Когда День народного единства перестал быть формальным праздником - «Новости»
- 13:30, 04-ноя-2025
 - Новости дня / Политика / Россия / Видео / ДНР и ЛНР / Бизнес / Власть / Матчи / Спорт / Военные действия
 - Эдуард
 - 0
 
После развала СССР и лютых лихих девяностых, народ нужно было срочно объединять. Вот только на базе чего?
Какие-то советские достижения для либералов и демократов во власти были неприемлемы,. Значимые церковные праздники исключили бы мусульман, иудеев и буддистов.
Ну, празднуемое десятилетиями 7 ноября было решено "обнулить".
Власти вспомнили - 4 ноября 1612 года народное ополчение из нижегородских, рязанских, владимирских, мордовских, башкирских, татарских и других земель во главе с Мининым и Пожарским освободило Москву от поляков. Вот оно, "единение гражданского общества, народов и многонациональных культур" !
В 2004 году Межрелигиозный совет России выступил с обращением введения нового праздника (злые языки уверяют - по указанию Кремля).
Идею поддержал Патриарх и лидеры партии власти, против выступили коммунисты - в итоге с 2005 года он официально стал "красным днем календаря".
Вдобавок, праздник связан с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году — с ней Нижегородское земское ополчение закончило Смутное время на Руси.
Икона стала предметом всеобщего почитания - в 1649 году указом Императора день Казанской иконы Божией Матери был объявлен церковно-государственным праздником.
Кстати, о красном. Как известно, КПРФ тогда являлось огромной силой - выводя многотысячные митинги, заполняя площади до отказа и даже получая абсолютное большинство в Госдуме.
Кремлю (считается, что Владиславу Суркову) было необходимо "выбить повестку дня" у коммунистов с их 7 ноября и прекратить ежегодные "смотры красных сил".
Перебить День великой октябрьской социалистической революции получилось - но сделать праздник по-настоящему всенародным тогда еще не очень. Большинство воспринимало его как дополнительный выходной, повод выпить, заняться семьей или домашними делами.
На какое-то время праздник приватизировали националисты - проводившие в столице и по стране т.н. "Русские марши".
В Москве каждое 4 ноября даже неофициально назывался "днем Ахмеда-домоседа", а многие рынки и магазины, стройки и кафе с преобладанием "иностранных гостей" пустели (как минимум в округе "Маршей"). Однако, после беспорядков на Манежной силовики беспрецедентно "прошлись" по правым (и левым) радикалам и акции вместе с националистами пришли в упадок.
По сути, праздник оставался формально-бесхозным (хотя на его отмечание тратились миллионы, а операторы пропаганды трубили о единстве из ТВ и доступных соцсетей). Изменилась ситуация в 2014 году - с бесповоротным присоединением Крыма.
Формальный праздник был переосмыслен, а начавшееся СВО (где без дураков плечом к плечу воюют православные, атеисты, коммунисты, мусульмане, и т.д.) зафиксировало новое восприятие.
Будем честными - "совсем народным" (как 9 мая или Новый год) праздник еще не стал (да и с единством немало проблем) — однако, "пустышкой со флешмобами, концертами и красивыми отчетами" он быть перестал.
А еще Кузьма Минин стал первым гражданским лицом, запечатленным в России на памятнике.
Причем с исторической ошибкой — нательный крест на груди Минина по форме соответствует XIX веку, а не XVII веку.
Но историки считают это простительным.






Комментарии (0)