Против украйношейминга. Почему русские «из РФ» не должны никому говорить: «вали на свою Украину» - «Антимайдан»
- 03:35, 16-фев-2019
- Новости дня
- Ариадна
- 0
Православный интернет раздирает серьезный скандал. Появилось видео, как известный и популярный в Москве священник — о. Андрей Ткачев довольно резко говорит что-то о прихожанках и нравах российских женщин. Ответом на это стало другое видео, в котором другой известный и популярный священник, о. Георгий Максимов, по сути, советует о. Андрею замолчать, не позорить своими словами Церковь и напоминает, в частности, что тот приехал в Москву из Киева. Хотел того о. Георгий или нет, но прозвучало это, как «вали в свой Киев».
Я совершенно не хочу лезть в содержательную сторону разборки двух достойных священников. Во многом прав о. Георгий, во многом — о. Андрей. Я часто категорически не соглашаюсь со вторым, но и с первым — не всегда. Кто-то говорит, что о. Андрей отталкивает людей от Церкви своей резкостью, другие отвечают, что только через него-то к Богу и пришли. На мой взгляд, тут часть более общей проблемы «поп-звезд» в Православии, когда яркие священники с оригинальными манерами и характером воздействуют на паству не столько Словом Божьим, сколько своей личной харизмой и манерами. Соответственно паства отчасти превращается в «фанклуб», который балдеет от батюшкиного стиля, а другим фанклубам то же самое категорические не нравится.
Но все это второстепенные разборки по сравнению с мучащим меня вопросом, что дернуло о. Георгия «послать» о. Андрея не на Соловки, не проповедовать алеутам, не в Кыргызстан, а на Украину. Тут есть очень важный нюанс. Отец Андрей оказался в Москве не потому, что очень сюда хотел и напрашивался любой ценой, а потому, что его собирались убить лица, которых на Украине теперь запрещено называть «бандерами»* (высказавшегося соответствующим образом в адрес бандита украинского полицейского на днях арестовали в Киеве). Во время майдана о. Андрей говорил вещи, которые били бандеровцев* прямо в лоб.
Фактически, священнику пришлось эвакуироваться вместе с семьей в Россию под угрозой смертельной опасности.
И он не один здесь такой — в России немало духовенства, покинувшего Незалежную в виду серьезной угрозы, еще больше — просто беженцев, людей, которые не могут находиться на Украине из-за того, что немедленно окажутся в застенках СБУ или лапах правосеков. Многие из них вынуждены из-за абсурдной миграционной политики России метаться раз в несколько месяцев до донецкой границы и обратно, а то и пробираться мышиными тропами через другие участки российско-украинского кордона, рискуя на сей раз не проскочить.
И вот когда в отношении этих людей звучит «езжай на свою Украину», причем со стороны тех, кто отлично знает, что они категорические противники нынешнего киевского режима, а то и самого существования сепаратистского проекта «Украина», то это симптом серьезной нравственной болезни. Я бы назвал ее «украйношеймингом», по аналогии с «фэтшеймингом», — не менее отвратительной манерой травить людей за полнотелость.
С украйношеймингом можно встретиться сплошь и рядом. То людей, у которых разбомбили дом в Донецке, называют «понаехавшими». То тех, кого едва не сожгли в Одессе, «отправляют» брать винтовку и идти воевать. Иной раз это касается даже людей, у которых давно уже нет украинского паспорта, как Натальи Поклонской — не раз и не два я слышал нападки на ее монархизм в стилистике «это она привыкла у себя на Украине».
И вот, договорились до того, что украинским происхождением попрекнули священника, который еще в домайданные времена был неудобен для всех, кто подстрекал к разрыву Украинской Православной Церкви с русской, был врагом того самого церковного сепаратизма, свидетелями которого мы становимся сегодня.
Самым чудовищным выражением этого украйношейминга стала депортация из России журналистки Елены Бойко. Пророссийская активистка была принудительно выслана из России и немедленно арестована СБУ, правило миграционной политики, которое должно быть священным — «в Киев выдачи нет» было цинично нарушено. Еще большим цинизмом было то, что некоторые блогеры и «лидеры общественного мнения» оправдывали это преступление тем, что «Бойко вносит в Россию украинскую политическую культуру». Мол, мало быть противником киевской хунты, мало быть сторонником России и защитником Новороссии, — нужна еще и «политкультура» соответствующая (видимо умение делать «ку» на одной ножке перед начальством).
После дела Бойко любая неосторожная фраза, которая может быть интерпретирована как «вали к себе в Киев» звучит уже не просто как хамство, а как прямая угроза физической расправы. И жаль, что один пастырь, полемизируя с другим пастырем, об этом аспекте своих слов совершенно не подумал.
