Прольётся ли кровь во время ЧМ - 2018? - «Новости дня»
- 10:08, 30-май-2018
- Новости дня
- Higgins
- 0
Рамадан закончится 15 июня. А Чемпионат мира по футболу начнется 14 июня: первый матч состоится между Россией и Саудовской Аравией, двумя государствами, против которых ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в России — прим. ред.) намеревалось нанести удар.
Сочувствующие ИГИЛ продолжают угрожать в интернете терактами во время ближайшего Чемпионата мира по футболу, который состоится в России с 14 июня по 15 июля этого года. На данный момент официальная группировка ИГИЛ не упоминала в своей официальной прессе (существует еще и ее необщедоступный вариант) Чемпионат мира в России, хотя в силу многонационального характера это событие становится символической и единогласно приемлемой целью для террористов.
Угрозы и масштабный интерес сочувствующих террористам лиц совсем не удивительны, достаточно вспомнить Олимпиаду в Рио 2016 года. Чтобы привлечь сочувствующих, два года назад проигиловская пропаганда распространялась по социальным сетям и впервые была переведена на португальский язык. Та же самая стратегия применялась и перед другими Олимпийскими играми — в Сочи и в Пекине. Уже почти три недели угрозы в отношении Чемпионата мира переводятся на русский язык.
Следует подчеркнуть, что сообщения от ИГИЛ обладают необходимым весом, чтобы создать «подразделения» для запланированных и крупномасштабных терактов. Проигиловские сообщения (за которые организация берет ответственность в любом случае, руководствуясь стратегическими соображениями) обращены к воинам халифата, тем, кто выступает за идею, но никогда не имел непосредственного контакта с центральной ячейкой организации.
Уже в 2014 году «Аль-Каида» (организация признана террористической и запрещена в России — прим. ред.) рекомендовала выбирать особые поводы, такие как предвыборные кампании, благотворительные мероприятия, спортивные события и концерты, для проведения терактов. На своих общедоступных ресурсах ИГИЛ не раз говорило о Чемпионате мира в России как о цели для нанесения удара, на стадионах «Исламскому государству» уже удавалось совершать нападения.
Зачем совершать теракты на стадионах?
Терроризм нацелен на разрушение классических схем за счет изменения и переформирования известного обществу статуса-кво.
В культурном контексте стадионы — это воплощение храмов спорта. Джихадисты расценивают стадионы так же, как и церкви, из-за роли, которую они выполняют в жизни «кяфиров» («неверных» — последователи ИГИЛ считают, что исповедуют ислам в наиболее результативной его форме). Спорт воодушевляет людей, отвлекает от трагичности жизни, вызывает у них противоположные чувства. Спорт — это развлечение, возможно, даже семейное развлечение. И как раз поэтому место, где проводятся спортивные состязания, становится театром боевых действий.
Стратегия нанесения удара по стадионам (на данный момент локализованная в Европе) уже доказала свою осмысленность, она вписывается в тактику, нацеленную на рассеивание сил, доводя уровень страха в массах до максимума. Стадионы вмещают десятки тысяч человек, а некоторые из них — до 90 тысяч болельщиков. Очевидно, они подходят не для всех видов терактов. В отличие от метрополитена, газовая атака на стадионе не имела бы никакого смысла, потому что там идеальные условия для циркуляции воздуха. Сам по себе стадион обладает одним определяющим фактором: он вмещает толпу, которая в кратчайшее время способна стать неуправляемой. Если бы одному из парижских террористов, например, удалось взорвать себя или снаряд на трибуне, ломящейся от болельщиков, последствия были бы невероятно трагичными. Эта толпа, ожидающая зрелища (в прямом эфире на глазах у всего мира), в случае теракта на выходе со стадиона превратилась бы в прорывную силу, не контролируемую стюардами стадиона. А если принять в расчет усиленный контроль, который теоретически должен не позволить заминировать основание трибуны стадиона, то подрыв снаряда перед переполненным людьми выходом остается наиболее оптимальной тактикой. Наконец, стадион отличает одна уникальная в своем роде особенность: прямая трансляция в телевизионном эфире. Социальные сети позволяют донести информацию до миллионов человек, но их охват даже отдаленно не сопоставим с прямой трансляцией футбольного матча на телевидении, которая уступает разве что трансляциям матчей по американскому футболу.
