Глава Стратегического командования США предупреждает, что ядерная война с Китаем или Россией — это «очень реальная перспектива» (The Washington Times, США) - «Военное дело»
- 00:00, 05-фев-2021
- Россия / Новости дня / Большой Кавказ / Екатеринбург / Статистика / Мнения / Интервью звёзд / Мероприятия / Крым / Мир / Армения / Политика / Военные действия
- Novosti-Dny
- 0
В своей статье для нового выпуска издания научного журнала Военно-морского института США (U.S. Naval Institute) адмирал Чарльз Ричард (Charles Richard) представил резкую и детализированную оценку того, что времена, когда после окончания холодной войны Соединенные Штаты могли наслаждаться роскошью обстановки, в которой прямой вооруженный конфликт с соперничающей ядерной державой невозможен, остались в прошлом.
«Существует реальная вероятность того, что региональный кризис с Россией или Китаем может быстро перерасти в конфликт с применением ядерного оружия, если они почувствуют, что проигрыш в конфликте с применением обычных вооружений может угрожать режиму или государству», — написал адмирал Ричард.
В своем новом обзоре адмирал подчеркнул, что Пентагон должен перейти от основной предпосылки о том, что использование ядерного оружия практически невозможно, к предпосылке о том, что «применение ядерного оружия — это очень реальная перспектива».
Правительству и военному руководству страны необходимо лучше понимать новые опасности ядерного конфликта и разработать новые концепции сдерживания, а также — в случае необходимости — стратегии ведения ядерной войны.
Развертывание передовых стратегических сил Китаем и Россией требует от Соединенных Штатов более активных действий по усилению сдерживания перед лицом новых угроз. По мнению адмирала Ричарда, сдерживание этих двух стран посредством кризисов или, в конечном счете, ядерной войны рассматривается сегодня так, как никогда прежде.
«Пока мы, как Министерство обороны, не поймем и не примем того, с чем мы сталкиваемся и что следует с этим делать, мы рискуем разрабатывать такие планы, которые мы не сможем реализовать, и закупать такие средства, которые не принесут желаемых результатов, — подчеркнул адмирал Ричард. — В отсутствие изменений мы снова оказываемся на пути подготовки к такому конфликту, который мы предпочли бы видеть, а не к конфликту, с которым мы, скорее всего, столкнемся».
Последние годы Москва и Пекин вкладывали значительные средства в ядерный и стратегический потенциал, призванный ограничить действия Соединенных Штатов, проверить альянсы на прочность и «обойти нас, включая использование ядерного оружия», как сказал адмирал Ричард.
В своем интервью изданию The Washington Times адмирал Ричард сказал, что его статья, написанная еще в сентябре, призвана побудить руководство ВМФ США к более активным действиям в отношении быстро меняющегося характера угроз и того, как предоставить более качественные рекомендации гражданским лидерам.
«В нынешнюю новую эпоху конкуренции это будет первый раз в истории нашей страны, когда к концу этого десятилетия нам придется столкнуться с двумя конкурентами, обладающими ядерными возможностями», — сказал он в ходе интервью.
«Мы полагали, что концепция стратегического сдерживания будет работать и в будущем, но, поскольку характер угроз меняется, все может случиться иначе, — добавил он. — Нам необходимо подготовиться к тому, чтобы реагировать на многоуровневые угрозы и чтобы гарантировать безопасность нашей страны и наших союзников, руководствуясь холистическим подходом к стратегическому сдерживанию в условиях 21 века».
Соперничество стратегических ядерных сил необходимо рассматривать как поддержание относительного преимущества перед соперниками, при этом Соединенные Штаты должны стремиться играть доминирующую роль.
Для противостояния новым вызовам было разработано несколько стратегий и концепций. Однако, по словам адмирала Ричарда, лишь немногие из них содержат в себе рекомендации касательно того, как необходимо выстраивать баланс, чтобы сохранить преимущество Соединенных Штатов.
