ЛЕБЕДИННАЯ ПЕСНЯ - «Новости Армении»

  • 03:25, 05-мар-2019
  • Армения
  • Shackley
  • 0



4 марта 2019, 22:23 - NovostiNKСегодня отмечается день рождения великого армянского зодчего, автора плана современного Еревана и великолепных строений в Москве, Санкт-Петербурге, Ереване Александра Таманяна. Одним из значимых комплексов известного армянского архитектора считается здание Ереванского оперного театра.
Примечательно, что названо оно было в честь его друга и гениального армянского композитора Александра Спендиарова. К сожалению, классик армянской музыки, так и не успел увидеть на новой сцене премьеру своей оперы «Алмаст». Он умер в 1928 году. Основатель национальной архитектурной школы Александр Таманян тоже не дожил до открытия своего детища всего три года. Его не стало в 1936 году.


Начало ХХ века было ознаменовано в мировой истории бурным развитием технического прогресса и творческими исканиями новых направлений в искусстве, переходивших порой в бунтарство. Одним из самых смелых экспериментаторов в области сценографии был немецкий режиссер Макс Рейнхард, который в 1911 году показал в Москве и Санкт-Петербурге гастрольный спектакль по трагедии Софокла «Царь Эдип». Показанный на арене цирка по канонам античного искусства спектакль создавал у зрителей иллюзию гармоничного присутствия в древнегреческом амфитеатре. Необычность новаторских идей немецкого режиссера поразили Александра Таманяна. Возможно, именно это обстоятельство натолкнуло его на мысль о проектировании театрального здания нового типа: «Хотелось бы построить театр. Классический. Фасад строгий, в виде храма».


Один из первых вариантов, по замыслу Таманяна, представлял собой 4-х этажное здание с плоской крышей и одним залом. В более позднее время Александр Иванович предложил двухзальный вариант с нетрадиционным решением, где два полукруглых зала (зимний и летний) составляли вместе общий овал. В центре возвышалась разделенная на две части сцена, которая благодаря самым современным по тем временам технологиям могла при необходимости соединяться в единое целое. И хотя вышедшее в 1926 году Постановление правительства предписывало незамедлительно заняться подготовительными работами, тем не менее строительство Народного дома из-за проблем с финансированием было начато лишь в 1930 году. К тому же проект постоянно пересматривался и перерабатывался в различных инстанциях.


Например, в это время в Москве по проекту архитектора Бориса Иофана началось строительство Дворца Советов, на крыше которого планировалось установить скульптуру вождя мирового пролетариата. Один из соавторов армянского проекта предложил в 1934 году реализовать аналогичную идею на крыше строящегося здания оперы в Ереване. В случае реализации этого абсурдного проекта общая высота здания сразу бы увеличилась до 102 метров за счет 27-метрового статуи Ленина. К счастью, претворить идею в жизнь не удалось: частично по техническим причинам: здание могло просто не выдержать нагрузки. С другой стороны – не хватало средств.


Действительно, вскоре проект сильно удешевили, сметные расходы сократили, техническое оснащение сцены оптимизировали, а внешнее оформление фасада здания упростили. В частности, с крыши здания исчезли многочисленные декоративные фигуры, которые предполагалось в декоре изначально. Но даже в этих условиях армянскому архитектору все-таки удалось сохранить национальную идею. По словам великого зодчего, это была его лебединная песня, потому что «ни один архитектор еще не видел своего детища полностью построенным». После смерти А.Таманяна работа над проектом был возложена на его сына – архитектора Георгия Таманяна. Под его руководством в 1937 году вместо летнего зала началось строительство Большого зала филармонии, завершившееся лишь в 1953 году.



Сергей Тигранян

Источник: NovostiNK.net
Поделитесь с друзьями:

4 марта 2019, 22:23 - NovostiNKСегодня отмечается день рождения великого армянского зодчего, автора плана современного Еревана и великолепных строений в Москве, Санкт-Петербурге, Ереване Александра Таманяна. Одним из значимых комплексов известного армянского архитектора считается здание Ереванского оперного театра. Примечательно, что названо оно было в честь его друга и гениального армянского композитора Александра Спендиарова. К сожалению, классик армянской музыки, так и не успел увидеть на новой сцене премьеру своей оперы «Алмаст». Он умер в 1928 году. Основатель национальной архитектурной школы Александр Таманян тоже не дожил до открытия своего детища всего три года. Его не стало в 1936 году. Начало ХХ века было ознаменовано в мировой истории бурным развитием технического прогресса и творческими исканиями новых направлений в искусстве, переходивших порой в бунтарство. Одним из самых смелых экспериментаторов в области сценографии был немецкий режиссер Макс Рейнхард, который в 1911 году показал в Москве и Санкт-Петербурге гастрольный спектакль по трагедии Софокла «Царь Эдип». Показанный на арене цирка по канонам античного искусства спектакль создавал у зрителей иллюзию гармоничного присутствия в древнегреческом амфитеатре. Необычность новаторских идей немецкого режиссера поразили Александра Таманяна. Возможно, именно это обстоятельство натолкнуло его на мысль о проектировании театрального здания нового типа: «Хотелось бы построить театр. Классический. Фасад строгий, в виде храма». Один из первых вариантов, по замыслу Таманяна, представлял собой 4-х этажное здание с плоской крышей и одним залом. В более позднее время Александр Иванович предложил двухзальный вариант с нетрадиционным решением, где два полукруглых зала (зимний и летний) составляли вместе общий овал. В центре возвышалась разделенная на две части сцена, которая благодаря самым современным по тем временам технологиям могла при необходимости соединяться в единое целое. И хотя вышедшее в 1926 году Постановление правительства предписывало незамедлительно заняться подготовительными работами, тем не менее строительство Народного дома из-за проблем с финансированием было начато лишь в 1930 году. К тому же проект постоянно пересматривался и перерабатывался в различных инстанциях. Например, в это время в Москве по проекту архитектора Бориса Иофана началось строительство Дворца Советов, на крыше которого планировалось установить скульптуру вождя мирового пролетариата. Один из соавторов армянского проекта предложил в 1934 году реализовать аналогичную идею на крыше строящегося здания оперы в Ереване. В случае реализации этого абсурдного проекта общая высота здания сразу бы увеличилась до 102 метров за счет 27-метрового статуи Ленина. К счастью, претворить идею в жизнь не удалось: частично по техническим причинам: здание могло просто не выдержать нагрузки. С другой стороны – не хватало средств. Действительно, вскоре проект сильно удешевили, сметные расходы сократили, техническое оснащение сцены оптимизировали, а внешнее оформление фасада здания упростили. В частности, с крыши здания исчезли многочисленные декоративные фигуры, которые предполагалось в декоре изначально. Но даже в этих условиях армянскому архитектору все-таки удалось сохранить национальную идею. По словам великого зодчего, это была его лебединная песня, потому что «ни один архитектор еще не видел своего детища полностью построенным». После смерти А.Таманяна работа над проектом был возложена на его сына – архитектора Георгия Таманяна. Под его руководством в 1937 году вместо летнего зала началось строительство Большого зала филармонии, завершившееся лишь в 1953 году. Сергей Тигранян Источник: NovostiNK.net Поделитесь с друзьями:


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!