Барон фон Мюнхгаузен: каждый выстрел — в яблочко (Suddeutsche Zeitung, Германия) - «История»

  • 08:00, 01-июн-2020
  • Новости дня / Матчи / Екатеринбург / Технологии / Власть / Звезды / Большой Кавказ
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкОн был смел, находчив, весел и имел крепкие нервы. Ему приписывали роман с российской царицей Екатериной Великой. Удивительному барону фон Мюнхгаузену исполнилось 300 лет. Этот мелкопоместный дворянин стал знаменит еще при жизни — и хотел подать в суд на тех, кто сделал его звездой.

Он легко находил решение любой проблемы, даже в безвыходных ситуациях не терял смелости, а еще был находчив и весел и имел крепкие нервы. Иными словами, он был человеком часа.


Мюнхгаузен умел беззастенчиво врать, рассказывая истории, — например, о том, как его любимый конь однажды прыгнул недостаточно далеко и не достал до спасительного берега, так что барон по самое горло угодил в болото: «Я бы определенно погиб, если только моя рука не оказалась бы настолько сильной, что смогла схватить меня за волосы и вытащить меня вместе с конем, спину которого я крепко сжал ногами, из воды».


Ох уж этот барон… Сегодня его способности пригодились бы нам больше, чем когда-либо. Вот бы нам иметь побольше дерзости! Вот бы нам удавалось иногда побольше верить в себя — и в шанс выбраться из нынешнего «болота»!

© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкРепродукция иллюстрации Юрия Чарышникова к книге Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"

Книжный Мюнхгаузен — сорвиголова, полагающийся на волю случая. Однако настоящий Мюнхгаузен определенно знал, насколько важными могут быть случайности и с какими превратностями судьбы можно столкнуться, если оказаться в чужой стране и целиком и полностью зависеть от воли покровителей.


В июле 1739 года он присутствовал на свадьбе Антона Ульриха и наследницы российского престола Анны Леопольдовны, племянницы императрицы Анны Иоанновны. Это была поистине свадьба десятилетия, но она оказалась омрачена бесконечными интригами, потому что в Санкт-Петербурге за власть боролись разные силы. Пришельцев из Брауншвейга любили далеко не все. И, как мы знаем, им не всегда хорошо платили: в одном из писем Мюнхгаузен «нижайше просил» свою мать поскорее прислать ему «тончайшие верхние рубахи» и толстые чулки, потому что старые он потерял, набирая рекрутов на военную службу.


Мюнхгаузену повезло. Его в чине офицера отправили в Ригу — столицу Лифляндии, где большинство жителей говорили по-немецки. Там ему удалось скрыться от бесконечных политических интриг при царском дворе. Тем самым он смог избежать судьбы своего бывшего господина: Антон Ульрих совсем недолго служил генералиссимусом русской армии, а потом был арестован вместе с женой и отправлен в ссылку. Царицей стала известная склонностью к фаворитизму Елизавета I, а Мюнхгаузен начал служить ей в чине капитана кавалерии.


В 1753 году барон вернулся на родину и после смерти матери и старшего брата унаследовал имение в Боденвердере. К тому моменту он уже почти десять лет был женат на дочери владельца имения Якобине фон Дунтен (Jacobine von Dunten), с которой познакомился в Риге. У них не было детей, но их брак оказался долгим и счастливым.


В нацистские времена «Мюнхгаузен» служил для отвлечения внимания общественности


Тина Бреквольдт при написании своей книги обращалась к источникам, литературным произведениям и письмам обоих создателей легенды о Мюнхгаузене: писателя, библиотекаря и ученого Рудольфа Эриха Распе (Rudolf Erich Raspe) и поэта Готфрида Августа Бюргера.


Именно они в своих книгах сделали барона настоящей живой легендой. Сначала в 1781 году было издано собрание историй, якобы произошедших с неким господином М-г-з-ном. Распе перевел их на немецкий язык, дополнив эти истории новыми выдумками. Книга быстро стала настоящим бестселлером.


