В первый раз прошел, во второй раз царя Папа убили - «Новости Армении»
- 03:30, 27-фев-2019
- Армения
- Тарас
- 0
26 февраля 2019, 21:00 - NovostiNK«Вообще, как мне кажется, люди, которые пытаются защищать Армянскую Апостольскую церковь от чего-то или кого-то, должны знать историю ААЦ и некоторые ее фрагменты. Например, в традиционном мышлении царь Пап считается одним из злостных врагов Армянской Апостольской церкви, но эта церковь сейчас есть благодаря царю Папу, который сказал – мы государство, у нам нет нужды, чтобы рукоположение нашего католикоса происходило в Кесарии. Мы – страна, у нас есть царь, столица, священники, и рукоположение нашего католикоса должно происходить у нас в стране.
И сопротивлялись – писали на царя Папа доносы в Рим, дважды против него были заговоры, один он прошел, а второй не смог – убили… Теперь я думаю, что наступили те же времена в историческом контексте. Что говорил царь Пап – люди, давайте платить налоги, а то ведете мужчин и женщин страны в монастыри, а кто должен работать на экономику, кто должен служить в армии? А ему говорили – ты предатель, ты против нации», об этом в ходе обсуждения программы правительства в Национальном собрании заявил премьер-министр Никол Пашинян.
Этот фрагмент его выступления стал ответом на обвинения различных кругов, аффилированных со старым режимом, согласно которым новому правительству чужды национально-христианские традиционные ценности. Естественно, в центре всего – Армянская Апостольская церковь, как хранитель этих традиций, в частности, посредством уроков истории церкви в школах.
Описаны ли в учебниках по этому предмету важные фрагменты истории? Например, почему в период монгольского владычества Иисус на иконах изображен с монгольскими чертами, или то, что на стене Святого престола изображен лик Шаха Аббаса. Это, конечно, дело историков, хотя тут нужно сделать оговорку, поскольку и сейчас официально введена в обращение историческая версия церкви, что далеко от объективной трактовки истории.
Хорошим примером может стать и то, что последний бурный этап церковного строительства совпал с новыми временами, властью узурпировавшей страну криминально-олигархической системы, которой были противопоказаны национально-государственные задачи и которая ради сохранения своих позиций шаг за шагом уступала суверенитет страны.
Эти примеры констатируют болезненную историческую закономерность – роль Армянской Апостольской церкви усиливалась в результате упадка суверенитета страны и узурпации власти, которую легитимизировала как раз церковь, взамен на политические и экономические привилегии. Это именовалось «исторической ролью церкви», которая сводилась к «общинному выживанию», что можно рассматривать в различных аспектах.
После революции в Армении и устранения антигосударственного режима церковь оказалась «подвешенной в воздухе». На поверхность вышли многочисленные проблемы, и вопрос не в демагогии нынешних «защитников» церкви и традиционных ценностей, для которых эти ценности были прикрытием для общественно-государственных преступлений. Вопрос гораздо серьезнее и касается глубинных проблем, вплоть до цивилизационных, где церковь может переосмыслить свою роль.
22 февраля Никол Пашинян встретился с католикосами Гарегином Вторым и Арамом Первым, обсудил с ними вопросы отношений государство-церковь, национально-государственные проблемы. Судя по словам католикосов, руководство церкви пребывает в неопределенности и пытается сохранить «традиционную роль», выдвигая какие-то вопросы. По какому пути пойдет правительство?
Поделитесь с друзьями:
Комментарии (0)