Le Monde (Франция): для борьбы с расизмом не следует игнорировать расовый вопрос - «Новости»

  • 16:01, 13-июн-2019
  • США / Большой Кавказ / Ростов-на-Дону / Политика / Новости дня / Культура / Общество / Европа / Наука / Аналитика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкЗа последние десятилетия термин «расизм» растерял свое традиционное содержание, стал более размытым. Поэтому для эффективной борьбы с данным явлением требуется предварительно четко определить, что мы вкладываем в понятие расизма. Почему оно продолжает оказывать такое влияние на жизнь миллионов людей, несмотря на научное развенчание понятия «раса», рассказывает демограф Патрик Симон.

В 1949 году была запущена всемирная программа ЮНЕСКО по борьбе с расизмом, у руля которой стояли такие интеллектуалы как Клод Леви-Стросс (Claude L?vi-Strauss) и Мишель Лейрис (Michel Leiris). В итоговом заявлении подчеркивалась научная и нравственная необоснованность теорий расового превосходства.


70 лет спустя «раса» никуда не делась. Более того, исполненная ненависти риторика вновь набирает силу в политике и социальных сетях. Кроме того, по-прежнему сохраняется дискриминация и неравенство, в частности в сфере жилья и трудоустройства.


Так, почему же, несмотря на научное развенчание понятия «раса», оно продолжает оказывать такое влияние на жизнь миллионов людей? Беседа с демографом и экспертом по дискриминации Патриком Симоном (Patrick Simon) из Национального института демографических исследований. Он выпустил множество книг на тему, в частности «Расизм и расовая дискриминация на работе» (AFMD, 2018).


«Монд»: Как изменились проявления расизма во Франции за 70 лет?


Патрик Симон: Во время составления программы ЮНЕСКО в 1949 году в политической и общественной сфере открыто ходили теории расовой неполноценности. Позднее публичные проявления расизма по отношению к небелым постепенно исчезли благодаря просветительской работе и антирасистским законам.


Современный расизм ведет себя тихо. Больше никто не говорит открыто: «Раз ты — черный, значит, ты глупее». Как бы то ни было, основанные на цвете кожи стереотипные представления и предрассудки до сих пор сохраняются, пусть и менее заметным и осознанным образом. Это может проявиться в момент принятия на работу или аренды квартиры. Такой скрытый расизм зачастую бывает труднее обнаружить, поскольку практикующие его люди могут говорить о своих антирасистских убеждениях.


— То есть, биологический взгляд на людей практически исчез?


— Здесь можно отметить другую перемену: «научный» расизм, который основывал расовую иерархию на биологии и генах, был дискредитирован, и теперь неполноценность определяется через культуру. Идея о том, что не все цивилизации равны и что некоторые культуры стоят выше других, питает у принадлежащих к последним людей ощущение того, что они занимают доминирующее положение и заслуживают свои привилегии.


Культура была разбита по категориям и работает так же, как в прошлом биология. Тем не менее это не означает, что расистские теории больше не прибегают к генетике для собственного оправдания: здесь просматривается возвращение связи между генетикой и «расой» на фоне впечатляющего прогресса исследований человеческого генома.


— Предприятия предлагают широкой публике установление происхождения с помощью анализа ДНК. Такие услуги снискали немалый коммерческий успех. Что говорит этот интерес о нашем отношении к биологии?


— Генетические исследования и анализ генома вернули актуальность почти расовым категориям, которые касаются географического происхождения людей.


Изначальная идея заключается в том, что определенные группы населения жили в изолированных условиях на некой территории в течение продолжительных периодов времени. Все это сформировало общность между генетическими характеристиками и географическими зонами. Коммерческие предприятия обещают установить генетическое наследие человека. Все это полностью противоречит победоносной риторике 1950-х годов о научной несостоятельности рас. Разумеется, установленные на основании ДНК группы не являются «расами», но эти категории в некотором роде повторяют классификацию «научного расизма».


