В ПОИСКАХ НОВЫХ АРМЯНСКИХ ИМЕН - «Новости Армении»

  • 03:01, 26-мар-2018
  • Армения
  • Саломея
  • 0

Молодого деятеля искусств Вазгена ЗАХАРЯНА знают все, кто вовлечен в дело сохранения и развития армянского национального искусства. Член Международной организации искусств ЮНЕСКО, Фонда по правовой защите искусства при Женевском университете, Международной ассоциации юристов и Союза художников Армении, Вазген Захарян уже несколько лет активно работает в разных аспектах - от исследования и популяризации творчества отдельных армянских и зарубежных художников до правовой защиты искусства. Одно из направлений его деятельности - поиск новых армянских имен, преимущественно в сфере живописи и графики, внесших свой вклад в развитие как национального, так и мирового искусства.



Вазген Захарян уверяет: помимо общего художественного наследия есть огромный потенциал в поисках, возможность обнаруживать и пополнять сокровищницу армянского искусства многочисленными его представителями и формировать обширную национальную художественную школу.

- Меня всегда восхищало стремление армянских деятелей - Мартироса Сарьяна, Рубена Дрампяна и других - неустанно заниматься разными аспектами развития национальной культуры. Они проводили масштабные исследования и не просто находили новых авторов в Армении и диаспоре, но и привлекали их самих или их имена на родину, превращая в важную часть общего армянского искусства. Многие из художников с армянскими корнями периодически обращались в своем творчестве к Армении как к лирическому началу, источнику тоски и вдохновения и, безусловно, должны занять достойную их творчества нишу в национальной культуре. С обретением Арменией независимости вновь встал вопрос продолжения исследовательской работы и более широкого ее видения, проводимой в главных культурологических институтах страны - Национальной галерее и музеях, в стенах которых перерабатывается и верифицируется информация и хранится культурное наследие нашего народа. Несколько лет назад возникла потребность продолжить дело исследователей. Подготовленная и изданная мной книга-альбом "Армянское изобразительное искусство. ХХ-ХХI столетия" вобрала новые имена, ранее в достаточной мере не упоминавшиеся в арт-публицистике и не демонстрировавшиеся в формате иллюстрации. Сейчас настал момент вдохновенно двигаться вперед, привлекая к сотрудничеству исследователей армянского искусства из разных стран, призывая их искать, находить, изучать и популяризировать новые армянские имена и в то же время работать с современным искусством.

- Какой вы видите исследовательскую деятельность на данном этапе?

- Я выделяю три направления работы, им уже дан старт. Первое - армянская диаспора, хранящая огромный пласт информации, обработанной в определенной степени, но недостаточно хорошо раскрытой для армянского общества. Наша задача - дать четкое представление, собрать данные, иметь возможность юридически грамотно предоставлять информацию относительно новых имен, которые мы обнаружим в ходе исследования. В диаспоре есть много интересных авторов начала и середины ХХ века. Второе направление - национальный уровень, т.е. художники, родившиеся в Армении, а также в других странах, но жившие, получившие образование и творившие в Армении. Среди них художники, популярные в свое время, но забытые сейчас, а также малоизвестные авторы с определенно ярким потенциалом, нуждающиеся в достойном внимании. В этом направлении уже начата конкретная работа по сбору и верификации информации, которая проводится как с институтами и структурами искусства, так и с семьями самих художников. Третий, интересующий нас пласт - талантливые художники современности: есть необходимость находить и продвигать их. Необходимо создать коллектив из авторитетных отечественных специалистов, способных подметить потенциал начинающих авторов, и помочь молодым талантам всего армянского мира проявить себя.

Работа в рамках профессионального коллектива поможет также поднять престиж армянской художественной школы, повысить ее конкурентоспособность, объединить армянских художников всего мира. Должна быть создана зона, нечто наподобие биеннале, где они смогут общаться и делиться информацией, чтобы создать четкое представление о происходящем в мире армянского изобразительного искусства, уровне художников, имеющих армянские корни. Во всех трех аспектах необходимо двигаться по структурированным алгоритмам, нельзя хаотично собирать информацию - ее надо обрабатывать и верифицировать

- У вас есть четкая программа сбора информации?