Фильм с Гансом Альберсом (Hans Albers) в главной роли, снятый в 1943 году на киностудии Ufa, дополнил образ барона новыми чертами, и именно этот образ стал наиболее популярным. В этом фильме, снятом с отличными для тех времен спецэффектами, Мюнхгаузена изобразили прирожденным светским львом и любимцем женщин. Ему даже удалось соблазнить российскую царицу Екатерину Великую (с исторической точки зрения это, конечно, глупая выдумка) и отправиться в путешествие во времени, попав в ХХ век.


Для нацистской киноиндустрии «Мюнхгаузен» был образцово-показательным проектом. Писать сценарий был приглашен не кто иной, как критически настроенный по отношению к гитлеровскому режиму Эрих Кестнер (Erich K?stner). Перед ним поставили задачу отвлечь народ, уставший от войны, и придумать такого героя, который мог бы с радостью отправиться в полет на пушечном ядре.


Волк наизнанку. Приключения барона Мюнхаузена



Не знаю почему, но со мною часто случалось, что самых свирепых и опасных зверей я встречал в такую минуту, когда был не вооружён и беспомощен.



Иду как-то лесом, а навстречу мне — волчище. Разинул пасть — и прямо ко мне.



Что делать? Бежать? Но волк уже набросился на меня, опрокинул и сейчас перегрызёт мне горло. Другой на моём месте растерялся бы, но вы знаете барона Мюнхаузена! Я решителен, находчив и смел. Ни минуты не медля, я засунул кулак волку в пасть и, чтобы он не откусил мне руку, всовывал её все глубже и глубже. Волк свирепо глядел на меня. Глаза его сверкали от ярости. Но я знал, что если я выдерну руку, он разорвёт меня на мелкие части, и потому бесстрашно всовывал её дальше и дальше. И вдруг мне пришла в голову великолепная мысль: я захватил его внутренности, крепко рванул и вывернул его, как рукавицу, наизнанку!


Но вернемся к настоящему Мюнхгаузену. В преклонном возрасте он, очевидно, стал замечательным рассказчиком, любителем лошадей и страстным охотником. Он охотно приглашал в гости к себе в Боденвердер людей, с которыми знакомился в Гёттингене и Пирмонте, куда ездили на лечебные грязи и где часто проводились балы. Сидя в окружении благодарных слушателей за стаканчиком пунша и покуривая трубку, Мюнхгаузен любил предаваться воспоминаниям о былых временах, каждый раз приукрашивая их. Участникам этих посиделок нравился его чистосердечный, зачастую сухой юмор.


© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкРепродукция иллюстрации Юрия Чарышникова к книге Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"

Но когда в 1786 году вышла анонимная книга о приключениях барона Мюнхгаузена на немецком языке, это стало для него настоящим шоком. Мюнхгаузен чувствовал себя преданным и проданным — ведь кто-то стал наживаться на его имени! Но кто же тайно пересказал его истории автору книги? И кто их записал и еще больше исказил? Однако это определенно был очень талантливый автор: ему удалось сделать неприметного, по сути, мелкого дворянина настоящей мировой звездой и великим мастером преувеличения.


Но вот что особенно огорчало настоящего Мюнхгаузена: за ним незаслуженно закрепилась слава «барона-лжеца». В старости он даже хотел подать в суд на автора и издателя книги. Но такой процесс был бы связан с большим финансовым риском, а денег он мог бы выиграть не так уж и много.


Как бы то ни было, дела барона шли все хуже и хуже. В 1790 году умерла его любимая жена Якобина. Когда же он в 73 года женился на Бернардине фон Брунн (Bernhardine von Brunn), которая была на добрые полвека моложе него, все закончилось провалом еще на свадьбе — а последовавший вскоре развод с ней стоил ему массы денег и нервов.


