Оазис на асфальте - «Новости Дня»
- 17:00, 18-мар-2018
- Новости дня
- Phillips
- 0
Индустрия ландшафтного дизайна развивается в России чуть более 10 лет. Все начиналось с частных садов, и лишь спустя несколько лет к озеленению потянулись девелоперы коммерческой недвижимости.
Рынок ландшафтных услуг до сих пор формируется. Преимущественно на нем работают небольшие фирмы, ориентированные на частный сегмент, а вот крупных игроков, способных «поглотить» большие площади и подойти к озеленению комплексно, совсем немного. Сказывается также стремление наших девелоперов создавать на имеющихся свободных площадях парковочные места, а не зеленые «поляны».
Впрочем, положительная динамика уже есть. По словам Карины Лазаревой, президент группы компаний Harpark, с каждым годом востребованность услуг ландшафтных дизайнеров на коммерческих площадках растет. К девелоперам пришло понимание того, что здание не должно стоять в «чистом поле», а требует грамотного подхода к благоустройству территорий.
Слова г-жи Лазаревой, подтверждают сами девелоперы. «Современный подход к озеленению — логичный этап развития рынка коммерческой недвижимости, и мы стараемся предлагать нашим клиентам варианты, применяющиеся в разных странах», — говорит Эвелина Ишметова, руководитель отдела консалтинга и девелопмента компании GVA Sawyer. Никита Емец, менеджер по маркетинговым коммуникациям делового центра «Кантри парк», считает, что ландшафтный дизайн значительно повышает ценность объекта. «Москве не хватает парков, скверов и зеленых площадей, — говорит он. — Если комплекс обладает такой территорией, это позволяет арендаторам чувствовать себя комфортнее и эффективнее работать».
Здесь будет город-сад!
Объект должен органично сочетаться с прилегающей территорией — вот основной принцип ландшафтного дизайна. Для коммерческих площадей подходят не столько мелкие утонченные детали, сколько крупные яркие «мазки». Тогда элементы озеленения не теряются в городском ландшафте, и это способствует целостному восприятию объекта. Кроме того, яркое оформление может оживить даже самые скучные здания — например те, что были построены в советскую эпоху и сегодня сдаются в аренду.
При выборе рассады учитывается не только эстетика, но и способность растений жить в городской среде с ее загазованностью и резкими перепадами температуры. Строительные декоративные материалы также подбираются исходя из климатических условий. В городских садах успешно применяются камень, плитка, гранит, мрамор, элементы художественной ковки…
Принято считать, что ландшафтные «излишества» могут позволить себе только крупные объекты — например, те, что находятся за МКАД, на территориях которых есть где развернуться. Вот лишь несколько идей, которые помогут разрушить этот стереотип.
Создать зеленый оазис в условиях ограниченных площадей можно с помощью вертикального озеленения. Это направление ландшафтного дизайна предполагает использование вазонов, которыми декорируются фасады, балконы, столбы, центральные входы. Наиболее эффектный вариант — крепление вазонов на специальных кронштейнах в несколько ярусов. Такие конструкции напоминают цветущие деревья, выросшие среди асфальта и бетона.
При желании сад можно организовать даже на кровле здания. Речь идет о так называемых зеленых крышах (green roof), которые чрезвычайно популярны на Западе. Например, в Берлине такие сады и террасы встречаются повсеместно. Как рассказала ЖАННА ОКСАНИЧ, директор ландшафтной студии группы компаний «КАМОС ЛАЙН», это направление дизайна предполагает множество вариантов оформления — от газонов и многолетних растений до небольших деревьев и кустарников. Есть даже возможность организовать на кровле небольшой пруд. В качестве примера она приводит немецкую систему FlorDepot, позволяющую озеленять объекты коммерческой недвижимости, как с плоскими крышами, так и с покатыми, с углом наклона не более 45 градусов.
Зимой — творчество, весной — реализация!