— С чем связано сохранение расистских практик, например, при приеме на работу и аренде жилья, несмотря на регулярную критику со стороны правозащитников?


— Переход от открытого расизма к более рассеянному проявляется в повседневной практике отбора в школе, на рынке труда и жилья, в здравоохранении.


Как ни парадоксально, этническая и расовая дискриминация стала лишь сильнее с количественным ростом разнообразия и социальной подвижности людей. Исследования демонстрируют, что за 20 лет дискриминация при приеме на работу не сдала позиций, хотя менталитет меняется. Кроме того, просматривается и возвращение к более открытому расизму, как показала ситуация с оскорблениями в адрес Кристиан Тобиры (Christiane Taubira), когда она еще была министром юстиции. Точно так же публичные заявления о мусульманах (им вменяют некие гегемонистские планы и неспособность принять ценности равенства французского общества) создают пространство для неприкрытых проявлений расизма, что клеймит мусульман и создает условия для других проявлений расизма, которые казались невозможными до недавнего времени.


— Понятие «раса» возвращается на первый план в общественных науках. Может ли это усилить позиции расовых категорий, как опасаются некоторые?


— «Возвращается на первый план» — понятие относительное. Значение самого понятия и его категорий совершенно изменилось с 1950-х годов: преемственность — это иллюзия, которая сформирована употреблением одной терминологии. На самом деле, сегодня слово «раса» представляет собой социальный конструкт, а не биологическую или политическую реалию.


Несмотря на то, что произошло в США, французские социальные науки до недавнего времени не обращали особого внимания на расовый вопрос. Расизмом занимались по большей части философия и история идей, а также социальная психология формирования предрассудков и стереотипов. Социологической составляющей расизма и его проявлений занимались меньше.


Сегодня речь идет об эпистемологическом разрыве при сохранении старого вокабуляра. Это не является чем-то само собой разумеющимся и вызывает сильное противодействие, а также ошибочные споры. Как использовать те же самые понятия и категории, как и те, что были созданы для закрепления отличий и градации социальных групп, но для понимания и демонстрации механизмов и воздействия расизма на ставших его целью людей?


Такой подход подрывает антирасистскую стратегию отказа от цвета, которая заключается в борьбе с расизмом путем стирания расового вопроса, вплоть до удаления самого слова из конституции.


Новые антирасистские движения указывают на противоречия данной стратегии. Они зачастую представляют интересы определенных меньшинств в отличие от универсалистских ассоциаций, которые говорят от имени общества. Тем не менее этот раскол носит несколько карикатурный характер, поскольку аналитика и предложения занимающихся расовым вопросом ассоциаций касаются всего общества и могут быть частью универсалистской концепции.


— В любом случае, использование дискредитированного наукой понятия «раса» для анализа механизмов расизма представляется парадоксальным. Как перешагнуть через это противоречие?


— Нет волшебного решения, которое помогло бы справиться с этим противоречием. Хотя понятие «раса» отягощено историей и является научным отклонением, оно все еще сохраняет значение и несет в себе социальную реалию, на которую сложно закрыть глаза. «Расу» не получится заменить «нацией» или «этносом», у которых есть свое собственное значение.


Следует, скорее, рассмотреть социальные отношения, которые ложатся в основу такой категоризации, что перекликается с половыми и гендерными различиями. Тем не менее сравнение довольно быстро теряет смысл, поскольку гендерные исследования не заставили исчезнуть отсылки к полу: мы (чаще всего) говорим не о людях, которые считают себя мужчинами или женщинами, а о мужчинах или женщинах. В расовой сфере же считается недопустимым говорить о людях черной или азиатской расы.


Это довольно проблемный момент, потому что многие люди считают себя черными или азиатами, и я не вижу, на основании чего нам следует лишать их принципа самоопределения.


