Отставки высокопоставленных должностных лиц в Нагорном Карабахе в результате охвативших Степанакерт митингов в начале июня стали тревожным сигналом для безопасности непризнанной республики, находящейся в конфликте с Азербайджаном. Почти все кадровые и политические решения, принятые под давлением акций протестов, спровоцированных, в свою очередь, потасовкой между сотрудниками Службы национальной безопасности (СНБ) Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и местными жителями на бытовой почве, были мотивированы необходимостью обеспечения внутренней стабильности и безопасности Арцаха (армянское историческое название Нагорного Карабаха — «NOVOSTI-DNY.Ru»). То, что внутренние волнения в Карабахе начались почти сразу после «бархатной революции» и смены правительства в Армении, заставило тамошние власти проявить двойную осторожность. Был задействован диалог с митингующими, представителей которых президент НКР Бако Саакян принимал несколько раз в день. Ситуация стабилизировалась после вмешательства Еревана и выполнения требований участников акций протеста. Пришедший к власти в Армении в результате революционных процессов премьер-министр Никол Пашинян призвал арцахцев прекратить протестные акции и дать возможность политическому руководству республики принять необходимые кадровые и политические решения. Полетели генеральские головы. Были отправлены в отставку начальник Полиции НКР Камо Агаджанян, директор СНБ Аршавир Гарамян и его заместитель Гагик Саргсян. Ушел с занимаемой должности и госминистр Арцаха Араик Арутюнян. Как повлияли указанные кадровые решения на безопасность Нагорного Карабаха, находящегося под постоянной угрозой возобновления войны с Азербайджаном? Стабилизировалась ли ситуация в непризнанной республике, достигнут ли консенсус между властью и обществом путем отставок силовиков или проблема в другом? А именно в усилении авторитарных тенденций в НКР после установления там суперпрезидентской модели правления в результате конституционного референдума в феврале 2017 года. Конституционные поправки открыли возможность для действующего президента остаться у власти до 2030 года, против чего выступала местная малочисленная оппозиция. Любопытно, что Карабах и Армения, будучи фактически единым политическим и экономическим пространством, выбрали разные конструкции государственного управления. Конституционные реформы в НКР были проведены вслед за Арменией. Однако в отличие от последней, где был осуществлен транзит к парламентской системе правления, в Карабахе решили, особенно с учётом «четырехдневной войны» с Азербайджаном в апреле 2016-го, существенно усилить президентскую власть. Помимо этого, в Арцахе накопилось немало проблем в социально-экономической сфере. Цены на сжиженный газ в Арцахе в два раза выше, чем в Армении. Здесь действует только один оператор мобильной связи со своими драконовскими тарифами и правилами. В НКР только одна местная телекомпания — Общественное телевидение Арцаха. Существуют монополии почти во всех значимых сферах экономики молодой армянской республики. Эксперты, называя Карабах и Армению «сообщающимися сосудами», полагают естественным вспыхнувшие там волнения. «Карабах и Армения — это сообщающиеся сосуды. То, что происходит в Армении напрямую влияет и на Карабах. И судя по тому, что произошло в Армении, можно было предположить, что и в НКР атмосфера будет меняться», — отмечает директор Института Кавказа Александр Искандарян. С ним согласен и политолог Микаел Золян, по словам которого, связь между Арменией и Карабахом сильнее, и этому не может помешать выбранные элитами двух стран разные политические конструкции. «Более того, связь настолько сильна, что в Армении и Карабахе не могут действовать две разные политически системы. Это чревато опасными последствиями, что мы сейчас наблюдаем», — отмечает Золян. Протест в Степанакерте возник стихийно и большей частью имел социальную подоплеку. Но причины его возникновения и процесс его разрешения свидетельствуют о глубинных институциональных проблемах внутри непризнанной республики. «Почему в условиях кризиса сработали личности и народ, а не те институты представительной власти, которые обязаны представлять и защищать интересы общества и формировать исполнительную и судебную власть», — задается вопросом эксперт из Карабаха Грачья Арзуманян. И сам же отвечает на него: «ответы общие для армянской государственности, так как болезнь одна и та же». В связи с этим он констатирует — армянские парламенты (парламенты Армении и Нагорного Карабаха — «NOVOSTI-DNY.Ru»), это мертвые организации, и чем быстрее «мы