© AP Photo, Jon SuperГазета «Гардиан» рассказывает о новых данных, показывающих, как 20 топливно-энергетических компаний безжалостно эксплуатируют мировые запасы нефти, газа и угля, и несут прямую ответственность за треть всех общемировых выбросов парниковых газов в современную эпоху.
Сегодня «Гардиан» расскажет о 20 топливно-энергетических компаниях, которые безжалостно эксплуатируют мировые запасы нефти, газа и угля, и несут прямую ответственность за треть всех общемировых выбросов парниковых газов в современную эпоху.
Новые данные, представленные всемирно известными исследователями, показывают, как эта группа государственных и транснациональных компаний порождает климатические бедствия, которые угрожают будущему человечества, а также свидетельствуют о том, что они продолжают расширять свою деятельность, прекрасно понимая, какое разрушительное воздействие их отрасль оказывает на нашу планету.
Этот анализ провел Ричард Хид (Richard Heede) из американского Института климатической ответственности (Climate Accountability Institute), который является авторитетным и ведущим научным учреждением, исследующим роль главных нефтяных компаний в усугублении климатического кризиса. Хид оценил объем ископаемого топлива, которое компании извлекли из земли с 1965 года, и какой объем выбросов дало это топливо. 1965 год выбран не случайно. Эксперты говорят, что именно тогда руководителям отрасли и политикам стало доподлинно известно о воздействии ископаемого топлива на окружающую среду.
20 первых компаний из этого списка ответственны за 35% всех выбросов углекислого газа и метана в мире. С 1965 года общий объем этих выбросов составил 480 миллиардов тонн эквивалента двуокиси углерода.
Компании из этого списка очень разные. Там есть фирмы, принадлежащие инвесторам, названия которых на слуху, скажем, «Шеврон», «Эксон», Би-Пи и «Шелл», а есть и государственные компании, такие как саудовская «Арамко» и «Газпром».
«Шеврон» возглавил список из восьми корпораций, принадлежащих инвесторам. Совсем незначительно от него отстают «Эксон», Би-Пи и «Шелл». В совокупности на долю этой четверки глобальных корпораций приходится более 10% общемирового объема углеродных выбросов с 1965 года.
12 из 20 компаний принадлежат государству, и они несут ответственность за 20% от общемирового объема углеродных выбросов за тот же период. Ведущим загрязнителем среди государственных корпораций является «Сауди Арамко», на долю которой приходится 4,38% от общемирового объема выбросов.
Один из ведущих в мире климатологов Майкл Манн (Michael Mann) заявил, что эти данные свидетельствуют о неблаговидной роли топливно-энергетических компаний, и призвал политиков принять срочные меры по обузданию их деятельности на предстоящих климатических переговорах, которые пройдут в декабре в Чили.
«Величайшая трагедия климатического кризиса состоит в том, что расплачиваться за это вынуждены семь с половиной миллиардов человек, которые сталкиваются с ухудшающимися условиями жизни на планете. И все ради того, чтобы пара десятков загрязняющих эту планету компаний могла получать рекордные прибыли. Это величайший нравственный провал нашей политической системы, и мы сами это допустили».
Список глобальных загрязнителей составлялся на основании отчетов компаний о годовых объемах добычи нефти, газа и угля с последующим подсчетом объемов выброса в атмосферу углерода и метана из производимого топлива на все протяжении цикла производства и сбыта, начиная с добычи и кончая конечным потребителем.
Ученые выяснили, что 90% выбросов, приходящихся на долю 20 основных загрязнителей, получаются от использования их продукции, такой как бензин, авиационное топливо, газ и энергетический уголь. А 10% получаются в результате добычи, переработки и доставки готового топлива.
Журналисты «Гардиан» попытались связаться с 20 компаниями, внесенными в список загрязнителей. Семь из них ответили. Некоторые заявили, что они не несут прямой ответственности за то, как потребитель использует добываемые ими нефть, газ и уголь. Некоторые оспорили утверждение о том, что о воздействии ископаемого топлива на окружающую среду было известно еще в конце 1950-х годов, и что отрасль предпринимала коллективные усилия, чтобы отсрочить практические действия по исправлению ситуации.
Большинство заявило о своем согласии с климатологами, а некоторые компании отметили, что поддерживают изложенные в Парижском соглашении цели по сокращению выбросов и недопущению роста глобальных температур выше полутора градусов по сравнению с доиндустриальным уровнем.
