© CC BY-SA 4.0, Міністерство оборони України | Перейти в фотобанкThe National Interest рассказывает историю гигантских самолетов-амфибий Бе-12, доставшихся после распада СССР Украине и до сих пор состоящих у нее на вооружении. Один из них был оставлен украинскими военными при уходе из Крыма, а позднее был передан Киеву и участвовал в совместных учениях с НАТО.
Советское ОКБ Бериева создало «летающую лодку» Бе-12 в конце 1950-х годов для охоты за субмаринами НАТО. Развитие систем противовоздушной обороны сделало медленный и неуклюжий самолет непригодным для этой роли и его переключили на патрульные и поисково-спасательные задачи.
Когда в 1991 году распался Советский Союз, Украине досталось несколько этих 32-тонных амфибий. Однако Киев не мог поддерживать их в работоспособном состоянии, особенно с учетом воздействия соленой воды на металл.
Окончательно прикончило украинский флот «летающих лодок» российское вторжение 2014 года. И только благодаря — назовем это так — щедрости русских, Киеву удалось вернуть один из Бе-12 в воздух.
В 2012 году в распоряжении украинской морской авиации были семь Бе-12, которые располагались в Крыму, на авиабазе Саки. Оттуда эти самолеты-амфибии с двумя двигателями и крылом типа «чайка» вылетали патрулировать Черное море. Сколько из них были способны подняться в воздух, неизвестно.
Один из них, с желтым бортовым номером 02, участвовал в июле 2012 года в совместных с НАТО ежегодных учениях Sea Breeze.
Когда в конце февраля 2014 года российские войска захватили Крым, украинские экипажи поторопились поднять как можно больше самолетов в воздух и убрать их с полуострова.
«Бригада морской авиации сумела в начале марта эвакуировать часть техники во избежание ее захвата, в том числе вертолет Ка-29, три вертолета Ми-14, два транспортных самолета Ан-26 и один самолет-амфибию Бе-12», — сообщает Jane’s.
Киев после этого открыл новую базу для авиации ВМС в Николаеве.
Одним ударом русские фактически свели численность украинских «летающих лодок» до одного самолета.
Вторжение аналогичным образом сказалось и на воздушной мощи Украины в целом. В начале 2014 года, до вторжения российских сил, у Киева было, по данным ежегодного обзора, опубликованным в 2015 году журналом Flight, 400 единиц военной авиации.
Годом позже их число сократилось всего до 222.
Когда война охватила восток Украины, украинским пилотам пришлось сражаться с пророссийскими сепаратистами, вооруженными современными зенитными ракетными комплексами, с помощью одного из которых был сбит в июле 2014 года малайзийский авиалайнер с 298 людьми на борту.
Повстанцы также нанесли серьезный урон украинским ВВС, армейской авиации и авиации ВМС. После почти года боев Киев, по подсчетам Aviation International News, потерял не меньше 22 единиц военной авиации, а возможно намного больше. 21 летательный аппарат был сбит ракетами «земля — воздух».
Однако при этом русские, проявив странное дружелюбие— особенно в свете откровенной поддержки Москвой украинских сепаратистов,— вернули Украине многие из захваченных в Крыму самолетов… включая заслуженный Бе-12 с желтым номером 02.
14 апреля российские военные позволили украинскому экипажу вернуть его в Николаев. «Несмотря на неидеальное состояние, летчики сочли, что самолет способен подняться в воздух», — сообщал блог Airheadsfly.
Киев очень старается вернуть в строй законсервированные самолеты. Судя по всему, механики не обошли своим вниманием и этот Бе-12. Когда корабли НАТО вернулись в сентябре в Черное море, чтобы провести Sea Breeze — 2014, их встретила «летающая лодка» с желтым бортовым номером 02.
Фотограф американских ВМС снял престарелый Бе-12, парящий над скоплением кораблей. На 2019 год в строю оставались два таких самолета.
