© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанкАвтор осуждает замалчивание Украиной Волынской резни — массовых убийств поляков во время Второй мировой войны. При этом он задается вопросом: почему, когда речь заходит об уничтожении гражданского населения украинскими националистами, «принципиальный гуманизм» Украины, якобы позиционирующей себя как часть европейского культурного пространства, вдруг бесследно исчезает?
11 июля в этом году прошло для большинства украинцев незаметно. В этот день не произошло не только никаких массовых мероприятий, но даже не было ожесточенных дискуссий в социальных сетях. Тем временем в соседней Польше эту дату помнят — а именно в связи с событиями, связанными с нашей страной. Дело в том, что именно 11 июля 1943 года отряды Украинской повстанческой армии и Организации украинских (бандеровских) националистов (запрещенные в России организации — прим. ред.) одновременно совершили нападение на значительное количество этнических польских сел и городков. Целью нападения, судя по ходу событий, было уничтожение максимального количества местного польского населения. В бандеровских документах для описания такой тактики приняты термины как «акция уничтожения поляков» и «чистка поляков».
Как видите, я довольно безэмоционально передал суть этих событий. Бесспорно, у наших польских соседей эмоций по обсуждению «акции уничтожения поляков» (в Польше это предпочитают термину «Волынская резня») значительно больше. Никому не нравится, когда твоих соплеменников или даже родственников убивают лишь за то, что они родились в окружении «вражеского» народа. Но меня значительно больше интересует украинская молчанка. Смотрите, согласно конституции, украинский народ — это граждане Украины разного этнического происхождения. То есть украинские поляки — это тоже часть украинского народа. Если на нашей земле происходили массовые убийства по этническому признаку, то это должно стать как минимум поводом для многочисленных дискуссий, и научных, и общественных. Мы должны спросить себя: как так могло случиться, что не иностранцы, а жители Украины убивали своих соседей. Зато создается впечатление, что убийство нескольких десятков тысяч человек — это мелочь, даже если отголоски этого события до сих пор вызывают постоянные конфликты между Украиной и ее западным соседом. Особенно это актуально сейчас, когда на земле этого самого соседа постоянно живет более миллиона украинских граждан. Казалось бы, вот он — звездный час для того, чтобы достать скелет из шкафа! Но нет. Мы лучше промолчим. Сделаем вид, что ни одного убийства не было. А если и было, то не такое массовое и даже в определенной степени оправданное войной и действиями других политических сил.
Лично для меня история, точнее трактовка истории — это фундамент, на котором выстраивается вся структура развития государства. Скажем, официальная современная Россия не просто так возвеличивает советскую армию и Сталина. Именно такой, полностью подчиненной вождю, молчаливой и терпеливой массой, хотела бы видеть россиян правящая элита государства. Зато Украина якобы позиционирует себя как часть европейского культурного пространства. Мы громко заявляем о правах человека, в частности об их нарушении на Донбассе и в Крыму. Нас возмущает реабилитация советских тоталитарных убийц и культ террора вообще. Но когда доходит до того момента, в котором убийства гражданского населения осуществляли бойцы с трезубцами на фуражках — наш принципиальный гуманизм и европейскость вдруг куда-то исчезают. И мы становимся очень похожими на русских.
Конечно, в этой ситуации под словом «мы» я имею в виду активное меньшинство, которое вообще интересуется историей или принципами государственного строительства. Большинство населения в повседневной жизни вообще не касается вопросов о преступлениях прошлого — ни сталинских, ни бандеровских, ни гитлеровских. Тем более непонятно, зачем выстраивать такую национальную память — если она ни добавляет нам единства внутри государства, ни способствует дополнительной поддержке извне. Конечно, остается версия, что наличие Пантеона Праведных Героев, которые все делали правильно и не совершали никаких преступлений, является непременным залогом обороноспособности государства. Однако вспомним: Советский Союз имел такой пантеон, но в 1991-м году на его защиту не стал практически никто. Безупречные герои из официальной мифологии не спасли.
Стоит ли продолжать замалчивать убийства, совершенные условно «нашими», хотя эти «наши» не составляли на тот момент и одного процента населения Украины? Стоит ли держаться за мнимую безупречность тех, кого кому-то хочется считать героями? Стоит ли ссориться с соседями из-за события, не столь важного для подавляющего большинства общества? И хорошо ли, что это событие для общества такое неважное?
Не хочу отвечать на эти вопросы — пусть каждый подумает и ответит сам. Сейчас я только брошу маленький камешек в наше великое национальное беспамятство. Просто хочу, чтобы вы вспомнили: 11 июля 1943-го года на Волыни произошел один из самых кровавых актов «акции уничтожения поляков», не кровавый из истории Второй мировой войны, но очень кровавый из очень нашей истории. И нам с этим жить дальше.
