Ситуация в Красном море радикально меняет мировые торговые маршруты - Новости дня сегодня

  • 00:00, 12-янв-2024
  • Новости дня / Политика / Красноярск / Судьи / Здоровье / Происшествия и криминал / Чемпионат / Россия / Мир / Технологии / Общество / Большой Кавказ / Европа / Азия / Экономика / Военные действия / США / ДНР и ЛНР / Латинская Америка / ЖКХ / Видео / Власть / Бизнес
  • Walkman
  • 0


С января 2024 г. крупнейшие европейские судоходные компании, включая Maersk, CMA CGM Group и Hapag-Lloyd, взимают дополнительные сборы в связи с перенаправлением судов с маршрута Суэцкий канал – Красное море на гораздо более протяжённые маршруты вокруг Африки. Стоимость транспортировки стандартного контейнера грузовместимостью около 27 тонн из Восточной Азии в Северную Европу подскочила почти вдвое (до 2760 долл.). На 87% процентов взлетели ставки предварительного фрахта большегрузных танкеров – всё это обернётся ещё большей инфляцией в Старом Свете.


Напомним, что маршрут Индийский океан – Баб-эль-Мандебский пролив – Красное море – Суэцкий канал – Средиземное море и поныне является одним из «центровых» в мировой торговле: его доля в международных грузоперевозках к настоящему времени превышает 20%, в т. ч. в перевозках нефти и нефтепродуктов – не менее 35%.


Свободе судоходства в Красном море ничто не угрожает, санкции направлены исключительно против Израиля, отказывающегося выполнять решения региональных и международных организаций о прекращении военной операции в Газе и открытии гуманитарных коридоров, заявляют лидеры движения «Ансар Алла». Атаки хуситов затрагивают интересы более чем 40 стран и нарушают почти 20% мировых морских перевозок, взволнованно заявил госсекретарь США Блинкен на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Катара. Доха, куда он прибыл из Турции, – лишь один из многочисленных пунктов остановки главы американской дипломатии, лихорадочно мечущегося по региону, стремясь укрепить позиции режима Нетаньяху.


Ранее, 3 января, участники наспех сколоченной де-факто произраильской коалиции «Страж процветания» выступили с призывом «к немедленному прекращению… незаконных нападений и освобождению незаконно задержанных судов и экипажей. Хуситы понесут ответственность за последствия, если они продолжат угрожать жизням людей, мировой экономике и свободному движению торговли по важнейшим водным путям региона. Мы по-прежнему привержены международному порядку, основанному на правилах, и полны решимости привлечь злоумышленников к ответственности за незаконные захваты и нападения». От внимательных наблюдателей не ушло наличие в рядах «стражей», наиболее последовательных противников России в составе англо-саксонской «пятёрки», Германии, Японии и Южной Кореи «на подхвате», при отсутствии прибрежных государств – Египта и Саудовской Аравии, ставших с января полноправными участниками межгосударственного объединения БРИКС. Так, доля королевства в общей площади акватории Красного моря максимальная (более 25%). Именно к порту на западном побережье Красного моря Янбо в 1970-х годах и позже были подведены трубопроводы от нефтяных скважин в восточной части Саудовской Аравии для дальнейшего экспорта в обход Ормузского пролива (между Персидским заливом и Индийским океаном).


По имеющимся данным, Эр-Рияд ускоряет строительство нефтепровода (протяжённостью в 250 км) в эмиратский порт Фуджейра у «ворот» Оманского залива. Дорабатывается проект 330-километрового нефтепровода из саудовского сектора Персидского залива к оманскому порту Эль-Хабура. Оба этих пункта расположены на побережье Индийского океана, что позволяет обходить и Красное море, и Ормузский пролив. Кроме того, в наступившем году планируется возобновить регулярную работу «трансаравийского» нефтепровода к порту Сайда на юге Ливана (если, конечно, там не разразится новая полномасштабная война между ЦАХАЛ и «Хизбаллой»).


