Сможет ли Китай победить в противостоянии с Западом - «Новости»

  • 12:04, 01-окт-2019
  • Ростов-на-Дону / Экономика / Мнения / Мир / ДНР и ЛНР / Крым / США / Аналитика / Общество / Новости дня
  • Edgarpo
  • 0

© REUTERS, Jason LeeВ связи с 70-летием КНР в западной прессе все чаще пишут об обостряющемся противостоянии Китая и западных стран. Колумнист ИноСМИ рассказывает о том, как началась эта борьба и имеет ли преимущество китайская модель перед западной, на фоне политических войн в Вашингтоне и Лондоне.

В связи с 70-летием КНР в западной прессе все чаще пишут об обостряющемся противостоянии Китая и западных стран во главе с США. Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер на страницах издания Manager Magazin (Германия) считает, что «тоталитарный» китайский капитализм ставит под угрозу гегемонию Запада, основанную на демократии и свободном рынке. Вместе с тем, дальнейшее обострение «торговой войны» с Западом может обернуться поражением Пекина. США и Запад в целом, пишет Хенрик Мюллер, только сейчас осознали свою историческую ошибку. Начав вкладывать инвестиции в Китай и открыв этой стране двери в ВТО, «коллективный Запад» исходил из того, что капиталистическая экономика и мировой рынок автоматически приведут к победе демократии в КНР. Однако этого не произошло. Оказывая поддержку «китайскому капитализму» (сперва в качестве противовеса СССР), Запад вскормил своего потенциального могильщика. Китай не стал демократическим государством и теперь теснит Запад на всех фронтах торговой войны. Экономические конкуренты из Поднебесной уже убили целые отрасли экономики в США и Европе, но при этом остались под твердым контролем коммунистической партии.


Ставший теперь очевидным провал «демократизации» в Китае имеет всемирно-историческое значение, ведь действовавшие до сих пор правила торговли ВТО никак не предусматривали, что одна из ведущих экономик мира будет открыто нарушать принципы демократии и права. Еще не было прецедента, чтобы руководство какой-то страны (в данном случае КНР) имело такой контроль над частными компаниями и открыто использовало их в геополитических целях. Это создает серьезные проблемы для стран Запада, как показал конфликт вокруг корпорации «Хуавэй» (Huawei). Вместе с тем, неоспорим тот факт, что, действуя вопреки установленным правилам «свободного рынка», Китай добился колоссальных успехов. Многие лидеры развивающихся стран хотят перенять этот опыт, поскольку «тоталитарная модернизация» оказывается в их глазах более эффективной, чем западная демократическая модель. К тому же, экономика западных стран явно буксует, и это делает китайский пример еще более заразительным. Осознание этого факта привело к тому, что с большим запозданием Соединенные Штаты приняли решение объявить торговую войну своему китайскому конкуренту. Но не поздно ли? По мнению Хенрика Мюллера, любое «антикитайское» решение может быть очень опасным. Конечно, можно запретить китайским инвесторам покупку западных фирм, можно закрыть для китайцев ряд стратегических отраслей. Но это значит, что Запад подорвет основные принципы свободной конкуренции, на которых основан современный капитализм, то есть сам прибегнет к «китайским» методам.


Что касается «тоталитарной модернизации», то она не есть чисто китайское изобретение. Все страны Азии, совершившие прыжок в индустриальное, а затем и постиндустриальное общество, никак нельзя назвать демократическими. Япония, Южная Корея и Сингапур являются, по сути, жестко структурированными иерархическими системами, где «демократия» является лишь удобной вывеской для получения доступа на мировые торговые рынки. Отличие Китая лишь в том, что правящая коммунистическая партия сохранила на словах верность марксистско-ленинской идеологии и маоизму, поскольку эта идеология лучше всего подходит для контроля над массами.


Действительно, в мировом «соревновании систем» Запад выглядит сегодня неважно. Две старейшие англосаксонские демократии — США и Великобритания — находятся в глубоком конституционном кризисе. Америка расколота, в Вашингтоне идет ожесточенная борьба между демократами и республиканцами, а президент Дональд Трамп использует «китайскую угрозу» как козырную карту в этой борьбе. В Лондоне на фоне приближающегося Брексита обостряется конституционный кризис. И, что наиболее опасно, Лондон и Вашингтон совместными усилиями раздувают гражданское противостояние в Гонконге, провоцируя Пекин на военное вмешательство. В этом случае торгово-экономическая война с Китаем выйдет на гораздо более высокий уровень.


