Все готовятся к войне!? - «Новости»
- 13:30, 08-окт-2025
- Новости дня / Россия / Здоровье / Видео / Политика / Мир / Европа / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / США / Технологии / Спорт / Украина / Военные действия / Транспорт / Космос / Чемпионат / Ростов-на-Дону / Мнения / Общество / Армения / Латинская Америка / Реформы / Мобильные технологии / Нижний Новгород / Азия / Энергетика / ЖКХ / Экономика / Власть / Мероприятия / Статистика / Выборы / Судьи
- Simon
- 0
Меня интересовало, как в них описывается Россия и как оцениваются сроки возможного конфликта. Ниже будут представлены цитаты из документов для понимания характера подачи информации и уровня аналитики.
Если кому-то лень читать, то под обзором документа каждой страны будут мои пояснения, а в конце — обобщающие выводы.
Япония
Белая книга по обороне 2025
С этой целью, исходя из признания того, что Япония несет главную ответственность за защиту своей страны, мы будем противостоять постоянно меняющейся обстановке в сфере безопасности, решительно проводить необходимые реформы и укреплять возможности и роль Японии в сфере национальной безопасности.
Россия активизирует свою военную активность вокруг Японии. Она также усиливает своё военное присутствие на Северных территориях, являющихся неотъемлемой частью территории Японии. Считается, что это связано, в частности, с тем, что Охотское море является районом деятельности российских стратегических атомных подводных лодок, входящих в состав её стратегических ядерных сил.
Министры осудили безрассудную ядерную риторику и атаки на критически важные объекты инфраструктуры, а также подтвердили необходимость привлечения России к ответственности за зверства на Украине. Министры также обсудили участившиеся провокации России и Китая, включая совместные операции и учения вблизи Японии.
Министры с обеспокоенностью отметили продолжающееся стратегическое военное сотрудничество между Россией и Северной Кореей, а также поддержку Китаем российской оборонно-промышленной базы. Министры решительно осудили углубление сотрудничества между Россией и Северной Кореей, о чем свидетельствует закупка Россией баллистических ракет и других материальных средств у Северной Кореи для использования против Украины, что является прямым нарушением резолюций Совета Безопасности ООН, и выразили глубокую обеспокоенность возможной передачей Северной Корее технологий и опыта, связанных с оружием массового уничтожения и баллистическими ракетами, что ухудшит региональную стабильность и еще больше подорвет международный режим нераспространения. Министры подчеркнули, что действия России и Северной Кореи оказывают дестабилизирующее воздействие на глобальную безопасность и безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе.
Нельзя исключать, что в будущем, особенно в Восточной Азии, может произойти серьёзный инцидент, потрясающий основы международного порядка, подобный вторжению России на Украину. Чтобы реагировать на сложившуюся ситуацию в сфере безопасности, мы радикально укрепим наш оборонный потенциал.
К 2027 финансовому году, Япония укрепит свой оборонный потенциал, чтобы в случае вторжения в Японию взять на себя основную ответственность за реагирование и быть способной сдержать или отразить такое нападение при поддержке своих союзников
К 2027 финансовому году бюджет, выделяемый на коренное укрепление оборонного потенциала и сопутствующие усилия, достиг 2%
С этой целью к 2027 финансовому году мы разработаем информационные возможности, способные противостоять гибридной войне и информационной войне, включая войну в когнитивной области.
Мои пояснения к документу Японии:
На самом деле, это самый обстоятельный и подробный документ из всех, он на 546 страниц. Такого внимания к деталям не найти в европейской традиции аналитики, можно сказать, что документ создан с любовью.
Просто России в нем уделено не так много внимания, основная часть посвящена Китаю и даже тому, как с ним сохранить нормальные отношения. Иногда создается впечатление, что угроза Северной Кореи стоит в приоритете, но все же к Китаю внимания больше.
Без сомнения, Япония готовится к полномасштабной войне в своем регионе к 2027 году, и Россия рассматривается как один из вероятных противников. Однако временная оценка привязана к финансовому году, других объяснений временной привязки нет.
Все равно, тут нужно честно признаться, что если Северная Корея вступит в войну с Японией, то России действительно придется воевать на стороне КНДР в соответствии с заключенным договором.
Также в документе уделено внимание методам борьбы в «информационной войне».
