© AP Photo, Vahid SalemiНесмотря на ожесточенную полемику в Твиттере между официальными лицами США и Ирана, администрация США надеется не допустить развязывания военного конфликта, пишет саудовская газета. Есть возможность использовать в этих целях в качестве посредников Оман, Швейцарию и Ирак, а также задействовать «горячую линию» между американскими и российскими военными в Сирии.
Три года назад иранская армия задержала десятерых американских моряков, по ошибке вошедших в иранские воды. Спустя несколько часов после телефонного разговора между государственным секретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел Ирана Мухаммедом Джавадом Зарифом было решено отпустить моряков.
Можно ли сегодня так же быстро разрешить подобный кризис?
Зариф ответил на данный вопрос в недавнем интервью для «Рейтер»: «Нет… Как мы можем избежать его?»
По сообщению миссии Ирана при ООН, нынешний госсекретарь США Майк Помпео и Зариф никогда не общались напрямую. Обычно все контакты между ними ограничивались взаимными обвинениями в Твиттере или велись через средства массовой информации.
«Каждый раз, когда Помпео говорит об Иране, он пытается оскорбить меня, — сказал Зариф. — Зачем? Чтобы я ответил на его звонок?»
Открытая ненависть между Майком Помпео и Мухаммедом Джавадом Зарифом проливает свет на растущую обеспокоенность по поводу отсутствия канала для прямых американо-иранских переговоров. Как считают нынешние и бывшие официальные лица США, иностранные дипломаты, американские законодатели и эксперты по внешней политике, это может привести к военной конфронтации в случае малейшего недоразумения или инцидента между двумя государствами.
В этом месяце администрация президента США Дональда Трампа распорядилась отправить на Ближний Восток авианосец, ударную группу, бомбардировщики и ракеты «Пэтриот» (Patriot). Принимая такое решение, она руководствовалась данными разведки, которые свидетельствуют о подготовке Ирана к нападению. Предполагается, что его целью являются силы и интересы Соединенных Штатов.
«Похоже, риск случайного конфликта растет день ото дня», — заявил в интервью «Рейтер» (Reuters) сенатор США Ангус Кинг, независимый политик из штата Мэн, призывая к прямому диалогу между Соединенными Штатами и Ираном.
В свою очередь высокопоставленный европейский дипломат подчеркнул важность контактов между высокопоставленными официальными лицами США и Ирана. Это предотвратит эскалацию напряжённости и начало кризиса в случае какого-либо инцидента между странами.
«Я надеюсь, что будут созданы каналы взаимодействия, чтобы мы неосознанно не оказались в ситуации, которая никому не нужна… Риторика, которую мы слышим сегодня, вызывает тревогу», — добавил дипломат, попросивший не называть его имени.
Официальный представитель Госдепартамента Морган Ортагус отказалась сообщить, как администрация будет контактировать с Ираном в случае кризиса, аналогичного событиям 2016 года. Тем не менее она заверила: «Когда придет время, мы уверены, что у нас будут для этого все средства».
Кампания «максимального давления», запущенная американской администрацией против Ирана, направлена на то, чтобы заставить его лидеров сесть за стол переговоров. «Если иранцы готовы действовать как нормальное государство, мы готовы с ними разговаривать», — отметила Ортагус.
В 2016 году Керри и Зариф уже были хорошо знакомы друг с другом. Стороны вели сложные переговоры, которые в 2015 году закончились соглашением об ограничении ядерного потенциала Ирана.
Три года спустя все американо-иранские дипломатические отношения на высоком уровне сошли на нет. Причинами стали выход администрации Трампа из ядерной сделки, ужесточение санкций в отношении иранского нефтяного сектора и недавний шаг американского президента по включению части иранской армии в список террористических организаций.
Военные чиновники США все больше обеспокоены разработкой Ираном высокоточных ракет и его поддержкой групп, воюющих в Сирии, Ираке, Йемене и других странах.
В отсутствие прямых переговоров между государствами Tвиттер стал общим пространством для американских и иранских официальных лиц, где они выступают с резкой критикой в адрес друг друга.
Так, к примеру, в среду советник иранского президента Хасана Роухани опубликовал в своём аккаунте твит, в котором обвиняет Помпео в военной провокации против Тегерана.
«Госсекретарь Майк Помпео не может отправить военные корабли в наш регион и назвать это сдерживанием. Это называется провокацией, которая якобы направлена на то, чтобы Иран продемонстрировал сдержанность, которую, в свою очередь, вы называете провокацией. Вы видите порочный круг?», — написал советник Роухани Хесамуддин Ашна в публикации на английском языке.