Возможные даты и совпадения
Следует внимательно рассмотреть временной промежуток с 28 мая по 4 июня
С началом Рамадана мусульманский мир празднует ниспослание Корана архангелом Гавриилом (Джабраилом) пророку Магомету. Рамадан, девятый месяц года по исламскому календарю, — это период, посвященный в исламе исключительно посту в связи с первым открытием Корана пророку Магомету. Ежегодное соблюдение поста считается одним пяти столпов ислама и обязывает мусульман воздерживаться от греховного поведения и от применения насилия, за исключением случаев самозащиты. В исламском писании говорится, что духовная польза поста приумножается во время Рамадана, а предыдущие прегрешения прощаются. Настоящие практикующие мусульмане, разбросанные по всему миру, чествуют священный месяц в покое и глубоком самонаблюдении. Рамадан завершится 15 июня 2018 года с началом празднования Ураза-байрама, одного из важнейших праздников исламской религии, возвещающего конец поста.
Как это происходило и в прошлом, официальное сообщение «Исламского государства» ожидается в последние десять дней Рамадана до Ночи аль-Кадр (Ночи предопределения). Следует внимательно рассмотреть временной интервал между 28 мая и 4 июня. Неслучайно теракты, произошедшие в Медине, Дакке и Багдаде в 2016 году, случились именно в последние десять дней Рамадана.
Как следует из священных текстов, в Ночь предопределения, или Ночь аль-Кадр, пророк Магомет впервые получил все божественное послание целиком. Называется она так, потому что именно в эту ночь Аллах определяет судьбу на будущий год. В действительности, неизвестно, что это был за день, но обычно указывается одна из нечетных ночей последней декады Рамадана. В прошлом году официальный представитель «Исламского государства» Абу Аль-Хассан Аль-Мухаджир (не имеющий ни подготовки, ни харизмы своего предшественника) опубликовал в Телеграм-канале аудиосообщение, призывающее совершать теракты во время «священного месяца джихада» в Европе, России, Соединенных Штатах, Австралии и Иране (ИГИЛ считает мусульман-шиитов вероотступниками).
Сообщение было распространено 12 июня прошлого года, за 12 дней до окончания Рамадана. Физическое устранение основных фигур движения не сказывается на стратегической цифровой глубине. По исламской традиции, в Ночь предопределения прощаются грехи. В новой интерпретации исламской теологии в версии ИГИЛ убийства, совершенные в последние десять дней Рамадана, считаются религиозным деянием.
Ночь предопределения и начало Чемпионата мира по футболу
Рамадан завершится 15 июня с началом празднований Ураза-байрама. Церемония торжественного открытия 21-го Чемпионата мира по футболу состоится 14 июня перед 80 тысячами зрителей московского стадиона «Лужники». Первый матч чемпионата сыграют Россия и Саудовская Аравия, оба этих государства, как уже говорилось, указывались как мишени ИГИЛ. Помимо проводимой российскими спецслужбами работы, 12 стадионов, на которых будут проходить матчи Чемпионата мира, будут, безусловно, защищены многочисленными защитными сооружениями и воздушным щитом против дронов.
