Мюнхен раздора: Россию сделали на конференции «плохим парнем» - «США»
- 19:00, 25-фев-2018
- США
- Ross
- 0
Низкая явка
Конференция по безопасности (MSC), прошедшая 16–18 февраля по традиции в мюнхенской гостинице «Баварский двор», была 54-й по счету. Мюнхенская международная конференция по безопасности обычно отражает текущее состояние планеты и служит для выработки способов решения наиболее серьезных проблем, стоящих перед человечеством в области безопасности. Сразу обратило на себя внимание снижение уровня конференции 2018 года. Словно сговорившись, в Мюнхен не приехали главы наиболее развитых и сильных государств. Остались дома, сославшись на дела, президенты России, Китая, США, Франции и ряда других ведущих стран. Несмотря на близость в Мюнхен не приехала даже Ангела Меркель.
Конференцию открыла слабая половина человечества. Причем, явно впервые даже не одна, а две женщины — министры обороны Германии и Франции: Урсула фон дер Ляйен и Флоранс Парли соответственно. Россию представлял глава МИД РФ Сергей Лавров, а США — министр обороны Джеймс Мэттис и помощник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер. Говоря о статусе нынешней встречи, следует обратить внимание и на то, что не состоялось заявленное заседание по Украине в формате нормандской четверки, которая, похоже, изжила себя. Все это, конечно, не принижает важность конференции, но все же говорит, что в этом году у мировых лидеров нашлись дела поважнее, чем обсуждать в столице Баварии глобальные проблемы.
Отошли или еще больше приблизились к краю?
«Открывая Конференцию в пятницу, я надеялся, что смогу сказать, что мы убрали знак вопроса. Другими словами: „Мы отошли от края“, — сказал на закрытии Конференции бывший немецкий дипломат и ее председатель Вольфганг Ишингер. — Сейчас я не уверен, что могу сказать это».
В этом году кризисов и конфликтов с лихвой хватило бы, наверное, на три Конференции. В дополнение к «старым» угрозам как-то от тлеющего конфликта на юго-востоке Украины, углубляющейся нестабильности на Ближнем Востоке и ядерной угрозы со стороны КНДР, быстро растет число аморфных угроз со стороны, например, биологического и кибернетического оружия. Нежелание Америки при Трампе оставаться гарантом безопасности Запада осложнило борьбу с угрозами.
«До края пропасти и обратно?» — это, пожалуй, довольно точное определение ситуации, в которой сейчас оказалась планета.
«Еще никогда со времен распада Советского Союза опасность вооруженного конфликта между главными державами не была так высока, как сейчас, — подчеркнул Ишингер. Хуже ситуации придумать трудно».
Конференция оставила больше вопросов, чем дала ответов. Не удивительно, что после ее окончания все признали, что «политические» тучи еще больше сгустились, а настроение на всей планете — понизилось еще на несколько градусов.
У самых больших скептиков даже сложилось впечатление, что MSC стала концом дипломатии. Исчезновение языка дипломатии наглядно видно на примере польского премьер-министра Матеуша Моравецкого. Отвечая на вопрос журналиста о законе об Институте национальной памяти (Холокосте), он признал, что поляки в годы Второй мировой войны тоже выдавали немцам евреев и совершали против них преступления, но совсем не по-дипломатически добавил, что такие же примеры можно найти не только в Польше и Германии, но и в России и на Украине.
Слухи о «разводе» США и Европы сильно преувеличены
Планета нуждается в лидерстве. По крайней мере, такова позиция Америки и других сторонников теории однополярного мира. Сначала казалось, что эту роль в отсутствие США займет Европа, однако Мюнхен вновь показал, что ЕС не готов заполнить созданный уходом США вакуум. Кстати, преувеличивать этот уход и вакуум, конечно, тоже не стоит.
О каком лидерстве, например, первой европейской экономики Германии в деле обеспечения международной безопасности может идти речь, если она не в состоянии, похоже, если судить о состоянии бундесвера, обеспечить собственную безопасность.