Это произошло после того, как в воскресенье появился новый твит президента Трампа, в котором он пригрозил «покончить» с Ираном, если тот будет стремиться к войне. Этому событию предшествовала длинная череда оскорбительных публикаций Помпео и Зарифа в Tвиттере.
В феврале Помпео написал в своём аккаунте, что Зариф и президент Ирана являются «лицами коррумпированной религиозной мафии». В том же месяце другой чиновник из Госдепартамента опубликовал твит: «Как можно понять, что Зариф лжет? Достаточно посмотреть, как он шевелит губами».
Зариф, в свою очередь, использовал ту же социальную сетевую платформу, чтобы осудить идею «полного захвата» Ирана, которую озвучили Помпео и советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон. Министр иностранных дел Ирана назвал это «поведением психопатов, которых невозможно вылечить».
Американские официальные лица, дипломаты и законодатели заявили, что сомневаются в отказе Зарифа ответить на звонок Помпео во время кризиса, учитывая риски, с которыми Иран столкнётся в случае конфликта с американскими военными.
Во вторник на брифинге для журналистов Помпео, похоже, пытался развеять опасения относительно способности Вашингтона вести переговоры с Ираном.
«У нас есть множество каналов коммуникации», — заявил Помпео.
Как сообщают дипломаты, такие страны, как Оман, Швейцария и Ирак, могут посредничать, благодаря своим контактам с двумя странами.
Конгрессмен Майкл Уолтц, бывший военнослужащий армии США, заявил, что предпочитает замораживание дипломатического взаимодействия между странами как средство, способное заставить Иран вступить в серьезные переговоры.
«Если вы не находитесь в дипломатической изоляции, то можете один раз провести переговоры и закрыть вопрос. Это уменьшает давление», — считает Уолтц, ранее работавший в Пентагоне.
Однако, как считает Кевин Даниган, адмирал в отставке, который командовал военно-морскими силами США на Ближнем Востоке (он возглавлял Пятый флот, когда Иран задержал американских моряков), косвенная передача сообщений может быть затруднена в ходе быстро развивающегося кризиса.
Даниган, ныне старший советник Центра стратегических и международных исследований, полагает, что подобные сделки через посредников требуют времени и не дают возможности быстро выбрать тактическую позицию. По его словам, он не комментирует текущую политику Соединенных Штатов.
И Даниган, и Вальц согласны, что было бы полезно иметь горячую линию или нечто подобное между армиями США и Ирана. В то же время Даниган и другие эксперты сомневаются, что Иран согласится с таким предложением.
3 мая, обеспокоенный сведениями о том, что Иран может готовиться к нападению на Соединенные Штаты или их интересы, Вашингтон отправил сообщения в Тегеран через «третью сторону». Об этом сообщил американский чиновник на условиях анонимности.
8 мая генерал Джозеф Данфорд, председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявил Конгрессу, что были направлены послания, цель которых — «убедить Иран в том, что мы осознали угрозу и готовы ответить».
По словам Уолтца, на закрытом заседании Данфорд сообщил конгрессменам, что направил письмо Касему Сулеймани, командующему Корпусом стражей исламской революции. В нем он предупредил его, что Иран будет нести прямую ответственность, если нападет на какие-либо силы США.
Он добавил: «Сообщение теперь таково: мы не будем привлекать ваших агентов к ответственности. Мы будем сражаться с вами и вашим режимом, если они нападут на американских граждан или силы США в регионе».
Другой чиновник заявил, что Соединенные Штаты уполномочили Ирак проинформировать иранцев о том, что никто не станет отрицать нападения на американцев в Ираке, особенно после того, как разведка США сообщила о подготовке к возможному нападению проиранских отрядов в Ираке.
В этом году генерал в отставке Джозеф Вотел, который вплоть до марта возглавлял американские войска на Ближнем Востоке, отметил, что военные США могут передавать сообщения иранским силам по горячей линии с Россией с целью избежать случайных инцидентов в Сирии.
«Иранцы могут общаться с российской стороной. У нас хороший канал связи с Москвой», — отметил генерал.
Однако положиться на российское правительство для вывода США из кризиса с Ираном не является лучшей идеей для многих нынешних и бывших официальных лиц США.
«Это был бы рискованный вариант», — сказала Венди Шерман, заместитель государственного секретаря при администрации бывшего президента США Барака Обамы.