Все они отметили, что вкладывают инвестиции в возобновляемые и низкоуглеродные источники энергии, и сказали, что топливно-энергетические компании должны играть важную роль в преодолении климатического кризиса. «ПетроЧайна» заявила, что существует отдельно от своей предшественницы «Чайна Нэшнл Петролеум», и поэтому не несет ответственности за ее выбросы в прошлом, поскольку никак не могла на это повлиять.
Хид со своей командой и раньше занимался исследовательской работой на тему вклада топливно-энергетических компаний в усугубление климатического кризиса, и последнее исследование основано на этой работе.
Воздействие выбросов от сжигания угля, нефти и газа, добываемых энергетическими компаниями, просто огромно. Согласно данным исследования, которые были опубликованы в 2017 году Питером Фрумхоффом (Peter Frumhoff) из американского Союза обеспокоенных ученых и его коллегами, выбросы СО2 и метана 90 самыми крупными промышленными производителями углерода дали почти половину роста глобальных температур и около трети подъема уровня мирового океана в период с 1880 по 2010 годы. По словам ученых, их работа «заставляет думать об исторической ответственности компаний за изменения климата».
Хид сказал: «Эти компании со своей продукцией несут значительную долю ответственности за чрезвычайную ситуацию с климатом. Они коллективно и на протяжении десятилетий тормозят национальные и международные усилия по преодолению этой ситуации, и уже не в состоянии скрываться за дымовой завесой заявлений о том, что вся вина лежит на потребителях».
«Руководители нефтяных, газовых и угольных компаний препятствуют прогрессу и отделываются общими фразами, хотя их огромные капиталы, технические знания и моральные обязательства должны содействовать, а не мешать переходу к низкоуглеродному будущему».
По словам Хида, 1965 год был выбран в качестве точки отсчета при сборе новых данных не без причины. Проведенные недавно исследования показали, что к тому моменту руководители отрасли и политики, в частности, американские, уже знали, какое воздействие ископаемое топливо оказывает на окружающую среду.
В ноябре 1965 года президент Линдон Джонсон дал указание опубликовать доклад, подготовленный рабочей группой по изучению загрязнений окружающей среды из состава президентского научно-консультационного комитета. Там было подробно написано о возможных последствиях дальнейшего производства органического топлива для глобального потепления.
В том же году президент Американского нефтяного института заявил на ежегодном собрании этого учреждения: «Один из самых важных прогнозов президентского доклада заключается в том, что в результате сжигания угля, нефти и газа двуокись углерода попадает в земную атмосферу такими темпами, что к 2000 году тепловой баланс серьезно изменится и сможет вызвать заметные изменения в климате, преодолеть которые на местном и даже национальном уровне будет невозможно».
Хид к этому добавил: «Ведущие компании и отраслевые организации с конца 1950-х годов знали, какая угроза климатических изменений возникает в результате использования их продукции».
Его исследование имеет целью призвать к ответу те компании, которые в наибольшей степени виновны в углеродных выбросах, а также увести общественные и политические дебаты от обсуждения исключительно индивидуальной ответственности. Здесь уместно вспомнить прозвучавшее в 2018 году предостережение ООН о том, что у мира осталось всего 12 лет, чтобы не допустить самые страшные последствия безудержного глобального потепления и ограничить подъем температуры полутора градусами по сравнению с доиндустриальным уровнем.
Исследование показывает, что многие ведущие загрязнители являются частными компаниями, чьи названия известны всему миру. Они тратят миллиарды на лоббирование и стараются предстать в образе корпораций, ответственно относящихся к охране окружающей среды.
В этом году было проведено еще одно исследование, авторы которого выяснили, что пять крупнейших нефтегазовых компаний, чьи акции высоко котируются на бирже, тратят почти 200 миллионов долларов в год на лоббирование в попытке притормозить или заблокировать действия, направленные на борьбу с изменениями климата.
Хид сказал, что эти компании несут «значительную моральную, финансовую и правовую ответственность за климатический кризис, и соответственно обязаны участвовать в решении этой проблемы».
Он добавил: «Хотя конечными загрязнителями атмосферы углекислым газом являются потребители, как люди, так и корпорации, Институт климатической ответственности сосредоточил свою работу на топливно-энергетических компаниях, которые, на наш взгляд, несут коллективную ответственность, поскольку держат ногу на педали газа и определяют уровень выбросов углерода, а также политику перехода на неуглеродное топливо».