Известный сингапурский дипломат Кишор Махбубани задается в своем недавнем политическом эссе вопросом — «проиграл ли Запад соревнование?» Он дает следующий ответ: нынешний имидж Запада весьма негативен — это некомпетентность, коррупция, нарушения конституции. Если так выглядит западная демократия, то она не является примером для развивающихся стран. В сравнении с царящим в Вашингтоне и Лондоне хаосом китайская модель, сочетающая экономический рост, технократическую компетентность и подавление инакомыслия в глазах многих выглядит как достойная альтернатива. Это, конечно прискорбно, поскольку убивает западное представление о свободе.


В заключение Хенрик Мюллер спрашивает: «Не рано ли хоронить Запад и праздновать победу Китая?» И вообще, насколько стабилен Китай? Ведь сила китайской компартии заключена не в репрессиях, а в обеспечении дальнейшего роста благосостояния. В случае глубокого экономического кризиса будет подорвана легитимность коммунистического режима. Вот почему после глобального финансового кризиса 2008 года руководство Китая делало все, чтобы экономический рост в стране продолжался. Правда, растущая долговая нагрузка государства стала платой за этот рост. Финансовые регуляторы Китая значительно расширили возможности кредитования. В результате, задолженность предприятий и частных лиц выросла в колоссальных объемах. Задолженность компаний составляет сегодня 150% ВВП, в то время как задолженность граждан более чем удвоилась начиная с 2008 года. В целом, по подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Китай является наиболее обремененной долгами развивающейся экономикой. Это сходит с рук, пока продолжается экономический рост и должники выплачивают кредиты. Однако в случае глубокой рецессии может начаться острый финансовый кризис, который разорит не только должников, но и банки, которые их обслуживают. Крах финансовой системы приведет в свою очередь к массовым протестам и подорвет авторитет компартии.


Экономический рост Поднебесной за последний год резко замедлился, по официальным данным — до 4,4%. Реальная цифра может оказаться еще ниже. По мнению аналитиков британского исследовательского центра Oxford Economics, налицо опасное сочетание двух факторов — снижения темпов экономического роста внутри страны и неблагоприятных внешних условий (обострение торгового конфликта с США, замедление экономического роста в мире). Поскольку нынешняя торговая война с США может спровоцировать масштабный кризис, китайское руководство и лично Си Цзиньпин осознают нависшую угрозу и резко «закручивают гайки». В связи с празднованием 70-летия со дня образования КНР они на 100 дней запретили показ развлекательных передач и фильмов. Вместо этого радио и телевидение обязано транслировать патриотические передачи и фильмы, в которых прославляется роль компартии Китая.


