Polskie Radio (Польша): как режим Путина манипулирует историей - «История»

  • 00:00, 24-мар-2021
  • Россия / Законы / Большой Кавказ / Общество / Мнения / Власть / Аналитика / Наука / Новости дня / Ростов-на-Дону / США / Мир / Европа / Интернет / Армения / Красноярск / Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Сергей Лоскутов | Перейти в фотобанкПольская историческая наука продолжает вести войну с Россией, искажая факты прошлого и настоящего. Комичность ситуации состоит в том, что эту область знания польские ученые-пропагандисты называют инструментом манипуляции Кремля. Собеседник Polskie Radio отвечает на вопросы о том, каких целей, по ее мнению, добиваются российские историки.

Polihistor — новая инициатива Центра польско-российского диалога и согласия. Это цикл бесед с ведущими учеными и экспертами об истории Польши и России. Один из выпусков этого цикла, гостем которого стала аналитик из Центра восточных исследований, кандидат наук Мария Доманская, посвящен тому, как путинский режим манипулирует историей. Мы тоже пригласили Марию Доманскую на беседу.


Polskie Radio: Поскольку использование истории как инструмента манипуляции тесно связано с кремлевской пропагандой, с нее и начнем. Каковы на ваш взгляд главные цели современной российской пропаганды? Чего она добивается?


Мария Доманская: Главной целью российской пропаганды является легитимизация и защита авторитарного путинского режима, который утратил главные прежние свои инструменты своей легитимизации. А России в силу структурных барьеров для развития не светит в обозримом будущем экономический рост, реальные доходы граждан падают с 2014 года, и скорее всего, продолжат это падение в ближайшие годы. С другой стороны, исчерпался идеологический эффект Крыма. Россияне не готовы терпеть постоянное ухудшение уровня жизни во имя «вставания России с колен». И, по мнению Кремля, населению надо объяснить, что оно должно сплотиться вокруг власти, ибо Россия, как всегда в своей истории, — это осажденная крепость, она окружена врагами, а западные спецслужбы якобы хотят уничтожить российское государство, пытаясь устроить в России «цветную» революцию. Главный посыл этой пропаганды — то, что что России нужна сильная рука, что нет Путина — нет России. Историческая пропаганда восславляет силу государства и авторитарных лидеров. В этой пропаганде если ты против власти, значит ты автоматически против государства и против своих сограждан. Фундамент российской пропаганды — это антизападный нарратив. Запад якобы хочет не только свергнуть российскую власть, но еще и сдерживает Россию на международной арене, как и в прошлые века, а ведь Россия заслуживает своего великодержавного статуса, который, по мнению Кремля, между прочим, и право вмешиваться в европейскую архитектуру безопасности. В том числе, и во внутренние дела НАТО.


— Насколько цели и инструменты, которыми оперирует путинская Россия, отличаются от пропаганды советской, а насколько похожи?



— Накал антизападных страстей в последние годы во всё большей степени напоминает советские времена. Грубо говоря, цель пропаганды путинской и пропаганды советской, они в общем похожи — огородить Россию от вражеского влияния Запада, от либеральной демократии, и бороться с «пятой колонной» в стране. Много инструментов тоже похожи. Это отражается в программах школьного обучения. Это так называемое патриотическое воспитание, милитаризация мировоззрения детей и молодежи. Большая часть архивов, посвященная истории ХХ века, которая является основой, такой точкой референтной для пропаганды, засекречена, а Уголовный кодекс запрещает распространять неканонические суждения о роли Советского Союза во Второй мировой войне. Борьба путинского режима с так называемыми иноземцами в последние годы напоминает во всё большей степени советские гонения на врагов народа. Но, по моему, есть тут «две большие разницы» между тем, что в пропаганде своей делал Советский Союз, и тем, что пропаганда современная делает. Если Советский Союз основывал свою индентичность на великой революции и проекте будущего, такой визии линейного прогресса, то путинизм борется против всяких революций, во имя стабильности, и реализует проект «великого прошлого». И условия, в которых работает пропаганда, открытые границы, интернет и широкий доступ к альтернативной информации — это всё то, чего в Советском Союзе, конечно, не было.