В ПОИСКАХ НОВЫХ АРМЯНСКИХ ИМЕН - «Новости Армении»


- Безусловно, мы с командой единомышленников намерены проводить исследования по разграниченной системе. После обнаружения имен к сведению будут приняты даже переписки. Важно также сотрудничество с коллекционерами, домами искусства, аукционными площадками и архивными организациями, малейшая поддержка которых позволяет раскрывать вереницу историй.

Приведу пример. Работая над книгой-альбомом "Армянское изобразительное искусство. ХХ-ХХI столетия", я не раз обнаруживал имена армянских художников на аукционных плакатах начала ХХ в. Так, например, во Франции я обнаружил плакат "Бенуа, Рено, Мумджян". Возникал вопрос о творчестве Мумджяна, за которым шли целые запросы, связанные с именем этого художника: об аукционной продаже, его картинах, творческой технике и другие. Так, в ходе переписки мы собирали много ценной информации.

Необходимо разработать и учетные меры: подобную практику мы используем в сотрудничестве с Домом-музеем Мартироса Сарьяна и его семьей, а также с семьями других художников. Это позволяет получить моментальную информацию о жизни, творчестве художника, связанных с ним новых событиях, происходящих в мире. Мы также составляем списки книг, связанных с художниками, пробуем собирать их и будем очень признательны всем, кто захочет подарить их нам. Мы работаем над личной каталогизацией каждого художника, и в этой работе нам очень помогают коллеги и исследователи диаспоры.

Кроме списка книг, мы также составляем списки картин художников, их личных изображений, фотографий, архивных данных, рукописей, возможных воспоминаний фондовых и научных работников, мнения специалистов, фотокопии статей о выставках с участием армянских художников и т.д. В итоге мы намерены создать большой архив данных закрытого типа с системной, упорядоченной, проверенной и достоверной информацией, пригодной для исследовательских, научных и образовательных целей. Мы также стараемся наладить оцифровку разных материалов. Так, была начата работа с брошюр 1970-х гг., составляющих часть национальной платформы изобразительного искусства. Также ценны контакты с музеями, работники которых владеют обширной информацией: научной и событийной.

- Есть ли у вас примеры плодотворного сотрудничества с семьями?

- Часто, имея имя-фамилию художника и некоторые результаты исследования, мы находим семью в какой-либо географической точке мира, изучаем информационный пласт и обнаруживаем не только плодотворного, талантливого автора, но нередко через него выходим и на другие, малознакомые нам имена. Так мне удалось обнаружить новые, подробные сведения о французском художнике армянского происхождения по имени Тигран Полат. Бывает, собирая информацию об одном авторе, цепочкой обнаруживаем еще нескольких не знакомых нам талантливых художников-армян. Больше всего полезной информацией владеют семьи, и если удается наладить с ними теплые отношения, то по ходу общения они рассказывают много нового о жизни и творчестве своего предка-художника, его друзьях, среди которых также обнаруживаются интересные мастера кисти.

- В чем цель ваших детальных исследований?

- Подобный подход к национальному искусству позволяет создать новое, исторически значимое культурное наследие, пополняет музейную и научную лабораторию важными данными, что становится значимым источником информации. В этом можно убедиться, рассмотрев примеры исследований специалистов прошлого - Рубена Дрампяна, Мартироса Сарьяна и других. Их работа сегодня является зацепкой для нашей сегодняшней деятельности, и этот процесс должен стать постоянным. Принцип нашей работы заключается в слогане "Кто, если не мы?", т.е. двигать вперед наше искусство на данном этапе должны мы, современники.

Я благодарен своим единомышленникам - соотечественникам из разных стран, помогающим в сборе информации, представителям науки диаспоры, которые не стесняются в ходе консультаций раскрывать свою точку зрения по каждому шагу нашей общей работы, передают проверенную информацию, способную стать максимально достоверными источниками. Так мы получаем возможность проводить моментальный юридический захват - иметь приоритет брать художника сразу под правовую охрану: персонифицировать, верифицировать, искать данные о правопреемниках, собирать контактные данные, налаживать теплые взаимоотношения с семьей - источником богатой информации. Это также вызывает доверие у директоров библиотек и музеев Армении, открывающих нам доступ к информации. Ведь лишь при систематизированной и совместной деятельности мы сможем обогатить наше национальное культурное наследие для будущих поколений и занять в мировом искусстве свою собственную нишу.
Магдалина ЗАТИКЯН
Поделитесь с друзьями:

