© РИА Новости, Владимир Астапкович | Перейти в фотобанкЗа время самоизоляции огромную популярность приобрел сервис по доставке еды на дом. Россия не оказалась исключением. Мититака Хаттори рассказывает об особенностях работы в компаниях по доставке еды и продуктов, подчеркивая, что в России она представляется ему более трудной, чем в Японии.
Как я уже сообщал в своей предыдущей статье от 14 мая «Загадка быстрого роста числа зараженных коронавирусом в России. В чем различие в развитии ситуации в России и Японии?», с мая число зараженных коронавирусом в России прибавлялось в среднем на 10 000 человек в день. По этому показателю она вышла на второе место в мире после США. С 12 мая в России карантинные меры в целом были смягчены, однако в Москве — городе с максимальной концентрацией инфицированных — ограничения по выходу жителей в город продлены до конца мая.
Для россиян, лишенных сейчас привычной свободы передвижения, важной отдушиной становится служба доставки еды на дом. В России, как и в других странах, уже в течение нескольких последних лет быстрыми темпами растет бизнес по доставке готовой еды непосредственно на дом или по месту работы клиента. Создается впечатление, что в условиях пандемии коронавируса он расцвел еще больше. Закрывшиеся с начала апреля многие предприятия общественного питания успешно переключились на торговлю пищей по удаленным заказам. Москвичи быстро «распробовали» этот сервис, и сегодня он вырос по сравнению с предкарантинным периодом на несколько десятков процентов.
В данной статье я попробую описать ситуацию в этом бизнесе, который неожиданно приобрел такую популярность во время пандемии.
Яндекс и Delivery Club
Характерными особенностями этого бизнеса стали не только темпы его роста, но и скорость обслуживания населения. Доставщики еды на своих юрких велосипедах, появившиеся на каждом углу Москвы, работают быстрее, чем в Токио. Кроме того, важным фактором успеха этого бизнеса стало широкое распространение в России новейших достижений IT-технологий. В некотором смысле успешная торговля разнообразной едой по заказам клиентов стала определенным символом инновационной современной России.
В принципе этот бизнес осуществляется здесь примерно так же, как и в других странах. Клиент заказывает еду, и ему быстро доставляется довольно широкий набор блюд: суши, пицца, гамбургеры и т. д.
Но в России есть две особенности. Во-первых, традиционно здесь была широко распространена привычка готовить дома. Теперь у россиян появился более широкий гастрономический выбор. И во-вторых, в бизнесе заказа и доставки готовой еды активно задействуются современные технологии. Достаточно сказать, что абсолютное большинство заказов осуществляется клиентами с помощью приложений на их смартфонах. Так довольно простая ресторанная отрасль в России превратилась в объект инновации. Есть еще один любопытный момент. До настоящего времени в российских городах велосипеды особенно не использовались. Теперь же доставщики еды применяют их в массовом порядке. За ними потянулись и простые жители.
По некоторым данным, в 2019 году рынок изготовления и доставки еды в России составлял 170 миллиардов рублей, увеличившись на 25% по сравнению с предыдущим годом. Если пересчитать эту сумму по текущему курсу, получится около 290 миллиардов иен. А в Японии в 2018 году рынок готовой еды составлял порядка 408,4 миллиардов иен. Как видите, разница в целом невелика. Однако в Японии этот рынок в общем объеме ресторанного бизнеса занимает всего около 3%, а в России уже достиг отметки в 10%. То есть эта отрасль в России находится на среднем мировом уровне.
Значительное место на рынке заказной еды в России занимают известные сети пиццы — «Додо пицца» (годовой оборот 12 миллиардов рублей), «Домино пицца» (4,5 миллиарда рублей), «Папа Джонс» (1,9 миллиарда рублей) и другие. Но они сосредоточены в основном на достаточно узком ассортименте и могут быть отнесены к традиционным предприятиям.