— За последние 70 лет расизм не исчез, а мутировал. Как можно достичь пострасового общества?


— Ситуацию следует рассматривать с точки зрения временных периодов. В XIX и ХХ веках мы прошли через фазу интеллектуального и политического расизма, которая доходила до массовых убийств.


Окончание Второй мировой войны положило начало периоду отхода от расы, но он носил крайне неоднородный характер: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорилось о равном достоинстве всех людей, но расовое неравенство все равно сохранялось в колониальных державах, США, ЮАР и т.д. При этом деколонизационный процесс, безусловно, ускорил дискредитацию расовых теорий.


Как бы то ни было, расформирования политической и юридической системы недостаточно для разрушения основ, которые созданы коллективными представлениями.


С 1960-х годов миграция охватывает бывшие колониальные империи: бывшие колонизированные народы и колонизаторы делят одно пространство, что вновь придает сил расистским представлениям. В европейских обществах сегодня существует внутренний «расовый вопрос», который принимает эстафету у долгой истории европейского антисемитизма.


В частности это касается французского общества. Пока что мы рассматривали этот вопрос с внешней стороны: европейская экспансия навязала расовые категории остальному миру. В рамках колонизации это приняло те же формы исключения и клеймления, которые сложились в отношении религиозных меньшинств и в частности, евреев в Европе XV и XVI века.


— Французская модель универсализма подвергается критике со стороны новых антирасистских движений, которые утверждают, что государство «не видит цвета» и, следовательно, расизма…


— Подобное непризнание не защищает меньшинства от расизма, а наоборот только сильнее подставляет их под него. Отказ видеть цвета осложняет критику дискриминации.


Помимо персональных проявлений дискриминации следует обратить внимание на работу институтов, но это системная составляющая дискриминации оспаривается, в частности, потому что для этого пришлось бы признать, что расовые и этнические характеристики не так уж незаметны… Причем решение не обязательно следует искать в опыте США, где расовые категории признаются, но расизм не исчез. Волшебного средства не существует, но в наши коллективные представления следует в срочном порядке ввести разнообразие, чтобы затем сделать его обычным делом и добиться принятия общего доступа к ресурсам.


Нужно вернуть возможности для коллективной мобильности и провести глубокие преобразования французского общества, сделать его более справедливым. Эта проблематика касается всех форм неравенства. При этом я понимаю, как сложно представить себе, что для того, чтобы у нас больше не использовалось понятие «раса», нужно в первую очередь начать учитывать его.


© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкЗа последние десятилетия термин «расизм» растерял свое традиционное содержание, стал более размытым. Поэтому для эффективной борьбы с данным явлением требуется предварительно четко определить, что мы вкладываем в понятие расизма. Почему оно продолжает оказывать такое влияние на жизнь миллионов людей, несмотря на научное развенчание понятия «раса», рассказывает демограф Патрик Симон.В 1949 году была запущена всемирная программа ЮНЕСКО по борьбе с расизмом, у руля которой стояли такие интеллектуалы как Клод Леви-Стросс (Claude L?vi-Strauss) и Мишель Лейрис (Michel Leiris). В итоговом заявлении подчеркивалась научная и нравственная необоснованность теорий расового превосходства. 70 лет спустя «раса» никуда не делась. Более того, исполненная ненависти риторика вновь набирает силу в политике и социальных сетях. Кроме того, по-прежнему сохраняется дискриминация и неравенство, в частности в сфере жилья и трудоустройства. Так, почему же, несмотря на научное развенчание понятия «раса», оно продолжает оказывать такое влияние на жизнь миллионов людей? Беседа с демографом и экспертом по дискриминации Патриком Симоном (Patrick Simon) из Национального института демографических исследований. Он выпустил множество книг на тему, в частности «Расизм и расовая дискриминация на работе» (AFMD, 2018). «Монд»: Как изменились проявления расизма во Франции за 70 лет? Патрик Симон: Во время составления программы ЮНЕСКО в 1949 году в политической и общественной сфере открыто ходили теории расовой неполноценности. Позднее публичные проявления расизма по отношению к небелым постепенно исчезли благодаря просветительской работе и антирасистским законам. Современный расизм ведет себя тихо. Больше никто не говорит открыто: «Раз ты — черный, значит, ты глупее». Как бы то ни было, основанные на цвете кожи стереотипные представления и предрассудки до сих пор сохраняются, пусть и менее заметным и осознанным образом. Это может проявиться в момент принятия на работу или аренды квартиры. Такой скрытый расизм зачастую бывает труднее обнаружить, поскольку практикующие его люди могут говорить о своих антирасистских убеждениях. — То есть, биологический взгляд на людей практически исчез? — Здесь можно отметить другую перемену: «научный» расизм, который основывал расовую иерархию на биологии и генах, был дискредитирован, и теперь неполноценность определяется через культуру. Идея о том, что не все цивилизации равны и что некоторые культуры стоят выше других, питает у принадлежащих к последним людей ощущение того, что они занимают доминирующее положение и заслуживают свои привилегии. Культура была разбита по категориям и работает так же, как в прошлом биология. Тем не менее это не означает, что расистские теории больше не прибегают к генетике для собственного оправдания: здесь просматривается возвращение связи между генетикой и «расой» на фоне впечатляющего прогресса исследований человеческого генома. — Предприятия предлагают широкой публике установление происхождения с помощью анализа ДНК. Такие услуги снискали немалый коммерческий успех. Что говорит этот интерес о нашем отношении к биологии? — Генетические исследования и анализ генома вернули актуальность почти расовым категориям, которые касаются географического происхождения людей. Изначальная идея заключается в том, что определенные группы населения жили в изолированных условиях на некой территории в течение продолжительных периодов времени. Все это сформировало общность между генетическими характеристиками и географическими зонами. Коммерческие предприятия обещают установить генетическое наследие человека. Все это полностью противоречит победоносной риторике 1950-х годов о научной несостоятельности рас. Разумеется, установленные на основании ДНК группы не являются «расами», но эти категории в некотором роде повторяют классификацию «научного расизма». — С чем связано сохранение расистских практик, например, при приеме на работу и аренде жилья, несмотря на регулярную критику со стороны правозащитников? — Переход от открытого расизма к более рассеянному проявляется в повседневной практике отбора в школе, на рынке труда и жилья, в здравоохранении. Как ни парадоксально, этническая и расовая дискриминация стала лишь сильнее с количественным ростом разнообразия и социальной подвижности людей. Исследования демонстрируют, что за 20 лет дискриминация при приеме на работу не сдала позиций, хотя менталитет меняется. Кроме того, просматривается и возвращение к более открытому расизму, как показала ситуация с оскорблениями в адрес Кристиан Тобиры (Christiane Taubira), когда она еще была министром юстиции. Точно так же публичные заявления о мусульманах (им вменяют некие гегемонистские планы и неспособность принять ценности равенства французского общества) создают пространство для неприкрытых проявлений расизма, что клеймит мусульман и создает условия для других проявлений расизма, которые казались невозможными до недавнего времени. — Понятие «раса» возвращается на первый план в общественных