Молодого деятеля искусств Вазгена ЗАХАРЯНА знают все, кто вовлечен в дело сохранения и развития армянского национального искусства. Член Международной организации искусств ЮНЕСКО, Фонда по правовой защите искусства при Женевском университете, Международной ассоциации юристов и Союза художников Армении, Вазген Захарян уже несколько лет активно работает в разных аспектах - от исследования и популяризации творчества отдельных армянских и зарубежных художников до правовой защиты искусства. Одно из направлений его деятельности - поиск новых армянских имен, преимущественно в сфере живописи и графики, внесших свой вклад в развитие как национального, так и мирового искусства. Вазген Захарян уверяет: помимо общего художественного наследия есть огромный потенциал в поисках, возможность обнаруживать и пополнять сокровищницу армянского искусства многочисленными его представителями и формировать обширную национальную художественную школу. - Меня всегда восхищало стремление армянских деятелей - Мартироса Сарьяна, Рубена Дрампяна и других - неустанно заниматься разными аспектами развития национальной культуры. Они проводили масштабные исследования и не просто находили новых авторов в Армении и диаспоре, но и привлекали их самих или их имена на родину, превращая в важную часть общего армянского искусства. Многие из художников с армянскими корнями периодически обращались в своем творчестве к Армении как к лирическому началу, источнику тоски и вдохновения и, безусловно, должны занять достойную их творчества нишу в национальной культуре. С обретением Арменией независимости вновь встал вопрос продолжения исследовательской работы и более широкого ее видения, проводимой в главных культурологических институтах страны - Национальной галерее и музеях, в стенах которых перерабатывается и верифицируется информация и хранится культурное наследие нашего народа. Несколько лет назад возникла потребность продолжить дело исследователей. Подготовленная и изданная мной книга-альбом "Армянское изобразительное искусство. ХХ-ХХI столетия" вобрала новые имена, ранее в достаточной мере не упоминавшиеся в арт-публицистике и не демонстрировавшиеся в формате иллюстрации. Сейчас настал момент вдохновенно двигаться вперед, привлекая к сотрудничеству исследователей армянского искусства из разных стран, призывая их искать, находить, изучать и популяризировать новые армянские имена и в то же время работать с современным искусством. - Какой вы видите исследовательскую деятельность на данном этапе? - Я выделяю три направления работы, им уже дан старт. Первое - армянская диаспора, хранящая огромный пласт информации, обработанной в определенной степени, но недостаточно хорошо раскрытой для армянского общества. Наша задача - дать четкое представление, собрать данные, иметь возможность юридически грамотно предоставлять информацию относительно новых имен, которые мы обнаружим в ходе исследования. В диаспоре есть много интересных авторов начала и середины ХХ века. Второе направление - национальный уровень, т.е. художники, родившиеся в Армении, а также в других странах, но жившие, получившие образование и творившие в Армении. Среди них художники, популярные в свое время, но забытые сейчас, а также малоизвестные авторы с определенно ярким потенциалом, нуждающиеся в достойном внимании. В этом направлении уже начата конкретная работа по сбору и верификации информации, которая проводится как с институтами и структурами искусства, так и с семьями самих художников. Третий, интересующий нас пласт - талантливые художники современности: есть необходимость находить и продвигать их. Необходимо создать коллектив из авторитетных отечественных специалистов, способных подметить потенциал начинающих авторов, и помочь молодым талантам всего армянского мира проявить себя. Работа в рамках профессионального коллектива поможет также поднять престиж армянской художественной школы, повысить ее конкурентоспособность, объединить армянских художников всего мира. Должна быть создана зона, нечто наподобие биеннале, где они смогут общаться и делиться информацией, чтобы создать четкое представление о происходящем в мире армянского изобразительного искусства, уровне художников, имеющих армянские корни. Во всех трех аспектах необходимо двигаться по структурированным алгоритмам, нельзя хаотично собирать информацию - ее надо обрабатывать и верифицировать - У вас есть четкая программа сбора информации? - Безусловно, мы с командой единомышленников намерены проводить исследования по разграниченной системе. После обнаружения имен к сведению