© AP Photo, Jon SuperГазета «Гардиан» рассказывает о новых данных, показывающих, как 20 топливно-энергетических компаний безжалостно эксплуатируют мировые запасы нефти, газа и угля, и несут прямую ответственность за треть всех общемировых выбросов парниковых газов в современную эпоху.Сегодня «Гардиан» расскажет о 20 топливно-энергетических компаниях, которые безжалостно эксплуатируют мировые запасы нефти, газа и угля, и несут прямую ответственность за треть всех общемировых выбросов парниковых газов в современную эпоху. Новые данные, представленные всемирно известными исследователями, показывают, как эта группа государственных и транснациональных компаний порождает климатические бедствия, которые угрожают будущему человечества, а также свидетельствуют о том, что они продолжают расширять свою деятельность, прекрасно понимая, какое разрушительное воздействие их отрасль оказывает на нашу планету. Этот анализ провел Ричард Хид (Richard Heede) из американского Института климатической ответственности (Climate Accountability Institute), который является авторитетным и ведущим научным учреждением, исследующим роль главных нефтяных компаний в усугублении климатического кризиса. Хид оценил объем ископаемого топлива, которое компании извлекли из земли с 1965 года, и какой объем выбросов дало это топливо. 1965 год выбран не случайно. Эксперты говорят, что именно тогда руководителям отрасли и политикам стало доподлинно известно о воздействии ископаемого топлива на окружающую среду. 20 первых компаний из этого списка ответственны за 35% всех выбросов углекислого газа и метана в мире. С 1965 года общий объем этих выбросов составил 480 миллиардов тонн эквивалента двуокиси углерода. Компании из этого списка очень разные. Там есть фирмы, принадлежащие инвесторам, названия которых на слуху, скажем, «Шеврон», «Эксон», Би-Пи и «Шелл», а есть и государственные компании, такие как саудовская «Арамко» и «Газпром». «Шеврон» возглавил список из восьми корпораций, принадлежащих инвесторам. Совсем незначительно от него отстают «Эксон», Би-Пи и «Шелл». В совокупности на долю этой четверки глобальных корпораций приходится более 10% общемирового объема углеродных выбросов с 1965 года. 12 из 20 компаний принадлежат государству, и они несут ответственность за 20% от общемирового объема углеродных выбросов за тот же период. Ведущим загрязнителем среди государственных корпораций является «Сауди Арамко», на долю которой приходится 4,38% от общемирового объема выбросов. Один из ведущих в мире климатологов Майкл Манн (Michael Mann) заявил, что эти данные свидетельствуют о неблаговидной роли топливно-энергетических компаний, и призвал политиков принять срочные меры по обузданию их деятельности на предстоящих климатических переговорах, которые пройдут в декабре в Чили. «Величайшая трагедия климатического кризиса состоит в том, что расплачиваться за это вынуждены семь с половиной миллиардов человек, которые сталкиваются с ухудшающимися условиями жизни на планете. И все ради того, чтобы пара десятков загрязняющих эту планету компаний могла получать рекордные прибыли. Это величайший нравственный провал нашей политической системы, и мы сами это допустили». Список глобальных загрязнителей составлялся на основании отчетов компаний о годовых объемах добычи нефти, газа и угля с последующим подсчетом объемов выброса в атмосферу углерода и метана из производимого топлива на все протяжении цикла производства и сбыта, начиная с добычи и кончая конечным потребителем. Ученые выяснили, что 90% выбросов, приходящихся на долю 20 основных загрязнителей, получаются от использования их продукции, такой как бензин, авиационное топливо, газ и энергетический уголь. А 10% получаются в результате добычи, переработки и доставки готового топлива. Журналисты «Гардиан» попытались связаться с 20 компаниями, внесенными в список загрязнителей. Семь из них ответили. Некоторые заявили, что они не несут прямой ответственности за то, как потребитель использует добываемые ими нефть, газ и уголь. Некоторые оспорили утверждение о том, что о воздействии ископаемого топлива на окружающую среду было известно еще в конце 1950-х годов, и что отрасль предпринимала коллективные усилия, чтобы отсрочить практические действия по исправлению ситуации. Большинство заявило о своем согласии с климатологами, а некоторые компании отметили, что поддерживают изложенные в Парижском соглашении цели по сокращению выбросов и недопущению роста глобальных температур выше полутора градусов по сравнению с доиндустриальным уровнем. Все они отметили, что вкладывают инвестиции в возобновляемые и низкоуглеродные источники энергии, и сказали, что топливно-энергетические