копить деньги, чтобы купить машину, она так ее хотела», — говорил он про свою жену. «В итоге за пять лет накопленная сумма только уменьшалась, вещи дорожали, денег платили меньше. Я не могу купить машину, а жена сердится и хочет от меня уйти. Кто бы знал, как заработать больше…»
За последние пять лет в России стало сложнее зарабатывать деньги и покупать машины. Эти годы стали тяжелыми как для автомобильного рынка, так и для всей экономики в целом.
Из-за снижения темпов экономического роста, с 2012 года на российском авторынке сложилась непростая ситуация, особенно явными были неудачи в среднем и нижнем сегменте рынка.
Но это было еще не все. В 2014 году упали цены на нефть, обвалился рубль, на страну были наложены санкции. В 2015 году все эти факторы начали активно проявляться.
Если два года до этого автомобильный рынок находился в состоянии «застоя», то в 2015 году его состояние можно было описать только одним словом — крах. В октябре 2015 года, когда должен был случиться пик продаж, они упали на 38,5% по сравнению с 2014 годом и более чем на 50% по сравнению с 2012 годом.
Следующие три года рынок медленно и тяжело восстанавливался.
Незначительный подъем 2017-2018 года объяснялся исключительно прямыми государственными субсидиями и затронул в основном дорогостоящие модели и легкие коммерческие автомобили.
Когда в 2019 году помощь со стороны правительства сократилась, предполагалось, что остановится и рост. Субсидии государства в этом году составили всего треть от суммы, выплаченной в 2018 году, и объемы продаж на авторынке стали стремительно сокращаться. В мае понижение составило 18%.
Причина происходящего предельно ясна: среднегодовой доход обычной российской семьи упал за эти пять лет на 40%, а средняя цена на автомобиль, зависящая от курса рубля, возросла на 66%.
Это значит, что даже без учета инфляции, санкций и колебания цен на конкретные марки, российская семье, которая в 2013 году могла за три года накопить на обычный автомобиль ценой около 10 тысяч долларов, в 2018 году для осуществления той же цели понадобится уже как минимум восемь лет.
Если учитывать непрерывно растущую стоимость жизни и вероятность снижения доходов, то на машину придется копить 10 с лишним лет.
Не получается приобрести новую машину — купи подержанную
Людей, способных зарабатывать большие деньги становится все меньше, и когда мечта об автомобиле лопается словно мыльный пузырь, выбор падает на подержанные машины.
Несмотря ни на какие трудности рынок подержанных автомобилей в России продолжает упорно идти в гору. Кризис 2015 года привел к снижению продаж подержанных машин на 20%, что значительно меньше, чем на рынке новых автомобилей. В 2016 году торговля подержанными машинами вновь оживилась.
За 2018 было продано 5,4 миллиона подержанных автомобилей, что в три с лишним раза больше, чем на рынке новых машин.
Но, кажется, расцвет рынка подержанных автомобилей подходит к концу. В первой половине 2019 года продажи, стремительно росшие предыдущие три года, упали на 0,7%.
В настоящее время сложно точно определить причину подобных колебаний, к тому же появилась еще одна проблема: вместе с увеличением цен на новые автомобили, стали дорожать и подержанные. Стоимость популярных европейский и японских машин стала заметно расти.
На сайте Avito.ru, где можно купить или продать подержанный автомобиль, цена за восьмилетний Хендай Солярис (соответствует модели Хендай Верна в Китае) составляет 400 и более тысяч рублей, а это почти как новая «Лада». Если машина находится в удовлетворительном состоянии, то даже при условии, что она выпущена в 2001 году (18 лет назад), ее стоимость будет превышать 200 тысяч рублей. По имеющимся данным, в 2018 году российский подержанный автомобиль стоил в среднем около 150 тысяч рублей.
Такое значительное отклонение в цене не заставило российских потребителей покупать отечественные автомобили. 72% от 5,4 миллиона подержанных машин, проданных в 2018 году, были иностранных марок, что на 4,8% больше по сравнению с 2017 годом.