© РИА Новости, Алексей Витвицкий | Перейти в фотобанкАвтор осуждает замалчивание Украиной Волынской резни — массовых убийств поляков во время Второй мировой войны. При этом он задается вопросом: почему, когда речь заходит об уничтожении гражданского населения украинскими националистами, «принципиальный гуманизм» Украины, якобы позиционирующей себя как часть европейского культурного пространства, вдруг бесследно исчезает?11 июля в этом году прошло для большинства украинцев незаметно. В этот день не произошло не только никаких массовых мероприятий, но даже не было ожесточенных дискуссий в социальных сетях. Тем временем в соседней Польше эту дату помнят — а именно в связи с событиями, связанными с нашей страной. Дело в том, что именно 11 июля 1943 года отряды Украинской повстанческой армии и Организации украинских (бандеровских) националистов (запрещенные в России организации — прим. ред.) одновременно совершили нападение на значительное количество этнических польских сел и городков. Целью нападения, судя по ходу событий, было уничтожение максимального количества местного польского населения. В бандеровских документах для описания такой тактики приняты термины как «акция уничтожения поляков» и «чистка поляков». Как видите, я довольно безэмоционально передал суть этих событий. Бесспорно, у наших польских соседей эмоций по обсуждению «акции уничтожения поляков» (в Польше это предпочитают термину «Волынская резня») значительно больше. Никому не нравится, когда твоих соплеменников или даже родственников убивают лишь за то, что они родились в окружении «вражеского» народа. Но меня значительно больше интересует украинская молчанка. Смотрите, согласно конституции, украинский народ — это граждане Украины разного этнического происхождения. То есть украинские поляки — это тоже часть украинского народа. Если на нашей земле происходили массовые убийства по этническому признаку, то это должно стать как минимум поводом для многочисленных дискуссий, и научных, и общественных. Мы должны спросить себя: как так могло случиться, что не иностранцы, а жители Украины убивали своих соседей. Зато создается впечатление, что убийство нескольких десятков тысяч человек — это мелочь, даже если отголоски этого события до сих пор вызывают постоянные конфликты между Украиной и ее западным соседом. Особенно это актуально сейчас, когда на земле этого самого соседа постоянно живет более миллиона украинских граждан. Казалось бы, вот он — звездный час для того, чтобы достать скелет из шкафа! Но нет. Мы лучше промолчим. Сделаем вид, что ни одного убийства не было. А если и было, то не такое массовое и даже в определенной степени оправданное войной и действиями других политических сил. Лично для меня история, точнее трактовка истории — это фундамент, на котором выстраивается вся структура развития государства. Скажем, официальная современная Россия не просто так возвеличивает советскую армию и Сталина. Именно такой, полностью подчиненной вождю, молчаливой и терпеливой массой, хотела бы видеть россиян правящая элита государства. Зато Украина якобы позиционирует себя как часть европейского культурного пространства. Мы громко заявляем о правах человека, в частности об их нарушении на Донбассе и в Крыму. Нас возмущает реабилитация советских тоталитарных убийц и культ террора вообще. Но когда доходит до того момента, в котором убийства гражданского населения осуществляли бойцы с трезубцами на фуражках — наш принципиальный гуманизм и европейскость вдруг куда-то исчезают. И мы становимся очень похожими на русских. Конечно, в этой ситуации под словом «мы» я имею в виду активное меньшинство, которое вообще интересуется историей или принципами государственного строительства. Большинство населения в повседневной жизни вообще не касается вопросов о преступлениях прошлого — ни сталинских, ни бандеровских, ни гитлеровских. Тем более непонятно, зачем выстраивать такую национальную память — если она ни добавляет нам единства внутри государства, ни способствует дополнительной поддержке извне. Конечно, остается версия, что наличие Пантеона Праведных Героев, которые все делали правильно и не совершали никаких преступлений, является непременным залогом обороноспособности государства. Однако вспомним: Советский Союз имел такой пантеон, но в 1991-м году на его защиту не стал практически никто. Безупречные герои из официальной мифологии не спасли. Стоит ли продолжать замалчивать убийства, совершенные условно «нашими», хотя эти «наши» не составляли на тот момент и одного процента населения Украины? Стоит ли держаться за мнимую безупречность тех, кого кому-то хочется считать героями? Стоит ли ссориться с соседями из-за события, не столь важного для подавляющего большинства общества? И хорошо ли, что это событие для общества такое неважное? Не хочу отвечать на эти вопросы — пусть каждый подумает и ответит сам. Сейчас я только брошу маленький камешек в наше великое национальное беспамятство. Просто хочу, чтобы вы вспомнили: 11 июля 1943-го года на Волыни произошел один из самых кровавых актов «акции уничтожения поляков», не кровавый из истории Второй мировой войны, но очень кровавый из очень нашей истории. И нам с этим жить дальше.
Комментарии (0)