компании должны играть важную роль в преодолении климатического кризиса. «ПетроЧайна» заявила, что существует отдельно от своей предшественницы «Чайна Нэшнл Петролеум», и поэтому не несет ответственности за ее выбросы в прошлом, поскольку никак не могла на это повлиять. Хид со своей командой и раньше занимался исследовательской работой на тему вклада топливно-энергетических компаний в усугубление климатического кризиса, и последнее исследование основано на этой работе. Воздействие выбросов от сжигания угля, нефти и газа, добываемых энергетическими компаниями, просто огромно. Согласно данным исследования, которые были опубликованы в 2017 году Питером Фрумхоффом (Peter Frumhoff) из американского Союза обеспокоенных ученых и его коллегами, выбросы СО2 и метана 90 самыми крупными промышленными производителями углерода дали почти половину роста глобальных температур и около трети подъема уровня мирового океана в период с 1880 по 2010 годы. По словам ученых, их работа «заставляет думать об исторической ответственности компаний за изменения климата». Хид сказал: «Эти компании со своей продукцией несут значительную долю ответственности за чрезвычайную ситуацию с климатом. Они коллективно и на протяжении десятилетий тормозят национальные и международные усилия по преодолению этой ситуации, и уже не в состоянии скрываться за дымовой завесой заявлений о том, что вся вина лежит на потребителях». «Руководители нефтяных, газовых и угольных компаний препятствуют прогрессу и отделываются общими фразами, хотя их огромные капиталы, технические знания и моральные обязательства должны содействовать, а не мешать переходу к низкоуглеродному будущему». По словам Хида, 1965 год был выбран в качестве точки отсчета при сборе новых данных не без причины. Проведенные недавно исследования показали, что к тому моменту руководители отрасли и политики, в частности, американские, уже знали, какое воздействие ископаемое топливо оказывает на окружающую среду. В ноябре 1965 года президент Линдон Джонсон дал указание опубликовать доклад, подготовленный рабочей группой по изучению загрязнений окружающей среды из состава президентского научно-консультационного комитета. Там было подробно написано о возможных последствиях дальнейшего производства органического топлива для глобального потепления. В том же году президент Американского нефтяного института заявил на ежегодном собрании этого учреждения: «Один из самых важных прогнозов президентского доклада заключается в том, что в результате сжигания угля, нефти и газа двуокись углерода попадает в земную атмосферу такими темпами, что к 2000 году тепловой баланс серьезно изменится и сможет вызвать заметные изменения в климате, преодолеть которые на местном и даже национальном уровне будет невозможно». Хид к этому добавил: «Ведущие компании и отраслевые организации с конца 1950-х годов знали, какая угроза климатических изменений возникает в результате использования их продукции». Его исследование имеет целью призвать к ответу те компании, которые в наибольшей степени виновны в углеродных выбросах, а также увести общественные и политические дебаты от обсуждения исключительно индивидуальной ответственности. Здесь уместно вспомнить прозвучавшее в 2018 году предостережение ООН о том, что у мира осталось всего 12 лет, чтобы не допустить самые страшные последствия безудержного глобального потепления и ограничить подъем температуры полутора градусами по сравнению с доиндустриальным уровнем. Исследование показывает, что многие ведущие загрязнители являются частными компаниями, чьи названия известны всему миру. Они тратят миллиарды на лоббирование и стараются предстать в образе корпораций, ответственно относящихся к охране окружающей среды. В этом году было проведено еще одно исследование, авторы которого выяснили, что пять крупнейших нефтегазовых компаний, чьи акции высоко котируются на бирже, тратят почти 200 миллионов долларов в год на лоббирование в попытке притормозить или заблокировать действия, направленные на борьбу с изменениями климата. Хид сказал, что эти компании несут «значительную моральную, финансовую и правовую ответственность за климатический кризис, и соответственно обязаны участвовать в решении этой проблемы». Он добавил: «Хотя конечными загрязнителями атмосферы углекислым газом являются потребители, как люди, так и корпорации, Институт климатической ответственности сосредоточил свою работу на топливно-энергетических компаниях, которые, на наш взгляд, несут коллективную ответственность, поскольку держат ногу на педали газа и определяют уровень выбросов углерода, а также политику перехода на неуглеродное топливо».
Комментарии (0)