Sohu (Китай): начался новый виток конкуренции между США и Россией в Арктике. Россия предупреждает Америку, чтобы та не действовала необдуманно - «Военное дело»
- 00:01, 23-май-2020
- Россия / Военные действия / СТАТЬИ / Мнения / Большой Кавказ / Азия / Европа / США / ДНР и ЛНР / Мероприятия / Законы / Судьи / Технологии
- Novosti-Dny
- 0
Между Россией и Соединенными Штатами начался новый виток конкуренции в Арктике, в связи с этим Россия предупреждает США, чтобы они не действовали необдуманно. Американские военно-морские силы собираются провести операцию по обеспечению свободы судоходства в Арктике, которая будет угрожать экономическим интересам и национальной безопасности России. Недавно США возобновили патрулирование Баренцева моря. Эти действия — беспрецедентная демонстрация силы Соединенных Штатов и их союзников по НАТО со времен окончания холодной войны.
Недавно три американских эсминца и британский фрегат в сопровождении кораблей снабжения вошли в арктические воды. США и страны НАТО проявляют большой интерес к Арктике, и реконструкция патрульной группы является одним из важных проектов. Потепление вод и таяние ледников в этом регионе открыли возможность более быстрого морского транзита между Европой и Азией и доступ к природным ресурсам, которые ранее были недоступны из-за суровых климатических условий и высокой стоимости. Но сейчас у Соединенных Штатов достаточно интересов, чтобы пойти на риск.
8 мая Европейское командование ВМС США сообщило о том, что «миссия завершена: эсминцы ВМС США и британский фрегат покинули Баренцево море 8 мая, после семи дней арктических операций».
Россия рассматривает большую часть Баренцева моря как часть своих территориальных вод. Москва ясно дала понять американцам и международному сообществу, что Россия будет использовать все возможные средства для защиты экономических интересов и национальной безопасности. Учитывая связанные с этим риски, если Соединенные Штаты будут стремиться к более активному расширению своих военных позиций в Арктике, то существует вероятность конфликта между Вашингтоном и Москвой.
Некоторые представители Министерства обороны США настаивают на том, чтобы разрушить «железный занавес», который Россия воздвигла вдоль своей береговой линии Ледовитого океана. Они призывают Соединенные Штаты активно вести военно-морские действия в регионе, расширить масштабы патрульной группы в Баренцевом море и провести так называемую операцию «свобода судоходства», которая является стандартной практикой для США и НАТО по проведению «незаконных» военно-морских операций в арктическом регионе.
Несмотря на то, что Конвенция ООН по морскому праву еще не подписана, Вашингтон часто утверждает, что Соединенные Штаты имеют право плавать в международных водах, хотя и считает, что благоприятные положения Конвенции могут быть использованы в качестве отговорки для того, чтобы избежать неприятных последствий. С 1983 года американские военно-морские силы провели более 400 операций по обеспечению свободы судоходства, направленных на оспаривание чрезмерных претензий России. Сторонники расширения свободы судоходства в Арктике считают, что подобные учения являются необходимым условием противостояния доминированию России в данном регионе.
Одним из руководящих принципов любых действий США и стран НАТО в Северном Ледовитом океане будет выступать противодействие российскому государственному законодательству, которое, по мнению этих стран, носит чрезмерно ограничительный характер в отношении действий в арктических водах на основании статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву. В соответствии с нынешней ситуацией Россия считает, что Северо-восточный морской путь (известный в России как Северный морской путь) проходит в ее территориальных водах, поэтому традиционное право на свободу судоходства здесь не действует. Напротив, в стране принят ряд законов, которые практически исключают право на свободу судоходства, ограничивая строительные работы, морскую навигацию и лицензионные требования. Следует отметить, что эти законы во многом схожи с законами Канады. Как и Россия, Канада на основании статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву установила государственный закон, ограничивающий транзит судов в ее арктических водах.
Толкование Россией и Канадой прав, установленных статьей 234 вышеуказанной Конвенции, сталкивается с юридическими вызовами со стороны Соединенных Штатов и других стран. Эти государства надеются получить экономический потенциал арктического региона, так как под воздействием глобального потепления здесь происходит быстрое таяние ледников.
По оценкам Президента России Владимира Путина, общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в арктическом регионе России составляет около 30 триллионов долларов, поэтому Россия считает Арктику своей. Одной из важных причин дальновидной позиции России в данном регионе является защита ее финансовых интересов, использование преимуществ «новых территориальных вод», появившихся в связи с таянием ледников в Арктике для получения экономических выгод. Поэтому Россия не отступит от своего, даже если Соединенные Штаты начнут демонстрировать силу в регионе и пригрозят начать новую холодную войну.