В 1797 году Иероним фон Мюнхгаузен умер в Боденвердере. Но еще задолго до этого он стал бессмертным.


© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкОн был смел, находчив, весел и имел крепкие нервы. Ему приписывали роман с российской царицей Екатериной Великой. Удивительному барону фон Мюнхгаузену исполнилось 300 лет. Этот мелкопоместный дворянин стал знаменит еще при жизни — и хотел подать в суд на тех, кто сделал его звездой.Он легко находил решение любой проблемы, даже в безвыходных ситуациях не терял смелости, а еще был находчив и весел и имел крепкие нервы. Иными словами, он был человеком часа. Мюнхгаузен умел беззастенчиво врать, рассказывая истории, — например, о том, как его любимый конь однажды прыгнул недостаточно далеко и не достал до спасительного берега, так что барон по самое горло угодил в болото: «Я бы определенно погиб, если только моя рука не оказалась бы настолько сильной, что смогла схватить меня за волосы и вытащить меня вместе с конем, спину которого я крепко сжал ногами, из воды». Ох уж этот барон… Сегодня его способности пригодились бы нам больше, чем когда-либо. Вот бы нам иметь побольше дерзости! Вот бы нам удавалось иногда побольше верить в себя — и в шанс выбраться из нынешнего «болота»!© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкРепродукция иллюстрации Юрия Чарышникова к книге Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" Книжный Мюнхгаузен — сорвиголова, полагающийся на волю случая. Однако настоящий Мюнхгаузен определенно знал, насколько важными могут быть случайности и с какими превратностями судьбы можно столкнуться, если оказаться в чужой стране и целиком и полностью зависеть от воли покровителей. В июле 1739 года он присутствовал на свадьбе Антона Ульриха и наследницы российского престола Анны Леопольдовны, племянницы императрицы Анны Иоанновны. Это была поистине свадьба десятилетия, но она оказалась омрачена бесконечными интригами, потому что в Санкт-Петербурге за власть боролись разные силы. Пришельцев из Брауншвейга любили далеко не все. И, как мы знаем, им не всегда хорошо платили: в одном из писем Мюнхгаузен «нижайше просил» свою мать поскорее прислать ему «тончайшие верхние рубахи» и толстые чулки, потому что старые он потерял, набирая рекрутов на военную службу. Мюнхгаузену повезло. Его в чине офицера отправили в Ригу — столицу Лифляндии, где большинство жителей говорили по-немецки. Там ему удалось скрыться от бесконечных политических интриг при царском дворе. Тем самым он смог избежать судьбы своего бывшего господина: Антон Ульрих совсем недолго служил генералиссимусом русской армии, а потом был арестован вместе с женой и отправлен в ссылку. Царицей стала известная склонностью к фаворитизму Елизавета I, а Мюнхгаузен начал служить ей в чине капитана кавалерии. В 1753 году барон вернулся на родину и после смерти матери и старшего брата унаследовал имение в Боденвердере. К тому моменту он уже почти десять лет был женат на дочери владельца имения Якобине фон Дунтен (Jacobine von Dunten), с которой познакомился в Риге. У них не было детей, но их брак оказался долгим и счастливым. В нацистские времена «Мюнхгаузен» служил для отвлечения внимания общественности Тина Бреквольдт при написании своей книги обращалась к источникам, литературным произведениям и письмам обоих создателей легенды о Мюнхгаузене: писателя, библиотекаря и ученого Рудольфа Эриха Распе (Rudolf Erich Raspe) и поэта Готфрида Августа Бюргера. Именно они в своих книгах сделали барона настоящей живой легендой. Сначала в 1781 году было издано собрание историй, якобы произошедших с неким господином М-г-з-ном. Распе перевел их на немецкий язык, дополнив эти истории новыми выдумками. Книга быстро стала настоящим бестселлером. Фильм