В России последние несколько лет много говорят о том, что Европа вот-вот сбросит со своего плеча тяжелую руку «старшего брата» — Вашингтона, который иногда откровенно, иногда завуалированно подталкивает ее в нужном направлении. Россияне уже не первый год ждут, когда же Европа откажется от «протектората» США и начнет проводить по-настоящему самостоятельную политику, основанную на добрососедских и взаимовыгодных отношениях с Россией.
Увы, дата «великого развода» постоянно отодвигается. У наиболее реалистичных политиков все больше складывается впечатление, что он не произойдет в краткосрочной и в среднесрочной перспективе, а может, и вовсе никогда. Конечно, никто и в Америке, и в Европе не спорит, что Европа проводит, в целом, самостоятельную политику. Никто не спорит и с наличием противоречий между США и объединенной Европой. Однако, как любят говорить политики и дипломаты, ЕС и США гораздо больше сближает, чем разъединяет. Приходится, к сожалению, очередной раз констатировать, что главное, что сближает Старый и Новый Свет, это угроза со стороны России. Эту позицию вновь подтвердила и Мюнхенская международная конференция по безопасности. В Евросоюзе косо смотрят на главный лозунг нынешней администрации США «Америка превыше всего», но считают, что угроза с востока, т. е. со стороны России важнее таких мелочей, как жесткая протекционистская политика США по отношению как к соперникам, так и к союзникам.
Конечно, Москву не может не настораживать, что Запад коллективно и сплоченно считает главным врагом именно Россию. Хотя «плохих парней» в мире, конечно же, по определению Вашингтона, достаточно. Но почему-то в подрыве западной демократии и прочих смертных грехах обвиняется главным образом Россия, а не Китай, к несомненному экономическому весу которого достаточно быстро подтягивается и политический авторитет. Да, американцы называют Китай угрозой своим национальным интересам и безопасности наравне с Россией, но и здесь проявляются двойные стандарты Запада и в первую очередь США. Отношение к Москве на один, если не на два порядка жестче, чем к Пекину. Такое отношение, конечно, не может не льстить большинству россиян, которые крайне негативно относились к статусу второстепенной державы, закрепившемуся за Россией после распада СССР вплоть до середины или конца нулевых годов. Но все, в том числе и лесть, хороша в меру.
Конечно, не все так плохо. Можно, перефразируя крылатую фразу из комедии Гайдая, говорить, что-то, что нам мешает, то нам и поможет. Обретенные за последнее десятилетие «мускулы» придают России уверенности и того же самого геополитического веса, который так же высоко ценится на международной арене в XXI веке, как и в предыдущие века. Коллективный Запад дружно подписывается под обвинениями в адрес России в попытке подорвать западную демократию, но с явной неохотой все же вынужден раз за разом признавать, что без нее крайне трудно, а порой и вообще невозможно решить многие серьезные вопросы международной безопасности и проблемы. Если к вновь приобретенным или, скорее, восстановленным в Сирии после четвертьвековой спячки мускулам прибавить ядерный арсенал и вето в Совете безопасности ООН, которые достались Москве с советских времен, то даже для самых ярых противников России становится очевидно, что с русскими волей-неволей нужно, как это ни прискорбно признавать, считаться.
Говоря о разногласиях Европы и США, следует признать, что президент Трамп своей внешней «простоватостью» сумел обмануть не только россиян, но и в известной мере европейцев. Новая администрация не так давно отметила первую годовщину работы в Белом доме. С каждым днем сейчас становится все более очевидно, что не следовало придавать такого чрезмерного внимания к трамповским лозунгам об уходе Америки с международной арены. Подтвердилась старая истина: ради победы на выборах в Америке готовы идти на все. Нынешнее поведение США в отношении России, например, опубликованный накануне открытия конференции в Мюнхене черный список из 13 россиян, позволяет говорить, что никакие протекционистские меры Белого дома и никакие заявления Трампа в начале 2017 года о несостоятельности НАТО и об его хорошем отношении к России и Владимиру Путину, выход из Парижского соглашения по климату и Тихоокеанского партнерства и многое другое не могут перевесить жесткую и откровенную антироссийскую позицию Конгресса США и многих европейских правительств.
