Прощай, Армения?! - «Новости»
- 00:00, 25-апр-2023
- Новости дня / ЖКХ / Политика / Армения / Общество / Азербайджан / Технологии / Бизнес / Россия / Происшествия и криминал / Мир / Чемпионат / Видео / Выборы / Власть / Спорт / Большой Кавказ / Европа / Украина / США / ДНР и ЛНР / Латинская Америка / Военные действия
- Ника
- 0
В Нагорном Карабахе вновь неспокойно. После подрыва азербайджанских военных на армянской мине, Баку сообщил об установке КПП при въезде на Лачинскую дорогу. Сделано это, согласно заявлению азербайджанского МИДа, чтобы обеспечить открытость и безопасность мирных перевозок на дороге Лачинск-Ханкенди (Степанакерт).
По данным азербайджанских спецслужб, всего с августа прошлого года на приграничных территориях было обнаружено больше 2700 мин, а камеры наблюдения азербайджанского минобороны фиксировали проезд военных грузовиков, бойцов и вооружения со стороны Армении. Таким образом, установив контрольный пункт, Азербайджан планирует обеспечить пограничный контроль в соответствии с Трёхсторонним заявлением, подписанным в конце 2020 года.
Важно подчеркнуть, что знаменитый Лачинский коридор — это единственная трасса, связывающая напрямую Армению и Нагорно-Карабахскую Республику.
На фоне этих событий в минувшую пятницу стало известно, что премьер-министр Армении Никол Пашинян выразил готовность «хоть сегодня подписать мир с Азербайджаном».
«Я готов подписать бумагу, которую мы направили азербайджанской стороне, но Азербайджан её не принимает. Необходимо решить, что делать. У нас есть достаточная легитимность, достаточный мандат для принятия решений относительно будущего Армении», — заявил глава правительства республики, подразумевая признание Нагорного Карабаха неотъемлемой частью Азербайджана.
Как рассказал по этому поводу политолог Евгений Сатановский, фактическая сдача официальным Ереваном непризнанной республики Арцах была вполне прогнозируемым исходом второй карабахской войны.
Примечательно, что во время тех событий армянские власти ожидали, что Россия вступит в конфликт, причём, не как миротворец, а на стороне Армении. Этого якобы требовали дух и буква соглашения об ОДКБ.
Но в том-то и дело, что Ереван сам никогда не признавал независимость Арцаха и не рассматривал конфликт Степанакерта и Баку, как войну Армении и Азербайджана. При таких условиях у ОДКБ были связаны руки, даже если бы Москва и желала вмешаться в этот конфликт.
Но есть и другие, не менее важные обстоятельства, удержавшие Кремль от втягивания в новую войну на Кавказе.
Во-первых, и Армения, и Азербайджан являются для России дружественными государствами. Одинаково дружественными.
Во-вторых, как верно подметил Сатановский, «если вы ждёте поддержки Москвы, не стоит участвовать в учениях НАТО и отказываться от проведения военных сборов ОДКБ».
«Путин не может быть армянином больше, чем Пашинян. Если глава суверенного государства открыто говорит о том, что отказывается от любых претензий на определённые территории, то Россия, пусть друг и сосед, тут не при чём», — подчеркнул эксперт.
Подтверждением этого вывода стала официальная позиция Кремля, выраженная в заявлении пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова:
«Мы готовы приветствовать любые шаги сторон, которые способны привести к разрядке напряжённости. И которые будут способствовать дальнейшему продвижению по пути выполнения трёхсторонних договорённостей. Эти трёхсторонние договорённости являют собой единственно реалистичную базу для урегулирования. Поэтому считаем продвижение по пути имплементации всех положений безальтернативным и необходимым для всех». Конец цитаты.
Всё достаточно прозрачно: если вы, Ереван, не хотите отставить интересы армянского населения Азербайджана, то какой смысл России ломать себе голову из-за этой проблемы.
Но, на мой взгляд, проблема ещё глубже. Дело вовсе не в том, что Пашинян отказался от Арцаха, а в том, что политика, которую проводит его правительство по наущению западных кураторов, рано или поздно приведёт к исчезновению армянского государства и растворению его в форме автономии в границах более сильных и решительных в отстаивании своих национальных интересов стран-соседей. Причём, не исключено, что не целиком, а частями. В результате мы получим ещё один разделённый народ без государства, вроде тех же курдов.
Вот только в отличие от курдов, которые, проживая по факту в разных странах, предпочитают всё же жить вместе, компактно, что и даёт им право мечтать о создании свободного и единого Курдистана, большинство армян живут где угодно, только не в самой Армении.
В своё время трагическая история армянского народа сложилась таким образом, что огромное количество армян было вынуждено покинуть свою Родину. И если бы не заступничество России, никакого армянского государства не было бы вовсе. Но, увы, в нынешней Армении предпочитают об этом не вспоминать и плюют в руку, не единожды оказывавшую им помощь, забывая, что только Москва может быть настоящим гарантом независимости Армении.
Так что же будет дальше? Накануне в эфире одного из каналов французского телевидения посол Китая в Париже Лу Шае заявил, что страны, появившиеся на политической карте после распада СССР, не имеют эффективного статуса в международном праве, поскольку не существует международного соглашения, конкретизирующего их статус суверенной страны.
В диалоге китайского дипломата с французским журналистом речь шла об Украине и статусе Крыма, но вне всякого сомнения такой же подход применим и к Армении и проблеме Нагорного Карабаха.
Невозможно отрицать, что с определённого момента перекраивание карт внутри Европы происходило фактически явочным порядком (Югославия, СССР, Чехословакия). При этом на волне эйфории от победы в холодной войне Запад не озаботился юридической безупречностью оформления распада крупных государств и появления множества мелких.
Развал Советского Союза через подписание сомнительных с точки зрения легитимности Беловежских соглашений, как и прочие подобные процессы, не был оформлен в виде многосторонних международных договоров, признанных всеми членами ООН. Именно отсюда берут своё начало все существующие ныне территориальные споры и межнациональные конфликты в Восточной Европе и на пространстве бывшего СССР.
И кто сказал, что передел территорий уже закончился, и всё приняло статичные формы? Нет, всё ещё продолжается, и в рамках этого процесса легитимным может быть всё что угодно: независимость Южной Осетии и Абхазии, возвращение Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана, самоопределение Приднестровья, возвращение Новороссии в состав России и много чего ещё.
Разумеется, такой подход не устраивает Запад, ибо что раньше, что сегодня он базировался на праве сильного, а сильным тогда были они. Сейчас же, пользуясь этим же правом, Азербайджан решает свои внутренние проблемы. Но кто может с уверенностью заявить, что завтра Баку не захочет получить сухопутный мост в Нахичевань, а Турция не решит воссоединить Западную Армению и Восточную? Кто тогда поможет армянам? Франция, США, Евросоюз? Сомневаюсь.
И до тех пор, пока мир, в том числе и прежде всего коллективный Запад, не вернётся в международное правовое поле, всё это остановить не удастся, и статусы стран-осколков бывших империй будут весьма туманны.
Сегодня Армения идёт по той же скользкой дорожке, по которой прежде неё пошла Украина. Путь Украины (и это уже всем очевидно) закончится распадом государства, в том числе и потому, что сами украинцы не хотят жить на Украине, а предпочитают сбежать оттуда при первой же возможности.
Путь Армении, если она продолжит им идти, окончится так же. Потому что никому кроме армян не может и должна быть нужна независимая Армения. А раз уж она не нужна им самим, то судьба её предрешена.
Комментарии (0)