Погружение рынка в состояние застоя означает накопление спроса. После распространении в СМИ новости о том, что китайские подержанные автомобили направляются в Россию, назрел следующий вопрос: «Через 10 лет оказалось, что "б/у хлам" из Европы и Японии нам уже не по карману, а теперь у нас будет китайский б/у хлам. Остается открытым вопрос, будет ли китайский "б/у хлам" такой же как европейский, то есть комфортнее, надежнее и долговечнее нового "российского производства"?».
Что принесут с собой китайские подержанные автомобили?
Статистика внушает оптимизм: за первый квартал 2019 года объем продаж китайских подержанных автомобилей в России увеличился на 4%. Было продано 19 тысяч машин Chery Tiggo, что на 3,5% больше, чем в прошлом году. Объем продаж машин Lifan Х60 увеличился за три месяца на 13,5%.
В исследованиях третьих сторон выражается уверенность в колоссальном потенциале российского автомобильного рынка. Эти заявления основываются на сравнительно низких показателях владения транспортными средствами и более долгим сроком их эксплуатации, а также уверенности в восстановлении рынка и «профессиональном развитии иностранных инвесторов в России». Китайские автомобили занимают более низкое место на рынке по сравнению с машинами из Европы, Америки, Японии и Южной Кореи, к тому же страна располагает просто огромным количеством подержанных машин, поэтому после резкого спада в среднем и нижнем сегменте автомобильного рынка, отправка машин в Россию стала для Китая хорошей новостью.
И все же остаются те, кто не верят в перспективы данного проекта. Проблема в том, что Россия ввела высокую налоговую ставку на ввоз подержанных автомобилей (включая 25% таможенную пошлину и 20% налог на добавочную стоимость), сократив таким образом ценовое преимущество для всех ввозимых машин, включая китайские. По сообщениям некоторых СМИ, Камбоджа и Африканские страны были бы для Китая более легким вариантом из-за возможности избежать высоких тарифов и успешно получить прибыль.
Еще одной более сложной проблемой стало то, что многие уверены в дальнейшем ухудшении ситуации на российском автомобильном рынке. На пятый год кризиса страна так и не смогла найти приемлемого выход из него. Из-за невозможности увеличить покупательскую способность населения многие предпочитают смириться с реальностью и просто отказываются от покупки машины, переставая искать пути ее приобретения.
Но вдруг до россиян дошла новость о подержанных автомобилях из Китая, которые мчатся к ним на китайско-европейском экспрессе или ждут отправки в далекой Поднебесной.
«Ура, мы в компании с такими грандами, как Нигерия, Мьянма, Камбоджа!» — язвительно прокомментировал новость на сайте «Авторевью» один из пользователей.
Под этим комментарием собралось 23 лайка, но еще более бурную реакцию вызвало высказывание, что «ВВП провинции Гуандун, из которой отправятся подержанные автомобили, сравним с ВВП всей России».
Под этим комментарием разразилась целая война в 200 с лишним записей.
