Три секретные задачи неуловимого российского подводного беспилотника - «Новости дня»

  • 15:20, 10-янв-2019
  • Новости дня
  • Oakman
  • 0


Атаку новейшего российского подводного беспилотника «Посейдон» не способны отразить не только современные, но и перспективные средства противолодочной и противоторпедной обороны США, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.



Неуязвимость «Посейдона» со стороны противоторпед и прочего вооружения ВМС США основана на двух уникальных свойствах беспилотника, разработанного в ЦКБ морской техники «Рубин» и СПМБ «Малахит». Во-первых, его скорость превышает 200 км/ч. Это стало возможно благодаря использованию кавитационного эффекта. В этой области подводного движения Россия является пионером. Теория кавитационного движения начала разрабатываться в Советском Союзе в одном из филиалов ЦАГИ в конце 40-х годов. Оно представляет собой «подводный полет» снаряда, окруженного воздушным пузырем. Точнее — паром, который вырабатывается парогенератором.



Первые практические результаты были получены в шестидесятые годы, когда начались испытания торпеды «Шквал», скорость которой достигала 370 км/ч. Несмотря на получение разведывательных данных, Пентагон до 1977 года не верил в возможность создания такого оружия. Ну, а в 1977 году, торпеда была принята на вооружение.



Однако довольно скоро в ней разочаровались. «Шквал» во время движения так громко шумел и оставлял за собой отчетливый след на поверхности воды, что это мгновенно демаскировало запустившего торпеду подводную лодку. Был и еще один недостаток — небольшая рабочая глубина торпеды, равная шести метрам. В конце концов, от «Шквала» отказались.



У «Посейдона» другая идеология использования. Покинув лодку-носитель, он продолжает движение самостоятельно. При этом существуют два режима. Основной предполагает скрытное движение на относительно невысоких скоростях порядка 50 км/ч. В этом режиме беспилотник в силу особенности своей конструкции практически не излучает акустических волн, то есть является «аппаратом-невидимкой». Подсчитано, что самые совершенные американские гидроакустические станции способны обнаружить «Посейдон» не дальше, чем на расстоянии в 2–3 км.



В случае своего обнаружения системами противолодочной обороны «Посейдон» переходит на экстренный режим. Источник ТАСС в ОПК, сообщил, что его скорость превышает 200 км/ч. Но это означает, что она может быть и близкой к показателям «Шквала». Хотя и 200 км/ч вполне достаточно для того, чтобы уйти от преследования торпед противника. Потому что скорость самой быстрой и массовой американской торпеды Mark 48 равна 100 км/ч. Но для американской торпеды «Посейдон» недоступен еще и потому, что он перемещается на глубине в 1000 метров.



Недоступен он и для глубоководной евроторпеды MU90 IMPACT. На максимальной скорости в 93 км/ч она может пройти только 10 км.



Вероятность перехвата практически сводится к нулю благодаря тому, что «Посейдон» активно маневрирует на глубине. Эти уникальные возможности, скоростные и динамические, получены благодаря использованию компактной ядерной энергетической установки.



Точной технической информации относительно характеристик главных систем «Посейдона» не существует. Однако есть экспертные оценки, основанные на частично раскрытых параметрах беспилотника. А раскрыты они были во время трансляции военно-технического совещания с участием Путина, когда камера несколько секунд показывала слайд с эскизом «Статуса-6», как тогда назывался «Посейдон», и его описанием с приведением некоторых цифр.



Так вот эксперты, сходятся во мнении, что примененная в беспилотнике ядерная энергетическая установка выдает мощность в 8 МВт. В качестве теплоносителя, отбирающего энергию из активной зоны реактора, используется жидкий (расплавленный) металл. Такие реакторы обладают двумя достоинствами, которые как нельзя лучше пригодны для подводных перемещающихся аппаратов. Во-первых, они абсолютно бесшумны. Потому что в них в качестве перекачивающего устройства используется магнитогидродинамический насос, работающий на электромагнитном принципе. То есть он не имеет никаких вращающихся и движущихся деталей.



