Как появилась война? Истоки жадности - «Новости»
- 11:37, 15-фев-2023
- Новости дня / Здоровье / Мир / Спорт / Политика / Технологии / ДНР и ЛНР / Ростов-на-Дону / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Статистика / Чемпионат / Общество / Красноярск / Латинская Америка / Видео / Армения / Военные действия
- Jerome
- 0
Природная жестокость
Если спросить человека, почему люди воюют, то с большой вероятностью получишь ответ – «потому что одному от другого что-то нужно». Казалось бы, ответ находится на поверхности, и рассуждать тут не о чем, но, погружаясь в вопрос истоков войны как явления, становится крайне любопытно.
В целом убийство себе подобного – дело не новое и распространенное, как среди наших генетических или исторических предков, так и у других видов. Всем обезьянам и приматам в целом свойственно пойти и дать по голове соседям, особенно, если присутствует дефицит ресурсов. Например, самцы павианов в большинстве случаев умирают от лап других павианов. Шимпанзе, объединяясь в группы, целенаправленно патрулируют границы своей территории, уничтожают случайно забредших приматов из других стай и нередко при этом съедают жертву.
Интересен тот факт, что у карликовых шимпанзе таких случаев меньше, что намекает на взаимосвязь между агрессивностью и размерами. Эта взаимосвязь наблюдалась также и у наших предков, а повышающийся уровень агрессивности напрямую влиял на строение черепа и эволюцию организма.
Поскольку приматы, убивая друг друга, не использовали подручные предметы – учёным очень сложно установить причины смертности. Однако картина кардинально меняется с появлением орудий труда. Таким образом, если точно понять, от чего умер австралопитек, крайне тяжело, то вот с появлением человека умелого (Homo habilis) сразу находятся подтверждения использования орудий труда для умерщвления себе подобных.
Череп женщины из Стеркфонтейна с насечками на скуле сделанными каменным орудием.
В ряду предков от совсем обезьян до людей всё время уменьшались размеры клыков и морды, что говорит об уменьшении внутригрупповой агрессии. Грубо говоря, в разрезе миллионов лет мы становимся добрее. Процесс этот не линейный, и одним из периодов ожесточения людей оказался этап массового изготовления каменных орудий.
К моменту взятия в руки каменных рубил наши предки подросли со 150 сантиметров до 176, а также увеличилось количество свидетельств агрессии. Например, в Чжоукоудяне на протяжении практически 300 000 лет проживали синантропы (пекинский человек), и учёными были обнаружены черепа со следами как фатальных, так и заживших травм. В Нгандонге были обнаружены черепа явантропов с различными травмами, как со следами заживления, так и без. Учитывая, что там были найдены черепные коробки и только пара берцовых костей, но не было обнаружено ни одной челюсти, это противоречит тафономии (раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения и образования местонахождений ископаемых остатков организмов) и может свидетельствовать о деятельности каннибалов. Также в пользу этой теории говорят отметины на основаниях черепов.
Череп из Бодо с большим количеством насечек.
Помимо простейших орудий, также появляются зачатки речи, но килограмма мозга явно не хватает, чтобы научиться договариваться. Укрупнение людей, их расселение из Африки в более бедные районы и рост вооружённости повлекли за собой увеличение количества конфликтов, в которых выживали преимущественно «толстолобые» особи. Лобная кость человека прямоходящего (Homo erectus) была толщиной в 2 сантиметра, а надбровные дуги достигли своего максимума по сравнению, например, с австралопитеками.
Гейдельбергский человек
Одним из ключевых этапов нашей эволюции оказался период, когда особи с излишней агрессивностью и неумением договариваться отсеялись, благодаря естественному отбору. На период гейдельбергского человека приходится наименьшее количество травматологии, связанной с деятельностью других людей. В пещере Сима-де-лос-Уэсос было обнаружено как минимум 29 индивидов и только 1 умер от насильственной смерти.