Франция
Национальный стратегический обзор 2025
Стремительные темпы ухудшения глобальной обстановки безопасности дополнительно подтверждаются одновременностью, умножением, взаимопроникновением, конвергенцией и обострением конфликтов (Украина, Ближний Восток, Азия, Африка и т. д.), беспрецедентным ростом транснациональных угроз (терроризм, организованная преступность, сепаратизм и т. д.) и совокупностью вызовов (климат, миграция, энергетика, торговля и т. д.)
Россия, в частности, представляет сегодня и на долгие годы прямую угрозу интересам Франции, её партнёров и союзников, а также стабильности европейского континента и евроатлантического региона.
Более того, Россия использует все имеющиеся в её распоряжении средства, чтобы подорвать поддержку Украины и бросить вызов международному порядку ради собственной выгоды. С этой целью Москва осуществляет враждебные и подрывные действия в Европе. Россия организует или служит убежищем для кибератак, например, на наши больницы и некоторые энергетические объекты, преследует и убивает оппонентов в изгнании, манипулирует или пытается манипулировать некоторыми выборами, а также пытается влиять на общественное мнение с целью дестабилизации наших обществ.
Будучи ведущей державой, создающей гибридные угрозы, Россия организовала различные операции против Франции, пытаясь создать внутренний раскол в обществе, целенаправленно атакуя нашу национальную символику и историю: антисемитские граффити, фальшивые солдатские гробы под Эйфелевой башней и т. д. Это часть её заявленной и безудержной враждебности к Европе, связанной с европейской поддержкой Украины и идеологическим неприятием российским правительством её демократической модели. Это также привело к росту уровня насилия при нападениях в Европе (саботаж, целенаправленные убийства или покушения на высокопоставленных политических, военных или промышленных деятелей и т. д.) в сочетании с ядерным запугиванием и обычной агрессией.
Кремль значительно расширил свою агрессивную политику влияния, особенно в Африке, где обострилась стратегическая конкуренция, на Ближнем Востоке и за его пределами (в Латинской Америке и Азии). Россия активизировала и укрепила свои рычаги враждебных действий, особенно гибридного характера, и в новых регионах (Арктика и Крайний Север, космос, морское дно и т. д.).
Он укрепил свои партнерские отношения с Китаем, Ираном и Северной Кореей, чтобы закрепить свою империалистическую и ревизионистскую позицию, прежде всего в контексте своей агрессивной войны против Украины, но и за ее пределами, одновременно развивая свои отношения с другими акторами.
Россия отвечает, всё более агрессивно подтверждая свои амбиции ослабить и разоружить Европу, разорвать трансатлантические связи и подчинить себе соседей, которые также являются соседями Франции и Европы. Цели России остаются максималистскими и идеологическими, а её методы — безудержными, как на Украине, так и в других европейских странах (Беларусь, Западные Балканы, Молдавия), включая страны Европейского союза. Они представляют собой беспрецедентную и долгосрочную угрозу интересам Франции и Европы. Сама Россия называет Европу врагом, усиливает прямые и явные угрозы в её адрес и заявляет о квазиконфликте с ней.
Россия преследует свои амбиции, бросая вызов международному порядку и существующей системе безопасности. Она стремится вернуться в сферы влияния или даже к империалистической логике вассальной зависимости, и с этой целью нацеливается на западные общества и модели, в том числе эксплуатируя их внутренние споры.
Наконец, Москва продолжает перевооружение с целью увеличения своей армии на 300 000 солдат, 3 000 танков и 300 боевых самолетов к 2030 году. Военные расходы составляют почти 40% ее бюджета.
В свете этих действий теперь очевидно, что мы вступаем в новую эру, в которой особенно высок риск возникновения к 2030 году крупной войны высокой интенсивности в Европе, за пределами нашей национальной территории, с участием Франции и ее союзников, особенно европейских, и в которой наша территория одновременно станет мишенью масштабных гибридных действий.
Перспектива участия французских вооружённых сил в крупномасштабной войне высокой интенсивности вблизи Европы, в сочетании с риском одновременной дестабилизации гибридными действиями, направленными против внутренней безопасности Франции, достигла беспрецедентного уровня со времён окончания холодной войны. Однако угроза крупномасштабной войны с применением обычных вооружений на территории материковой Франции не считается реальной.