Во-вторых, реактор на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) позволяет практически мгновенно по сравнению с водо-водяными реакторами менять режимы работы. Для «Посейдона» это необходимо для того, чтобы с минимальной задержкой переходить из низкоэнергетического режима, обеспечивающего бесшумное подкрадывание беспилотника, к режиму полного хода, когда необходимо отрываться от выпущенных противником торпед. Если в водо-водяном реакторе резко поднять мощность, то лавинообразное возрастание давления пара в контуре может привести к взрыву. При резком повышении температуры жидкого металла он расширяется незначительно.



В результате экспериментов на стенде АМБ-8КМ1 с реакторами на ЖМТ, которые проводятся в Научно-исследовательском институте им. Александрова, было установлено, что смена режима происходит в пределах одной минуты. Этого вполне достаточно для того, чтобы обнаружив атаку, уйти от торпед противника на недостижимой для них скорости.



Ядерная энергетическая установка обеспечивает дальность хода, превышающую 10 тыс. км. В качестве навигационного средства используется инерциальная система, а также отслеживание перемещения по карте рельефа морского дна. Рельеф фиксируется при помощи 3D сонара, расположенного в головной части «Посейдона».



Эксперты единодушно сходятся во мнении относительно того, что носовой антенной возможности гидроакустической станции «Посейдона» не ограничиваются. Что в определенной степени она использует принципы, заложенные в глубоководную тепловую торпеду «Физик-1». То есть имеются антенны, расположенные по бокам для кругового прослушивания. Разумеется, ГАС работает как в пассивном, то есть ничего не излучая, так и в активном режиме. Активный режим необходим для того, чтобы производить атаку на авианосцы даже в том случае, если все корабли АУГ, включая «плавучий аэродром», решили спрятаться, заглушив не только двигатели, но и все надпалубные и подпалубные шумящие механизмы.



«Посейдон» — это многоцелевой подводный аппарат. В наиболее грозном варианте он является оружием ядерного сдерживания. Оснащенный 100-мегатонной ядерной боеголовкой с кобальтовой секцией, приводящей к максимально «грязному» радиационному заражению громадной территории, он значительно эффективнее «классических» МБР. Потому что данный боезаряд может быть доставлен беспилотником «на исходные позиции» заблаговременно. И находиться в режиме ожидания сколь угодно длительное время у побережья Североамериканского материка. То есть если ракете надо потратить время, чтобы долететь до назначенной ей цели и при этом преодолеть систему противоракетной обороны, то «Посейдон» уже «на месте» и уже ожидает команду на срабатывание боезаряда. Так что у него «нулевое время подлета».



Разумеется, для решения данной задачи беспилотник должен быть оснащен надежной системой связи. Связь с подводными лодками реализуется двумя способами. Первый из них представляет собой передачу информации гидроакустическим способом с помощью командных судов. Однако в данном случае это неприменимо, поскольку судно должно находиться на незначительном (по морским меркам) расстоянии от занявшего боевую позицию беспилотника. То есть почти в территориальных водах США.



Второй способ — связь с помощью сверхдлинных радиоволн, которые способны проникать на глубину до 150 метров. Узлы такой связи (передатчики) находятся на Кольском полуострове, в Нижегородской области и в Беларуси. Для оружия сдерживания данный способ более подходит.



Еще одна боевая задача «Посейдона» — уничтожение авианосных ударных групп. Для чего беспилотник должен оснащаться не ядерной боевой частью, а проникающей фугасной большой мощности. «Транспортные» возможности «Посейдона» позволяют воспользоваться БЧ, масса которых может достигать нескольких тонн. Это намного больше по мощности, чем БЧ современных торпед, весящих не больше 500 кг.



И, наконец, третья задача — разведка. Материал, собранный в процессе автономного плавания, «Посейдон» передает, вернувшись на материнскую подводную лодку. В качестве носителей беспилотников предполагается использовать специализированную атомную подводную лодку проекта 09851 «Хабаровск». Она способна вмещать шесть беспилотников. Ее строительство предполагается завершить в 2020 году. А до этого момента в испытаниях «Посейдона» принимает участие дизель-электрическая подводная лодка проекта 20120 «Саров».