Вместе с тем в последнее время в России быстро растут сети доставки готовой еды принципиально другого плана — с очень широким ассортиментом и большим покрытием территорий. Это прежде всего Яндекс. Еда и Delivery Club. Цвет торговой марки у первой сети — желтый, у второй — зеленый. Сегодня в крупных городах России на глаза все время попадаются аккуратно одетые в желтую и зеленую одежду доставщики обеих сетей с рюкзаками-термосами за плечами.
Кстати, в 2019 году российскую прессу обошла ставшая вдруг знаменитой фотография, на которой обнимались девушка-доставщица из Яндекс. Еды и юноша-курьер из Delivery Club. Снимок привлек большое внимание публики и даже получил название «Современные Ромео и Джульетта». Ажиотаж вокруг этого фото подогрело еще и то, что сеть Delivery Club пообещала подарить паре путешествие в Париж, а Яндекс. Еда — оплатить романтическую поездку по России. К сожалению, СМИ не сообщали, чем кончилось дело, но этот случай явственно продемонстрировал то, насколько «оккупированными» стали крупные российские города этим двумя цветами главных доставочных сетей страны — желтым и зеленым.
Популярная в Японии сеть заказной еды Uber Eats в России отсутствует. Здесь есть своя предыстория. Дело в том, что Uber Eats (дочерняя компания американского таксомоторного сервиса Uber) на какое-то время в России появлялась, однако после того, как находящаяся под эгидой мощного российского IT-сервиса Яндекс служба такси Яндекс. Такси поглотила Uber, сеть Uber Eats тоже была поглощена сервисом Яндекс. Еда. А возникшая в 2009 году как венчурное самостоятельное предприятие сеть Delivery Club в 2016 году была куплена российским IT-монстром Mail. ru.
Доставка заказной еды в России имеет свои тонкости
Когда и в Японии, и в России видишь шустрых молодых доставщиков готовой еды, быстро снующих туда-сюда по улицам, то испытываешь по отношению к ним сочувствие и даже желание чем-то помочь. Японская Uber Eats или российские Яндекс. Еда и Delivery Club не имеют своих штатных курьеров. Таких работников привлекают в качестве «партнеров по доставке» при помощи объявлений в интернет-приложениях и задействуют по мере необходимости. Это позволяет таким сотрудникам работать по устраивающему их гибкому графику и является одним из элементов нового подхода к найму персонала.
Однако в России отношение к таким «партнерам по доставке» не везде идеальное. Некоторые из них, работающие в Яндекс. Еде в социальных сетях даже иронично называют себя «желтыми невольниками».
Самую главную проблему для них создают жесткие лимиты времени по доставке заказа. Обычно, чтобы клиент остался довольным, доставка еды должна занимать не больше 30 минут. Не знаю, как это происходит в Японии, но доставщики еды в России платят штраф в том случае, если не укладываются в отведенный норматив.
В Японии курьеры получают заказ непосредственно в конкретном кафе или ресторане и отвозят его по адресу на велосипеде или мотороллере. Из-за большого размера российских городов доставщики здесь вынуждены часто пользоваться общественным транспортом (велосипеды они могут возить с собой), и транспортные расходы оплачивают из своих средств. Кроме того, адресная система в России не такая простая, какой она представляется на первый взгляд. За понятным адресом типа «Ленинский проспект, д. 5» может скрываться множество корпусов и строений, найти которые подчас равносильно разрешению сложной загадки. Поэтому в целом работа доставщиком готовой еды в России представляется мне более трудной, чем в Японии.
Однако самая главная сложность здесь — это довольно суровый климат, и в особенности — зима. Согласно данным, полученным путем анкетирования клиентов, пользующихся сервисом доставки заказной еды, главным их стимулом при этом являются соображения экономии времени. А на втором месте желание избежать похода за едой при плохой погоде. Зимой в России преобладают температуры порядка минус 10-20 градусов, часты метели и снегопады. На улицах бывает много снега, нередки гололедицы. О каких велосипедах для доставки еды может идти речь в таких условиях? Вот и видишь зимой шагающих быстрым шагом молодых ребят, несущих на спине большие термосы-рюкзаки с эмблемами ресторанных сетей. И хочется, чтобы за такую работу и платили бы им побольше.
