«Расчистка поляны»: кто организовал атаку на банковский сектор Латвии? - «Экономика»
- 02:00, 27-фев-2018
- Экономика
- Dutton
- 0
Двойной удар
Шумиха началась в середине февраля, когда США запретили своим финансовым учреждениям открывать и вести корреспондентские счета в банке ABLV. Данный банк существует с 1993 года, его крупнейшим акционерам (Олегу Филю, Эрнесту Бернису и Нике Бернису) напрямую и опосредованно принадлежат более 85% уставного капитала ABLV. На сайте ABLV сказано, что это крупнейший независимый частный банк в Латвии. У группы ABLV есть представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Киеве, Одессе, Минске, Алматы, Баку, Ташкенте, Гонконге и Лимасоле. И вдруг американцы обрушились на данное учреждение с тяжкими обвинениями. «ABLV ввёл отмывание денег, как один из столпов своей деловой практики. В запрещенную финансовую активность этого банка входят транзакции для лиц, некоторые из которых вовлечены в закупку и экспорт баллистических ракет для КНДР. ABLV облегчил сделки коррупционерам и направил миллиарды долларов и доходы с чистки активов в публичную коррупцию через счета компаний-пустышек. Банк не смог снизить риск этих счетов, включавших в себя незаконную деятельность крупного масштаба, связанную с Азербайджаном, Россией и Украиной», — сказала заместитель главы министерства финансов США Сигал Манделькер.
Надо отметить, что скандал такого рода в Латвии не первый за последнее время. Так, семь месяцев назад уголовный суд Парижа вынес приговор по делу об отмывании денег через латвийский банк Rietumu. Его президента Александра Панкова приговорили к четырем годам лишения свободы условно, а сам банк, согласно решению суда, должен выплатить французской казне штраф в 80 млн евро и в течение пяти лет потерял право работать в этой стране. Вообще, не секрет, что Латвию издавна называли одной из мировых финансовых «прачечных». Однако, именно история с ABLV получила особенно большой резонанс — в силу того, что одновременно латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК, структура, некогда создававшаяся под патронажем американцев) задержала и допросила многолетнего главу Банка Латвии Илмара Римшевича.
«Падение с такой высоты, удар о грешную землю… Наверное, ему страшно. Наверное, в голове его проносятся кадры из фильмов, где заключенных изображают жуткими злодеями — мускулистое тело, всё в татуировках, и каждый норовит изнасиловать новичка… Чепуха это всё. Бояться Римшевичу особо нечего — даже если переведут в Рижский централ. А вообще, чиновнику стоит посидеть в тюрьме, хоть немного. Это отрезвляет, лечит от высокомерия», — прокомментировал оппозиционный публицист Владимир Линдерман факт заключения Римшевича в следственный изолятор. И хотя тот почти сразу же вышел под большой залог на свободу, оснований поздравлять себя с таким исходом событий всё равно у Римшевича маловато — впереди его ожидают судебный процесс и почти гарантированное отстранение от должности, которую он занимал шестнадцать лет.
Для того, чтобы «размотать» цепочку предшествующих событий, необходимо привести факты. Минувшим летом БПБК задержало администратора неплатежеспособности Мариса Спрудса и нескольких его коллег (все они работали над ликвидацией обанкротившегося банка Trasta komercbanka), были начаты два уголовных процесса о присвоении ими крупных средств. Кстати, пикантная деталь: в Латвии узкая каста администраторов неплатежеспособности (получить право этим заниматься очень трудно) тесно связана с праворадикалами из коалиционного Национального блока. Именно борцы за «латышскую Латвию» из Нацблока рьяно лоббируют интересы администраторов неплатежеспособности. 14 февраля суд Видземского предместья Риги постановил освободить обвиняемого в «вымогательстве и легализации преступно нажитых средств» Спрудса из-под ареста под залог в 500 тысяч евро. Суд дал месяц на то, чтобы найти эти средства, однако Спрудсу удалось собрать их за два дня. Он внёс их в качестве залога, был освобожден из-под стражи и покинул Рижскую центральную тюрьму.