Как террористы превратили Рамадан в месяц войны
Сезонная модель насилия
Пророк Магомет одержал первую мусульманскую победу в истории в ходе так называемой Битвы при Бадре в Рамадан 624 года. Вопреки всем ожиданиям эта победа обеспечила выживание вновь образованного сообщества верующих. Во время Рамадана 630 года Магомет завоевал Мекку. Джихадисты используют подобные исторические отсылки и манипулируют ими в политических целях. Абдулла Аззам, отец современного джихада, в своих текстах утверждал, что «воздержание от джихада — все равно что отказ от поста и молитвы. Лишь при помощи джихада мусульманин может достичь наибольшего духовного возвышения. Верующий относится к земной жизни как к тюрьме и стремится приблизиться к Аллаху». Новая трактовка исламской теологии в версии ИГИЛ восходит к 2014 году и первым проповедям Абу Мухаммеда Аль-Аднани, официального представителя группировки и самопровозглашенного халифа Абу-Бакра Аль-Багдади. Джихадистский язык не следует воспринимать буквально, его необходимо интерпретировать и помещать в определенный контекст с четко обрисованной стратегической целью. Во время своего первого публичного появления в мечети иракского города Мосула Аль-Багдади набросал основы нового исламского радикального менталитета, утверждая правомерность и обязательную природу джихада в Рамадан. Речь Аль-Багдади изымала из контекста классические предписания Корана, чтобы обеспечить религиозную поддержку убийств и мученических миссий.
«Самоотверженные деяния (убийства) во время Рамадана будут оцениваться в тысячи раз выше, чем в любое другое время года. Это месяц, когда пророк наказал войскам сражаться против врагов Аллаха. А Аллаху угодны те, кто убивает врагов в его честь».
Этот простой переход фактически возвел джихад во время Рамадана в ранг непременного долга мусульман. Убийство неверных, всегда происходящее по божьей воле, во время Рамадана приобретало еще большую ценность, так как преумножало духовные воздаяния. Таким образом, исламские священные тексты оказались перевернуты с ног на голову сообщениями, призывающими «добиться наивысшей награды во время Рамадана». С точки зрения ИГИЛ, убийство во время Рамадана считается не нарушением Корана, а непременной обязанностью верующего в соответствии с новой современной трактовкой исламской теологии. Поскольку именно земные поступки гарантируют божественное вознаграждение, то убийство во время Рамадана становится полностью обоснованным. Такова богословская основа терактов во время Рамадана, названного Аль-Аднани «месяцем завоевания». Если Запад не поймет, как ИГИЛ разрабатывает и деконтекстуализирует исламскую теологию, он никогда не сможет действенно с ним бороться.
Первое сообщение ИГИЛ в Рамадан 2014 года
При подготовке к Рамадану 2014 года ИГИЛ начал использовать в различных сообщениях и публикуемых в журнале «Румия» статьях слово «рибат». Внедряемое постепенно в тексты, оно стало впоследствии ассоциироваться с Рамаданом из-за постоянной взаимосвязи обоих понятий в языке. Под этим понятием подразумевалась не простая пропаганда с отсылкой к исламскому Средневековью, как ошибочно предполагалось. Под термином «рибат» понимается пограничная застава на границах исламского мира, то есть постоянное сооружение, способное выполнять одновременно две цели — духовной и военной природы. Фразы наподобие «совершить рибат» в современной трактовке джихада через классические исламские тексты стали постоянно повторяться в текстах и сообщениях террористов.
Поскольку легитимность ИГИЛ среди его последователей основывается на возвращении исламских доктрин, то вписание Рамадана в контекст божественной борьбы против врагов Аллаха было совершенно осмысленным шагом. При этом понятие врага переписывается, и он помещается за пределы группировки. За противником не признается никаких прав, а следовательно, уничтожаются любые волнения и угрызения совести при совершении жестоких действий в отношении субъектов, лишенных человеческих черт.
Риторика террористических организаций часто использует язык и образы, чтобы изобразить врагов, наделив их яркими негативными характеристиками на самых разнообразных уровнях (аффективном, культурном, интеллектуальном). При постоянном подчеркивании нечеловеческих характеристик врага уничтожается любая возможность мирных переговоров.
Комментарии (0)