Рада за Русский мир - «Антимайдан»
- 00:21, 15-янв-2019
- Новости дня
- Маланья
- 0
18 января 1654 года состоялась Переяславская рада. О ее предпосылках, действующих силах и сакральном смысле «Военно-промышленному курьеру» рассказал известный кинорежиссер и сценарист, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко.
– Владимир Владимирович, приближается 365-летие Переяславской рады, объединившей Украину и Россию. Ныне об этом событии мало кто вспоминает, как будто и не было нашего братства, крещенного святой водой…
– Мы-то с вами помним – уже хорошо. И весь истинно Русский мир помнит и понимает, что 365 лет назад случилось историческое соединение двух ветвей одного народа, который был условно разделен. Между русскими и жителями нынешней Восточной Украины никакой разницы нет – одна вера, одна кровь. Да, Западная Украина не имеет никакого отношения к нам, а мы – к ней. А что касается Восточной, то это южная ветвь единого народа. Киев – Матерь городам русским, это нас объединяло, объединяет и будет объединять. Именно поэтому 365-летие Переяславской рады для нас – чрезвычайно важная дата.
– Наверное, уместно вспомнить, что предшествовало Переяславской раде, как она проходила?
– В первой половине XVII века земли нынешней Украины входили в состав Речи Посполитой, Венгрии, Османской империи и России. Наибольшая часть – от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска – пребывала под польской властью. Борьба народа против польской шляхты в 1648–1654 годах вылилась в настоящую войну, возглавленную гетманом Богданом Хмельницким. Она шла с переменным успехом то одной, то другой стороны. К концу шестого года этой войны в результате непрерывных боев с польскими войсками и вероломных набегов крымских татар целые области Малороссии были опустошены. Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского войска в русское подданство. Тем более что к Москве тяготела и народная масса, видевшая в ней опору православия, убежище от польского насилия.
“ Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского войска в русское подданство ”Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского (1591–1593), Павлюка (1637), Острянина (1638). От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648-го.
Осенью 1653 года Земский собор принял решение о включении левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. И в октябре для ведения переговоров снарядили большое посольство во главе с боярином Бутурлиным. 10 января 1654-го оно прибыло в Переяславль. Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых тем, что была явной всему народу, то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем – Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков – 14 из 17.
Открывая Раду, Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет, о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей. В заключение гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство, и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя были вручены грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Вся Рада дружно кричала: «Навiки разом!» («Навеки вместе!»).
После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях Гетманщины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян. Переяславская рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева, который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной. Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл.
– Не случайно именно с осуждения, а можно сказать, с проклятия Переяславской рады в Киеве в 2014 году начался майдан.
– Именно поэтому мы вспоминаем Переяславскую раду как священное действо. Сегодня незалежной правят силы, которые не имеют ничего общего с интересами как своей страны, так и всего Русского мира. Кураторы нынешней киевской власти поставили своей целью разрушить восточнославянское братство и превратить Украину в антиРоссию. Ставка сделана на олигархические кланы, которые, обогащаясь, дербанят страну, превращают ее в экономически отсталую и зависимую окраину Запада. Усилиями СМИ ведется оболванивание народа, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Пример тому – вступивший в силу томос «новой церкви» Украины. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнив об отделении Церкви и религии от государства, обвинил президента Петра Порошенко в беспрецедентном вмешательстве в религиозную жизнь. И заявил о том, что масштабные акции по изъятию храмов УПЦ, на чем настаивают киевские власти, может обернуться кровавыми конфликтами.