Реальность российской угрозы сейчас беспрецедентна для интересов Франции и Европы. Кремль регулярно и последовательно называет Францию и европейцев врагами в своих официальных заявлениях. Приоритет этой угрозы, которая, вероятно, будет иметь масштаб на протяжении поколений, ставит Европу в долгосрочную конфронтацию, навязанную Россией, помимо агрессии против Украины. Возможность нового российского нападения на Европу в течение ближайших трёх-пяти лет имеет решающее значение для интересов обороны и безопасности европейского континента. Действительно, нет никаких признаков того, что российский президент откажется от своей политики агрессии и идеологической враждебности во имя своего видения «вечной России», борющейся с предполагаемой гегемонией «загнивающего Запада», или от своих претензий на опеку над территориями, населёнными русскими или русскоязычными. Возможны дальнейшие наступления на Украину, в соседней Молдавии, на Балканах или даже против государств-членов НАТО, чтобы проверить сплочённость Альянса. Наибольший риск заключается в том, что такая агрессия может совпасть с крупной операцией в другом месте мира, отвлекая силы США
Крайне важно, чтобы вся страна мобилизовалась для противодействия возможным последствиям такого конфликта на территории страны. Это потребует укрепления устойчивости Франции, привлечения её граждан к обороне и обеспечению национальной безопасности посредством всеобъемлющей мобилизации и подлинного морального перевооружения населения, особенно молодёжи.
Более того, приоритеты внешней политики США, которые в течение нескольких лет были сосредоточены на Китае, что является реальным стратегическим вызовом, и которые были еще более явно выражены новой администрацией, создают неопределенности, которые уже материализовались в изменении позиции Вашингтона по Украине, и поэтому должны быть интегрированы европейцами на долгосрочной и структурной основе.
В ответ на эти вызовы в обновленном Национальном стратегическом обзоре 2025 года анализируется меняющийся стратегический контекст и его последствия для Франции и ее партнеров, а также излагается амбициозная цель, которую необходимо достичь к 2030 году, чтобы гарантировать оборону и безопасность нашей страны и Европы в сочетании с усилиями, предпринимаемыми ее партнерами и союзниками.
К 2030 году Франции удастся сдержать своих противников, особенно Россию, и отбить у них желание реализовывать гибридные стратегии. Оборонная организация государства и возможности реагирования будут укреплены. Это крайне важно для управления эскалацией, особенно в пяти приоритетных областях гибридной войны.
К 2030 году Франция внесет реальный вклад в усиление европейского оборонного потенциала в технологической, эксплуатационной областях и в области устойчивости, особенно в энергетическом секторе, чтобы гарантировать, что Европа сможет в случае необходимости самостоятельно защищать свои интересы и общественную модель.
Мои пояснения к документу Франции:
Без сомнения, весь этот документ написан под влиянием страха войны с Россией. Даже в тех разделах, где, казалось бы, ее можно было не упоминать, авторы умудряются прямо втиснуть «российскую угрозу» или намекнуть на нее.
Китай не характеризуется как противник, хотя отмечена его конкуренция с США.
Документ написан обстоятельно. Указано, что Франция действительно нуждается в мобилизации всех ресурсов в кратчайшие сроки, от материальных до людских и научных. Однако везде установлен срок — 2030 год. Это при том, что в тексте есть упоминание о том, что Россия может напасть в течение 3-5 лет. Но авторы успокаивают себя, что территории Франции это не коснется.
Почему именно 2030 год, пояснений нет. Просто установлена эфемерная круглая дата, к которой Франция должна подготовиться.
Поэтому документ больше выглядит как агитация по выделению денег на оборону с прицелом на то, что благодаря этому Франция выйдет из-под зонтика США и станет лидером Европы в плане обеспечения безопасности.
В документе неоднократно можно встретить тезис об обретении суверенитета и независимости в принятии стратегических решений в Европе. Отдельно стоит отметить, что «гибридная война» рассматривается довольно подробно и как одна из форм конфронтации с Россией.
Великобритания
Стратегический обзор 2025
Еще во введении отдельно выделяется 2 термина:
«Подпороговые» атаки не всегда соответствуют юридическому порогу «войны». К ним относятся использование шпионажа, политическое вмешательство, саботаж, убийства и отравления, вмешательство в выборы, дезинформация, пропаганда и кража интеллектуальной собственности. Такие атаки часто трудно однозначно приписать исполнителю из-за используемых методов и частой опоры некоторых государств на посредников.