избавимся от нынешнего созыва (парламента Арцаха), тем лучше». «Да, есть несколько живых депутатов, но они лишь подчеркивают и оттеняют омертвелость подавляющего большинства», — отмечает он, добавляя, что в этих условиях президент НКР взял на себя функции парламента и путем длительных консультаций были найдены решения, позволяющие «снять кризис, перевести его в институциональное русло». «Однако это третий срок Бако Саакяна, избранного парламентом президента Арцаха, а не общенародным голосованием. Он президент переходного периода и уйдет после всенародных выборов уже нового президента (в 2020 году). Это новому президенту и его команде придется решать все те проблемы, которые присутствуют в Арцахе», — считает эксперт. Любопытным, но в то же время тревожным Арзуманяну показалось то, что «народный премьер» Армении Пашинян вмешался во внутриполитический процесс в Карабахе через социальную сеть, минуя институциональные механизмы. «Интересным с технологической точки зрения является обращение Никола Пашиняна непосредственно к участникам протеста, минуя институциональные механизмы, которые потеряли доверие общества и оказались парализованы. Работали нестандартные, чрезвычайные каналы коммуникации, оперирующие через социальные сети. Как ученый, занимающийся проблемами Сети, выработки и принятия решений в системе национальной безопасности, получаю наслаждение от данной картины. Но как „государственник“ — сильно напрягаюсь, если выразиться мягко… Где армянская государственность, ее институты, если во время кризиса работает лидер и сеть?», — задаётся вопросом эксперт. Такой лидер, по его оценке, становится наиболее уязвимым элементом системы национальной безопасности Армении, и «его надо беречь как зеницу ока, при этом не лишая его канала прямой связи с народом». «Крайне сложная задача, уверен, лишающая сна лиц, по службе отвечающих за безопасность премьер-министра», — считает он. Другим важным аспектом произведенных в Карабахе кадровых изменений была безопасность. Карабахские власти стояли перед сложной задачей: как сохранить внутреннюю стабильность, кадровыми изменениями (по требованию митингующих) не нанести урон системе безопасности страны? Именно на проблему обеспечения безопасности в результате кадровых решений акцентировал внимание в своем заявлении бывший карабахский вице-премьер, «Герой Арцаха» Артур Агабекян, комментируя призывы к отставке директора СНБ НКР Аршавира Гарамяна. «Он взял на себя ответственность в деле создания и управления новой системой безопасности. Уверен, что большая часть участников митингов не менее информирована, однако предъявляет сегодня требование о его отставке. Можно сойти с ума. Придите в себя, образумьтесь, пока еще не поздно», — написал на своей странице Facebook Агабекян. Его обеспокоенность не разделяет эксперт Карен Вртанесян. «Не думаю, что кадровые изменения в Карабахе могут оказать какое-то существенное влияние на систему безопасности страны. Все новые назначения, свидетельствуют о том, что сохранен и соблюден институциональный фактор в принятии кадровых решений. То есть, нет причин говорить о сломе системы, и думаю, что сам Аршавир Гарамян в целом останется в системе и продолжит заниматься вопросами укрепления безопасности Карабаха», — заявил в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» Вртанесян. Между тем, продолжают поступать тревожные сигналы об активизации ВС Азербайджана на карабахской передовой. «ВС Азербайджана активизировались в зоне конфликта. Активные инженерные работы, перемещения военной техники или подразделений специального назначения, подготавливающая (общество) к войне пропаганда, усилия по обострению внутриполитической ситуации в той или иной стране, активизация работы с международными структурами. Эти факторы можно перечислять и дальше. Не исключены боестолкновения (в зоне карабахского конфликта)», — говорит советник президента НКР Тигран Абрамян. Аршалуйс Мгдесян