с Гансом Альберсом (Hans Albers) в главной роли, снятый в 1943 году на киностудии Ufa, дополнил образ барона новыми чертами, и именно этот образ стал наиболее популярным. В этом фильме, снятом с отличными для тех времен спецэффектами, Мюнхгаузена изобразили прирожденным светским львом и любимцем женщин. Ему даже удалось соблазнить российскую царицу Екатерину Великую (с исторической точки зрения это, конечно, глупая выдумка) и отправиться в путешествие во времени, попав в ХХ век. Для нацистской киноиндустрии «Мюнхгаузен» был образцово-показательным проектом. Писать сценарий был приглашен не кто иной, как критически настроенный по отношению к гитлеровскому режиму Эрих Кестнер (Erich K?stner). Перед ним поставили задачу отвлечь народ, уставший от войны, и придумать такого героя, который мог бы с радостью отправиться в полет на пушечном ядре. Волк наизнанку. Приключения барона Мюнхаузена Не знаю почему, но со мною часто случалось, что самых свирепых и опасных зверей я встречал в такую минуту, когда был не вооружён и беспомощен. Иду как-то лесом, а навстречу мне — волчище. Разинул пасть — и прямо ко мне. Что делать? Бежать? Но волк уже набросился на меня, опрокинул и сейчас перегрызёт мне горло. Другой на моём месте растерялся бы, но вы знаете барона Мюнхаузена! Я решителен, находчив и смел. Ни минуты не медля, я засунул кулак волку в пасть и, чтобы он не откусил мне руку, всовывал её все глубже и глубже. Волк свирепо глядел на меня. Глаза его сверкали от ярости. Но я знал, что если я выдерну руку, он разорвёт меня на мелкие части, и потому бесстрашно всовывал её дальше и дальше. И вдруг мне пришла в голову великолепная мысль: я захватил его внутренности, крепко рванул и вывернул его, как рукавицу, наизнанку! Но вернемся к настоящему Мюнхгаузену. В преклонном возрасте он, очевидно, стал замечательным рассказчиком, любителем лошадей и страстным охотником. Он охотно приглашал в гости к себе в Боденвердер людей, с которыми знакомился в Гёттингене и Пирмонте, куда ездили на лечебные грязи и где часто проводились балы. Сидя в окружении благодарных слушателей за стаканчиком пунша и покуривая трубку, Мюнхгаузен любил предаваться воспоминаниям о былых временах, каждый раз приукрашивая их. Участникам этих посиделок нравился его чистосердечный, зачастую сухой юмор. © РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкРепродукция иллюстрации Юрия Чарышникова к книге Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" Но когда в 1786 году вышла анонимная книга о приключениях барона Мюнхгаузена на немецком языке, это стало для него настоящим шоком. Мюнхгаузен чувствовал себя преданным и проданным — ведь кто-то стал наживаться на его имени! Но кто же тайно пересказал его истории автору книги? И кто их записал и еще больше исказил? Однако это определенно был очень талантливый автор: ему удалось сделать неприметного, по сути, мелкого дворянина настоящей мировой звездой и великим мастером преувеличения. Но вот что особенно огорчало настоящего Мюнхгаузена: за ним незаслуженно закрепилась слава «барона-лжеца». В старости он даже хотел подать в суд на автора и издателя книги. Но такой процесс был бы связан с большим финансовым риском, а денег он мог бы выиграть не так уж и много. Как бы то ни было, дела барона шли все хуже и хуже. В 1790 году умерла его любимая жена Якобина. Когда же он в 73 года женился на Бернардине фон Брунн (Bernhardine von Brunn), которая была на добрые полвека моложе него, все закончилось провалом еще на свадьбе — а последовавший вскоре развод с ней стоил ему массы денег и нервов. В 1797 году Иероним фон Мюнхгаузен умер в Боденвердере. Но еще задолго до этого он стал бессмертным.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!