Как Петлюра и Петрушевич не поделили «соборную» Украину - «Антимайдан»
- 00:26, 23-янв-2019
- Новости дня
- Любава
- 0
Фото: www.globallookpress.com
22 января на Украине отмечается так называемый «День соборности», установленный в 1999 году в память о подписании «Акта Злуки» между Украинской народной республикой и Западно-Украинской народной республикой. В нынешнем году это событие отмечает вековой юбилей
К началу 1919 года на территории малороссийских и новороссийских губерний ушедшей в небытие Российской империи царили хаос, анархия и борьба всех против всех. Во многих городах и местечках власть менялась столь часто и стремительно, что тамошние обыватели не успевали отойти от грабежей и погромов одних «хозяев жизни», как им на смену тут же приходили новые. И те и другие испытывали по отношению друг к другу отнюдь не братские чувства, но их роднило и объединяло главное – желание поживиться за чужой счёт. При этом низменные страсти прикрывались, как правило, идеологической шелухой самых различных цветов и оттенков – от борьбы за «вильну самостийну Украину» до желания принести на своих штыках все прелести большевистской или свободно-анархической республики.
Два украинца и три гетмана
В это время на том пространстве ойкумены, которое ныне занимает Украина, вели борьбу за существование сразу три самопровозглашённых государственных образования с таким названием. На самом деле их, конечно, было гораздо больше, ведь почти в каждом уезде сидел и проводил «коньфиксации» с социальными «экскрементами» свой местный «батька Ангел» с амбициями и планами не меньшими, чем у Наполеона или Юлия Цезаря. Однако зачатки государственности и функционирование в том или ином виде соответствующих институций можно было обнаружить лишь у Украинской народной республики (УНР), Западно-Украинской народной республики (ЗУНР) и Украинской социалистической советской республики (УССР), политическими центрами которых по состоянию на январь 1919 года являлись, соответственно, Киев, Станислав (ныне – Ивано-Франковск) и Харьков.
Во главе УНР стояла так называемая Директория во главе с бывшими деятелями Центральной рады Владимиром Винниченко и головным атаманом Симоном Петлюрой. После поражения Германии в Первой мировой войне, когда стало ясно, что дни зависимой от Берлина «Украинской державы» гетмана Скоропадского сочтены, Петлюра при непосредственной поддержке галицких «сечевых стрельцов» поднял восстание. 14 декабря 1918 года, сломив сопротивление оставшихся лояльными гетману русских офицеров и юнкеров, петлюровцы заняли Киев. Однако с востока уже началось энергичное наступление большевиков, не связанных более условиями «похабного» Брестского мира. Последние также учредили своё «Временное рабоче-крестьянское правительство Украины» во главе с Георгием Пятаковым, которое в начале января 1919 года расположилось в занятом красноармейцами Харькове и предъявило ультиматум Директории с требованием самороспуска.
Владимир Винниченко. Фото: www.globallookpress.com
В западной части Украины, до конца 1918 года пребывавшей в составе Австро-Венгрии, провозглашённая галицийскими самостийниками ЗУНР во главе с Евгением Петрушевичем противостояла новообразованному Польскому государству. При этом изначально сопутствовавший галичанам военный и политический успех быстро сменился серией поражений и неудач, вследствие которых стремившимся к возрождению Речи Посполитой «от моря до моря» полякам удалось овладеть Львовом. Перебравшееся сначала из Львова в Тарнополь (ныне – Тернополь), а затем - в Станислав Правительство ЗУНР стало вести переговоры с Директорией УНР об объединении двух республик в рамках федерации и оказании взаимной военной помощи. В результате 22 января 1919 года на Софийской площади Киева состоялось торжественное подписание «Акта Злуки» – договора об объединении УНР и ЗУНР в единое государство.
Как «злука» превратилась в «зраду»
Однако трогательное единение «схидняков» и «галичан», которое в современной Украине гордо именуется «Днём соборности», просуществовало всего лишь несколько месяцев. Уже летом 1919 года «злука» запахла «зрадой». Наступающие красные войска отбросили формирования действующей армии УНР во главе с принявшим диктаторские полномочия «головным атаманом» Петлюрой далеко на запад, в сторону реки Збруч, ранее представлявшей собой естественную границу между Россией и Австро-Венгрией. Именно в это время современники придумали издевательскую, но метко отражавшую суть данного политического явления поговорку, не нуждающуюся в дополнительных пояснениях: «В вагоне Директория, под вагоном территория».