© РИА Новости, Владимир Астапкович | Перейти в фотобанкЗа время самоизоляции огромную популярность приобрел сервис по доставке еды на дом. Россия не оказалась исключением. Мититака Хаттори рассказывает об особенностях работы в компаниях по доставке еды и продуктов, подчеркивая, что в России она представляется ему более трудной, чем в Японии.Как я уже сообщал в своей предыдущей статье от 14 мая «Загадка быстрого роста числа зараженных коронавирусом в России. В чем различие в развитии ситуации в России и Японии?», с мая число зараженных коронавирусом в России прибавлялось в среднем на 10 000 человек в день. По этому показателю она вышла на второе место в мире после США. С 12 мая в России карантинные меры в целом были смягчены, однако в Москве — городе с максимальной концентрацией инфицированных — ограничения по выходу жителей в город продлены до конца мая. Для россиян, лишенных сейчас привычной свободы передвижения, важной отдушиной становится служба доставки еды на дом. В России, как и в других странах, уже в течение нескольких последних лет быстрыми темпами растет бизнес по доставке готовой еды непосредственно на дом или по месту работы клиента. Создается впечатление, что в условиях пандемии коронавируса он расцвел еще больше. Закрывшиеся с начала апреля многие предприятия общественного питания успешно переключились на торговлю пищей по удаленным заказам. Москвичи быстро «распробовали» этот сервис, и сегодня он вырос по сравнению с предкарантинным периодом на несколько десятков процентов. В данной статье я попробую описать ситуацию в этом бизнесе, который неожиданно приобрел такую популярность во время пандемии. Яндекс и Delivery Club Характерными особенностями этого бизнеса стали не только темпы его роста, но и скорость обслуживания населения. Доставщики еды на своих юрких велосипедах, появившиеся на каждом углу Москвы, работают быстрее, чем в Токио. Кроме того, важным фактором успеха этого бизнеса стало широкое распространение в России новейших достижений IT-технологий. В некотором смысле успешная торговля разнообразной едой по заказам клиентов стала определенным символом инновационной современной России. В принципе этот бизнес осуществляется здесь примерно так же, как и в других странах. Клиент заказывает еду, и ему быстро доставляется довольно широкий набор блюд: суши, пицца, гамбургеры и т. д. Но в России есть две особенности. Во-первых, традиционно здесь была широко распространена привычка готовить дома. Теперь у россиян появился более широкий гастрономический выбор. И во-вторых, в бизнесе заказа и доставки готовой еды активно задействуются современные технологии. Достаточно сказать, что абсолютное большинство заказов осуществляется клиентами с помощью приложений на их смартфонах. Так довольно простая ресторанная отрасль в России превратилась в объект инновации. Есть еще один любопытный момент. До настоящего времени в российских городах велосипеды особенно не использовались. Теперь же доставщики еды применяют их в массовом порядке. За ними потянулись и простые жители. По некоторым данным, в 2019 году рынок изготовления и доставки еды в России составлял 170 миллиардов рублей, увеличившись на 25% по сравнению с предыдущим годом. Если пересчитать эту сумму по текущему курсу, получится около 290 миллиардов иен. А в Японии в 2018 году рынок готовой еды составлял порядка 408,4 миллиардов иен. Как видите, разница в целом невелика. Однако в Японии этот рынок в общем объеме ресторанного бизнеса занимает всего около 3%, а в России уже достиг отметки в 10%. То есть эта отрасль в России находится на среднем мировом уровне. Значительное место на рынке заказной еды в России занимают известные сети пиццы — «Додо пицца» (годовой оборот 12 миллиардов рублей), «Домино пицца» (4,5 миллиарда рублей), «Папа Джонс» (1,9 миллиарда рублей) и другие. Но они сосредоточены в основном на достаточно узком ассортименте и могут быть отнесены к традиционным предприятиям. Вместе с тем в последнее время в России быстро растут сети доставки готовой еды принципиально другого плана — с очень широким ассортиментом и большим покрытием