© РИА Новости, Владимир Вяткин | Перейти в фотобанкСоветский Союз использовал культуру во внешней политике как способ оказывать влияние на настроения в Финляндии. По мнению финского исследователя, Финляндия умела получать выгоду от «дружественной литургии». В статье со ссылкой на собранные им документы рассказывается, как это начиналось.
В сентябре 1944 году Советско-финская война (в финской историографии — Война-продолжение) завершилась горьким для Финляндии Московским перемирием. А уже в январе 1945 года представители Красной Армии прибыли в Финляндию с новым «захватническим походом».
На этот раз оружием были не бомбы и автоматы, а хор Красной армии с талантливыми танцорами и певцами.
Хельсинки стал первым иностранным городом, в котором хор выступил еще до окончания Второй мировой войны. Хор исполнил гимн Финляндии на финском языке и гимн Советского Союза на русском языке. Выступления были безупречными — как с художественной, так и с технической точки зрения.
Финский исследователь Симо Микконен (Simo Mikkonen) считает, что таким образом при помощи культуры руководство Финляндии и руководство Советского Союза начали улучшать отношения стран после Зимней войны и Войны-продолжения.
Советский Союз стремился не только улучшить отношения с Финляндией. На протяжении многих лет культура использовалась как часть проекта, задачей которого было вовлечение Финляндии в сферу интересов Советского Союза.
Об эффекте, произведенном хором Красной армии на финнов, свидетельствует реакция политика левых взглядов Хеллы Вуолийоки (Hella Wuolijoki). По словам Симо Микконена, вручая хору цветы после выступления в Хельсинки в январе 1945 года, Вуолийоки воскликнула:
«Вы нас покорили, вы нас покорили!»
Сначала отношениями Финляндии и Советского Союза занимались при помощи общества дружбы «Финляндия — Советский Союз». Затем в начале 1960-х годов был заключен межгосударственный договор о культурном обмене. Его государственное финансирование ежегодно увеличивалось, и на всех финско-советских культурных мероприятиях была обязательная часть с «дружественными речами» политиков.
«Дружественная литургия в определенной степени была неуместной, и на культурных мероприятиях она часто казалась очень неестественной. Советский Союз использовал Финляндию, чтобы показать, что Москва может состоять в дружественных отношениях со странами капиталистической демократии», — говорит Микконен.
По мнению Симо Микконена, в развивающихся отношениях Финляндии и Советского Союза постепенно появилась своя риторика, которую использовали в речах на культурных мероприятиях.
«Праздничные речи стали ритуальной литургией. Они были выдержаны в духе советской идеологии. Для тех, кто не разбирался в языке советской дипломатии, это казалось чем-то неприемлемым».
«Для Финляндии культурный обмен тоже был очень выгодным. К примеру, в Национальной опере Финляндии выступали советские звезды мирового уровня, что способствовало развитию финской оперы. В течение некоторого времени Национальная опера Финляндии сотрудничала с Советским Союзом в вопросах обучения, что представляло особую ценность для развития финского балета».
Культурная элита Финляндии, в свою очередь, раскололась на два лагеря: на тех, кто действительно восхищался Советским Союзом, и на тех, кто использовал «дружественную литургию» только лишь как возможность для общения деятелей культуры.
График культурных мероприятий был составлен следующим образом: представители Советского Союза приезжали в Финляндию весной в связи с годовщиной советско-финского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и осенью — в связи с годовщиной Великой Октябрьской революции. Финнов, в свою очередь, приглашали в Советский Союз для проведения мероприятий в честь Дня независимости Финляндии и в честь Дня рождения Сибелиуса.
«Советский Союз использовал мягкую силу, и у таких действий была политическая цель. Визиты должны были укрепить положительный мирный образ Советского Союза и — особенно — образ непревзойденной советской системы образования, которая дарила миру самых талантливых людей творческих профессий».
Служба безопасности КГБ внимательно следила за тем, как проходил процесс культурного обмена.
Вместе с советскими деятелями культуры в Финляндию всегда приезжал переводчик, секретарь и личный помощник, который на самом деле был агентом КГБ.
Симо Микконен рассказывает, что советские визиты в Финляндию нередко отменяли в последний момент. Финляндии причина не сообщалась. При помощи российских архивов Микконену удалось узнать, что иногда причиной отмены поездки советского деятеля культуры были подозрения в его неблагонадежности.
«В „характеристиках", обнаруженных в партийных архивах и архиве Министерства культуры, сообщалось, был ли этот человек членом партии, считалась ли его деятельность идеологически верной, а также указывалась его художественная направленность. Если в его биографии не было ничего подозрительного, ему могли разрешить выезжать за границу», — говорит Микконен.
«Эта практика была тяжелой и приводила к изменениям и к отмене визитов в последний момент, что часто заставляло финнов сильно нервничать. О настоящих причинах отмены визитов в Финляндии часто не догадывалась».