А по другую сторону Збруча между тем оказалась разгромленная поляками и румынами галицкая армия. В то же время между двумя украинскими «гетьманами» Петлюрой и Петрушевичем уже возник серьёзный разлад из-за намерения председателя Директории УНР заключить мир с поляками ценой уступки им галицких и волынских земель в обмен на военную помощь против большевиков. После того как Петрушевич отчаянно пытался организовать контрнаступление галичан против поляков и по примеру Петлюры возложил на себя диктаторские полномочия, последний исключил его из состава Директории УНР.
Окончательный захват поляками территории ЗУНР и переход галицкой армии за Збруч успешно совпал по времени с началом мощного и ошеломительного для большевиков наступления белогвардейской армии генерала Антона Деникина на Москву. Успешное продвижение поборников «единой и неделимой России» и освобождение ими обширных русских территорий Новороссии и Малороссии отвлекло на себя значительные силы красных, что позволило объединившимся формированиям петлюровцев и галичан прийти в чувство и даже развернуть поход на Киев. В «Матерь городов русских» они вошли 31 августа 1919 года без боя одновременно с группой Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) генерала Николая Бредова.
Заслуживает внимания тот факт, что ни галичане во главе с бывшим австро-венгерским подполковником Антоном Кравсом, ни русские белогвардейцы изначально не стремились воевать друг против друга. Всё испортила пьяная выходка одного петлюровского сотника, который сорвал с Киевской городской думы российский флаг. Непродолжительное боестолкновение предсказуемо закончилось поражением украинских самостийников. Сами они в своих воспоминаниях честно объясняли это тем, что добровольцы (белогвардейская Добровольческая армия - прим. ред.) «в городе ориентировались лучше и быстрее», да и местное население «было за добровольцев».
Окончательный крест на «злуке» был поставлен после того как оказавшиеся в безвыходном положении, изнывающие от эпидемии тифа и необходимости вести борьбу на два фронта галичане… заключили с русскими белогвардейцами военно-политический союз – так называемые Зятковские соглашения. В результате 15-тысячная группировка галичан, порвав с петлюровцами, вошла в состав Вооружённых сил Юга России. Правда, галичане оказались очень ненадёжными союзниками, и как только белые стали терпеть поражение за поражением, переметнулись на сторону Красной армии, откуда многие потом так же «доблестно» перебежали к полякам. Впрочем, это уже совсем другая история.
Фото: www.globallookpress.com
Главный могильщик «соборной» Украины, или За что Петлюре ставят памятники
В то же время Петлюра активно вёл переговоры со злейшими врагами галичан – поляками, которые захватили Каменец-Подольский, где пребывало Правительство ЗУНР во главе с Петрушевичем. В результате западноукраинскому диктатору спешно пришлось перебираться в Австрию и демонстративно денонсировать «Акт Злуки». А 21 апреля 1920 года Симон Петлюра заключил с польским диктатором Юзефом Пилсудским Варшавский договор. Это соглашение предусматривало не только совместную борьбу против большевиков, но и значительные уступки полякам в обмен на признание политического статуса Петлюры как головного атамана и председателя Директории УНР.
В частности, он уступал полякам Галицию, большую часть Волыни, Лемковщину, Надсанье и Подляшье, ранее формально входившие в состав ЗУНР. Таким образом, хитрые поляки за счёт Украины смогли восстановить на два десятилетия восточную границу Речи Посполитой до её первого раздела. Ну а что касается самого Петлюры, то вскоре после заключения мира с Советской Россией ему вежливо намекнули на нежелательность дальнейшего пребывания на польской территории.
Надо признать, что это был вполне закономерный финал для «соборной» Украины, которая является образцом подражания для тех политиков с пониженной социальной ответственностью, которые сегодня демонстративно открывают памятники и мемориальные доски Петлюре и его сподвижникам.
Неслучайно, что именно взаимные обвинения во всевозможных «зрадах» и попытки переложить друг на друга ответственность за политические и военные провалы, как и сто лет назад, ныне остаются истинными символами украинской «незалежности» и «соборности». Как известно, истории свойственно повторяться дважды – сначала в виде трагедии, а затем в виде фарса. Поэтому по факту объявившая себя правопреемницей УНР и ЗУНР современная Украина закономерно придёт к столь же бессмысленному финалу своего существования, как и её бесславные предшественницы.
Комментарии (0)