— Какие страницы истории — российской, советской, мировой больше всего эксплуатируются сегодня Кремлем с целью манипуляции?


— Октябрьская революция, например, представлена в пропаганде либо неоднозначно, либо отрицательно. Вот этот уход от революции очень показателен, а главной страницей является Великая отечественная война и победа 1945 года. И всё в пропаганде исторической подчинено именно этому нарративу. Это такой центр всего пропагандистского дискурса, своеобразный основополагающий миф путинизма. Победа в войне и последующие десятилетия — это кульминация международного статуса России как великой державы, а также символ сплоченности общества вокруг власти и вокруг идеи защиты государства. И этот миф является сакральным. Всё, что делал Советский Союз до 1941 года и после, толкуется через призму победы. Тут видна сильная нота мессианства. Советский Союз изображается как государство, которое чуть ли не самостоятельно спасло мир от абсолютного зла. И тут образ победителя в войне пересекается с образом невинной жертвы, жертвы нападения со стороны нацистской Германии. А раз Советский Союз стал жертвой и потерял почти 27 миллионов граждан во время войны, нельзя говорить, что Советский Союз был палачом других народов. Вот это суть того, что нам хочет передать Крмель в своей пропаганде сегодня.


— Образ Польши в нынешней исторической политике Кремля, и какую роль играет история в польско-российских отношениях?


— История, к сожалению, играет слишком большую рольв наших взаимных отношениях, потому что Россия стала уже в открытую искажать исторические факты. И мы, конечно, вынуждены этому противостоять. Кремлевская пропаганда в последние годы представляет Польшу как пособницу Гитлера, как государство, несущее ответственность за развязывание Второй мировой войны. Россия отошла от прежней политики признания преступлений Советского Союза, и всё чаще стала фактически оправдывать, например, катынские расстрелы. Сильно критикуется также так называемая неблагодарность Польши за освобождение ее Красной Армией в 1945 году, хотя для нас это просто была очередная оккупация советская. Конечно, намного менее кровавая, чем нацистская, но всё-таки оккупация. Например, польский закон о декоммунизации от 2016 года был в России абсолютно ложно представлен как разрешающий осквернять могилы советских солдат, хотя этот закон абсолютно не касается мест захоронения, и которые по-прежнему охраняются польским государством. Вопрос: почему такой образ Польши? Мы просто являемся одним из тех государств, которые могут очень много всего рассказать о «доброй и мирной» советской империи, о репрессиях, о нападении Советского Союза на Польшу. Плюс мы активно боремся с исторической ложью кремлевской пропаганды на международной арене. Если Кремль, например, обвиняет (а он это делает) в подобном нацистскому антисемитизме, так это с целью дискредитации Польши в глазах, прежде всего, США, Контекст тут ясен. Это попытка удара по проекту укрепления восточного фланга НАТО. Так что тут исторические темы пересекаются очень плотно с современными целями.


— Насколько, по вашему, Европа, мир, общество в самой России податливы на манипуляции историей, производимые Кремлем? И какие способы ее распознания можно было бы назвать эффективными в случае не грубой, так называемой лобовой пропаганды, а тонкой манипуляции?


— К сожалению, большая часть российского общества довольно податлива на пропаганду. И это абсолютно неудивительно, потому что эта пропаганда действует уже с детства. Но есть и те, кто хочет узнать правду. Хорошая новость — то, что среди них много молодых людей. На Западе эта пропаганда не очень, по-моему эффективна, ведь там есть свободный доступ к информации, свобода исторических исследований, там тоже свои собственные нарративы, про войну, например. Другое дело, что очень немного людей в любой стране мира действительно интересуются историей, так что некоторые часто повторяемые лозунги могут находить свою аудиторию. Тут главная проблема в том, что Вы сказали, а именно, в тонкой манипуляции. Потому что если кто-то не знает историю досконально, иногда очень трудно, так, с ходу, опровергнуть ложь. По-моему, наиболее эффективные инструменты и распознавания, и противодействия пропаганде, — это просвещение, развитие исторических знаний, способности критического мышления. Это намного облегчит борьбу с искажениями истории и современности.


