© REUTERS, Valentyn OgirenkoЗеленский встал во главе Украины в тяжелые времена. Прежде всего ему предстоит сделать Украину нормальной страной, пишет шведский историк Бьёрн Нистад. Это значит отменить закон о языке, который делит народ на граждан первого и второго сорта, наладить экономику, приструнить олигархов, признать, что Крым потерян, и возобновить связи с Россией. А врагов у Зеленского уже хватает.
20 мая Владимир Зеленский стал шестым президентом Украины. В своей инаугурационной речи перед Радой Зеленский заявил, что его главная задача — положить конец конфликту в Донбассе. Ради мира, признался Зеленский, он готов пойти на все что угодно — даже пожертвовать своим президентством. Для начала он пообещал добиться прекращения огня и обменяться военнопленными.
Затем президент заявил, что собирается распустить Раду и провести новые выборы. Он объяснил, что не доверяет министру обороны, шефу службы безопасности и генеральному прокурору. И попросил народных избранников отменить депутатскую неприкосновенность, принять закон о незаконном обогащении и заменить одномандатные округа голосованием по партийным спискам.
Часть инаугурационной речи Зеленский произнес по-русски, чем нимало разозлил лидера Радикальной партии Олега Ляшко. Однако Зеленский парировал, что Ляшко раскалывает украинское общество.
Технически роспуск Рады и внеочередные парламентские выборы депутаты вполне могут заблокировать — ведь одна из партий, «Народный фронт», несколько дней назад объявила, что выходит из состава правящей коалиции. Таким образом, на то, чтобы создать новую коалицию большинства, у народных избранников есть месяц, и тогда Зеленский не сможет распустить Раду еще целых полгода — до запланированных на ноябрь очередных выборов.
Но на деле на призыв нового президента провести выборы Рада скорее всего откликнется. И «Слуга народа», партия Зеленского, рассчитывает набрать 40-50% голосов.
Получив на президентских выборах 73%, победив во всех частях Украины и к тому же заручившись поддержкой Рады, Зеленский будет иметь четкий мандат на осуществление обещанной политики: сплотить украинский народ, остановить раскол и добиться мира.
Но и проблем перед новоизбранным президентом стоит немало. Перемирия и обмена военнопленных он, по всей вероятности, добьется — лидеры сепаратистов на востоке Украины и сами не раз их предлагали. Куда сложнее будет положить конец разногласиям в украинском обществе и создать Украину, в которой все граждане, независимо от их языка и культуры, равны, — а без этого сепаратисты на Восточной Украине и говорить с Киевом не станут.
25 апреля, все через четыре дня после того, как Зеленский с его обещаниями мира и национального примирения выиграл президентские выборы, Рада приняла закон о запрете русского языка и повсеместной принудительной украинизации. Этот закон превратил русскоязычных украинцев, которые, вероятно, составляют большинство населения, в граждан второго сорта. Чтобы Украина снова стала нормальной страной, с которой смогут соотнести себя все граждане без исключения, этот закон Зеленский должен отменить.
Еще одна задача — положить конец незаконному отъему церквей на Украине. После того как Украинская православная церковь (УПЦ) осенью 2018 года порвала с Московским патриархатом, начался передел имущества. Церкви, на которые наложили лапу экстремисты, Зеленский должен вернуть законным хозяевам.
Однако попытки отменить закон о языке и вернуть захваченные церкви их законным владельцам неминуемо рассорят Зеленского с галичанскими националистами — их в стране примерно 10%, и это весьма агрессивная группа давления, настроенная крайне антироссийски — и праворадикальными бандами, которые после государственного переворота 2014 года действуют фактически безнаказанно. Как показала захлестнувшая Украину серия политических убийств последних лет, бросать вызов галичанским националистам опасно для жизни.
Федерализация, передача полномочий регионам и языковое равенство — а эти меры Киев обязался провести в соответствии с Минскими соглашениями от 2015 года — единственный способ объединить расколотую Украину в исправное государство.
В довершение всех бед украинская экономика развалена, а Киеву уже в ближайшие годы предстоит выплачивать Всемирному банку и другим кредитным учреждениям многомиллиардные долги.
Помощи извне украинцам ждать неоткуда. У Европы полон рот своих хлопот. А администрации Трампа на Украину плевать, ведь Киев — банкрот. Единственная страна, которая по геополитическим и экономическим соображениям согласится на вливания на Украину — Россия, однако силы, обосновавшиеся у власти после переворота 2014 года, сами оборвали связи с ней.
Что Зеленского самого сбросят в результате государственного переворота, исключать никак нельзя, ведь высшие посты в армии, службе безопасности и полиции занимают как раз сторонники галичанского национализма.