«Гибридная война» часто используется взаимозаменяемо с этими терминами, но мы предполагаем, что он имеет более конкретное значение, когда «кинетические» военные действия используются одновременно с субпороговыми атаками для достижения целей государства.
Великобритании необходимо вновь быть готовой к самым сложным обстоятельствам: сдерживанию и предотвращению полномасштабной войны, будучи готовыми сражаться и побеждать. До недавнего времени такая война против другой страны с развитыми вооружёнными силами была немыслима. Она, вероятно, будет высокоинтенсивной, затяжной и дорогостоящей во всех отношениях. Поэтому переход к боевой готовности в эту новую эпоху крайне важен.
В Европу вернулся межгосударственный конфликт: Россия продемонстрировала готовность применять военную силу, причинять вред гражданскому населению и угрожать применением ядерного оружия для достижения своих целей. В более широком смысле, давнее военное преимущество Запада разрушается, поскольку другие страны ускоренными темпами модернизируют и расширяют свои вооружённые силы, в то время как приоритеты безопасности США меняются, поскольку основное внимание уделяется Индо-Тихоокеанскому региону и защите своей территории.
Такие государства, как Россия, намеренно размывают границы между ядерными, обычными и допороговыми угрозами, затрудняя способность Великобритании и её союзников справляться с потенциальной эскалацией и просчетами. Технологии создают новые пути для эскалации, создавая новые способы нарушения и принуждения, например, в киберпространстве и космосе. Государства и негосударственные субъекты всё более агрессивно используют допороговые действия для получения преимущества.
Такие ядерные державы, как Россия и Китай, ставят ядерное оружие в центр своих стратегий безопасности, увеличивая количество и типы вооружений в своих арсеналах. Ближайшие десятилетия будут определяться многочисленными и сопутствующими дилеммами, распространением и развитием разрушительных технологий, а также ослаблением международных соглашений и организаций, которые ранее способствовали предотвращению конфликтов между ядерными державами. Стратегическая стабильность окажется под угрозой, и Великобритании и её союзникам придётся искать новые, более сложные пути к эскалации. Гарантии союзников станут сложнее, поскольку другие могут быть заинтересованы в разработке собственного ядерного оружия.
Россия: непосредственная и неотложная угроза. Полномасштабное вторжение России на Украину недвусмысленно свидетельствует о её готовности применять силу для достижения своих целей, а также о намерении восстановить сферы влияния в ближнем зарубежье и нарушить международный порядок в ущерб Великобритании и её союзникам. Хотя украинский конфликт временно ослабил российские обычные сухопутные силы, общая модернизация и расширение её вооружённых сил означает, что она будет представлять постоянную угрозу в таких ключевых областях, как космос, киберпространство, информационные операции, подводная война, а также химическое и биологическое оружие. Военная экономика России, если она сохранится, позволит ей быстрее восстановить свой сухопутный потенциал в случае прекращения огня на Украине.
Растущая опора России на ядерное принуждение станет центральным вызовом для Великобритании и её союзников по НАТО в ближайшие десятилетия. Россия модернизирует и расширяет свой обширный арсенал ядерного оружия, предназначенного для использования на различных уровнях ведения боевых действий. Её стратегии ведения боевых действий основаны на угрозе ограниченного применения ядерного оружия для прекращения конфликта на выгодных условиях.
Китай и Россия углубили свои отношения, и сохранятся основания как для стратегического, так и для конъюнктурного сотрудничества с Ираном и КНДР. Однако динамика этих отношений будет обусловлена различиями в интересах и давним недоверием. Они, вероятно, продолжат попытки вовлечь других в свои деловые сети для достижения различных целей. По мере изменения глобальной динамики власти важно будет выявлять новые угрозы, в том числе со стороны развивающихся «средних держав», которые могут быть враждебны интересам Великобритании.
Особое значение для обороны имеет вероятность того, что к 2040 году Арктика и Крайний Север будут «освобождены ото льда» каждое лето, что обеспечит доступ большему числу участников и создаст новую площадку для конкуренции в более широком окружении Великобритании.
Вооружённые силы также должны быть способны защищать и защищать заморские территории и зависимые от короны территории, а также быть готовыми к глобальному развертыванию для поддержки британских граждан за рубежом во время кризисов.