По словам Симо Микконена, со временем советские артисты научились добиваться определенных свобод. Например, есть истории о встречах советских и финских деятелей культуры, во время которых агентов КГБ удавалось сбить с толку, и советские артисты «случайно» оставались на финских дачах на несколько дней.
«Агент КГБ не мог сообщить в Москву, что его объект слежки вдруг исчез, ведь в таком случае его самого могли уволить».
Недавно Симо Микконен выпустил книгу «Вы нас покорили! — Искусство в отношениях Финляндии и Советского Союза в период с 1944 по 1960 год» (Te olette valloittaneet meid?t! — Taide Suomen ja Neuvostoliiton suhteissa 1944-1960). Сейчас Микконен проводит дополнительные исследования о следующих десятилетиях, то есть о периоде реальной финляндизации.
В 1970-е и 1980-е годы Советский Союз настолько сильно контролировал Финляндию в политических вопросах, что этот период начали называть финляндизацией. Это широкое понятие, но на практике это значит, что независимая демократическая капиталистическая страна добровольно и даже намеренно подчинялась коммунистическому Советскому Союзу во многих важнейших политических вопросах, чтобы обеспечить себе хорошее положение рядом с могущественным соседом.
По словам Симо Микконена, активная стадия финляндизации в вопросах культуры началась с 1956 года после Венгерского восстания, которое Советский Союз подавил при помощи танков. Тогда многие западные страны во главе с США решили бойкотировать Советский Союз в вопросах культурного обмена. Финляндия продолжила культурный обмен, словно ничего не произошло.
Финляндия обеспечила Советскому Союзу важный «плацдарм». Благодаря культурному обмену Советский Союз мог продемонстрировать своим гражданам и другим странам, что СССР продолжает сотрудничать с Западом как раньше.
«Финляндия стала представлять для Советского Союза особую ценность в те периоды, когда культурный обмен шел на спад, особенно со странами НАТО. Так произошло, к примеру, после Венгерского восстания в декабре 1956 года».
Симо Микконен считает, что позже у президента Финляндии Урхо Кекконена (Urho Kekkonen) могла быть возможность отмежеваться от влияния Москвы, но во время волнений в Венгрии это было невозможно.
«На тот момент Кекконен успел пробыть на посту президента Финляндии меньше года. Было принято решение осторожно и без осуждения продвигаться в отношениях с Советским Союзом — и этой линии придерживались вплоть до обретения странами Прибалтики независимости в 1990-1991 годы».
© РИА Новости, Владимир Вяткин | Перейти в фотобанкСоветский Союз использовал культуру во внешней политике как способ оказывать влияние на настроения в Финляндии. По мнению финского исследователя, Финляндия умела получать выгоду от «дружественной литургии». В статье со ссылкой на собранные им документы рассказывается, как это начиналось.В сентябре 1944 году Советско-финская война (в финской историографии — Война-продолжение) завершилась горьким для Финляндии Московским перемирием. А уже в январе 1945 года представители Красной Армии прибыли в Финляндию с новым «захватническим походом». На этот раз оружием были не бомбы и автоматы, а хор Красной армии с талантливыми танцорами и певцами. Хельсинки стал первым иностранным городом, в котором хор выступил еще до окончания Второй мировой войны. Хор исполнил гимн Финляндии на финском языке и гимн Советского Союза на русском языке. Выступления были безупречными — как с художественной, так и с технической точки зрения. Финский исследователь Симо Микконен (Simo Mikkonen) считает, что таким образом при помощи культуры руководство Финляндии и руководство Советского Союза начали улучшать отношения стран после Зимней войны и Войны-продолжения. Советский Союз стремился не только улучшить отношения с Финляндией. На протяжении многих лет культура использовалась как часть проекта, задачей которого было вовлечение Финляндии в сферу интересов Советского Союза. Об эффекте, произведенном хором Красной армии на финнов, свидетельствует реакция политика левых взглядов Хеллы Вуолийоки (Hella Wuolijoki). По словам Симо Микконена, вручая хору цветы после выступления в Хельсинки в январе 1945 года, Вуолийоки воскликнула: «Вы нас покорили, вы нас покорили!» Сначала отношениями Финляндии и Советского Союза занимались при помощи общества дружбы «Финляндия — Советский Союз». Затем в начале 1960-х годов был заключен межгосударственный договор о культурном обмене. Его государственное финансирование ежегодно увеличивалось, и на всех финско-советских культурных мероприятиях была обязательная часть с «дружественными речами» политиков. «Дружественная литургия в определенной степени была неуместной, и на культурных мероприятиях она часто казалась очень неестественной. Советский Союз использовал Финляндию, чтобы показать, что Москва может состоять в дружественных отношениях со странами капиталистической демократии», — говорит Микконен. По мнению Симо Микконена, в развивающихся отношениях Финляндии и Советского Союза постепенно появилась своя риторика, которую использовали в речах на культурных мероприятиях. «Праздничные речи стали