Гусельников и его «крыша»
А немногим раньше телепрограмма Neka personiga («Ничего личного») озвучила информацию о том, что действующий в стране банк Norvik подал в международный арбитражный суд иск против Латвии. В иске утверждается, что некое высокопоставленное должностное лицо из Латвии пыталось вымогать взятки у владельца контрольного пакета банка Григория Гусельникова. Жалобщики утверждают, что банку пришлось обратиться в суд «из-за несправедливого, неверно мотивированного и необоснованного подхода со стороны регулирующих банков, противоречащего международному праву». Журналисты Neka personiga утверждали, что к вымогательству мог быть причастен именно Марис Спрудс, но не только он. Гражданин России и одновременно британский подданный Григорий Гусельников стал владельцем контрольного пакета действующего в Латвии банка Norvik пять лет назад. Однако с той поры наладить отношения с государственными учреждениями Латвии ему так и не удалось — о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что госкомиссия рынка финансов и капитала (КРФК) направила банку требование полностью фиксировать все заседания его правления и совета.
Приобретая Norvik, Гусельников, по его словам, знал, что у этого учреждения есть проблемы с некоторыми займами. В частности, в банке взяла кредит фирма, претендовавшая на проект Wingery (по строительству под Вентспилсом парка ветрогенераторов при господдержке). Однако, как сообщается, некая группа лиц попыталась захватить прибыльный бизнес, не вернув кредит. В эту схему также были вовлечены банковские сотрудники, поскольку кредит был выдан фактически без залога. В итоге между Norvik и Winergy была заключена мировая, и парк ветрогенераторов отошёл под контроль банка — но следствие и тяжбы по этому делу все ещё продолжаются. В качестве одной из ключевых фигур в мошеннической схеме Winergy банк называет администратора неплатежеспособности Спрудса. Уже после того, как Римшевича арестовали, Гусельников рассказал The Associated Press, что тот через доверенных лиц требовал от него большие взятки и пытался принудить к участию в «отмывке» денег из России. По мере отказов Гусельникова отношения Norvik с КРФК становились всё хуже и хуже.
То, что глава Банка Латвии внезапно оказался низвержен, некоторые связывают с тем, что у Гусельникова нашёлся могущественный заступник — месяцем ранее заместителем председателя совета АО Norvik стал бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. Однако самая захватывающая часть этой истории разыгралась, когда в интернет была вброшена фотография от 22 августа 2010 года, на которой Римшевич запечатлен в охотничьем домике с человеком, похожим на гендиректора российского АО «Научно-исследовательский институт информационных технологий» Дмитрия Пильщикова. Это военная госкомпания, подпавшая под санкции. Сам Римшевич сначала назвал фотографию сфальсифицированной, но позже признал, что она подлинная. Его адвокат Саулведис Варпиньш тоже заявил, что Римшевич часто ездит на рыбалку и охоту, где встречается с большим количеством самых разных людей. «Я был несколько раз на рыбалке на Камчатке. Я часто езжу на рыбалку и охоту. Но представьте, что вы отправились на экскурсию, вас сажают в автобус с разными людьми, вы проводите день, потом ужинаете. Но это не круг моего общения. Пильщикова я не знаю», — уверяет Илмар Римшевич.
Агенство The Associated Press, опубликовавшее данное фото, пишет, что по неподтвержденным данным начиная с 2010 года Римшевич побывал в России как минимум восемь раз. В ответ министерство обороны Латвии заявило об «организованной против нашей страны широкомасштабной информационной операции, идентичной тем, которые можно было наблюдать в предвыборный период в США, Франции и Германии». Там уверяют, что компрометирующее Римшевича фото начало быстро распространяться на интернет-сайтах, которые ранее ничего о Латвии не сообщали. Также и бывший министр финансов Латвии Атис Слактерис заявил, что всё это дело может являться провокацией третьей стороны. «Всё, что говорит Римшевич, выглядит довольно серьезно. Может, он что-то недоговаривает. Мне приходилось с ним работать во времена кризисов. Мы не были близкими друзьями, но я хорошо его знаю. Я бы не удивился, узнав, что это провокация. Я не думаю, что БПБК специально затеяли эту кампанию. Возможно, бюро использовали, подкинув им ложную информацию. Возможно, политика Римшевича многим не нравилась. Премьер говорит, что не надо связывать ситуацию в банке ABLV c делом главы Банка Латвии. Но если смотреть по временному развитию событий, то неудивительно, что все кругом их объединяют. Да и сам Римшевич тоже так считает», — заключил Слактерис.