«Со стороны нашего министерства будет разумным обеспечить единство усилий в процессе противостояния российской и китайской агрессии, одновременно осознавая, что они требуют разных подходов к сдерживанию, а также внедрения этого образа мыслей в программу профессионального военного образования при первой же возможности», — сказал адмирал Ричард.
Стратегическое командование США уже начало пересматривать концепцию сдерживания, и в этом смысле ему помогает документ под названием «Риск провала стратегического сдерживания» (Risk of Strategic Deterrence Failure).
Пентагону также необходимо усовершенствовать алгоритм закупки новых стратегических вооружений и систем и укрепить оперативные системы управления и средства ведения конфликта в киберпространстве.
«Мы должны адаптироваться к сегодняшней стратегической обстановке, понимая угрозы, которые исходят от наших противников, а также их расчеты при принятии решений, — заявил адмирал Ричард. — Мы также должны принять вызов соперничества с нашими конкурентами, обладающими ядерными возможностями».
В конечном итоге главное — это понять характер угрозы.
«Пока мы не поймем в полной мере, что из себя представляет угроза и как необходимо действовать в этой связи, мы рискуем попасть в крайне неудобную ситуацию — или того хуже — в результате действий наших соперников», — добавил он.
Китай как «равный по силе стратегический соперник»
По словам адмирала Ричарда, тот факт, что Китай наращивает свои ядерные силы, со временем может превратить эту страну в «равного по силе стратегического соперника» американских вооруженных сил.
Силы Пекина «не стоит считать незначительными».
«Подобно России, Китай действует агрессивно, бросая вызов демократическим ценностям и перекраивая глобальный экономический порядок в своих интересах», — сказал он.
«Китай продолжает совершать технологические скачки во всех сферах», — предупредил адмирал Ричард.
«Что касается неядерных систем вооружений, он продолжает инвестировать значительные ресурсы в гиперзвуковые и современные ракетные системы, а также расширять свои космические и контр-космические возможности».
Сегодня космические системы дают Китаю возможность управлять его войсками по всему миру и гораздо эффективнее вести разведку. Кроме того, Китай развернул множество систем вооружений на спорных островах в Южно-Китайском море.
«Как и россияне, военно-воздушные силы и военно-морские силы Народно-освободительной армии создают помехи для самолетов и сил Соединенных Штатов и их союзников, действующих в международном воздушном пространстве и водах», — сказал он.
Китай вкладывает огромные средства в свои ядерные войска и еще в два компонента ядерных сил: межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и ракеты подводного пуска скоро образуют полноценную триаду, поскольку Китай уже приближается к завершению работы над новым дальним бомбардировщиком.
Китайские стратегические войска также получили новые системы раннего оповещения и средства обеспечения оперативного управления, одновременно повысив боеготовность своих сил. Запасы ядерного оружия Китая тоже расширяются.
«Ожидается, что в течение следующего десятилетия запасы ядерного оружия Китая увеличатся вдвое, а то и втрое или даже вчетверо», — сказал адмирал Ричард.
Использование Китаем приемов стратегического обмана означает, что Соединенные Штаты должны следить за действиями Пекина гораздо пристальнее, нежели за заявленной политикой.
Масштабное наращивание Китаем числа ракет и других стратегических вооружений «противоречит» его заявлениям о том, что в случае конфликта он не станет применять ядерное оружие первым.
«Хотя [Китай] придерживается политики „неприменения первым" с 1960-х годов, — точнее утверждает, что он никогда не применит первым ядерное оружие, — наращивание им передовых возможностей должно заставить нас задуматься, — сказал адмирал Ричард. — Эта политика может измениться в мгновение ока».
Кроме того, Китай наращивает силы и средства, «одновременно действуя таким образом, что это противоречит стратегии минимального сдерживания, что дает ему массу вариантов, включая ограниченное применение ядерного оружия и средств нанесения первого удара».