Какого цвета должны быть каски у миротворцев на Донбассе?
Консолидированную антироссийскую позицию Запада в некоторой степени ослабляет взаимосвязь международных кризисов.
«Несколько лет назад мы говорили об обособленных кризисах, — говорит министр обороны Норвегии Франк Бакке-Йенсен. — Сегодня же при обсуждении одного кризиса неизбежно приходится затрагивать и другие».
Так, у России неплохие отношения по Сирии с одним из главных врагов Израиля — Ираном. Москва поддерживает Донецк и Луганск и вызывает нескрываемое раздражение всего Запада и в первую очередь НАТО. Но член НАТО Турция покупает у нее ракеты и нападает при ее молчаливом согласии на поддерживаемых Вашингтоном курдов на севере Сирии.
Взять, к примеру, Украину. Сколько бы ни говорили в Европе и Америке о необходимости отправки на юго-восток Украины миротворцев, даже ответственный в Госдепе США за урегулирование конфликта на юго-востоке Украины Курт Волкер вынужден признать, что все зависит от Москвы. «Этот вопрос полностью в руках России», — заявил он.
MSC не помогла приблизить решение этого важного вопроса даже на сантиметр. План настолько сложен, что не то, чтобы осуществить его, а хотя бы договориться о формате размещения миротворцев до сих пор не представляется возможным.
Подпись России под Минскими соглашениями не стоит, но это не значит, что Москве все равно, появятся ли на российско-украинской границе 5 тыс. миротворцев. Проект размещения миротворцев на Донбассе представил фонд Rasmussen Global, президент которого Фог Расмуссен, бывший генсек НАТО, сейчас является советником Петра Порошенко. Но в этом варианте заложено немало мин и подводных камней, начиная от национальности миротворцев и заканчивая финансовой стороной вопроса. Причем, очевидно, что главные проблемы, многие из которых сейчас даже не просматриваются, начнутся сразу после начала претворении его в жизнь.
Не стоит исключать и «забалтывание» идеи. Ясно, что обсуждение формата и деталей плана будет идти долго, учитывая его сложность и необходимость согласования с большим числом сторон. Однако, когда все формальности будут соблюдены и компромиссы найдены, руководство стран, военных которых предполагается отправить в зону конфликта, может отказаться это делать, потому что всем очевидно, что без потерь, причем, потерь судя по всему больших не обойтись.
Милые бранятся — не только тешатся
Мюнхенская международная конференция по безопасности 2018 года запомнится и обвинениями участников в адрес друг друга и неполиткорректными высказываниями. США и Украина обвиняли Россию, Россия обвиняла Запад и США. Япония обвиняла Северную Корею, Турция обвиняла курдов… Это только незначительная часть взаимных упреков, прозвучавших в этом году в Мюнхене.
Например, израильский премьер Биньямин Нетаньяху в последний день MSC сравнил Иран с нацистской Германией и назвал Тегеран «самой большой угрозой нашему миру». Выступавший вскоре после него глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф отмахнулся от обвинений израильского лидера, назвав их «клоунадой» и «цирком».
Об атмосфере, царившей на Конференции, немало говорит история с Джемом Оздемиром, видным немецким политиком турецкого происхождения, до конца января сопредседателем немецких Зеленых и критиком турецкого президента Реджепа Эрдогана. После того, как телохранители турецкого премьера Бинали Йилдырыма, остановившегося в этом отеле, объявили его «террористом», немецкая полиция приставила к нему охрану.
Президент Украины Петр Порошенко утверждал, что причиной всех бед Европы является Россия, и потребовал усилить давление на Москву. Он запретил Брюсселю и Вашингтону ослаблять санкции против России и вновь попросил побыстрее принять Украину в НАТО и Евросоюз.
Американский сенатор Джеймс Риш шокировал многих, заявив, что любой ответ США на ядерную угрозу со стороны КНДР будет «библейским» по своей природе и масштабам.
