"Велосипед с квадратными колесами" российской власти - «Новости дня»
- 12:44, 30-янв-2019
- Новости дня
- Vaughan
- 0
Россия будет прозябать на технологических задворках, пока чиновники зарабатывают в десятки раз больше, чем люди науки
Вице-премьер Татьяна Голикова рассказала представителям российских СМИ, что в 2018 году 28% выпускников вузов не нашли работу в течение первого года после получения диплома. По её словам, такие сведения представила созданная в России система мониторинга трудоустройства специалистов, получивших высшее образование.
А за пару дней до этого было опубликовано другое любопытное статистическое исследование, которое касалось молодых людей, пока еще обучающихся в университетах. Этот документ в виде инфографики, под названием «Российские вузы глазами студентов-2019», представили команды проектов «Типичный абитуриент» и «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня».
Что касается первой новости, Голикова, судя по всему, не видит особого драматизма в озвученной информации. По ее мнению, это объективная реальность — точно такая, как во многих странах мира.
Правда, особая опасность, о которой скромно промолчала заместитель Медведева по социальным вопросам, кроется в том, что такие выпускники в дальнейшем формируют так называемую долгосрочную безработицу. Чем дольше они не трудоустроены по специальности, тем труднее им вообще найти свое место в жизни, ради которого они учились.
Похоже, понимание этого факта начинает сказываться на студентах, прежде всего, столичных вузов. В силу близости к политическим и экономическим институтам страны, молодые москвичи и питерцы раньше их сверстников из провинции начинают осознавать стоящие перед ними жизненные трудности, что проявляется в разочаровании уже учебой.
Видимо, именно это зафиксировали эксперты «Типичного абитуриента» и «Социального навигатора», показав рост числа недовольных студентов в Москве и Питере на 7 процентных пункта. В целом по стране, порядка 40,5% студентов вузов дали отрицательные оценки своим «альма-матер», в том числе в вопросах коррупции и дальнейшего трудоустройства.
Однако вернемся к новости о трудоустройстве выпускников вузов. По данным из авторитетных источников, в том числе проправительственных институтов, в нашей стране почти две трети выпускников хотят связать свое будущее с коммерческой деятельностью, еще четверть — планируют карьеру госслужащих или сотрудников бюджетных организаций. А вот в науку мечтают пойти меньше 1% молодых людей, получивших высшее образование.
Во многом это вызвано общественной оценкой работы в НИИ и в научных лабораториях. В России только треть родителей советуют своим детям карьеру ученого, тогда как в США, к примеру, таких семей около 80%.
В этой связи напрашивается закономерный вопрос: почему в XXI научно-техническом веке в нашей стране студенты не планируют работать на технологический прогресс России, тогда как в Америке об этом мечтает значительная часть выпускников?
Многочисленные исследования о заработных платах в ЕС и США показали прямую взаимосвязь между престижем профессии и оплатой труда. В эпоху тотального потребления таланты идут туда, где предлагают высокие зарплаты. Именно поэтому американские родители в подавляющем большинстве агитируют своих детей «сделать карьеру ученого», а не чиновника.
В частности, заокеанский портал Balance Careers (о трудовых отношениях в США — авт.) указывает на очевидные минусы работы чиновников, прежде всего, в виде зарплаты этой категории трудящихся. Плюсами называется стабильность и — чего греха таить — невысокая трудовая дисциплина. В принципе и здесь можно сделать карьеру, но выиграть в лотерею проще.
Так, по данным на 9 января 2019 года средний сотрудник государственного офиса США получает $ 31 512 в год, причем в начале карьеры ему назначат ничтожные по американским меркам $ 16 000. Кстати, индексация оплаты труда госслужащих регулярно отстает от уровня инфляции, отмечает Balance Careers.
Средний исследователь научной лаборатории в Соединенных Штатах зарабатывает в год $ 142 120, инженер-конструктор — $ 127 500, научный сотрудник — $ 103 040, то есть в 3–4 раза больше, чем клерки правительственных офисов. Причем, вакансии исчисляются тысячами, а то и десятками тысяч в зависимости от научного или инженерного направления. Фактически, выпускники американских вузов имеют стопроцентное трудоустройство, правда, при условии профпригодности. Там не к ЕГЭ готовятся, а к тесту на рабочее место.
Конечно, часть из американских выпускников университетов с треском вылетают с высокооплачиваемой работы, не справившись с темпом и качеством научных исследований или инженерных изысканий. Но все-таки фактор высшего образования за океаном является важнейшим в жизненных планах среднего американского школьника или студента.
Чтобы картина была яснее, приведем зарплаты градоначальников. К примеру, мэр Линкольна (с населением почти 300 тысяч человек), административного центра штата Небраска, зарабатывает $ 83 606 в год. А мэр Сидар-Рапидс, (125 тысяч жителей) второго по величине города в американском штате Айова, имеет годовую зарплату в размере $ 35203.
Более того, для некоторых небольших городских поселений зарплата мэров вообще равна нулю или $ 1. Согласно данным газеты South Whidbey, 6 поселений из 92 опрошенных населенных пунктов с числом жителей от 700 до 5000 человек вообще не платили мэру ни цента, а 17 городков вознаградили своих градоначальников скромными $ 10 000 в год. Добавим, что в большинстве небольших городов должность мэра не является штатной.
Ясно, что американские чиновники рангом пониже, вроде наших «прославившихся» чиновниц с Алтая, Новгорода, не будут учить «уму-разуму» налогоплательщиков с высоты своего положения. Просто потому, что их доходы равны или меньше, чем даже зарплаты начинающих учителей, не говоря уже о врачах. Это все равно, если, к примеру, начальник управления политики и реализации программ общественного развития Алтайского края Екатерина Четошникова получала бы чуть больше МРОТ. Тогда она не заявила бы о неадекватности начинающих учителей, которые хотят зарабатывать больше, чем 9 тысяч рублей.
Безусловно, студенты российских вузов видят все эти жуткие перекосы на рынке труда и не верят в «официальную статистику» о доходах молодых ученых, якобы получающих по 100 тысяч и более рублей. Как говорят в народе, коли было бы это так, очередь в научные лаборатории стояла бы до Кремля.
Если уж копировать у Америки структурные реформы, то начинать нужно с создания новой реальности, при которой доходы ученых окажутся таковыми, что 80% родителей будут «толкать» своих детей в науку. При этом обесценить чиновничье сословие до уровня реальных слуг народа.
Правда, для этого требуется создать эффективные механизмы, при которых коммунальное хозяйство работало бы как часы, а мэры и их команды служили «ночными сторожами» в своих городах. Но вместо этого правительство Медведева изобретает велосипед с квадратными колесами в виде триллионных прожектов с непонятными эффектами. Хотя новые технологии значат куда больше, чем мега-стройки у черта на куличках.
Комментарии (0)