Очень важный принцип, который хорошо бы помнить всем нам. Киев — Русская Земля. Москва — Русская Земля. Минск — Русская Земля. Новгород — Русская Земля. Донецк — Русская Земля. Калининград — Русская Земля. Тирасполь — Русская Земля. Южно-Сахалинск — Русская Земля. Одесса — Русская Земля. Еще про несколько точек промолчу, чтобы до времени не дразнить соседских гусей.
На Русской Земле живут русские люди. Часть из них считает себя русскими на сознательном уровне и отождествляет себя с Россией. Часть эту самоидентификацию утратили, но еще не поздно напомнить. И вот те люди в любом уголке Русской Земли, которые считают себя русскими, — ничем, повторюсь — н-и-ч-е-м не отличаются от русских людей, которые живут в любой точке в пределах Российской Федерации. Нет никакого психологического, этнического, культурного различия. Не должно быть и политического или правового — именно этого необходимо добиваться от нашего государства.
Купола Софийского собора (XI век) в Киеве. Источник фото: РИА «Новости»
Но, как видим, помимо черствых чиновников и исхитропланившихся начальников, есть еще и тупость и равнодушие общества. Мало того, — тот самый непонятно откуда взявшийся поларасистский предрассудок, что, якобы, русские с паспортом РФ являются хоть в чем-то высшим сортом по сравнению с русскими по тем или иным причинам такого паспорта не получившими.
Хотя это была лотерея — в Советском Союзе никто не уезжал в союзные республики как «заграницу», никто не жил с мыслью, что единая страна, нарезанная большевиками из исторической России, развалится. Границы были абсолютно произвольны. Почему Белгород — Россия, а Харьков — «Украина», почему Воронеж — Россия, а Луганск — «Украина», почему Брянск Россия, а Могилев заброшен в «Союзное Государство»? Рационально ответить на этот вопрос невозможно. Это все была часть большевистского эксперимента по расчленению страны.
Значительная часть «русских из РФ» сами запросто могли оказаться в беспаспортном положении, если бы автономные республики при Горбачеве успели бы получить статус равный с союзными, и откололись бы в 1991 году наравне. Татарстан лишь недавно избавился от «вкладышей в паспорт», указывающих на особое республиканское гражданство, а принуждение к нерусскому языку происходит много где, и по сей день, не так давно был скандал в Якутске, где школа отказалась принимать русскоговорящих детей. Иными словами, то, что вы граждане РФ — не ваша заслуга, а недоработка перестройщиков и демократизаторов и местных региональных сепаратистов.
Если мы, русские, будем допускать малейшую щель между теми, кто жил и живет в РФ, и насильственно вычеркнутыми из наших рядов в 1991 году соотечественниками, если мы будем требовать от них «доказать свою полезность для России», вести себя по каким-то особым правилам для иностранцев, хотя бы намеком давать понять, что между рязанским и луганским русским есть какое-то различие, превышающее различие этнографических областей внутри единой страны — нас просто съедят.
Иными словами, на любые формы «украйношейминга» в публичном языке должен быть наложен абсолютный запрет. Мысль попрекнуть кого-то его происхождением с Украины (не «украинством» как политической позицией, а именно прошлым местом проживания) и связать с ним какие-то негативные характеристики должна убиваться еще на подходе к осознанию, а уж чтобы она могла дожить до кнопки «загрузить» на Youtube так это и вовсе недопустимо.
И особенно это недопустимо в церковной среде сейчас, когда православные прихожане Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, подвергаются ежедневному насильственному прессингу со стороны секты «Свидетелей Томаса». К сожалению, террор и угрозы делают свое дело — на Западной Украине что не день, то тот или иной приход отваливаться в лжецерковь, поскольку не выдерживает соединенных угроз СБУшников и бандеровцев*. А развязавшись с Западной примутся за Центральную и Восточную. И нам нужно быть готовыми ко всему, в том числе и к потоку церковных беженцев.
Источник фото: РИА «Новости»
И на этом фоне давать кому-то понять, что защитникам православия с Украины в России не рады, что их будут подвергать позорному «украйношеймингу», едва кому-то что-то не понравится в их словах или действиях — это значит толкать их в объятия лжемитрополита Лжепифания, работать на церковный раскол. Публично стыдить знаменитого священника, твердого сторонника Русской Православной Церкви его происхождением с Украины, будь он хоть сто тысяч раз неправ, это такая глупость, которая при нынешних церковных обстоятельствах почти измена.
Нравится, что говорит о. Андрей Ткачев, или не нравится (мне часто не нравится), давайте таких вещей ни в отношении его, ни в отношении кого-то другого не делать?
* «Организация украинских националистов» (ОУН) признана в России экстремистской и запрещена.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Комментарии (0)