Во что обойдется президенту его вызов нынешним хозяевам Украины, намекнули командующий сил специальных операций Вооруженных сил Украины (ВСУ) Игорь Лунев и глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Грицак. Оба не отдали Зеленскому честь на церемонии представления командования ВСУ.
Крым для Украины потерян. Вернуть Донбасс под власть Киева Зеленскому вряд ли по силам, несмотря на все обещания примирения и согласия. За пять лет войны, унесшей более 13 тысяч жизней, Киев стал для донбассцев заклятым врагом, который их либо уничтожит, либо выгонит. У России же оказывать повстанцам военную поддержку есть все причины — тем самым Донбасс останется залогом, что Украина не подберется к НАТО и другим западным структурам чересчур близко.
Помимо национального примирения, украинцы ждут, что Зеленский положит конец коррупции и экономическим преступлениям. Учитывая, что во внешней политике, кроме прекращения огня и обмена военнопленными, ему ничего не светит, тем важнее для Зеленского побороться с казнокрадством. А для этого придется разобраться с олигархами.
Зеленский должен последовать примеру Путина: отобрать у олигархов подконтрольные им средства массовой информации, выдавить их из политики и заставить их платить налоги.
Путин получил в 1999 году власть из рук тогдашнего президента России Бориса Ельцина. В политику он пришел, имея за плечами опыт работы в службе безопасности и администрации президента. Своей властью над госаппаратом и СМИ — ее он обрел, перехитрив олигархов, — Путин заручился широкой народной поддержкой. Вот только Зеленский должен поступить наоборот: бесспорное народное доверие он должен пустить на то, чтобы взять власть над государственным аппаратом и поставить олигархов на место — отобрав подконтрольные им СМИ.
Заполучить политическую власть, опираясь на поддержку населения вместо политических отношений, полезных контактов и контроля над деталями государственного механизма, явно сложнее. А перед сегодняшним украинским президентом стоят задачи никак не меньшие, чем те, которые Путину пришлось решать в начале 2000-х годов. Поэтому шансы, что Зеленский потерпит неудачу и вскоре его возненавидят даже сегодняшние обожатели, остаются крайне высокими.
Бьёрн Нистад — доктор исторических наук, знаток российский истории. Автор книг об истории идей, а также внешней политики царской России и СССР. Последняя книга — биография Путина «Спаситель России» (2016).
© REUTERS, Valentyn OgirenkoЗеленский встал во главе Украины в тяжелые времена. Прежде всего ему предстоит сделать Украину нормальной страной, пишет шведский историк Бьёрн Нистад. Это значит отменить закон о языке, который делит народ на граждан первого и второго сорта, наладить экономику, приструнить олигархов, признать, что Крым потерян, и возобновить связи с Россией. А врагов у Зеленского уже хватает.20 мая Владимир Зеленский стал шестым президентом Украины. В своей инаугурационной речи перед Радой Зеленский заявил, что его главная задача — положить конец конфликту в Донбассе. Ради мира, признался Зеленский, он готов пойти на все что угодно — даже пожертвовать своим президентством. Для начала он пообещал добиться прекращения огня и обменяться военнопленными. Затем президент заявил, что собирается распустить Раду и провести новые выборы. Он объяснил, что не доверяет министру обороны, шефу службы безопасности и генеральному прокурору. И попросил народных избранников отменить депутатскую неприкосновенность, принять закон о незаконном обогащении и заменить одномандатные округа голосованием по партийным спискам. Часть инаугурационной речи Зеленский произнес по-русски, чем нимало разозлил лидера Радикальной партии Олега Ляшко. Однако Зеленский парировал, что Ляшко раскалывает украинское общество. Технически роспуск Рады и внеочередные парламентские выборы депутаты вполне могут заблокировать — ведь одна из партий, «Народный фронт», несколько дней назад объявила, что выходит из состава правящей коалиции. Таким образом, на то, чтобы создать новую коалицию большинства, у народных избранников есть месяц, и тогда Зеленский не сможет распустить Раду еще целых полгода — до запланированных на ноябрь очередных выборов. Но на деле на призыв нового президента провести выборы Рада скорее всего откликнется. И «Слуга народа», партия Зеленского, рассчитывает набрать 40-50% голосов. Получив на президентских выборах 73%, победив во всех частях Украины и к тому же заручившись поддержкой Рады, Зеленский будет иметь четкий мандат на осуществление обещанной политики: сплотить украинский народ, остановить раскол и добиться мира. Но и проблем перед новоизбранным президентом стоит немало. Перемирия и обмена военнопленных он, по всей вероятности, добьется — лидеры сепаратистов на востоке Украины и сами не раз их предлагали. Куда сложнее будет положить конец разногласиям в украинском обществе и создать Украину, в которой все граждане, независимо от их языка и культуры, равны, — а без этого сепаратисты на Восточной Украине и говорить с Киевом не станут. 