– В истории взаимоотношений великороссов и малороссов, последовавших за Переяславской радой, не раз возникали периоды кровавых междоусобиц, которые перечеркивали ее волю и присягу «Навiки разом!». Одним из них был период Руины, который стал результатом предательства старшинской верхушки во главе с гетманом Иваном Выговским и окрасил кровью двадцатилетие второй половины ХVII века. С тем же столкнулись и в годы Гражданской войны, когда Центральная рада, а затем глава Директории УНР Симон Петлюра призвали на Украину немецкие, австро-венгерские войска и польских интервентов…
Фото: rusvesna.su
– А еще был Гитлер, начавший Великую Отечественную войну с мечтой об отделении Украины... С такими же планами пересек границы Российской империи в 1812 году и Наполеон. Весь наш исторический опыт свидетельствует о том, что восточнославянское единство противоречило и противоречит гегемонистским (сейчас предпочитают говорить геополитическим) интересам Запада. И он делает все возможное, чтобы не дать нашему братскому союзу упрочиться. Переяславская рада, например, переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. Осознание этого ущемляет самолюбие многих видных поляков и питает их нелюбовь к России. Именно этим можно объяснить русофобство, например, Збигнева Бжезинского, который еще в начале 90-х в книге «Великая шахматная доска» («Великий цугцванг») писал, что с Украиной Россия – великая держава, а без Украины – нет. Поэтому главные усилия глобалистов нашего времени были направлены на то, чтобы оторвать Украину от России. Сегодня они, можно сказать, торжествуют.
Кстати, во многом способствует им политика нашей, так сказать, элиты. Навязывается представление, будто Россия появилась на свет 12 июня 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете. Такой у нас теперь «день рождения». Но это же умопомрачение! Родословную нашего государства надо вести с Крещения Руси, когда мы были вместе с теперешними Украиной и Белоруссией. А этот бред о «суверенитете» сегодня играет на руку нашим «друзьям» за океаном. И содействует тому, чтобы пять миллиардов долларов, которые США потратили на промывку мозгов украинцам, не пропали даром, сделали свое дело.
Однако этот же многовековой исторический опыт однозначно свидетельствует о том, что все без исключения попытки отказаться от сделанного в Переяславле выбора и развернуть Украину на Запад всегда ставили страну на грань национальной катастрофы. Именно это мы и наблюдаем сейчас – Украина переживает и церковный, и культурный, и межэтнический разлом. А породили его отказ от Переяславской рады, майдан. И сколько бы заклинаний про целостность Украины сейчас на властном олимпе ни произносилось, в нынешней катастрофе виновны те, кто устроил государственный переворот и пролил в результате кровь. Но, говоря об этом, хочу подчеркнуть: вместе с Украиной страдает сейчас, переживает трагедию и Россия, весь Русский мир, которому навязывают «европейский выбор».
– Есть надежда, что выберемся из нынешней «руины»?
– Я уверен в этом, и делаю все возможное, чтобы способствовать восточнославянскому единению. Главное сейчас – разрушить «берлинскую стену» между Россией и Украиной, не пускать процесс на самотек, как было раньше, а созидательно и ответственно работать в этом направлении. Допустим, 4 ноября мы отмечаем в России дату, связанную с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612 году. Во главе движения стояли Минин и Пожарский. Но основной удар, разграбив Первопрестольную, нанесли запорожские казаки во главе с гетманом Сагайдачным, ибо их среди штурмующих было намного больше, чем поляков. Об этом редко вспоминают, а надо бы почаще для осознания ситуации и постижения истины.
Лев Гумилев о событиях того времени с высоты 300-летнего расстояния написал: «Первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Об это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса – русский и украинский – соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза». Именно поэтому я уверен: мы снова будем вместе!
– Позвольте в завершение спросить вас как создателя фильма «Тарас Бульба»: что бы он сказал о нынешней ситуации на Украине?
– А он еще тогда говорил по этому поводу. Стоит перечитать, как Гоголь описал казнь Тараса Бульбы: «…Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. «Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!». А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву…»
«Тарас Бульба» – гоголевское предостережение тем, кто раздувает огонь вражды между Россией и Украиной. «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру, – восклицает в авторском отступлении Николай Гоголь. – Нет силы сильнее веры!».
Беседовал Павел Анохин
Опубликовано в выпуске № 1 (764) за 15 января 2019 года
Комментарии (0)