© AP Photo, Andy WongРаньше Китаю не предоставлялся шанс наладить автомобильное сотрудничество, а россияне шутили, что теперь им везут «б/у хлам». Теперь же все изменилось. Российский рынок обратил должное внимание на китайские подержанные автомобили, поступившие поздно и в ограниченном количестве, пишет автор. Хотя пока что речь идет о партии всего в 300 автомобилей.24 июля на сайте «Авторевью» появилось сообщение со словами: «Китайские СМИ сообщили радостную новость: первая партия из 300 подержанных машин местного производства готова к отправке на экспорт!» Несмотря на то, что машины отправятся из городского округа Дунгуан провинции Гуандун только через пять дней и через месяц прибудет в Россию на китайско-европейском экспрессе, новость уже появилась в газете «Известия» и распространяется в других авторитетных российских изданиях. Эта партия подержанных автомобилей станет первой, отправленной за границу по программе, которую Министерство коммерции КНР утвердило в мае этого года. Помимо России эти автомобили отправятся в Камбоджу, Нигерию и Мьянму. Многим покажется странным, каким образом России удалось попасть в этот список. В Камбодже и Мьянме собственная автомобильная промышленность практически отсутствует, а в Нигерии есть лишь несколько маломасштабных сборочных производств. Китайские компании поздно начали взаимодействовать с Россией, региональным гигантом и главным потребителем автомобилей в Восточной Европе. Раньше Китаю не предоставлялся шанс наладить сотрудничество, а россияне шутили, что теперь им везут «б/у хлам». Теперь же все изменилось. Российский рынок обратил должное внимание на китайские подержанные автомобили, поступившие поздно и в ограниченном количестве. На сайте «Авторевью» говорилось, что «300 машин — это капля в море». Прошу обратить внимание на одну деталь, которую китайские читатели упустили из виду, и которая привлекла внимание российских интернет-пользователей: автомобили отправятся в Россию из провинции Гуандун. Продавать автомобили становится все сложнее В мае 2018 года я встретил одного российского солдата, который был весьма обеспокоен проблемой покупки машины. «Пять лет назад я согласился копить деньги, чтобы купить машину, она так ее хотела», — говорил он про свою жену. «В итоге за пять лет накопленная сумма только уменьшалась, вещи дорожали, денег платили меньше. Я не могу купить машину, а жена сердится и хочет от меня уйти. Кто бы знал, как заработать больше…» За последние пять лет в России стало сложнее зарабатывать деньги и покупать машины. Эти годы стали тяжелыми как для автомобильного рынка, так и для всей экономики в целом. Из-за снижения темпов экономического роста, с 2012 года на российском авторынке сложилась непростая ситуация, особенно явными были неудачи в среднем и нижнем сегменте рынка. Но это было еще не все. В 2014 году упали цены на нефть, обвалился рубль, на страну были наложены санкции. В 2015 году все эти факторы начали активно проявляться. Если два года до этого автомобильный рынок находился в состоянии «застоя», то в 2015 году его состояние можно было описать только одним словом — крах. В октябре 2015 года, когда должен был случиться пик продаж, они упали на 38,5% по сравнению с 2014 годом и более чем на 50% по сравнению с 2012 годом. Следующие три года рынок медленно и тяжело восстанавливался. Незначительный подъем 2017-2018 года объяснялся исключительно прямыми государственными субсидиями и затронул в основном дорогостоящие модели и легкие коммерческие автомобили. Когда в 2019 году помощь со стороны правительства сократилась, предполагалось, что остановится и рост. Субсидии государства в этом году составили всего треть от суммы, выплаченной в 2018 году, и объемы продаж на авторынке стали стремительно сокращаться. В мае понижение составило 18%. Причина происходящего предельно ясна: среднегодовой доход обычной российской семьи упал за эти пять лет на 40%, а средняя цена на автомобиль, зависящая от курса рубля, возросла на 66%. Это значит, что даже без учета инфляции, санкций и колебания цен на конкретные марки, российская семье, которая в 2013 году могла за три года накопить на обычный автомобиль ценой около 10 тысяч долларов, в 2018 году для осуществления той же цели понадобится уже как минимум восемь лет. Если учитывать непрерывно растущую стоимость жизни и вероятность снижения доходов, то на машину придется копить 10 с лишним лет. Не получается приобрести новую машину — купи подержанную Людей, способных зарабатывать большие деньги становится все меньше, и когда мечта об автомобиле лопается словно мыльный пузырь, выбор