ритуальной литургией. Они были выдержаны в духе советской идеологии. Для тех, кто не разбирался в языке советской дипломатии, это казалось чем-то неприемлемым». «Для Финляндии культурный обмен тоже был очень выгодным. К примеру, в Национальной опере Финляндии выступали советские звезды мирового уровня, что способствовало развитию финской оперы. В течение некоторого времени Национальная опера Финляндии сотрудничала с Советским Союзом в вопросах обучения, что представляло особую ценность для развития финского балета». Культурная элита Финляндии, в свою очередь, раскололась на два лагеря: на тех, кто действительно восхищался Советским Союзом, и на тех, кто использовал «дружественную литургию» только лишь как возможность для общения деятелей культуры. График культурных мероприятий был составлен следующим образом: представители Советского Союза приезжали в Финляндию весной в связи с годовщиной советско-финского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и осенью — в связи с годовщиной Великой Октябрьской революции. Финнов, в свою очередь, приглашали в Советский Союз для проведения мероприятий в честь Дня независимости Финляндии и в честь Дня рождения Сибелиуса. «Советский Союз использовал мягкую силу, и у таких действий была политическая цель. Визиты должны были укрепить положительный мирный образ Советского Союза и — особенно — образ непревзойденной советской системы образования, которая дарила миру самых талантливых людей творческих профессий». Служба безопасности КГБ внимательно следила за тем, как проходил процесс культурного обмена. Вместе с советскими деятелями культуры в Финляндию всегда приезжал переводчик, секретарь и личный помощник, который на самом деле был агентом КГБ. Симо Микконен рассказывает, что советские визиты в Финляндию нередко отменяли в последний момент. Финляндии причина не сообщалась. При помощи российских архивов Микконену удалось узнать, что иногда причиной отмены поездки советского деятеля культуры были подозрения в его неблагонадежности. «В „характеристиках", обнаруженных в партийных архивах и архиве Министерства культуры, сообщалось, был ли этот человек членом партии, считалась ли его деятельность идеологически верной, а также указывалась его художественная направленность. Если в его биографии не было ничего подозрительного, ему могли разрешить выезжать за границу», — говорит Микконен. «Эта практика была тяжелой и приводила к изменениям и к отмене визитов в последний момент, что часто заставляло финнов сильно нервничать. О настоящих причинах отмены визитов в Финляндии часто не догадывалась». По словам Симо Микконена, со временем советские артисты научились добиваться определенных свобод. Например, есть истории о встречах советских и финских деятелей культуры, во время которых агентов КГБ удавалось сбить с толку, и советские артисты «случайно» оставались на финских дачах на несколько дней. «Агент КГБ не мог сообщить в Москву, что его объект слежки вдруг исчез, ведь в таком случае его самого могли уволить». Недавно Симо Микконен выпустил книгу «Вы нас покорили! — Искусство в отношениях Финляндии и Советского Союза в период с 1944 по 1960 год» (Te olette valloittaneet meid?t! — Taide Suomen ja Neuvostoliiton suhteissa 1944-1960). Сейчас Микконен проводит дополнительные исследования о следующих десятилетиях, то есть о периоде реальной финляндизации. В 1970-е и 1980-е годы Советский Союз настолько сильно контролировал Финляндию в политических вопросах, что этот период начали называть финляндизацией. Это широкое понятие, но на практике это значит, что независимая демократическая капиталистическая страна добровольно и даже намеренно подчинялась коммунистическому Советскому Союзу во многих важнейших политических вопросах, чтобы обеспечить себе хорошее положение рядом с могущественным соседом. По словам Симо Микконена, активная стадия финляндизации в вопросах культуры началась с 1956 года после Венгерского восстания, которое Советский Союз подавил при помощи танков. Тогда многие западные страны во главе с США решили бойкотировать Советский Союз в вопросах культурного обмена. Финляндия продолжила культурный обмен, словно ничего не произошло. Финляндия обеспечила Советскому Союзу важный «плацдарм». Благодаря культурному обмену Советский Союз мог продемонстрировать своим гражданам и другим странам, что СССР продолжает сотрудничать с Западом как раньше. «Финляндия стала представлять для Советского Союза особую ценность в те периоды, когда культурный обмен шел на спад, особенно со странами НАТО. Так произошло, к примеру, после Венгерского восстания в декабре 1956 года». Симо Микконен считает, что позже у президента Финляндии Урхо Кекконена (Urho Kekkonen) могла быть возможность отмежеваться от влияния Москвы, но во время волнений в Венгрии это было невозможно. «На тот момент Кекконен успел пробыть на посту президента Финляндии меньше года. Было принято решение осторожно и без осуждения продвигаться в отношениях с Советским Союзом — и этой линии придерживались вплоть до обретения странами Прибалтики независимости в 1990-1991 годы».
Комментарии (0)