© AP Photo, Vahid SalemiНесмотря на ожесточенную полемику в Твиттере между официальными лицами США и Ирана, администрация США надеется не допустить развязывания военного конфликта, пишет саудовская газета. Есть возможность использовать в этих целях в качестве посредников Оман, Швейцарию и Ирак, а также задействовать «горячую линию» между американскими и российскими военными в Сирии.Три года назад иранская армия задержала десятерых американских моряков, по ошибке вошедших в иранские воды. Спустя несколько часов после телефонного разговора между государственным секретарем США Джоном Керри и министром иностранных дел Ирана Мухаммедом Джавадом Зарифом было решено отпустить моряков. Можно ли сегодня так же быстро разрешить подобный кризис? Зариф ответил на данный вопрос в недавнем интервью для «Рейтер»: «Нет… Как мы можем избежать его?» По сообщению миссии Ирана при ООН, нынешний госсекретарь США Майк Помпео и Зариф никогда не общались напрямую. Обычно все контакты между ними ограничивались взаимными обвинениями в Твиттере или велись через средства массовой информации. «Каждый раз, когда Помпео говорит об Иране, он пытается оскорбить меня, — сказал Зариф. — Зачем? Чтобы я ответил на его звонок?» Открытая ненависть между Майком Помпео и Мухаммедом Джавадом Зарифом проливает свет на растущую обеспокоенность по поводу отсутствия канала для прямых американо-иранских переговоров. Как считают нынешние и бывшие официальные лица США, иностранные дипломаты, американские законодатели и эксперты по внешней политике, это может привести к военной конфронтации в случае малейшего недоразумения или инцидента между двумя государствами. В этом месяце администрация президента США Дональда Трампа распорядилась отправить на Ближний Восток авианосец, ударную группу, бомбардировщики и ракеты «Пэтриот» (Patriot). Принимая такое решение, она руководствовалась данными разведки, которые свидетельствуют о подготовке Ирана к нападению. Предполагается, что его целью являются силы и интересы Соединенных Штатов. «Похоже, риск случайного конфликта растет день ото дня», — заявил в интервью «Рейтер» (Reuters) сенатор США Ангус Кинг, независимый политик из штата Мэн, призывая к прямому диалогу между Соединенными Штатами и Ираном. В свою очередь высокопоставленный европейский дипломат подчеркнул важность контактов между высокопоставленными официальными лицами США и Ирана. Это предотвратит эскалацию напряжённости и начало кризиса в случае какого-либо инцидента между странами. «Я надеюсь, что будут созданы каналы взаимодействия, чтобы мы неосознанно не оказались в ситуации, которая никому не нужна… Риторика, которую мы слышим сегодня, вызывает тревогу», — добавил дипломат, попросивший не называть его имени. Официальный представитель Госдепартамента Морган Ортагус отказалась сообщить, как администрация будет контактировать с Ираном в случае кризиса, аналогичного событиям 2016 года. Тем не менее она заверила: «Когда придет время, мы уверены, что у нас будут для этого все средства». Кампания «максимального давления», запущенная американской администрацией против Ирана, направлена на то, чтобы заставить его лидеров сесть за стол переговоров. «Если иранцы готовы действовать как нормальное государство, мы готовы с ними разговаривать», — отметила Ортагус. В 2016 году Керри и Зариф уже были хорошо знакомы друг с другом. Стороны вели сложные переговоры, которые в 2015 году закончились соглашением об ограничении ядерного потенциала Ирана. Три года спустя все американо-иранские дипломатические отношения на высоком уровне сошли на нет. Причинами стали выход администрации Трампа из ядерной сделки, ужесточение санкций в отношении иранского нефтяного сектора и недавний шаг американского президента по включению части иранской армии в список террористических организаций. Военные чиновники США все больше обеспокоены разработкой Ираном высокоточных ракет и его поддержкой групп, воюющих в Сирии, Ираке, Йемене и других странах. В отсутствие прямых переговоров между государствами Tвиттер стал общим пространством для американских и иранских официальных лиц, где они выступают с резкой критикой в адрес друг друга. Так, к примеру, в среду советник иранского президента Хасана Роухани опубликовал в своём аккаунте твит, в котором обвиняет Помпео в военной провокации против Тегерана. «Госсекретарь Майк Помпео не может отправить военные корабли в наш регион и назвать это сдерживанием. Это называется провокацией, которая якобы направлена на то, чтобы Иран продемонстрировал сдержанность, которую, в свою очередь, вы называете провокацией. Вы