Сосредоточенность на терроризме и сдерживании
Адмирал Ричард обрушился на критиков, которые утверждают, что Пентагон застрял в холодной войне. По его словам, настоящая проблема заключается в том, что «мы больше не рассматриваем обстановку через призму потенциального применения ядерного оружия нашим противником».
Два десятилетия сосредоточенности на борьбе с терроризмом привели к игнорированию растущей опасности ядерного конфликта.
«Наш недавний опыт борьбы с противниками, не обладающими ядерным оружием, заставил нас поверить в то, что применение ядерного оружия невозможно и не заслуживает внимания, — сказал он. — В Стратегическом командовании США мы оцениваем вероятность применения ядерного оружия как низкую, но не „невозможную", особенно в условиях кризиса и по мере того, как наши ядерные противники продолжают наращивать свой потенциал и проявлять себя в глобальном масштабе».
Ядерный конфликт будет иметь катастрофические последствия и должен учитываться в оценках.
Сосредоточенность Соединенных Штатов на борьбе с терроризмом после терактов 11 сентября совпала по времени с тем периодом, когда Китай и Россия активно наращивали свои ядерные арсеналы.
Адмирал Ричард сказал, что Китай и Россия «начали агрессивно бросать вызов международным нормам и глобальному миру, используя инструменты силы и угрозы силы такими способами, которых мы не видели с разгара холодной войны, — а в некоторых случаях способами, которых мы вообще не видели во время холодной войны, например, с помощью кибератак и угроз в космосе».
По его мнению, Китай и Россия также использовали глобальную пандемию для продвижения своих национальных интересов.
«Такое поведение дестабилизирует и, если его игнорировать, увеличивает риск кризиса или конфликта крупных держав, — сказал он. — Мы должны активно соперничать с ними, чтобы сдерживать их агрессию. Если уступить им инициативу, это может укрепить их уверенность в том, что Соединенные Штаты не хотят или не могут ответить, что придаст им еще больше смелости».
Союзники Америки также могут неверно истолковать бездействие Соединенных Штатов как нежелание или неспособность играть лидирующую роль в стратегическом соперничестве.
По его словам, пассивность перед лицом «отрезвляющих» стратегических угроз со стороны Китая и России может привести к тому, что Соединенные Штаты лишатся возможности проецировать стратегическую мощь, что является ключевым преимуществом Америки.
Если Соединенные Штаты оставят действия противника без ответа, Америке придется либо смириться с этими действиями, либо применить военную силу, чтобы восстановить статус кво или создать новую американскую «норму».
Россия проводит «агрессивную модернизацию»
По словам адмирала, Россия уже более десяти лет «агрессивно модернизирует» свои ядерные силы с помощью новых ракет средней и малой дальности, не ограниченных договорами.
Россия также создает новые бомбардировщики, межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а также атомные подводные лодки. Инфраструктура ядерных сил, в том числе системы предупреждения и управления, также была модернизирована.
По словам адмирала, модернизация российских ядерных сил завершена на 70% и будет окончена через несколько лет.
В дополнение к наращиванию своего традиционного стратегического потенциала Россия также создает новые экзотические стратегические вооружения, включая гиперзвуковые планирующие летательные аппараты, торпеды с ядерными боеголовками и современные крылатые ракеты.
В 2014 году, когда Россия захватила украинский Крым, президент России Владимир Путин заявил о силе ядерного арсенала его страны. Россия «словами и делами» продемонстрировала, что она не станет мириться с попытками бросить вызов ее агрессии.
Российские силы также совершали провокационные маневры, направленные против американских самолетов и кораблей, и предпринимали кибератаки, такие как недавно обнаруженные вторжения в сети правительства США.
Еще одним тревожным признаком стало испытание Москвой противоспутникового оружия, «угрожающего международным средствам в космосе», как сказал адмирал Ричард.
«В совокупности эти действия демонстрируют готовность России вести агрессивное соперничество и игнорировать международные нормы», — подытожил он.
Комментарии (0)