В последний раз Великобритания сталкивалась с прямой военной угрозой со стороны высокоэффективного государственного противника во время холодной войны. С тех пор она в основном полагалась на экспедиционный подход для предотвращения потенциальных угроз до того, как они достигнут Европы. Параллельно с этим Великобритания защищает себя от возможного повторного возникновения более серьезных угроз с помощью своего ядерного сдерживания и членства в НАТО. Этого уже недостаточно. Динамичный характер современных угроз представляет собой значительно более сложную задачу обеспечения безопасности.
В ответ на этот стратегический контекст наш Обзор определяет новую эру в обороне. Опираясь на уже происходящие изменения, мы видим, что к 2035 году оборона Великобритании будет ведущей технологической оборонной державой с интегрированными силами, которые сдерживают, сражаются и побеждают за счет постоянных инноваций в военном темпе.
Восстановление надежной национальной подготовки к войне, обороне страны и промышленной мобилизации является приоритетной задачей.
Мои пояснения к документу Великобритании:
По документу сразу видно, что, в отличие от Франции, Великобритания все еще считает себя глобальной державой. И хотя во французском документе тоже указывалась необходимость защиты заморских территорий, здесь акценты расставлены именно на масштабе глобальных интересов Великобритании.
Поэтому Китай назван «сложным и устойчивым вызовом», который «всё активнее использует свой экономический, технологический и военный потенциал, стремясь установить господство в Индо-Тихоокеанском регионе, ослабить влияние США и оказать давление на основанный на правилах международный порядок».
Нельзя не отметить, что в самом начале документа вводятся понятия «Подпороговые атаки» и «Гибридная война», причем явно просматривается контекст того, что и Великобритания будет использовать эти методы конфронтации.
Россия обозначена основной угрозой Великобритании, и это используется как основной мотив в необходимости изменений.
Сроки вероятного конфликта в Европе не указаны, о нем даже не говорится предметно, как во французском документе.
Упоминается, что к 2027 году доля расходов на оборону вырастет до 2,5% ВВП с текущих 2,3%, а после 2030 года — до 3%. Почему документ формируется на усилении боеготовности Великобритании к 2035 году, не поясняется.
Обобщающие выводы:
Действительно, судя по этим доктринальным документам, Япония, Франция и Великобритания готовятся к войне. Для Франции и Великобритании главный противник — это Россия.
Однако, хотя в документах прописаны полномасштабные планы мобилизации стран для увеличения военной мощи, нет обоснованной привязки к срокам реализации этих планов.
Япония — 2027-й, Франция — 2030-й, Великобритания — 2035-й, все эти сроки больше подогнаны под экономические возможности стран, а не под вероятную дату начала военных действий, которые могут затронуть данные страны.
Это при том, что все три эти страны испытывают проблемы с дефицитом бюджетов.
В 2025 году расходы Японии на оборону впервые превысят 8 трлн йен (около $52 млрд), при этом первичный баланс бюджета центрального и местных правительств Японии в 2025 финансовом году будет дефицитным на уровне около 4,5 трлн йен (примерно $30 млрд). Хотя по прогнозу, сделанному в 2024 году, должен был быть профицит. Это демонстрирует, что оценки правительства были неадекватными, и до 2027 года ситуация с дефицитом бюджета может деградировать быстрее, чем ожидалось.
Во Франции ситуация еще хуже, Politico пишет: «премьер-министр Франсуа Байру, похоже, подписал себе политический смертный приговор, когда на этой неделе заявил французам, что лишит их отпусков, заморозит социальное обеспечение, урежет здравоохранение». Все это ради 43,8 млрд евро экономии бюджета в 2025 году, но при этом военные расходы в 50 млрд евро сохранятся (2% от ВВП).
Оппозиция уже угрожает отставкой правительства, если Байру не откажется от своих намерений. Какая политическая ситуация будет во Франции после 2027 года — выборов президента — сейчас мало кто возьмется сказать, не говоря уже о 2030 годе.
В Великобритании не в состоянии резко увеличивать расходы на оборону из-за дефицита бюджета, поэтому с 2025 по 2027 год увеличение будет лишь на 0,2%, а с 2030 года — еще на 0,3%. Ни о какой ускоренной модернизации вооруженных сил в таких условиях говорить не приходится.
В статье «Вектор будущего Европы» писал о наиболее вероятной дате острого конфликта Европы с Россией, а до этого времени у нас будет «гибридная война».
Именно «гибридную войну» и будут вести с Россией Япония, Франция и Великобритания, в ближайшее время, даже исходя из представленных документов.
18 июля 2025 года
Комментарии (0)