будут приняты даже переписки. Важно также сотрудничество с коллекционерами, домами искусства, аукционными площадками и архивными организациями, малейшая поддержка которых позволяет раскрывать вереницу историй. Приведу пример. Работая над книгой-альбомом "Армянское изобразительное искусство. ХХ-ХХI столетия", я не раз обнаруживал имена армянских художников на аукционных плакатах начала ХХ в. Так, например, во Франции я обнаружил плакат "Бенуа, Рено, Мумджян". Возникал вопрос о творчестве Мумджяна, за которым шли целые запросы, связанные с именем этого художника: об аукционной продаже, его картинах, творческой технике и другие. Так, в ходе переписки мы собирали много ценной информации. Необходимо разработать и учетные меры: подобную практику мы используем в сотрудничестве с Домом-музеем Мартироса Сарьяна и его семьей, а также с семьями других художников. Это позволяет получить моментальную информацию о жизни, творчестве художника, связанных с ним новых событиях, происходящих в мире. Мы также составляем списки книг, связанных с художниками, пробуем собирать их и будем очень признательны всем, кто захочет подарить их нам. Мы работаем над личной каталогизацией каждого художника, и в этой работе нам очень помогают коллеги и исследователи диаспоры. Кроме списка книг, мы также составляем списки картин художников, их личных изображений, фотографий, архивных данных, рукописей, возможных воспоминаний фондовых и научных работников, мнения специалистов, фотокопии статей о выставках с участием армянских художников и т.д. В итоге мы намерены создать большой архив данных закрытого типа с системной, упорядоченной, проверенной и достоверной информацией, пригодной для исследовательских, научных и образовательных целей. Мы также стараемся наладить оцифровку разных материалов. Так, была начата работа с брошюр 1970-х гг., составляющих часть национальной платформы изобразительного искусства. Также ценны контакты с музеями, работники которых владеют обширной информацией: научной и событийной. - Есть ли у вас примеры плодотворного сотрудничества с семьями? - Часто, имея имя-фамилию художника и некоторые результаты исследования, мы находим семью в какой-либо географической точке мира, изучаем информационный пласт и обнаруживаем не только плодотворного, талантливого автора, но нередко через него выходим и на другие, малознакомые нам имена. Так мне удалось обнаружить новые, подробные сведения о французском художнике армянского происхождения по имени Тигран Полат. Бывает, собирая информацию об одном авторе, цепочкой обнаруживаем еще нескольких не знакомых нам талантливых художников-армян. Больше всего полезной информацией владеют семьи, и если удается наладить с ними теплые отношения, то по ходу общения они рассказывают много нового о жизни и творчестве своего предка-художника, его друзьях, среди которых также обнаруживаются интересные мастера кисти. - В чем цель ваших детальных исследований? - Подобный подход к национальному искусству позволяет создать новое, исторически значимое культурное наследие, пополняет музейную и научную лабораторию важными данными, что становится значимым источником информации. В этом можно убедиться, рассмотрев примеры исследований специалистов прошлого - Рубена Дрампяна, Мартироса Сарьяна и других. Их работа сегодня является зацепкой для нашей сегодняшней деятельности, и этот процесс должен стать постоянным. Принцип нашей работы заключается в слогане "Кто, если не мы?", т.е. двигать вперед наше искусство на данном этапе должны мы, современники. Я благодарен своим единомышленникам - соотечественникам из разных стран, помогающим в сборе информации, представителям науки диаспоры, которые не стесняются в ходе консультаций раскрывать свою точку зрения по каждому шагу нашей общей работы, передают проверенную информацию, способную стать максимально достоверными источниками. Так мы получаем возможность проводить моментальный юридический захват - иметь приоритет брать художника сразу под правовую охрану: персонифицировать, верифицировать, искать данные о правопреемниках, собирать контактные данные, налаживать теплые взаимоотношения с семьей - источником богатой информации. Это также вызывает доверие у директоров библиотек и музеев Армении, открывающих нам доступ к информации. Ведь лишь при систематизированной и совместной деятельности мы сможем обогатить наше национальное культурное наследие для будущих поколений и занять в мировом искусстве свою собственную нишу. Магдалина ЗАТИКЯН Поделитесь с друзьями:


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!