падает на подержанные машины. Несмотря ни на какие трудности рынок подержанных автомобилей в России продолжает упорно идти в гору. Кризис 2015 года привел к снижению продаж подержанных машин на 20%, что значительно меньше, чем на рынке новых автомобилей. В 2016 году торговля подержанными машинами вновь оживилась. За 2018 было продано 5,4 миллиона подержанных автомобилей, что в три с лишним раза больше, чем на рынке новых машин. Но, кажется, расцвет рынка подержанных автомобилей подходит к концу. В первой половине 2019 года продажи, стремительно росшие предыдущие три года, упали на 0,7%. В настоящее время сложно точно определить причину подобных колебаний, к тому же появилась еще одна проблема: вместе с увеличением цен на новые автомобили, стали дорожать и подержанные. Стоимость популярных европейский и японских машин стала заметно расти. На сайте Avito.ru, где можно купить или продать подержанный автомобиль, цена за восьмилетний Хендай Солярис (соответствует модели Хендай Верна в Китае) составляет 400 и более тысяч рублей, а это почти как новая «Лада». Если машина находится в удовлетворительном состоянии, то даже при условии, что она выпущена в 2001 году (18 лет назад), ее стоимость будет превышать 200 тысяч рублей. По имеющимся данным, в 2018 году российский подержанный автомобиль стоил в среднем около 150 тысяч рублей. Такое значительное отклонение в цене не заставило российских потребителей покупать отечественные автомобили. 72% от 5,4 миллиона подержанных машин, проданных в 2018 году, были иностранных марок, что на 4,8% больше по сравнению с 2017 годом. Погружение рынка в состояние застоя означает накопление спроса. После распространении в СМИ новости о том, что китайские подержанные автомобили направляются в Россию, назрел следующий вопрос: «Через 10 лет оказалось, что "б/у хлам" из Европы и Японии нам уже не по карману, а теперь у нас будет китайский б/у хлам. Остается открытым вопрос, будет ли китайский "б/у хлам" такой же как европейский, то есть комфортнее, надежнее и долговечнее нового "российского производства"?». Что принесут с собой китайские подержанные автомобили? Статистика внушает оптимизм: за первый квартал 2019 года объем продаж китайских подержанных автомобилей в России увеличился на 4%. Было продано 19 тысяч машин Chery Tiggo, что на 3,5% больше, чем в прошлом году. Объем продаж машин Lifan Х60 увеличился за три месяца на 13,5%. В исследованиях третьих сторон выражается уверенность в колоссальном потенциале российского автомобильного рынка. Эти заявления основываются на сравнительно низких показателях владения транспортными средствами и более долгим сроком их эксплуатации, а также уверенности в восстановлении рынка и «профессиональном развитии иностранных инвесторов в России». Китайские автомобили занимают более низкое место на рынке по сравнению с машинами из Европы, Америки, Японии и Южной Кореи, к тому же страна располагает просто огромным количеством подержанных машин, поэтому после резкого спада в среднем и нижнем сегменте автомобильного рынка, отправка машин в Россию стала для Китая хорошей новостью. И все же остаются те, кто не верят в перспективы данного проекта. Проблема в том, что Россия ввела высокую налоговую ставку на ввоз подержанных автомобилей (включая 25% таможенную пошлину и 20% налог на добавочную стоимость), сократив таким образом ценовое преимущество для всех ввозимых машин, включая китайские. По сообщениям некоторых СМИ, Камбоджа и Африканские страны были бы для Китая более легким вариантом из-за возможности избежать высоких тарифов и успешно получить прибыль. Еще одной более сложной проблемой стало то, что многие уверены в дальнейшем ухудшении ситуации на российском автомобильном рынке. На пятый год кризиса страна так и не смогла найти приемлемого выход из него. Из-за невозможности увеличить покупательскую способность населения многие предпочитают смириться с реальностью и просто отказываются от покупки машины, переставая искать пути ее приобретения. Но вдруг до россиян дошла новость о подержанных автомобилях из Китая, которые мчатся к ним на китайско-европейском экспрессе или ждут отправки в далекой Поднебесной. «Ура, мы в компании с такими грандами, как Нигерия, Мьянма, Камбоджа!» — язвительно прокомментировал новость на сайте «Авторевью» один из пользователей. Под этим комментарием собралось 23 лайка, но еще более бурную реакцию вызвало высказывание, что «ВВП провинции Гуандун, из которой отправятся подержанные автомобили, сравним с ВВП всей России». Под этим комментарием разразилась целая война в 200 с лишним записей.
Комментарии (0)