Однако существует еще один ключевой фактор, который меняет динамику любой операции по свободе судоходства. Мирный проход — это ключевая концепция, лежащая в основе любых проводимых учений по обеспечению свободы судоходства: военные корабли могут осуществлять транзит, не нарушая мир и порядок. Однако корабли США и НАТО, которые будут проводить операции по свободе судоходства в Северном Ледовитом океане, будут оснащены ракетами класса «земля-воздух» и крылатыми ракетами морского базирования, что будет угрожать безопасности российских стратегических ракетных войск, дислоцированных в Сибири.
Соединенные Штаты разрабатывают усовершенствованную ракету класса «земля-воздух» SM-3 Block IIA, которая может быть запущена с установки вертикального пуска Mark 41, используемой для загрузки кораблей с системой «Иджис». Новые перехватчики также смогут перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты и будут испытаны в третьем квартале 2020 года. Поскольку большая часть стратегических ядерных сил России, особенно тех, которые базируются в Сибири, для достижения американских целей были размещены в Северном Ледовитом океане, дислокация в этом регионе любых американских кораблей, оснащенных этим оружием, не может рассматриваться как мирная акция.
Система вертикального пуска Mark 41 может также использоваться для запуска крылатых ракет морского базирования (SLCM). В рамках «Доклада о состоянии ядерных технологий» 2018 года американские ВМС разрабатывают новую крылатую ракету морского базирования SLCM-N, которая будет оснащена термоядерной боеголовкой W-80-4 переменной мощности 5-150 килотонн. Любой корабль, оснащенный оружием SLCM-N, при выполнении задач в Северном Ледовитом океане будет иметь возможность перехвата первого удара стратегических ядерных сил России. Аналогичным образом эта возможность делает транзит такого судна отнюдь не мирным.
В настоящее время Россия имеет в Арктике шесть военных баз, десять аэродромов, многочисленные позиции зенитно-ракетных комплексов и военные порты, а также действует под руководством Объединенного стратегического командования «Северный флот». Зенитный ракетный комплекс включает в себя Тор-М2ДТ, который представляет собой модернизацию советской системы СА-15, и усовершенствованную систему «Панцирь-СА», которые были адаптированы к суровым условиям эксплуатации в Арктике. Эти системы предназначены для защиты от ударов крылатых ракет и находятся в состоянии боевой готовности круглый год.
С этой точки зрения милитаризация в Арктике со стороны России носит скорее оборонительный, чем наступательный характер, и ее целью является защита важных интересов национальной безопасности государства от угрозы любых провокаций со стороны США и стран НАТО в Северном Ледовитом океане.
Кроме того, у России есть история, которую можно проследить еще с советских времен. Бывший СССР считал, что свобода судоходства Соединенных Штатов и их союзников нарушает требования мирного прохода, поэтому он активно защищал свои интересы национальной безопасности, не допуская вторжение в территориальные воды. Возможно самым показательным примером является столкновение у берегов Крымского полуострова 12 февраля 1988 года. Американские ВМС направили оперативную группу, состоящую из двух кораблей — крейсера «Йорктаун» и эсминца «Карен», для проведения штурмовых операций вне традиционного морского пути.
Вашингтон утверждает, что Соединенные Штаты имели полное право двигаться по этому морскому пути на основании мирного прохода. Однако с точки зрения Советского союза, наличие двух современных военных кораблей не соответствует требованиям мирного прохода. Оборудование этих кораблей представляло большую угрозу, чем любые предыдущие учения по обеспечению свободы судоходства. СССР отправил два фрегата, чтобы бросить вызов американским ВМС. Игнорирование предупреждений с советской стороны покинуть территориальные воды СССР привело к решительным действиям советских кораблей. Нет никаких сомнений, что российский ВМФ примет аналогичную стратегию и готов прибегнуть к даже более активным мерам для защиты интересов России в Северном Ледовитом океане, поскольку Россия чувствует, что действия США и НАТО угрожают ее коренным интересам и не соответствуют требованиям мирного прохода.
Если Соединенные Штаты решат укрепить свои позиции в арктическом регионе, расширить масштабы патрульной группы в Баренцевом море и развернуть более агрессивные спецподразделения вдоль Северного морского пути России, то можно спрогнозировать, что Россия предпримет ответные меры. Таким образом, вполне возможно повторение инцидента 1988 года, но уже в акватории Северного Ледовитого океана. Сегодня, когда между США и Россией вновь возникает напряженность, подобная холодной войне, не нужно, чтобы возникало новых точек соприкосновения в военном отношении. Начался новый виток конкуренции между двумя странами в Арктике. Россия предупреждает Соединенные Штаты, чтобы они не предпринимали необдуманных действий. Однако, даже если Америка продемонстрирует свою силу в Арктике и пригрозит начать новую холодную войну, Россия не отступит.
Комментарии (0)