Можно предположить, что дистанцированием от участия в коалиции «Страж процветания» Саудовская Аравия стремится не обострять конфликт с движением «Ансар Алла» и косвенно с Ираном, влияние которого на хуситов-зейдитов Йемена с их самобытной религиозной и идеологической доктриной не следует преувеличивать. «Вы не представляете, что творится в Йемене после начала операции ХАМАС, – рассказывает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Серебров. – Все 14 провинций Йемена под властью Саны с 7 октября 2023 г. охвачены массовыми митингами и демонстрациями в поддержку Палестины, организованными властями. Многотысячные шествия, заполняющие улицы крупных городов с флагами Палестины, проводятся несколько раз в неделю повсеместно. В Сане считают, что движение ХАМАС адекватно ответило на то давление и на те провокации, которые последние два года предпринимались Израилем – и в Иерусалиме, и в секторе Газа, и на Западном берегу».


Военные возможности йеменцев и их решимость дать отпор любому внешнему вторжению проходят «красной линией» через всю историю этой древней страны. Попытки военного разгрома хуситов с 2015 года «саудовско-эмиратской» коалицией при поддержке Запада завершились полным провалом, лишь усилив гуманитарную катастрофу и голод, от которых страдают миллионы людей. Нормализация ирано-саудовских отношений в прошлом году, равно как и участие в БРИКС Саудовской Аравии и Ирана, возможно, будет способствовать прогрессу в разрешении одного из наиболее сложных и запутанных региональных конфликтов.


«Очень многие политические цели хуситов совпадают с теми, что есть и у Ирана. Объединяет их ненависть к общему врагу – Израилю. Ненавидят они и американцев. Хуситы контролируют только часть территории Йемена, в том числе на побережье Красного моря, – отмечает востоковед Елена Супонина. – Никому в истории не удавалось завоевать Йемен или хотя бы его часть. Американцы понимают, что, несмотря на ощутимое военное превосходство, залезать в Йемен очень опасно», о чём свидетельствует и вышеупомянутый опыт Саудовской Аравии, а также Объединённых Арабских Эмиратов. В случае обострения ситуации в Красном море может возникнуть вопрос о задействовании американских баз на территории королевства, что может привести к углублению противоречий между Вашингтоном и Эр-Риядом.


Как видим, перспективы операции покрыты туманом, успех её, мягко говоря, не очевиден, особенно если не забывать, что прочный контроль над Баб-эль-Мандебским проливом, соединяющим Красное море с Индийским океаном, едва ли возможен без крепких позиций не только на берегах Йемена (о чём говорить не приходится), но и на северном побережье расколотого Сомали. Таким образом, дополнительные сборы за транзит вокруг берегов Африки, видимо, «всерьёз и надолго». Так, маршрут между КНР / Японией и Скандинавией вокруг мыса Доброй Надежды (ЮАР) теперь будет примерно на 10-13 дней больше, чем через Красное море и Суэцкий канал. Дополнительные сборы сперва на 13-20% увеличат расходы на транспортировку грузов вокруг Южной Африки. Так, французская логистическая компания СМА CGM уже перенаправила через мыс Доброй Надежды 22 судна; пятый по величине судов перевозчик контейнерных грузов немецкая Hapag-Lloyd сообщает, что по этому маршруту к началу 2024 г. пройдут не менее 25 судов.


Общие затраты на грузоперевозки по данному маршруту в 2024 году, по оценкам упомянутых компаний, повысятся вдвое. Отраслевые эксперты прогнозируют повышение мирового спроса на кратчайшие транзитные маршруты между Европой и Азией. Подтверждает такие прогнозы декабрьское решение ОАО «РЖД» по пролонгации пониженных (на 20-50%) тарифов на перевозки контейнеров, ряда других видов грузов и порожних вагонов на Дальневосточной железной дороге. Это же касается и железнодорожных перевозок России с Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном. По предварительным оценкам, с учётом ситуации в Красном море и удорожания маршрутов вокруг Африки, данное решение позволит нарастить международный грузовой транзит через РФ и ряд стран СНГ как минимум на 20%.