«Нас раздавили асфальтовым катком»
Что ещё любопытно: по словам адвоката Саулведиса Варпиньша, дом Римшевича под Ригой на днях был ограблен — оттуда исчезли «несколько ценных вещей». Он утверждает, что воры серьёзно «поработали», разгромив жилье — что наводит Римшевича на мысль, что это не случайность. «Ситуация свидетельствует, что-то была заранее спланированная и хорошо организованная операция», — считает Варпиньш. Глава Банка Латвии, невзирая на просьбы президента страны Раймонда Вейониса, отказывается уходить с должности. Он уверяет, что стал жертвой спланированной атаки, призванной разрушить финансовый сектор Латвии. Но кто стал заказчиком этой атаки?
Понять это могла бы помочь ситуация, сложившаяся вокруг ABLV. Расправа с этим банком произошла быстро и показательно. Вслед за американскими санкциями латвийская государственная Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК), выполняя инструкцию Европейского центрального банка (ЕЦБ), на экстренном заседании приняла решение на время наложить запрет на дебетные операции с клиентскими счетами АBLV в любой валюте. А в субботу утром Европейский центральный банк сообщил, что ABLV в соответствии регулой надзорного механизма ЕС будут ликвидирован, так как его спасение, дескать — «не в интересах общества». В связи с этим политолог Илга Крейтусе, некогда являвшаяся спикером латвийского Сейма, посетовала, что страна является игрушкой внешних сил. Однако, она имела в виду явно не то государство, о котором говорили в министерстве обороны. «Сейчас оказывается, что мы сами ничего не делаем, но если США сказали, мы сразу же ликвидируем третий крупнейший банк», — сказала Крейтусе в эфире радио Baltkom.
В свою очередь, инвестиционный банкир Гирт Рунгайнис (ранее сам допустивший возможность того, что арест Римшевича стал результатом тайной операции российских спецслужб) признал: «Ни ЕЦБ, ни Минфин США, ни КРФК не горят желанием, чтобы банк оставался открыт. Сам данный процесс начался с заявления Минфина США — и это привело к тому, что многие учреждения отвернулись от банка». А оппозиционный политик Янис Урбанович отметил: «Это большой удар по банковской системе. Это удар по экономике, деньги уйдут из страны и мы вернемся к трёхлитровым банкам». А представители самого ABLV обвиняют власти страны в «политической импотенции». «Почему доклад о возможных нарушениях был опубликован для широкой аудитории? Очевидно, что он нанесет непоправимый репутационный удар по банку и стране. Почему про этот доклад не знал наш регулятор или ЕЦБ, учитывая, что его подготовили наши стратегические партнеры? Почему этот доклад вначале не был отправлен надзирающим органам для проверки достоверности информации? Почему за две недели общественности не предоставили никаких доказательств этого доклада?», — опубликовал в «Фейсбуке» свои вопросы представитель ABLV Дмитрий Семенов. Он подчёркивает, что банк платит около 30 миллионов евро налогов ежегодно, а теперь без работы могут остаться около тысячи сотрудников — кормильцев своих семей.
Коллега Семенова Ружена Польская сокрушается: «Столько одновременно плачущих в голос людей — мужчин в том числе — я никогда до сегодняшнего дня не видела. Сегодня убили наше детище. Сдали, раздавили, наехали асфальтовым катком. За неполные две недели укатали бизнес без долгов, дыр, с кучей документов на каждую транзакцию и клиентами. Все требования ЕЦБ — выполнены. Все мониторинги КРФК — пройдены. Деньги — есть. Залоги — даны». По словам Польской, ей непрерывно звонят клиенты банка, у которых остановился бизнес, застряли деньги. «Они с утра звонят и успокаивают меня и коллег. Те самые, которые неделю назад узнали про себя, что являются строителями баллистических боеголовок, диктаторами нежелательных государств и наркодилерами. Мы честно и много работали. Мы не хотели, чтобы Латвия была офшором. Но улучшить что-либо без желания улучшаемого — невозможно», — подчёркивает Польская.