Отставки высокопоставленных должностных лиц в Нагорном Карабахе в результате охвативших Степанакерт митингов в начале июня стали тревожным сигналом для безопасности непризнанной республики, находящейся в конфликте с Азербайджаном. Почти все кадровые и политические решения, принятые под давлением акций протестов, спровоцированных, в свою очередь, потасовкой между сотрудниками Службы национальной безопасности (СНБ) Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и местными жителями на бытовой почве, были мотивированы необходимостью обеспечения внутренней стабильности и безопасности Арцаха (армянское историческое название Нагорного Карабаха — «NOVOSTI-DNY.Ru»). То, что внутренние волнения в Карабахе начались почти сразу после «бархатной революции» и смены правительства в Армении, заставило тамошние власти проявить двойную осторожность. Был задействован диалог с митингующими, представителей которых президент НКР Бако Саакян принимал несколько раз в день. Ситуация стабилизировалась после вмешательства Еревана и выполнения требований участников акций протеста. Пришедший к власти в Армении в результате революционных процессов премьер-министр Никол Пашинян призвал арцахцев прекратить протестные акции и дать возможность политическому руководству республики принять необходимые кадровые и политические решения. Полетели генеральские головы. Были отправлены в отставку начальник Полиции НКР Камо Агаджанян, директор СНБ Аршавир Гарамян и его заместитель Гагик Саргсян. Ушел с занимаемой должности и госминистр Арцаха Араик Арутюнян. Как повлияли указанные кадровые решения на безопасность Нагорного Карабаха, находящегося под постоянной угрозой возобновления войны с Азербайджаном? Стабилизировалась ли ситуация в непризнанной республике, достигнут ли консенсус между властью и обществом путем отставок силовиков или проблема в другом? А именно в усилении авторитарных тенденций в НКР после установления там суперпрезидентской модели правления в результате конституционного референдума в феврале 2017 года. Конституционные поправки открыли возможность для действующего президента остаться у власти до 2030 года, против чего выступала местная малочисленная оппозиция. Любопытно, что Карабах и Армения, будучи фактически единым политическим и экономическим пространством, выбрали разные конструкции государственного управления. Конституционные реформы в НКР были проведены вслед за Арменией. Однако в отличие от последней, где был осуществлен транзит к парламентской системе правления, в Карабахе решили, особенно с учётом «четырехдневной войны» с Азербайджаном в апреле 2016-го, существенно усилить президентскую власть. Помимо этого, в Арцахе накопилось немало проблем в социально-экономической сфере. Цены на сжиженный газ в Арцахе в два раза выше, чем в Армении. Здесь действует только один оператор мобильной связи со своими драконовскими тарифами и правилами. В НКР только одна местная телекомпания — Общественное телевидение Арцаха. Существуют монополии почти во всех значимых сферах экономики молодой армянской республики. Эксперты, называя Карабах и Армению «сообщающимися сосудами», полагают естественным вспыхнувшие там волнения. «Карабах и Армения — это сообщающиеся сосуды. То, что происходит в Армении напрямую влияет и на Карабах. И судя по тому, что произошло в Армении, можно было предположить, что и в НКР атмосфера будет меняться», — отмечает директор Института Кавказа Александр Искандарян. С ним согласен и политолог Микаел Золян, по словам которого, связь между Арменией и Карабахом сильнее, и этому не может помешать выбранные элитами двух стран разные политические конструкции. «Более того, связь настолько сильна, что в Армении и Карабахе не могут действовать две разные политически системы. Это чревато опасными последствиями, что мы сейчас наблюдаем», — отмечает Золян. Протест в Степанакерте возник стихийно и большей частью имел социальную подоплеку. Но причины его возникновения и процесс его разрешения свидетельствуют о глубинных институциональных проблемах внутри непризнанной республики. «Почему в условиях кризиса сработали личности и народ, а не те институты представительной власти, которые обязаны представлять и защищать интересы общества и формировать исполнительную и судебную власть», — задается вопросом эксперт из Карабаха Грачья Арзуманян. И сам же отвечает на него: «ответы общие для армянской государственности, так как болезнь одна и та же». В связи с этим он констатирует — армянские парламенты (парламенты Армении и Нагорного Карабаха — «NOVOSTI-DNY.Ru»), это мертвые организации, и чем быстрее «мы избавимся от нынешнего созыва (парламента Арцаха), тем лучше». «Да, есть несколько живых депутатов, но они лишь подчеркивают и оттеняют омертвелость подавляющего большинства», — отмечает он, добавляя, что в этих условиях президент НКР взял на себя функции парламента и путем длительных консультаций были найдены решения, позволяющие «снять кризис, перевести его в институциональное русло». «Однако это третий срок Бако Саакяна, избранного парламентом президента Арцаха, а не общенародным голосованием. Он президент переходного периода и уйдет после всенародных выборов уже нового президента (в 2020 году). Это новому президенту и его команде придется решать все те