25 апреля, все через четыре дня после того, как Зеленский с его обещаниями мира и национального примирения выиграл президентские выборы, Рада приняла закон о запрете русского языка и повсеместной принудительной украинизации. Этот закон превратил русскоязычных украинцев, которые, вероятно, составляют большинство населения, в граждан второго сорта. Чтобы Украина снова стала нормальной страной, с которой смогут соотнести себя все граждане без исключения, этот закон Зеленский должен отменить. Еще одна задача — положить конец незаконному отъему церквей на Украине. После того как Украинская православная церковь (УПЦ) осенью 2018 года порвала с Московским патриархатом, начался передел имущества. Церкви, на которые наложили лапу экстремисты, Зеленский должен вернуть законным хозяевам. Однако попытки отменить закон о языке и вернуть захваченные церкви их законным владельцам неминуемо рассорят Зеленского с галичанскими националистами — их в стране примерно 10%, и это весьма агрессивная группа давления, настроенная крайне антироссийски — и праворадикальными бандами, которые после государственного переворота 2014 года действуют фактически безнаказанно. Как показала захлестнувшая Украину серия политических убийств последних лет, бросать вызов галичанским националистам опасно для жизни. Федерализация, передача полномочий регионам и языковое равенство — а эти меры Киев обязался провести в соответствии с Минскими соглашениями от 2015 года — единственный способ объединить расколотую Украину в исправное государство. В довершение всех бед украинская экономика развалена, а Киеву уже в ближайшие годы предстоит выплачивать Всемирному банку и другим кредитным учреждениям многомиллиардные долги. Помощи извне украинцам ждать неоткуда. У Европы полон рот своих хлопот. А администрации Трампа на Украину плевать, ведь Киев — банкрот. Единственная страна, которая по геополитическим и экономическим соображениям согласится на вливания на Украину — Россия, однако силы, обосновавшиеся у власти после переворота 2014 года, сами оборвали связи с ней. Что Зеленского самого сбросят в результате государственного переворота, исключать никак нельзя, ведь высшие посты в армии, службе безопасности и полиции занимают как раз сторонники галичанского национализма. Во что обойдется президенту его вызов нынешним хозяевам Украины, намекнули командующий сил специальных операций Вооруженных сил Украины (ВСУ) Игорь Лунев и глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Грицак. Оба не отдали Зеленскому честь на церемонии представления командования ВСУ. Крым для Украины потерян. Вернуть Донбасс под власть Киева Зеленскому вряд ли по силам, несмотря на все обещания примирения и согласия. За пять лет войны, унесшей более 13 тысяч жизней, Киев стал для донбассцев заклятым врагом, который их либо уничтожит, либо выгонит. У России же оказывать повстанцам военную поддержку есть все причины — тем самым Донбасс останется залогом, что Украина не подберется к НАТО и другим западным структурам чересчур близко. Помимо национального примирения, украинцы ждут, что Зеленский положит конец коррупции и экономическим преступлениям. Учитывая, что во внешней политике, кроме прекращения огня и обмена военнопленными, ему ничего не светит, тем важнее для Зеленского побороться с казнокрадством. А для этого придется разобраться с олигархами. Зеленский должен последовать примеру Путина: отобрать у олигархов подконтрольные им средства массовой информации, выдавить их из политики и заставить их платить налоги. Путин получил в 1999 году власть из рук тогдашнего президента России Бориса Ельцина. В политику он пришел, имея за плечами опыт работы в службе безопасности и администрации президента. Своей властью над госаппаратом и СМИ — ее он обрел, перехитрив олигархов, — Путин заручился широкой народной поддержкой. Вот только Зеленский должен поступить наоборот: бесспорное народное доверие он должен пустить на то, чтобы взять власть над государственным аппаратом и поставить олигархов на место — отобрав подконтрольные им СМИ. Заполучить политическую власть, опираясь на поддержку населения вместо политических отношений, полезных контактов и контроля над деталями государственного механизма, явно сложнее. А перед сегодняшним украинским президентом стоят задачи никак не меньшие, чем те, которые Путину пришлось решать в начале 2000-х годов. Поэтому шансы, что Зеленский потерпит неудачу и вскоре его возненавидят даже сегодняшние обожатели, остаются крайне высокими. Бьёрн Нистад — доктор исторических наук, знаток российский истории. Автор книг об истории идей, а также внешней политики царской России и СССР. Последняя книга — биография Путина «Спаситель России» (2016).
Комментарии (0)