© CC BY-SA 4.0, Міністерство оборони України | Перейти в фотобанкThe National Interest рассказывает историю гигантских самолетов-амфибий Бе-12, доставшихся после распада СССР Украине и до сих пор состоящих у нее на вооружении. Один из них был оставлен украинскими военными при уходе из Крыма, а позднее был передан Киеву и участвовал в совместных учениях с НАТО.Советское ОКБ Бериева создало «летающую лодку» Бе-12 в конце 1950-х годов для охоты за субмаринами НАТО. Развитие систем противовоздушной обороны сделало медленный и неуклюжий самолет непригодным для этой роли и его переключили на патрульные и поисково-спасательные задачи. Когда в 1991 году распался Советский Союз, Украине досталось несколько этих 32-тонных амфибий. Однако Киев не мог поддерживать их в работоспособном состоянии, особенно с учетом воздействия соленой воды на металл. Окончательно прикончило украинский флот «летающих лодок» российское вторжение 2014 года. И только благодаря — назовем это так — щедрости русских, Киеву удалось вернуть один из Бе-12 в воздух. В 2012 году в распоряжении украинской морской авиации были семь Бе-12, которые располагались в Крыму, на авиабазе Саки. Оттуда эти самолеты-амфибии с двумя двигателями и крылом типа «чайка» вылетали патрулировать Черное море. Сколько из них были способны подняться в воздух, неизвестно. Один из них, с желтым бортовым номером 02, участвовал в июле 2012 года в совместных с НАТО ежегодных учениях Sea Breeze. Когда в конце февраля 2014 года российские войска захватили Крым, украинские экипажи поторопились поднять как можно больше самолетов в воздух и убрать их с полуострова. «Бригада морской авиации сумела в начале марта эвакуировать часть техники во избежание ее захвата, в том числе вертолет Ка-29, три вертолета Ми-14, два транспортных самолета Ан-26 и один самолет-амфибию Бе-12», — сообщает Jane’s. Киев после этого открыл новую базу для авиации ВМС в Николаеве. Одним ударом русские фактически свели численность украинских «летающих лодок» до одного самолета. Вторжение аналогичным образом сказалось и на воздушной мощи Украины в целом. В начале 2014 года, до вторжения российских сил, у Киева было, по данным ежегодного обзора, опубликованным в 2015 году журналом Flight, 400 единиц военной авиации. Годом позже их число сократилось всего до 222. Когда война охватила восток Украины, украинским пилотам пришлось сражаться с пророссийскими сепаратистами, вооруженными современными зенитными ракетными комплексами, с помощью одного из которых был сбит в июле 2014 года малайзийский авиалайнер с 298 людьми на борту. Повстанцы также нанесли серьезный урон украинским ВВС, армейской авиации и авиации ВМС. После почти года боев Киев, по подсчетам Aviation International News, потерял не меньше 22 единиц военной авиации, а возможно намного больше. 21 летательный аппарат был сбит ракетами «земля — воздух». Однако при этом русские, проявив странное дружелюбие— особенно в свете откровенной поддержки Москвой украинских сепаратистов,— вернули Украине многие из захваченных в Крыму самолетов… включая заслуженный Бе-12 с желтым номером 02. 14 апреля российские военные позволили украинскому экипажу вернуть его в Николаев. «Несмотря на неидеальное состояние, летчики сочли, что самолет способен подняться в воздух», — сообщал блог Airheadsfly. Киев очень старается вернуть в строй законсервированные самолеты. Судя по всему, механики не обошли своим вниманием и этот Бе-12. Когда корабли НАТО вернулись в сентябре в Черное море, чтобы провести Sea Breeze — 2014, их встретила «летающая лодка» с желтым бортовым номером 02. Фотограф американских ВМС снял престарелый Бе-12, парящий над скоплением кораблей. На 2019 год в строю оставались два таких самолета.
Комментарии (0)