проблемы, которые присутствуют в Арцахе», — считает эксперт. Любопытным, но в то же время тревожным Арзуманяну показалось то, что «народный премьер» Армении Пашинян вмешался во внутриполитический процесс в Карабахе через социальную сеть, минуя институциональные механизмы. «Интересным с технологической точки зрения является обращение Никола Пашиняна непосредственно к участникам протеста, минуя институциональные механизмы, которые потеряли доверие общества и оказались парализованы. Работали нестандартные, чрезвычайные каналы коммуникации, оперирующие через социальные сети. Как ученый, занимающийся проблемами Сети, выработки и принятия решений в системе национальной безопасности, получаю наслаждение от данной картины. Но как „государственник“ — сильно напрягаюсь, если выразиться мягко… Где армянская государственность, ее институты, если во время кризиса работает лидер и сеть?», — задаётся вопросом эксперт. Такой лидер, по его оценке, становится наиболее уязвимым элементом системы национальной безопасности Армении, и «его надо беречь как зеницу ока, при этом не лишая его канала прямой связи с народом». «Крайне сложная задача, уверен, лишающая сна лиц, по службе отвечающих за безопасность премьер-министра», — считает он. Другим важным аспектом произведенных в Карабахе кадровых изменений была безопасность. Карабахские власти стояли перед сложной задачей: как сохранить внутреннюю стабильность, кадровыми изменениями (по требованию митингующих) не нанести урон системе безопасности страны? Именно на проблему обеспечения безопасности в результате кадровых решений акцентировал внимание в своем заявлении бывший карабахский вице-премьер, «Герой Арцаха» Артур Агабекян, комментируя призывы к отставке директора СНБ НКР Аршавира Гарамяна. «Он взял на себя ответственность в деле создания и управления новой системой безопасности. Уверен, что большая часть участников митингов не менее информирована, однако предъявляет сегодня требование о его отставке. Можно сойти с ума. Придите в себя, образумьтесь, пока еще не поздно», — написал на своей странице Facebook Агабекян. Его обеспокоенность не разделяет эксперт Карен Вртанесян. «Не думаю, что кадровые изменения в Карабахе могут оказать какое-то существенное влияние на систему безопасности страны. Все новые назначения, свидетельствуют о том, что сохранен и соблюден институциональный фактор в принятии кадровых решений. То есть, нет причин говорить о сломе системы, и думаю, что сам Аршавир Гарамян в целом останется в системе и продолжит заниматься вопросами укрепления безопасности Карабаха», — заявил в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» Вртанесян. Между тем, продолжают поступать тревожные сигналы об активизации ВС Азербайджана на карабахской передовой. «ВС Азербайджана активизировались в зоне конфликта. Активные инженерные работы, перемещения военной техники или подразделений специального назначения, подготавливающая (общество) к войне пропаганда, усилия по обострению внутриполитической ситуации в той или иной стране, активизация работы с международными структурами. Эти факторы можно перечислять и дальше. Не исключены боестолкновения (в зоне карабахского конфликта)», — говорит советник президента НКР Тигран Абрамян. Аршалуйс Мгдесян
Воскресное утро в Одессе началось не со смачной кавы, а с двух серий бабахов, после которых последовало еще несколько...
22-ноя-2024
Новости дня / Политика / Здоровье / Технологии / ДНР и ЛНР / Интернет / Транспорт / ЖКХ / Спорт / Бизнес / Украина / Видео / Общество / Энергетика / Судьи
Новости дня / Политика / Общество / Россия / Скандалы / Азербайджан / Видео / Технологии / Интернет / Украина
Милана
0
Общество «Царьград» уверено, что азербайджанских националистов, что устроили шествие в московском университете, надо отчислить и депортировать. Общество «Царьград»...
Новости дня / Политика / Здоровье / Технологии / ДНР и ЛНР / Интернет / Транспорт / ЖКХ / Спорт / Бизнес / Украина / Видео / Общество / Энергетика / Судьи
Сократ
0
Воскресное утро в Одессе началось не со смачной кавы, а с двух серий бабахов, после которых последовало еще несколько одиночных. Начались они где-то около 7 часов, затем...
Новости дня / Бизнес / США / Чемпионат / Космос / Мир / Политика
Оксана
0
Цифровые фотографии и компактная фототехника не появились бы в нашей жизни так быстро, если бы не острое соперничество СССР и США в космосе. Современный смартфон – это...
Бразильская телеведущая перепутала и назвала президента США Джо Байдена бен Ладеном. Оговорка произошла в прямом эфире на государственном канале Canal Gov во время...
Комментарии (0)