«Меня поражает то, что русские приезжают, что они присылают каждый год кого-то, чтобы отрицать факты (о вмешательстве во внутренние дела США)», — прокомментировал поведение делегации России в Мюнхене директор Национальной разведки США Дэн Коутс.
Главный американский военный Мэттис не выступал в Мюнхене и не давал интервью. Те же американские представители, которые соглашались ответить на вопросы журналистов, больше говорили об ответственности за международную безопасность других стран, чем США. За исключением бывшего госсекретаря Джона Келли, приглашенного в Мюнхен, американцы, как обычно, были абсолютно уверены в своей правоте и моральном превосходстве и отказывались даже слушать оппонентов.
Девять лет назад тогдашний вице-президент США Джо Байден обещал в Мюнхене «перезагрузить» отношения с Россией, но тогда лишь немногие на Западе понимали, как россияне относятся к распаду Советского Союза и продвижению НАТО на восток. Сейчас эти отношения находятся на самой низкой точке после окончания холодной войны. К сожалению, лишь самые отчаянные оптимисты считают, что имеются реальные шансы на их улучшение.
Сергей Лавров перечислил список всех жалоб России к Западу, включая поддержку Европой переворота на Украине в 2014 году и свержение законно избранного президента Виктора Януковича. Среди них и смена неугодных режимов, и развертывание вооруженных сил у западных границ России и, конечно же, расширение НАТО на восток.
Единственное, пожалуй, с чем согласились все участники MSC, кроме признания высокого риска возникновения вооруженных конфликтов, это то, что и после разгрома запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» в Ираке и Сирии и потери ей территорий она продолжает представлять угрозу. Все участники согласились, что борьба с джихадизмом далеко не закончена. Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер подчеркнул важность обмена информацией между спецслужбами разных стран, но и здесь существуют многочисленные преграды и препятствия.
Надводная и подводная части айсберга
Оптимисты считают, что Мюнхенская международная конференция по безопасности все же не была бесполезной, и говорят: «Главное в Мюнхене не то, что происходило в залах заседаний, а то, что происходило за кулисами».
Оптимисты говорят, что примерно на 30 панельных обсуждений пришлось более 1000 двусторонних встреч в кулуарах и номерах «Баварского дома». Причем, многие из таких встреч проходили в обстановке секретности и о них журналисты практически ничего не знают. Подобная «секретность» дала основания Вольфгангу Ишингеру сравнить Конференцию в этом году с вершиной айсберга. Оптимисты надеются, что вершина этого айсберга в корне отличается от того, что скрыто под водой. Однако многочисленные скептики не без серьезных оснований сомневаются в этом и призывают не преувеличивать успехи, хотя бы потому что их попросту нет.
В качестве примера они приводят широко разрекламированную встречу Генсека НАТО Йенса Столтенберга с Сергеем Лавровым, на которой, в числе прочих, обсуждался и вопрос миротворцев на Донбассе. Однако после встречи с главной МИД РФ Столтенберг заявил журналистам об отсутствии каких-либо значимых результатов и даже подчеркнул, что сильно сомневается в возможности достижения положительных результатов.
Можно напомнить и встречу между Сергеем Лавровым и его украинским коллегой Павлом Климкиным, которая тоже закончилась безрезультатно.
С другой стороны, с главным российским дипломатом встречался министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль, называющий Россию «незаменимым» партнером в борьбе с глобальным распространением ядерного оружия. Габриэль, кстати, отказался выполнять негласное требование НАТО и Вашингтона о доведении расходов на оборону членов альянса до 2% от ВВП и призвал потратить деньги на создание общеевропейской обороны…
В целом, справедливо, пожалуй, говорить, что Мюнхенская международная конференция по безопасности не оправдала возложенных на нее задач. Большинство из шестисот участников MSC покинули главный город Баварии с тяжелым сердцем, взаимными упреками и чувством глубокой неудовлетворенности. Три дня дебатов, конечно, не были напрасными на все сто процентов, но все указывает на то, что конфликты продолжатся, и что вопросительный знак в заголовке доклада «До края пропасти и обратно?», увы, остается.
Сергей Мануков
Комментарии (0)