видите порочный круг?», — написал советник Роухани Хесамуддин Ашна в публикации на английском языке. Это произошло после того, как в воскресенье появился новый твит президента Трампа, в котором он пригрозил «покончить» с Ираном, если тот будет стремиться к войне. Этому событию предшествовала длинная череда оскорбительных публикаций Помпео и Зарифа в Tвиттере. В феврале Помпео написал в своём аккаунте, что Зариф и президент Ирана являются «лицами коррумпированной религиозной мафии». В том же месяце другой чиновник из Госдепартамента опубликовал твит: «Как можно понять, что Зариф лжет? Достаточно посмотреть, как он шевелит губами». Зариф, в свою очередь, использовал ту же социальную сетевую платформу, чтобы осудить идею «полного захвата» Ирана, которую озвучили Помпео и советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон. Министр иностранных дел Ирана назвал это «поведением психопатов, которых невозможно вылечить». Американские официальные лица, дипломаты и законодатели заявили, что сомневаются в отказе Зарифа ответить на звонок Помпео во время кризиса, учитывая риски, с которыми Иран столкнётся в случае конфликта с американскими военными. Во вторник на брифинге для журналистов Помпео, похоже, пытался развеять опасения относительно способности Вашингтона вести переговоры с Ираном. «У нас есть множество каналов коммуникации», — заявил Помпео. Как сообщают дипломаты, такие страны, как Оман, Швейцария и Ирак, могут посредничать, благодаря своим контактам с двумя странами. Конгрессмен Майкл Уолтц, бывший военнослужащий армии США, заявил, что предпочитает замораживание дипломатического взаимодействия между странами как средство, способное заставить Иран вступить в серьезные переговоры. «Если вы не находитесь в дипломатической изоляции, то можете один раз провести переговоры и закрыть вопрос. Это уменьшает давление», — считает Уолтц, ранее работавший в Пентагоне. Однако, как считает Кевин Даниган, адмирал в отставке, который командовал военно-морскими силами США на Ближнем Востоке (он возглавлял Пятый флот, когда Иран задержал американских моряков), косвенная передача сообщений может быть затруднена в ходе быстро развивающегося кризиса. Даниган, ныне старший советник Центра стратегических и международных исследований, полагает, что подобные сделки через посредников требуют времени и не дают возможности быстро выбрать тактическую позицию. По его словам, он не комментирует текущую политику Соединенных Штатов. И Даниган, и Вальц согласны, что было бы полезно иметь горячую линию или нечто подобное между армиями США и Ирана. В то же время Даниган и другие эксперты сомневаются, что Иран согласится с таким предложением. 3 мая, обеспокоенный сведениями о том, что Иран может готовиться к нападению на Соединенные Штаты или их интересы, Вашингтон отправил сообщения в Тегеран через «третью сторону». Об этом сообщил американский чиновник на условиях анонимности. 8 мая генерал Джозеф Данфорд, председатель Объединенного комитета начальников штабов, заявил Конгрессу, что были направлены послания, цель которых — «убедить Иран в том, что мы осознали угрозу и готовы ответить». По словам Уолтца, на закрытом заседании Данфорд сообщил конгрессменам, что направил письмо Касему Сулеймани, командующему Корпусом стражей исламской революции. В нем он предупредил его, что Иран будет нести прямую ответственность, если нападет на какие-либо силы США. Он добавил: «Сообщение теперь таково: мы не будем привлекать ваших агентов к ответственности. Мы будем сражаться с вами и вашим режимом, если они нападут на американских граждан или силы США в регионе». Другой чиновник заявил, что Соединенные Штаты уполномочили Ирак проинформировать иранцев о том, что никто не станет отрицать нападения на американцев в Ираке, особенно после того, как разведка США сообщила о подготовке к возможному нападению проиранских отрядов в Ираке. В этом году генерал в отставке Джозеф Вотел, который вплоть до марта возглавлял американские войска на Ближнем Востоке, отметил, что военные США могут передавать сообщения иранским силам по горячей линии с Россией с целью избежать случайных инцидентов в Сирии. «Иранцы могут общаться с российской стороной. У нас хороший канал связи с Москвой», — отметил генерал. Однако положиться на российское правительство для вывода США из кризиса с Ираном не является лучшей идеей для многих нынешних и бывших официальных лиц США. «Это был бы рискованный вариант», — сказала Венди Шерман, заместитель государственного секретаря при администрации бывшего президента США Барака Обамы.
Комментарии (0)