В долгосрочной перспективе военно-политическая напряжённость вокруг Красного моря объективно ведет к повышению конкурентоспособности сухопутных транзитных маршрутов, проходящих через Китай, Монголию, Казахстан и Россию.


С января 2024 г. крупнейшие европейские судоходные компании, включая Maersk, CMA CGM Group и Hapag-Lloyd, взимают дополнительные сборы в связи с перенаправлением судов с маршрута Суэцкий канал – Красное море на гораздо более протяжённые маршруты вокруг Африки. Стоимость транспортировки стандартного контейнера грузовместимостью около 27 тонн из Восточной Азии в Северную Европу подскочила почти вдвое (до 2760 долл.). На 87% процентов взлетели ставки предварительного фрахта большегрузных танкеров – всё это обернётся ещё большей инфляцией в Старом Свете. Напомним, что маршрут Индийский океан – Баб-эль-Мандебский пролив – Красное море – Суэцкий канал – Средиземное море и поныне является одним из «центровых» в мировой торговле: его доля в международных грузоперевозках к настоящему времени превышает 20%, в т. ч. в перевозках нефти и нефтепродуктов – не менее 35%. Свободе судоходства в Красном море ничто не угрожает, санкции направлены исключительно против Израиля, отказывающегося выполнять решения региональных и международных организаций о прекращении военной операции в Газе и открытии гуманитарных коридоров, заявляют лидеры движения «Ансар Алла». Атаки хуситов затрагивают интересы более чем 40 стран и нарушают почти 20% мировых морских перевозок, взволнованно заявил госсекретарь США Блинкен на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Катара. Доха, куда он прибыл из Турции, – лишь один из многочисленных пунктов остановки главы американской дипломатии, лихорадочно мечущегося по региону, стремясь укрепить позиции режима Нетаньяху. Ранее, 3 января, участники наспех сколоченной де-факто произраильской коалиции «Страж процветания» выступили с призывом «к немедленному прекращению… незаконных нападений и освобождению незаконно задержанных судов и экипажей. Хуситы понесут ответственность за последствия, если они продолжат угрожать жизням людей, мировой экономике и свободному движению торговли по важнейшим водным путям региона. Мы по-прежнему привержены международному порядку, основанному на правилах, и полны решимости привлечь злоумышленников к ответственности за незаконные захваты и нападения». От внимательных наблюдателей не ушло наличие в рядах «стражей», наиболее последовательных противников России в составе англо-саксонской «пятёрки», Германии, Японии и Южной Кореи «на подхвате», при отсутствии прибрежных государств – Египта и Саудовской Аравии, ставших с января полноправными участниками межгосударственного объединения БРИКС. Так, доля королевства в общей площади акватории Красного моря максимальная (более 25%). Именно к порту на западном побережье Красного моря Янбо в 1970-х годах и позже были подведены трубопроводы от нефтяных скважин в восточной части Саудовской Аравии для дальнейшего экспорта в обход Ормузского пролива (между Персидским заливом и Индийским океаном). По имеющимся данным, Эр-Рияд ускоряет строительство нефтепровода (протяжённостью в 250 км) в эмиратский порт Фуджейра у «ворот» Оманского залива. Дорабатывается проект 330-километрового нефтепровода из саудовского сектора Персидского залива к оманскому порту Эль-Хабура. Оба этих пункта расположены на побережье Индийского океана, что позволяет обходить и Красное море, и Ормузский пролив. Кроме того, в наступившем году планируется возобновить регулярную работу «трансаравийского» нефтепровода к порту Сайда на юге Ливана (если, конечно, там не разразится новая полномасштабная война между ЦАХАЛ и «Хизбаллой»). Можно предположить, что дистанцированием от участия в коалиции «Страж процветания» Саудовская Аравия стремится не обострять конфликт с движением «Ансар Алла» и косвенно с Ираном, влияние которого на хуситов-зейдитов Йемена с их самобытной религиозной и идеологической доктриной не следует преувеличивать. «Вы не