науках. Может ли это усилить позиции расовых категорий, как опасаются некоторые? — «Возвращается на первый план» — понятие относительное. Значение самого понятия и его категорий совершенно изменилось с 1950-х годов: преемственность — это иллюзия, которая сформирована употреблением одной терминологии. На самом деле, сегодня слово «раса» представляет собой социальный конструкт, а не биологическую или политическую реалию. Несмотря на то, что произошло в США, французские социальные науки до недавнего времени не обращали особого внимания на расовый вопрос. Расизмом занимались по большей части философия и история идей, а также социальная психология формирования предрассудков и стереотипов. Социологической составляющей расизма и его проявлений занимались меньше. Сегодня речь идет об эпистемологическом разрыве при сохранении старого вокабуляра. Это не является чем-то само собой разумеющимся и вызывает сильное противодействие, а также ошибочные споры. Как использовать те же самые понятия и категории, как и те, что были созданы для закрепления отличий и градации социальных групп, но для понимания и демонстрации механизмов и воздействия расизма на ставших его целью людей? Такой подход подрывает антирасистскую стратегию отказа от цвета, которая заключается в борьбе с расизмом путем стирания расового вопроса, вплоть до удаления самого слова из конституции. Новые антирасистские движения указывают на противоречия данной стратегии. Они зачастую представляют интересы определенных меньшинств в отличие от универсалистских ассоциаций, которые говорят от имени общества. Тем не менее этот раскол носит несколько карикатурный характер, поскольку аналитика и предложения занимающихся расовым вопросом ассоциаций касаются всего общества и могут быть частью универсалистской концепции. — В любом случае, использование дискредитированного наукой понятия «раса» для анализа механизмов расизма представляется парадоксальным. Как перешагнуть через это противоречие? — Нет волшебного решения, которое помогло бы справиться с этим противоречием. Хотя понятие «раса» отягощено историей и является научным отклонением, оно все еще сохраняет значение и несет в себе социальную реалию, на которую сложно закрыть глаза. «Расу» не получится заменить «нацией» или «этносом», у которых есть свое собственное значение. Следует, скорее, рассмотреть социальные отношения, которые ложатся в основу такой категоризации, что перекликается с половыми и гендерными различиями. Тем не менее сравнение довольно быстро теряет смысл, поскольку гендерные исследования не заставили исчезнуть отсылки к полу: мы (чаще всего) говорим не о людях, которые считают себя мужчинами или женщинами, а о мужчинах или женщинах. В расовой сфере же считается недопустимым говорить о людях черной или азиатской расы. Это довольно проблемный момент, потому что многие люди считают себя черными или азиатами, и я не вижу, на основании чего нам следует лишать их принципа самоопределения. — За последние 70 лет расизм не исчез, а мутировал. Как можно достичь пострасового общества? — Ситуацию следует рассматривать с точки зрения временных периодов. В XIX и ХХ веках мы прошли через фазу интеллектуального и политического расизма, которая доходила до массовых убийств. Окончание Второй мировой войны положило начало периоду отхода от расы, но он носил крайне неоднородный характер: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорилось о равном достоинстве всех людей, но расовое неравенство все равно сохранялось в колониальных державах, США, ЮАР и т.д. При этом деколонизационный процесс, безусловно, ускорил дискредитацию расовых теорий. Как бы то ни было, расформирования политической и юридической системы недостаточно для разрушения основ, которые созданы коллективными представлениями. С 1960-х годов миграция охватывает бывшие колониальные империи: бывшие колонизированные народы и колонизаторы делят одно пространство, что вновь придает сил расистским представлениям. В европейских обществах сегодня существует внутренний «расовый вопрос», который принимает эстафету у долгой истории европейского антисемитизма. В частности это касается французского общества. Пока что мы рассматривали этот вопрос с внешней стороны: европейская экспансия навязала расовые категории остальному миру. В рамках колонизации это приняло те же формы исключения и клеймления, которые сложились в отношении религиозных меньшинств и в частности, евреев в Европе XV и XVI века. — Французская модель универсализма подвергается критике со стороны новых антирасистских движений, которые утверждают, что государство «не видит цвета» и, следовательно, расизма… — Подобное непризнание не защищает меньшинства от расизма, а наоборот только сильнее подставляет их под него. Отказ видеть цвета осложняет критику дискриминации. Помимо персональных проявлений дискриминации следует обратить внимание на работу институтов, но это системная составляющая дискриминации оспаривается, в частности, потому что для этого пришлось бы признать, что


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!