Схематично работа по благоустройству территории выглядит так: сначала специалист выезжает на объект, потом разрабатываются концепция и генеральный план, далее идет его детализация и составляется рабочий проект, где прописываются все технические моменты, и только после этого начинается реализация.
Специалисты считают, что об озеленении территории нужно думать еще на этапе возведения здания. Оптимальной можно считать ситуацию, когда утверждение проекта объекта и концепции окружающей территории ведутся вместе. В этом случае удается добиться более гармоничного взаимодействия здания с ландшафтом. Кроме того, заблаговременное планирование расходов всегда их снижает. Ведь когда нужно сделать что-то очень срочное, устранить ошибки, это обходится дороже, чем, если бы проект делался на ранней стадии строительства.
К ландшафтным работам лучше приступать, когда здание возведено и в нем уже началась внутренняя отделка. По стандартам объект должен быть готов к запуску одномоментно — как внутри, так и снаружи. Если речь идет об уже существующем здании, вряд ли стоит обращаться к ландшафтным дизайнером в разгар теплого сезона и ждать, что ваша территория тут же превратится в город-сад. Специалисты по озеленению предпочитают работать по принципу «зимой — творчество, весной — реализация». Это позволяет тщательнее проработать все детали проекта к началу сезона во всеоружии.
Карта предпочтений
Коммерческая недвижимость и спрос на услуги ландшафтных дизайнеров дифференцирован. Наибольший интерес проявляют крупные ТЦ, где инвесторы задумываются об озеленении прилегающих площадей, чтобы обеспечить лояльность посетителей. Вот что рассказал Анатолий Васильев, генеральный директор компании «Торговый Квартал — Девелопмент": «Благоустройство и озеленение территорий — важная часть работы по проектированию и строительству торгового центра. Расходы на дизайн ландшафта и озеленения территории мы обязательно включаем в смету еще на этапе разработки проекта. При этом учитывается местоположение объекта, его окружение, рельеф местности и другие факторы. Как правило, в концепцию благоустройства входят: мощение пешеходных дорожек, организация мест отдыха, разбивка газонов, клумб и цветников, а в некоторых случаях — устройство фонтанов и создание малых архитектурных форм. Формируя такие зоны ряжом с ТЦ, мы делаем их любимыми местами горожан. Они придают объекту неповторимость, архитектурную целостность и завершенность».
Оазис на асфальтеВ сегменте офисных площадей увлечение ландшафтом разделяют далеко не все. Такие решения чаще встречаются на площадях класса А, для которых это исключительно имиджевая вещь. А вот комплексы класса В, к сожалению, не позволяют себе таких «излишеств». Среди объектов с зеленой концепцией упоминания заслуживает бизнес-центр «Кантри Парк» на берегу Бутаковского залива Химкинского водохранилища. На территории около 2,5 га создана великолепная парковая зона с прудами, ручьем, липовой аллеей, дорожками, скульптурным ансамблем, беседками, скамейками, спуском к набережной залива, где предусмотрен стоянка для катеров и яхт. Экологическую составляющую этого проекта оценили такие арендаторы как Volvo, BMW, Porsche, Metro cash&carry, «Реал Гипермаркет» и др.
По словам Леонида Лопатина, председателя совета директоров ООО «Сити Про» (бизнес-центр «Кантри-парк»), вложения в благоустройство и озеленение составили около млн. «С учетом нашего загородного местоположения озеленение важная особенность „Кантри Парка“, — рассказывает он. — Здесь чувствуется атмосфера европейского бизнес-центра, ведь Европа неотделима от ландшафта, и наши арендаторы это ценят. Природа дает общее впечатление от места, это сильнейший „антидепрессант“, который косвенно влияет на мотивацию людей. Приятно видеть, когда люди с удовольствием приходят в офис, гуляют в парке после обеда, а после работы не спешат уходить домой…".
Комментарии (0)