территорий. Это прежде всего Яндекс. Еда и Delivery Club. Цвет торговой марки у первой сети — желтый, у второй — зеленый. Сегодня в крупных городах России на глаза все время попадаются аккуратно одетые в желтую и зеленую одежду доставщики обеих сетей с рюкзаками-термосами за плечами. Кстати, в 2019 году российскую прессу обошла ставшая вдруг знаменитой фотография, на которой обнимались девушка-доставщица из Яндекс. Еды и юноша-курьер из Delivery Club. Снимок привлек большое внимание публики и даже получил название «Современные Ромео и Джульетта». Ажиотаж вокруг этого фото подогрело еще и то, что сеть Delivery Club пообещала подарить паре путешествие в Париж, а Яндекс. Еда — оплатить романтическую поездку по России. К сожалению, СМИ не сообщали, чем кончилось дело, но этот случай явственно продемонстрировал то, насколько «оккупированными» стали крупные российские города этим двумя цветами главных доставочных сетей страны — желтым и зеленым. Популярная в Японии сеть заказной еды Uber Eats в России отсутствует. Здесь есть своя предыстория. Дело в том, что Uber Eats (дочерняя компания американского таксомоторного сервиса Uber) на какое-то время в России появлялась, однако после того, как находящаяся под эгидой мощного российского IT-сервиса Яндекс служба такси Яндекс. Такси поглотила Uber, сеть Uber Eats тоже была поглощена сервисом Яндекс. Еда. А возникшая в 2009 году как венчурное самостоятельное предприятие сеть Delivery Club в 2016 году была куплена российским IT-монстром Mail. ru. Доставка заказной еды в России имеет свои тонкости Когда и в Японии, и в России видишь шустрых молодых доставщиков готовой еды, быстро снующих туда-сюда по улицам, то испытываешь по отношению к ним сочувствие и даже желание чем-то помочь. Японская Uber Eats или российские Яндекс. Еда и Delivery Club не имеют своих штатных курьеров. Таких работников привлекают в качестве «партнеров по доставке» при помощи объявлений в интернет-приложениях и задействуют по мере необходимости. Это позволяет таким сотрудникам работать по устраивающему их гибкому графику и является одним из элементов нового подхода к найму персонала. Однако в России отношение к таким «партнерам по доставке» не везде идеальное. Некоторые из них, работающие в Яндекс. Еде в социальных сетях даже иронично называют себя «желтыми невольниками». Самую главную проблему для них создают жесткие лимиты времени по доставке заказа. Обычно, чтобы клиент остался довольным, доставка еды должна занимать не больше 30 минут. Не знаю, как это происходит в Японии, но доставщики еды в России платят штраф в том случае, если не укладываются в отведенный норматив. В Японии курьеры получают заказ непосредственно в конкретном кафе или ресторане и отвозят его по адресу на велосипеде или мотороллере. Из-за большого размера российских городов доставщики здесь вынуждены часто пользоваться общественным транспортом (велосипеды они могут возить с собой), и транспортные расходы оплачивают из своих средств. Кроме того, адресная система в России не такая простая, какой она представляется на первый взгляд. За понятным адресом типа «Ленинский проспект, д. 5» может скрываться множество корпусов и строений, найти которые подчас равносильно разрешению сложной загадки. Поэтому в целом работа доставщиком готовой еды в России представляется мне более трудной, чем в Японии. Однако самая главная сложность здесь — это довольно суровый климат, и в особенности — зима. Согласно данным, полученным путем анкетирования клиентов, пользующихся сервисом доставки заказной еды, главным их стимулом при этом являются соображения экономии времени. А на втором месте желание избежать похода за едой при плохой погоде. Зимой в России преобладают температуры порядка минус 10-20 градусов, часты метели и снегопады. На улицах бывает много снега, нередки гололедицы. О каких велосипедах для доставки еды может идти речь в таких условиях? Вот и видишь зимой шагающих быстрым шагом молодых ребят, несущих на спине большие термосы-рюкзаки с эмблемами ресторанных сетей. И хочется, чтобы за такую работу и платили бы им побольше.
Комментарии (0)