Череп убитого в Сима-де-лос-Уэсос
Учёные связывают резкое снижение уровня насилия с повышением договороспособности людей. Размер мозга гейдельбергского человека достигает 1 300 грамм, что на треть больше мозга питекантропа. Кроме размеров, меняется также и его структура: лобная доля становится шире, а теменная увеличивается. Также наконец наблюдается полный морфологический комплекс, подтверждающий факт использования речи. Помимо физиологических изменений, также происходят изменения в обществе. Первобытное человеческое стадо заменяется общинно-родовым строем, появляются постоянные жилища.
А вот наследники гейдельбергского человека, несмотря на 1 500 грамм мозга и еще более развитые лобные доли, напротив миролюбием предков не отличались. Неандертальцы мало того, что убивали сородичей, но еще и употребляли их в пищу. Череда ледниковых периодов превратила людей в сплочённые группы родственников, не терпящих чужаков и не желающих обмениваться с ними опытом.
Homo sapiens, женщины и плейстоцен
Несмотря на то, что вопрос борьбы за территорию еще не существовал в природе, находилось, за что подраться. Одним из самых желанных ресурсов, помимо еды, стали женщины, которые далеко не всегда были против собственного похищения, а иногда даже способствовали этому. Например, женщина из Сан-Сезер, которая предположительно была метиской от неандертальцев и сапиенсов.
У ранних сапиенсов к убийствам из-за дележа добычи и влияния добавились ритуальные убийства, чего не прослеживалось у неандертальцев и их предшественников.
В отличие от неандертальцев, сапиенсы были более договороспособными, свою территорию в основном только защищали, а чужих женщин не завоёвывали копьём и дубиной, что подтверждают генетические исследования, находящие в одном или рядом расположенном захоронении совершенно разнородных людей.
В период плейстоцена повышение температуры Земли, а также массовое опустынивание территорий приводят к уменьшению количества ресурсов и резкому увеличению уровня насилия. Начинают появляться массовые захоронения, например, Джебель Сахаба. Также активно попадаются наконечники стрел, а позы тел и характер повреждений явно указывает на жестокость убийства. Так охарактеризован период, предшествующий производящему хозяйству, несмотря на то, что люди еще пока собиратели.
Неолитическая революция
Проблемы с ресурсами и территориальные войны вынудили людей капитально селиться на одном месте. Помимо появления постоянных построек и хранилищ, люди начинают изменять окружающую среду вокруг себя. Одним из самых важных этапов в развитии человека является культивация растений. Несмотря на необходимость огромных физических усилий, ввиду отсутствия тягловых животных, сложность в подготовке полученных зёрен и низкое содержание белков и витаминов, такой еды было много, получение её не было связано с большими рисками, в отличие от охоты, и её можно было откладывать про запас.
Таким образом, помимо централизованной администрации и увеличения количества людей, появляются первые накопления, разделение труда и право собственности. Возникают первые сооружения инженерной защиты, например, свайные поселения в Швейцарии.
Если раньше каждый мог сделать себе каменный топор, шкуру, украшение, и в целом это не имело большой ценности для другого, то теперь чужое поселение становится объектом интереса соседей, который необходимо оборонять. Появляются относительно большие вооружённые отряды, а активный рост поселения требует захвата новых территорий и чужих ресурсов. Поскольку ни рабовладение, ни государственность еще не придуманы – соседи зачастую подлежали полному и безоговорочному уничтожению. Именно такой массовый геноцид привёл к формированию «больших рас» человечества.
В общих чертах дальнейший путь развития нашей истории известен практически каждому. Переход от общинной структуры племени к соседской, первые цивилизации, первое орудие труда, предназначенное только для убийства (меч), первые армии и так далее привели нас к тому, что мы имеем сейчас.
Выводы
Наибольшее влияние на создание и развитие человечества в том виде, который мы видим вокруг, оказала возможность договариваться друг с другом. Дипломатия – первый, главный, а порой и единственный ключ к достижению своих целей, как у отдельно взятых людей, так и у государств. Особенно учитывая тот факт, что на смену каменной дубине пришли ядерные и химические. Одним из самых ярких примеров прогулки по краю смело можно назвать Карибский кризис.
К сожалению, в современном мире дипломатия находится в явном упадке, что неминуемо приводит к применению дубин. Постигнет ли нас судьба неандертальцев?
Комментарии (0)