Атаку новейшего российского подводного беспилотника «Посейдон» не способны отразить не только современные, но и перспективные средства противолодочной и противоторпедной обороны США, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. Неуязвимость «Посейдона» со стороны противоторпед и прочего вооружения ВМС США основана на двух уникальных свойствах беспилотника, разработанного в ЦКБ морской техники «Рубин» и СПМБ «Малахит». Во-первых, его скорость превышает 200 км/ч. Это стало возможно благодаря использованию кавитационного эффекта. В этой области подводного движения Россия является пионером. Теория кавитационного движения начала разрабатываться в Советском Союзе в одном из филиалов ЦАГИ в конце 40-х годов. Оно представляет собой «подводный полет» снаряда, окруженного воздушным пузырем. Точнее — паром, который вырабатывается парогенератором. Первые практические результаты были получены в шестидесятые годы, когда начались испытания торпеды «Шквал», скорость которой достигала 370 км/ч. Несмотря на получение разведывательных данных, Пентагон до 1977 года не верил в возможность создания такого оружия. Ну, а в 1977 году, торпеда была принята на вооружение. Однако довольно скоро в ней разочаровались. «Шквал» во время движения так громко шумел и оставлял за собой отчетливый след на поверхности воды, что это мгновенно демаскировало запустившего торпеду подводную лодку. Был и еще один недостаток — небольшая рабочая глубина торпеды, равная шести метрам. В конце концов, от «Шквала» отказались. У «Посейдона» другая идеология использования. Покинув лодку-носитель, он продолжает движение самостоятельно. При этом существуют два режима. Основной предполагает скрытное движение на относительно невысоких скоростях порядка 50 км/ч. В этом режиме беспилотник в силу особенности своей конструкции практически не излучает акустических волн, то есть является «аппаратом-невидимкой». Подсчитано, что самые совершенные американские гидроакустические станции способны обнаружить «Посейдон» не дальше, чем на расстоянии в 2–3 км. В случае своего обнаружения системами противолодочной обороны «Посейдон» переходит на экстренный режим. Источник ТАСС в ОПК, сообщил, что его скорость превышает 200 км/ч. Но это означает, что она может быть и близкой к показателям «Шквала». Хотя и 200 км/ч вполне достаточно для того, чтобы уйти от преследования торпед противника. Потому что скорость самой быстрой и массовой американской торпеды Mark 48 равна 100 км/ч. Но для американской торпеды «Посейдон» недоступен еще и потому, что он перемещается на глубине в 1000 метров. Недоступен он и для глубоководной евроторпеды MU90 IMPACT. На максимальной скорости в 93 км/ч она может пройти только 10 км. Вероятность перехвата практически сводится к нулю благодаря тому, что «Посейдон» активно маневрирует на глубине. Эти уникальные возможности, скоростные и динамические, получены благодаря использованию компактной ядерной энергетической установки. Точной технической информации относительно характеристик главных систем «Посейдона» не существует. Однако есть экспертные оценки, основанные на частично раскрытых параметрах беспилотника. А раскрыты они были во время трансляции военно-технического совещания с участием Путина, когда камера несколько секунд показывала слайд с эскизом «Статуса-6», как тогда назывался «Посейдон», и его описанием с приведением некоторых цифр. Так вот эксперты, сходятся во мнении, что примененная в беспилотнике ядерная энергетическая установка выдает мощность в 8 МВт. В качестве теплоносителя, отбирающего энергию из активной зоны реактора, используется жидкий (расплавленный) металл. Такие реакторы обладают двумя достоинствами, которые как нельзя лучше пригодны для подводных перемещающихся аппаратов. Во-первых, они абсолютно бесшумны. Потому что в них в качестве перекачивающего устройства используется магнитогидродинамический насос, работающий на электромагнитном принципе. То есть он не имеет никаких вращающихся и движущихся деталей. Во-вторых, реактор на жидкометаллическом теплоносителе (ЖМТ) позволяет практически мгновенно по сравнению с водо-водяными реакторами менять режимы работы. Для «Посейдона» это необходимо для того, чтобы с