представляете, что творится в Йемене после начала операции ХАМАС, – рассказывает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Серебров. – Все 14 провинций Йемена под властью Саны с 7 октября 2023 г. охвачены массовыми митингами и демонстрациями в поддержку Палестины, организованными властями. Многотысячные шествия, заполняющие улицы крупных городов с флагами Палестины, проводятся несколько раз в неделю повсеместно. В Сане считают, что движение ХАМАС адекватно ответило на то давление и на те провокации, которые последние два года предпринимались Израилем – и в Иерусалиме, и в секторе Газа, и на Западном берегу». Военные возможности йеменцев и их решимость дать отпор любому внешнему вторжению проходят «красной линией» через всю историю этой древней страны. Попытки военного разгрома хуситов с 2015 года «саудовско-эмиратской» коалицией при поддержке Запада завершились полным провалом, лишь усилив гуманитарную катастрофу и голод, от которых страдают миллионы людей. Нормализация ирано-саудовских отношений в прошлом году, равно как и участие в БРИКС Саудовской Аравии и Ирана, возможно, будет способствовать прогрессу в разрешении одного из наиболее сложных и запутанных региональных конфликтов. «Очень многие политические цели хуситов совпадают с теми, что есть и у Ирана. Объединяет их ненависть к общему врагу – Израилю. Ненавидят они и американцев. Хуситы контролируют только часть территории Йемена, в том числе на побережье Красного моря, – отмечает востоковед Елена Супонина. – Никому в истории не удавалось завоевать Йемен или хотя бы его часть. Американцы понимают, что, несмотря на ощутимое военное превосходство, залезать в Йемен очень опасно», о чём свидетельствует и вышеупомянутый опыт Саудовской Аравии, а также Объединённых Арабских Эмиратов. В случае обострения ситуации в Красном море может возникнуть вопрос о задействовании американских баз на территории королевства, что может привести к углублению противоречий между Вашингтоном и Эр-Риядом. Как видим, перспективы операции покрыты туманом, успех её, мягко говоря, не очевиден, особенно если не забывать, что прочный контроль над Баб-эль-Мандебским проливом, соединяющим Красное море с Индийским океаном, едва ли возможен без крепких позиций не только на берегах Йемена (о чём говорить не приходится), но и на северном побережье расколотого Сомали. Таким образом, дополнительные сборы за транзит вокруг берегов Африки, видимо, «всерьёз и надолго». Так, маршрут между КНР / Японией и Скандинавией вокруг мыса Доброй Надежды (ЮАР) теперь будет примерно на 10-13 дней больше, чем через Красное море и Суэцкий канал. Дополнительные сборы сперва на 13-20% увеличат расходы на транспортировку грузов вокруг Южной Африки. Так, французская логистическая компания СМА CGM уже перенаправила через мыс Доброй Надежды 22 судна; пятый по величине судов перевозчик контейнерных грузов немецкая Hapag-Lloyd сообщает, что по этому маршруту к началу 2024 г. пройдут не менее 25 судов. Общие затраты на грузоперевозки по данному маршруту в 2024 году, по оценкам упомянутых компаний, повысятся вдвое. Отраслевые эксперты прогнозируют повышение мирового спроса на кратчайшие транзитные маршруты между Европой и Азией. Подтверждает такие прогнозы декабрьское решение ОАО «РЖД» по пролонгации пониженных (на 20-50%) тарифов на перевозки контейнеров, ряда других видов грузов и порожних вагонов на Дальневосточной железной дороге. Это же касается и железнодорожных перевозок России с Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном. По предварительным оценкам, с учётом ситуации в Красном море и удорожания маршрутов вокруг Африки, данное решение позволит нарастить международный грузовой транзит через РФ и ряд стран СНГ как минимум на 20%. В долгосрочной перспективе военно-политическая напряжённость вокруг Красного моря объективно ведет к повышению конкурентоспособности сухопутных транзитных маршрутов, проходящих через Китай, Монголию, Казахстан и Россию.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!