Проблемы индейцев шерифа не волнуют
Куда более прямо высказался мэр Вентспилса Айвар Лембергс, по мнению которого нынешняя ситуация в финансовом секторе Латвии выгодна лишь США. В интервью радио Baltkom Лембергс заявил: «Любые проблемы крупного банка становятся проблемами всей банковской системы. На резидентов это влияния не окажет. Но Латвия прощается с мечтой, что она будет мировым центром банковских расчётов, обслуживания и финансовым центром. Эта мечта похоронена. Но такая ситуация в интересах США — это американцы очищают себе место для коллег Трампа и его приближенных». По словам Лембергса, ситуация с задержанием Римшевича и обвинениями в сторону ABLV вовсе не является «спланированной провокацией Кремля», как успели заявить некоторые политики, журналисты и то же Минобороны Латвии. «Всё это фигня. Это больше похоже на атаку со стороны США, нежели России. Они очищают себе место в финансовом бизнесе. Мы слишком маленькая страна, чтобы тягаться с ними. В мире всё происходит по законам джунглей», — отметил мэр Вентспилса.
В конце концов, публично опровергнуть версию о том, что это Москва организовала нападение на финансовый сектор Латвии, пришлось и самому премьер-министру Марису Кучинскису. В интервью The Financial Times Кучинскис признал, что «у него нет оснований полагать», что Москва вовлечена в это. Однако, он считает, что имела место попытка использовать «уязвимость» Латвии. «Они продемонстрировали, как быстро можно распространять плохие новости о чём-то или о ком-то, используя ботов. Вы можете нанять таких ботов, если у вас есть деньги. Если у вас есть деньги — всё возможно», — добавил премьер. Правда, Кучинскис не разъяснил, кто эти «они».
Пока же всё происходящее действительно выглядит как попытка американцев прекратить неконтролируемое ими ранее движение денежных потоков. Общественный деятель и политолог Александр Гапоненко пишет: «Отмывание денег в коммерческих банках легко обнаружить через систему контроля, которая существует в Банке Латвии. Контроль осуществляет, конечно, конкретный инспектор, но он подчинён главе этого учреждения. А вот над главой реального контроля уже нет. Потому, что Сейм — учредитель Банка Латвии разве когда-нибудь что-нибудь контролировал? Потом, трудно бедному президенту БЛ было удержаться от соблазна, если у него долгов на сотни тысяч евро и доходы не могут покрыть расходов. Этот факт уже как десять лет был виден из деклараций о доходах, которые он ежегодно сдавал — но кто изучает эти декларации, кроме пенсионеров-бездельников? Арест Илмара Римшевича весьма показателен, ведь он относился к высшей латвийской политической элите — к лицам, по местным понятиям неприкасаемым. Более того, он был изначально поставлен руководить главным банком республики американцами. Свержение Римшевича с олимпа власти тоже произведено американцами. Если все эти предположения верны, то тогда выходит, что чистка авгиевых конюшен коррупции в республике идёт по команде самого Дональда Трампа. Он избавляется от тех фигур политического влияния демократов, которые забыли взятые на себя обязательства и решили, в дополнение к своему окладу, ещё „немножко шить“».
В Госдепартаменте США заявили, что помогут Латвии предпринять необходимые шаги, чтобы вернуть доверие к своему банковскому и финансовому сектору. «Соединенные Штаты поддерживают латвийское правительство, латвийскую Комиссию рынка финансов и капитала и правоохранительные органы Латвии и продолжат помогать в реализации совместного видения сильного и хорошо регулируемого латвийского финансового сектора», — заявила пресс-секретарь Госдепа Хезер Нойерт. «Спасибо Госдепартаменту США за поддержку в такой трудный момент», — преданно откликнулся евродепутат Артис Пабрикс, один из наиболее проамериканских политиков Латвии. Похоже, «латвийской Швейцарии» действительно приходит конец…
Олег Лазарев
Комментарии (0)