© REUTERS, Jason LeeВ связи с 70-летием КНР в западной прессе все чаще пишут об обостряющемся противостоянии Китая и западных стран. Колумнист ИноСМИ рассказывает о том, как началась эта борьба и имеет ли преимущество китайская модель перед западной, на фоне политических войн в Вашингтоне и Лондоне.В связи с 70-летием КНР в западной прессе все чаще пишут об обостряющемся противостоянии Китая и западных стран во главе с США. Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер на страницах издания Manager Magazin (Германия) считает, что «тоталитарный» китайский капитализм ставит под угрозу гегемонию Запада, основанную на демократии и свободном рынке. Вместе с тем, дальнейшее обострение «торговой войны» с Западом может обернуться поражением Пекина. США и Запад в целом, пишет Хенрик Мюллер, только сейчас осознали свою историческую ошибку. Начав вкладывать инвестиции в Китай и открыв этой стране двери в ВТО, «коллективный Запад» исходил из того, что капиталистическая экономика и мировой рынок автоматически приведут к победе демократии в КНР. Однако этого не произошло. Оказывая поддержку «китайскому капитализму» (сперва в качестве противовеса СССР), Запад вскормил своего потенциального могильщика. Китай не стал демократическим государством и теперь теснит Запад на всех фронтах торговой войны. Экономические конкуренты из Поднебесной уже убили целые отрасли экономики в США и Европе, но при этом остались под твердым контролем коммунистической партии. Ставший теперь очевидным провал «демократизации» в Китае имеет всемирно-историческое значение, ведь действовавшие до сих пор правила торговли ВТО никак не предусматривали, что одна из ведущих экономик мира будет открыто нарушать принципы демократии и права. Еще не было прецедента, чтобы руководство какой-то страны (в данном случае КНР) имело такой контроль над частными компаниями и открыто использовало их в геополитических целях. Это создает серьезные проблемы для стран Запада, как показал конфликт вокруг корпорации «Хуавэй» (Huawei). Вместе с тем, неоспорим тот факт, что, действуя вопреки установленным правилам «свободного рынка», Китай добился колоссальных успехов. Многие лидеры развивающихся стран хотят перенять этот опыт, поскольку «тоталитарная модернизация» оказывается в их глазах более эффективной, чем западная демократическая модель. К тому же, экономика западных стран явно буксует, и это делает китайский пример еще более заразительным. Осознание этого факта привело к тому, что с большим запозданием Соединенные Штаты приняли решение объявить торговую войну своему китайскому конкуренту. Но не поздно ли? По мнению Хенрика Мюллера, любое «антикитайское» решение может быть очень опасным. Конечно, можно запретить китайским инвесторам покупку западных фирм, можно закрыть для китайцев ряд стратегических отраслей. Но это значит, что Запад подорвет основные принципы свободной конкуренции, на которых основан современный капитализм, то есть сам прибегнет к «китайским» методам. Что касается «тоталитарной модернизации», то она не есть чисто китайское изобретение. Все страны Азии, совершившие прыжок в индустриальное, а затем и постиндустриальное общество, никак нельзя назвать демократическими. Япония, Южная Корея и Сингапур являются, по сути, жестко структурированными иерархическими системами, где «демократия» является лишь удобной вывеской для получения доступа на мировые торговые рынки. Отличие Китая лишь в том, что правящая коммунистическая партия сохранила на словах верность марксистско-ленинской идеологии и маоизму, поскольку эта идеология лучше всего подходит для контроля над массами. Действительно, в мировом «соревновании систем» Запад выглядит сегодня неважно. Две старейшие англосаксонские демократии — США и Великобритания — находятся в глубоком конституционном кризисе. Америка расколота, в Вашингтоне идет ожесточенная борьба между демократами и республиканцами, а президент Дональд Трамп использует «китайскую угрозу» как козырную карту в этой борьбе. В Лондоне на фоне приближающегося Брексита обостряется конституционный кризис. И, что наиболее опасно, Лондон и Вашингтон совместными усилиями раздувают гражданское противостояние в Гонконге, провоцируя Пекин на военное вмешательство. В этом случае торгово-экономическая война с Китаем выйдет на гораздо более высокий уровень. Известный сингапурский дипломат Кишор Махбубани задается в своем недавнем политическом эссе вопросом — «проиграл ли Запад соревнование?» Он дает следующий ответ: нынешний имидж Запада весьма негативен — это некомпетентность, коррупция, нарушения конституции. Если так выглядит западная демократия, то она не является примером для развивающихся стран. В сравнении с царящим в Вашингтоне и Лондоне хаосом китайская модель, сочетающая экономический рост, технократическую компетентность и подавление инакомыслия в глазах многих выглядит как достойная альтернатива. Это, конечно прискорбно, поскольку убивает западное представление о свободе. В заключение Хенрик Мюллер спрашивает: «Не рано ли хоронить Запад и праздновать победу Китая?» И вообще, насколько стабилен Китай? Ведь сила китайской компартии заключена не в репрессиях, а в обеспечении дальнейшего роста благосостояния. В случае глубокого экономического кризиса будет подорвана легитимность коммунистического режима. Вот почему после глобального финансового кризиса 2008 года руководство Китая делало все, чтобы экономический рост в стране продолжался. Правда, растущая долговая нагрузка государства стала платой за этот рост. Финансовые регуляторы Китая значительно расширили возможности кредитования. В результате, задолженность предприятий и частных лиц выросла в колоссальных объемах. Задолженность компаний составляет сегодня 150% ВВП, в то время как задолженность граждан более чем удвоилась начиная с 2008 года. В целом, по подсчетам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Китай является наиболее обремененной долгами развивающейся экономикой. Это сходит с рук, пока продолжается экономический рост и должники выплачивают кредиты. Однако в случае глубокой рецессии может начаться острый финансовый кризис, который разорит не только должников, но и банки, которые их обслуживают. Крах финансовой системы приведет в свою очередь к массовым протестам и подорвет авторитет компартии. Экономический рост Поднебесной за последний год резко замедлился, по официальным данным — до 4,4%. Реальная цифра может оказаться еще ниже. По мнению аналитиков британского исследовательского центра Oxford Economics, налицо опасное сочетание двух факторов — снижения темпов экономического роста внутри страны и неблагоприятных внешних условий (обострение торгового конфликта с США, замедление экономического роста в мире). Поскольку нынешняя торговая война с США может спровоцировать масштабный кризис, китайское руководство и лично Си Цзиньпин осознают нависшую угрозу и резко «закручивают гайки». В связи с празднованием 70-летия со дня образования КНР они на 100 дней запретили показ развлекательных передач и фильмов. Вместо этого радио и телевидение обязано транслировать патриотические передачи и фильмы, в которых прославляется роль компартии Китая.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!