© РИА Новости, Сергей Лоскутов | Перейти в фотобанкПольская историческая наука продолжает вести войну с Россией, искажая факты прошлого и настоящего. Комичность ситуации состоит в том, что эту область знания польские ученые-пропагандисты называют инструментом манипуляции Кремля. Собеседник Polskie Radio отвечает на вопросы о том, каких целей, по ее мнению, добиваются российские историки.Polihistor — новая инициатива Центра польско-российского диалога и согласия. Это цикл бесед с ведущими учеными и экспертами об истории Польши и России. Один из выпусков этого цикла, гостем которого стала аналитик из Центра восточных исследований, кандидат наук Мария Доманская, посвящен тому, как путинский режим манипулирует историей. Мы тоже пригласили Марию Доманскую на беседу. Polskie Radio: Поскольку использование истории как инструмента манипуляции тесно связано с кремлевской пропагандой, с нее и начнем. Каковы на ваш взгляд главные цели современной российской пропаганды? Чего она добивается? Мария Доманская: Главной целью российской пропаганды является легитимизация и защита авторитарного путинского режима, который утратил главные прежние свои инструменты своей легитимизации. А России в силу структурных барьеров для развития не светит в обозримом будущем экономический рост, реальные доходы граждан падают с 2014 года, и скорее всего, продолжат это падение в ближайшие годы. С другой стороны, исчерпался идеологический эффект Крыма. Россияне не готовы терпеть постоянное ухудшение уровня жизни во имя «вставания России с колен». И, по мнению Кремля, населению надо объяснить, что оно должно сплотиться вокруг власти, ибо Россия, как всегда в своей истории, — это осажденная крепость, она окружена врагами, а западные спецслужбы якобы хотят уничтожить российское государство, пытаясь устроить в России «цветную» революцию. Главный посыл этой пропаганды — то, что что России нужна сильная рука, что нет Путина — нет России. Историческая пропаганда восславляет силу государства и авторитарных лидеров. В этой пропаганде если ты против власти, значит ты автоматически против государства и против своих сограждан. Фундамент российской пропаганды — это антизападный нарратив. Запад якобы хочет не только свергнуть российскую власть, но еще и сдерживает Россию на международной арене, как и в прошлые века, а ведь Россия заслуживает своего великодержавного статуса, который, по мнению Кремля, между прочим, и право вмешиваться в европейскую архитектуру безопасности. В том числе, и во внутренние дела НАТО. — Насколько цели и инструменты, которыми оперирует путинская Россия, отличаются от пропаганды советской, а насколько похожи? — Накал антизападных страстей в последние годы во всё большей степени напоминает советские времена. Грубо говоря, цель пропаганды путинской и пропаганды советской, они в общем похожи — огородить Россию от вражеского влияния Запада, от либеральной демократии, и бороться с «пятой колонной» в стране. Много инструментов тоже похожи. Это отражается в программах школьного обучения. Это так называемое патриотическое воспитание, милитаризация мировоззрения детей и молодежи. Большая часть архивов, посвященная истории ХХ века, которая является основой, такой точкой референтной для пропаганды, засекречена, а Уголовный кодекс запрещает распространять неканонические суждения о роли Советского Союза во Второй мировой войне. Борьба путинского режима с так называемыми иноземцами в последние годы напоминает во всё большей степени советские гонения на врагов народа. Но, по моему, есть тут «две большие разницы» между тем, что в пропаганде своей делал Советский Союз, и тем, что пропаганда современная делает. Если Советский Союз основывал свою индентичность на великой революции и проекте будущего, такой визии линейного прогресса, то путинизм борется против всяких революций, во имя стабильности, и реализует проект «великого прошлого». И условия, в которых работает пропаганда, открытые границы, интернет и широкий доступ к альтернативной информации — это всё то, чего в Советском Союзе, конечно, не было. — Какие страницы истории — российской, советской, мировой больше всего эксплуатируются сегодня Кремлем с целью манипуляции? — Октябрьская революция, например, представлена в пропаганде либо