минимальной задержкой переходить из низкоэнергетического режима, обеспечивающего бесшумное подкрадывание беспилотника, к режиму полного хода, когда необходимо отрываться от выпущенных противником торпед. Если в водо-водяном реакторе резко поднять мощность, то лавинообразное возрастание давления пара в контуре может привести к взрыву. При резком повышении температуры жидкого металла он расширяется незначительно. В результате экспериментов на стенде АМБ-8КМ1 с реакторами на ЖМТ, которые проводятся в Научно-исследовательском институте им. Александрова, было установлено, что смена режима происходит в пределах одной минуты. Этого вполне достаточно для того, чтобы обнаружив атаку, уйти от торпед противника на недостижимой для них скорости. Ядерная энергетическая установка обеспечивает дальность хода, превышающую 10 тыс. км. В качестве навигационного средства используется инерциальная система, а также отслеживание перемещения по карте рельефа морского дна. Рельеф фиксируется при помощи 3D сонара, расположенного в головной части «Посейдона». Эксперты единодушно сходятся во мнении относительно того, что носовой антенной возможности гидроакустической станции «Посейдона» не ограничиваются. Что в определенной степени она использует принципы, заложенные в глубоководную тепловую торпеду «Физик-1». То есть имеются антенны, расположенные по бокам для кругового прослушивания. Разумеется, ГАС работает как в пассивном, то есть ничего не излучая, так и в активном режиме. Активный режим необходим для того, чтобы производить атаку на авианосцы даже в том случае, если все корабли АУГ, включая «плавучий аэродром», решили спрятаться, заглушив не только двигатели, но и все надпалубные и подпалубные шумящие механизмы. «Посейдон» — это многоцелевой подводный аппарат. В наиболее грозном варианте он является оружием ядерного сдерживания. Оснащенный 100-мегатонной ядерной боеголовкой с кобальтовой секцией, приводящей к максимально «грязному» радиационному заражению громадной территории, он значительно эффективнее «классических» МБР. Потому что данный боезаряд может быть доставлен беспилотником «на исходные позиции» заблаговременно. И находиться в режиме ожидания сколь угодно длительное время у побережья Североамериканского материка. То есть если ракете надо потратить время, чтобы долететь до назначенной ей цели и при этом преодолеть систему противоракетной обороны, то «Посейдон» уже «на месте» и уже ожидает команду на срабатывание боезаряда. Так что у него «нулевое время подлета». Разумеется, для решения данной задачи беспилотник должен быть оснащен надежной системой связи. Связь с подводными лодками реализуется двумя способами. Первый из них представляет собой передачу информации гидроакустическим способом с помощью командных судов. Однако в данном случае это неприменимо, поскольку судно должно находиться на незначительном (по морским меркам) расстоянии от занявшего боевую позицию беспилотника. То есть почти в территориальных водах США. Второй способ — связь с помощью сверхдлинных радиоволн, которые способны проникать на глубину до 150 метров. Узлы такой связи (передатчики) находятся на Кольском полуострове, в Нижегородской области и в Беларуси. Для оружия сдерживания данный способ более подходит. Еще одна боевая задача «Посейдона» — уничтожение авианосных ударных групп. Для чего беспилотник должен оснащаться не ядерной боевой частью, а проникающей фугасной большой мощности. «Транспортные» возможности «Посейдона» позволяют воспользоваться БЧ, масса которых может достигать нескольких тонн. Это намного больше по мощности, чем БЧ современных торпед, весящих не больше 500 кг. И, наконец, третья задача — разведка. Материал, собранный в процессе автономного плавания, «Посейдон» передает, вернувшись на материнскую подводную лодку. В качестве носителей беспилотников предполагается использовать специализированную атомную подводную лодку проекта 09851 «Хабаровск». Она способна вмещать шесть беспилотников. Ее строительство предполагается завершить в 2020 году. А до этого момента в испытаниях «Посейдона» принимает участие дизель-электрическая подводная лодка проекта 20120 «Саров».


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!