неоднозначно, либо отрицательно. Вот этот уход от революции очень показателен, а главной страницей является Великая отечественная война и победа 1945 года. И всё в пропаганде исторической подчинено именно этому нарративу. Это такой центр всего пропагандистского дискурса, своеобразный основополагающий миф путинизма. Победа в войне и последующие десятилетия — это кульминация международного статуса России как великой державы, а также символ сплоченности общества вокруг власти и вокруг идеи защиты государства. И этот миф является сакральным. Всё, что делал Советский Союз до 1941 года и после, толкуется через призму победы. Тут видна сильная нота мессианства. Советский Союз изображается как государство, которое чуть ли не самостоятельно спасло мир от абсолютного зла. И тут образ победителя в войне пересекается с образом невинной жертвы, жертвы нападения со стороны нацистской Германии. А раз Советский Союз стал жертвой и потерял почти 27 миллионов граждан во время войны, нельзя говорить, что Советский Союз был палачом других народов. Вот это суть того, что нам хочет передать Крмель в своей пропаганде сегодня. — Образ Польши в нынешней исторической политике Кремля, и какую роль играет история в польско-российских отношениях? — История, к сожалению, играет слишком большую рольв наших взаимных отношениях, потому что Россия стала уже в открытую искажать исторические факты. И мы, конечно, вынуждены этому противостоять. Кремлевская пропаганда в последние годы представляет Польшу как пособницу Гитлера, как государство, несущее ответственность за развязывание Второй мировой войны. Россия отошла от прежней политики признания преступлений Советского Союза, и всё чаще стала фактически оправдывать, например, катынские расстрелы. Сильно критикуется также так называемая неблагодарность Польши за освобождение ее Красной Армией в 1945 году, хотя для нас это просто была очередная оккупация советская. Конечно, намного менее кровавая, чем нацистская, но всё-таки оккупация. Например, польский закон о декоммунизации от 2016 года был в России абсолютно ложно представлен как разрешающий осквернять могилы советских солдат, хотя этот закон абсолютно не касается мест захоронения, и которые по-прежнему охраняются польским государством. Вопрос: почему такой образ Польши? Мы просто являемся одним из тех государств, которые могут очень много всего рассказать о «доброй и мирной» советской империи, о репрессиях, о нападении Советского Союза на Польшу. Плюс мы активно боремся с исторической ложью кремлевской пропаганды на международной арене. Если Кремль, например, обвиняет (а он это делает) в подобном нацистскому антисемитизме, так это с целью дискредитации Польши в глазах, прежде всего, США, Контекст тут ясен. Это попытка удара по проекту укрепления восточного фланга НАТО. Так что тут исторические темы пересекаются очень плотно с современными целями. — Насколько, по вашему, Европа, мир, общество в самой России податливы на манипуляции историей, производимые Кремлем? И какие способы ее распознания можно было бы назвать эффективными в случае не грубой, так называемой лобовой пропаганды, а тонкой манипуляции? — К сожалению, большая часть российского общества довольно податлива на пропаганду. И это абсолютно неудивительно, потому что эта пропаганда действует уже с детства. Но есть и те, кто хочет узнать правду. Хорошая новость — то, что среди них много молодых людей. На Западе эта пропаганда не очень, по-моему эффективна, ведь там есть свободный доступ к информации, свобода исторических исследований, там тоже свои собственные нарративы, про войну, например. Другое дело, что очень немного людей в любой стране мира действительно интересуются историей, так что некоторые часто повторяемые лозунги могут находить свою аудиторию. Тут главная проблема в том, что Вы сказали, а именно, в тонкой манипуляции. Потому что если кто-то не знает историю досконально, иногда очень трудно, так, с ходу, опровергнуть ложь. По-моему, наиболее эффективные инструменты и распознавания, и противодействия пропаганде, — это просвещение, развитие исторических знаний, способности критического мышления. Это намного облегчит борьбу с искажениями истории и современности.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!